Katana MX от Precision Aerobatics 2012

zsz
dmleo:

Смотря какой краш. Крылья стрядают меньше всего - вообще спорное утверждение. Удар может быть крылосворачивающи. Вокруг оси трубы.
Далее - крылья, как таковые, есть практически у всех производителей в качестве замены в разделе “части к самолетам”.
Но в порядке бреда давайте пойдем “от противного”. Кроме РА. Почему тогда на моем ангеле себарте крепление сделано на деревянных петлях и пластиковых болтах? На еф mxs - тоже пластиковые болты?На декатлоне от ГП то же пластиковые болты? На Weston 3D то же пластиковый болтище ? ( это все не по наслышке- это все из моего опыта и ангара) У Вас есть какие нибудь мысли на этот счёт?

О том, что крылья страдают мало, я говорил именно применительно к KMX и исходя из трехлетнего опыта эксплуатации. Серьезно повредить их удавалось только при цеплянии крылом за землю на низких фигурах - страдали законцовки. При неуправляемом падении с высоты (потеря сигнала, такое было трижды) в худшем случае выворачивались корневые нервюры, причем вместе с ответной частью фюзеляжа. В итоге у меня уже третий фюзеляж и исходные крылья. Ни разу не видел, чтобы пластмассовые болты ломались или вырывались из резьбы. Может быть, такое возможно при их меньшем диаметре, но просто возьмите в руки наш болт и попробуйте его сломать или сдернуть с него гайку, чтобы почувствовать, какие для этого нужны усилия. И сопоставьте эти усилия с нагрузками, которые способны выдержать наши хрупкие бальзовые конструкции. И это не говоря уже о том, что именно сломать (а не просто согнуть) пластиковый болт при однократной нагрузке не так-то просто. Разве что в конструкциях, где болт работает чисто на срез (когда планка от крыла заходит внутрь и болт крепит ее к шпангоуту).
До KMX у меня были и другие самолеты с крыльями на болтах, да и краши коллег по летному полю наблюдаю, и там мне тоже не приходилось видеть, чтобы болты работали как срезные элементы. Зачем же тогда производители делают их пластмассовыми? Несколько версий:

  • для экономии веса;
  • чтобы соединение было более упругим и не ослабевало из-за вибрации;
  • чтобы не было искушения заворачивать болт со всей дури - стальной промнет бальзу, а пластмассовый скорее сорвет себе резьбу.
    Могут быть и другие объяснения, но то, что болт ломается, спасая крылья, не подтверждается моей (ограниченной, конечно) практикой.
    Было бы интересно узнать о реальных случаях, когда болт при краше ломался, спасая крылья (и какой был диаметр болта).
WOLF_VT

Писали же выше. Болты к этому ни какого отношения не имеют. У них вектор нагрузки совершенно другой. А именно, препятствовать центробежной силе, сдёрнуть крыло с трубы. Все остальные нагрузки, в том числе и при ударе держит труба, а от проворота - штыри. Разговