Cuba 3D электро
Сегодня сделал еще четыре полета, огромное спасибо Булату за помощь в настройке самолета.
Винт XOAR 24/10 не понравился, слишком медленно и мотор явно недогружен, правда был сильный ветер.
Фото моторамы постараюсь выложить завтра, они у меня на другом компе.
Сегодня удалось облетать Электро Кубу 3D.
Молодчина Диман!!! Завидую белой завистью, что такой лёгкий самик получился, не то что у меня!
Винт XOAR 24/10 не понравился
Что с винтом думаешь делать(какой ставить), а то у меня тоже такой стоит?
Что с винтом думаешь делать(какой ставить), а то у меня тоже такой стоит?
ASP 24/12 понравился, правда сильно не тестил, завтра попробую XOAR 25/10
Дима, покажи, как мотораму переделал, плиз
Две пластины из 3мм дюраля, сверху и снизу.
ASP 24/12
В смысле APC ?
В смысле APC ?
Спасибо! Конечно, АРС. Заметил, что он при уходе с висения какой то странный звук проскакивает, похоже есть срыв потока.
Все же Скорпион полное г… на экстре 1,98 после 20 полетов оторвались магниты. так что поставлю я опять Хакер.
Какие новости с полетов Кубы???
Берегу до поездки на фестиваль в Великие Луки.
А так летает супер, я очень доволен.
Берегу до поездки на фестиваль в Великие Луки.
О, замечательно! Значит будет возможность рассмотреть этот девайс подробно.
Супер, будет реально интересно посмотреть и сравнить, у меня тоже Cuba но только с 55 3W.
Блин, жаль что я не приеду, не привезу свою CUBу!
В пятницу после обеда планирую быть! До встречи в Великих Луках!
Супер, будет реально интересно посмотреть и сравнить, у меня тоже Cuba но только с 55 3W.
Привет! Шикарно полетали, если бы пару деньков потренироваться, то парный пилотаж на Кубах очень даже неплохо смотрелся бы. Спасибо за совместный полет!
А я продолжаю летать и получать удовольствие от электро самолета, сегодня потестил XOAR 25/10, понравился, чувствуется, что мотор загружен, нет срыва потока на висении, хорошо тянет. Да кстати и звук от него вполне приличный, я бы даже сказал благородный. Еще раз убеждаюсь, что с подбором комплектующих я угадал!
Вот теперь в задумчивости, есть у меня еще одна Куба, пока в ремонте, недавно получил новый фюзеляж, какой ее собирать бензиновой или электро?
Есть мысль попробовать собрать ее в максимально бюджетном варианте на электричестве.
сегодня потестил XOAR 25/10, понравился
Дим, привет, а по взлётке такой размер не чиркает?
Ну скажем так, это крайний размер с которым можно летать. А вообщето я стойки шасси хочу поменять на повыше, чтоб поспокойнее было.
Вот собрал все мысли по Электро Кубе в кучу и оформил их в эту статью.
Может кому пригодится если не лень много букв прочитать будет. 😒
Решив попробовать, что такое большой электро самолет я долго не раздумывал и заказал Кубу. Во первых я этот самолет уже хорошо знал, так как два сезона отлетал на бензиновой Кубе, за это время было несколько падений и ремонтов, самолет значительно прибавил в весе (после последнего ремонта он весил 9560) , но по прежнему продолжал отлично летать. Так же очень порадовала прочность и ремонтопригодность планера, однажды после отказа двигателя на висении, самолет метров с шести морковкой ткнулся в
полосу, деревяшка рассыпалась бы, а этот после ремонта носовой части фюзеляжа, который занял пару дней, продолжал летать. Ну, а во вторых, производители охотно согласились сделать некоторые изменения в самолете, об этом чуть позже, и обещали по возможности облегчить модель, поскольку она изначально планировалась под электромотор.
Итак пока делался для меня планер, я занялся подбором начинки для будущего самолета. Сразу поставил себе задачу постараться собрать максимально легкий самолет,
и поэтому при подборе комплектующих пользовался принципом разумной достаточности.
Примеров перегруженных самолетов перед глазами было достаточно, однако на АКБ я решил не экономить и остановил свой выбор на 12S 5000.
Винт 24/10 для этого самолета на мой взгляд вполне оптимален, а соответственно мотор был подобран исходя из 12s аккумуляторов и винта 24/10, получился Скорпион
S-5535-160Kv и регулятор Castl 120HV. Винты купил ASP 24/12, Xoar 24/10 и 25/10.
На карбоновый кок денег тратить не стал, а заказал с «Эспирита» стеклопластиковый.
Мотораму взял китайскую штампованную, но по совету коллег усилил ее.
Теперь о комплектации бортовой аппаратурой. Я летаю на Мультиплексе,
причем недавно заменил передатчик на 2,4 гГц с телеметрией. Поскольку мультиплексовские приемники способны устойчиво работать с напряжением от 3,5 до 9 вольт, было решено использовать сервы от Хайтека серии HV и запитать бор через Castl BEC CC Pro, настроенный на 8 вольт выходного напряжения.
Имея на борту 12S 5000 аккумуляторы, я решил, что будет глупо таскать еще и аккумуляторы для питания борта, помимо лишнего веса за ними еще и следить надо. Конечно можно сказать, что независимое питание борта это повышение надежности, однако я считаю, что надежность достигается качественной сборкой и подбором хороших комплектующих, электроники у нас на самолетах и так хватает, и лишней блок в виде ВЕКа сильно надежность системы в целом не снизит. Статистику конечно никто не ведет, но мне кажется, что от просевшего борта разбито гораздо больше моделей, чем из за сгоревшего ВЕКа. Так же грех было не воспользоваться телеметрией и на борту появился датчик измерения напряжения на силовых АКБ.
Теперь можно летать не по времени, опасаясь угробить аккумуляторы, а по их фактическому состоянию. Правда тут я немного ошибся, надо было взять датчик измеряющий потребляемый ток, тогда данные о разряде аккумуляторов были бы более адекватные.
Понимая, что мотор с моторамой весит не 2 кг, а примерно 900гр, и я рискую нарваться на заднюю центровку, было решено убрать две сервы из руля высоты и установить одну, в аппаратурном отсеке, сделав тросовой привод.
К тому же это уменьшало разнос масс вдоль фюзеляжа, экономило не много не мало, а порядка 100 гр веса и давало возможность в более широком диапазоне двигать центр тяжести перемещая АКБ. Вот тут и была озвучена первая просьба к производителям, не вклеивать кабанчики на рулях высоты и не делать прорези под сервы в стабилизаторе. Так же меня не устраивала система крепления фонаря, перспектива крутить шесть винтиков перед каждым полетом для замены АКБ меня не радовала и я попросил вообще не делать крепления. В перспективе планировалось сделать быстросъемный фонарь как у пилотажников, что собственно я и сделал
Модель ко мне приехала в жестком ящике, в нем кстати и храню самолет, так что обошлось без сюрпризов и повреждений. Сборка особых проблем не вызвала, сервы в крылья встали на штатные места, надо было сделать только тяги… В рули высоты были вклеены двухсторонние кабанчики купленные на «Хобби кинге». Сложенным в двое ножовочным полотном сделал пропил и зашкурив место склейки на кабанчике вклеил его на эпоксидку с микросферой. Там же были куплены быстросъемные шаровые наконечники, надо же половинки стабилизатора снимать для перевозки и хранения.
Установка мотора, благодаря разборной штампованной мотораме проблем не составила, при помощи регулировок легко удалось выставить мотор так, что бы зазор между коком и капотом был ровномерный. Потом эту мотораму сверху и снизу я усилил еще двумя дюралевыми пластинами. Наверно не самое правильное решение, надо было выточить стойки, но честно говоря мне стало лень. Регулятор занял свое место под капотом.
Нарезав в пластиковых ушках резьбу М4 я прикрутил его пластиковыми винтами, надежно и безопасно. Провода внутрь пропустил через кусочки резиновых шлангов вклеенных в отверстия на циакрине. Уж коль речь зашла о проводах, то хотел бы отмерить, что все провода я убрал в защитную сетку купленную на «Хобби кинге». Вещ копеечная, но она не только дает нарядный внешний вид, но и предохраняет провода от перетирания и повреждения. Разбирая как то разбитый самолет, в конце сезона, я с удивлением обнаружил протертые до жил удлинители, хотя всегда стараюсь крепить провода так, что бы ничего не болталось. Теперь использую эту сеточку и вам советую.
Достаточно долго думал как сделать площадку для крепления аккумуляторов.
Каждый из АКБ весит порядка 800 грамм, а соответственно крепление должно выдержать этот вес на резких эволюциях. То, что они будут крепиться на липучку и дополнительно притягиваться по круги к площадке сомнений не было, а вот из чего сделать надежную и легкую площадку, да так что бы была возможность двигать АКБ вперед назад в широких пределах ( я не знал точного места где они встанут), был вопрос.
В итоге, две рельсы быле сделаны из переклея двух карбоновых трубок квадратного сечения 8/8 и бальзовой пластины 8/15мм, получились очень легкие и прочные рельсы сечением 31/8 мм, поверх них были наклеены две полосы липучки, а сами рельсы были вклеены от подиума машинки руля поворота до фаэрвола.
Я постарался расположить их как можно ниже, что бы лонжерон крыла не мешал двигать АКБ и они дополнительно были приклеены к площадке крепления шасси.
Приемник, ВЕК и датчик телеметрии расположились на дне самолета между этими рельсами.
Купив фурнитуру для бокового крепления сервы, я закрепил серву руля высоты на двух карбоновых трубках сечением 8/8 вклеенных в фюзеляж. Правда, прежде чем вкручивать в них самарезы я внутрь трубок вставил кусочки рейки заклеив их циакрином, а сами трубки рассверлил так, что бы саморезы вворачивались в рейку не травмируя трубки. Для последующего удобства натяжки тросов машинка руля высоты встала выше и сзади, а руля направления ниже и чуть впереди. Подиум для сервы руля высоты по моей просьбе тоже не вклеивался.
Итак, собрав весь самолет, я его взвесил и порадовался, готовый к взлету с 12S 5000 АКБ он весил 7400гр. Работа производителей над облегчением планера и моя работа по оптимизации комплектации не прошла даром. Мой опыт в эксплуатации Кубы подсказывал, что Куба весом 8200 летает очень даже неплох, а значит у меня есть запас в 600-700 гр на то что бы использовать аккумуляторы большей емкости. На мой взгляд это оптимальный подход, стараться сделать максимально легкий самолет (конечно не в ущерб прочности и надежности), а потом догружать его дополнительной емкостью аккумуляторов увеличивая тем самым полетное время.
А полетное время составило порядка 6-8 минут в зависимости от стиля полета без потери мощности. Я попробовал три винта АРС 24/12Е, XOAR 24/10 и 25/10.
Первый винт порадовал больше всего, но с ним наблюдался срыв потока на висении, и он несколько терял свою эффективность в момент ухода с висения, но не критично, его было решено оставить для ветреной погоды. XOAR 24/10 мне не понравился, крутится как то в пустую, ни тяги не рывка не получаешь, а вот 25/10 порадовал и тягой и скоростью и рывком. Он был признан основным винтом для данного самолета.
По полету модель ни чем не уступает своим бензиновым собратьям, на фестивале в Великих Луках, полетал вместе с бензиновой Кубой, да и собственный опыт эксплуатации бензиновой Кубы говорит, что эта ни чем не хуже, а может даже и лучше.
Немного фоток с полетов.
Дима, ты монстр!!! Спасибо оч пользительно и доходчиво! А учитывая, что в таком электро-размере все буквально идут на ощупь -бесценно!
Как думаш Скорпион потянет EF Яка 2,2 ? Хотя Саша стопудняк обгадит идею в пользу А80 😃))))
Как думаш Скорпион потянет EF Яка 2,2 ?
Если уложишься в 7400-7800 то легко. Мой после ремонта шасси и с 12S 5800 АКБ весит 7700.
Надо разумно подходить к комплектации!!!
Надо разумно подходить к комплектации!!!
Золотые слова говоришь!!! Хакер А-80, не плохой мотор, но,блин, тяжёлый, 1450гр. Я, когда собирал Кубу-электро, думал, что только этому двигателю удастся справиться с такой махиной, но вот махиной-то она и не оказалась.
А мне кажется, все таки моторама получилась правильная.
Вопрос к тем кто имеет опыт больших электричек,
думаю собрать sbach 342 50 CC, на электричестве, на сайте хакера есть моторсет для себа 2,2, там хакер Q80-7,
какую мотораму можно использовать, и как поступать с длиной моторамы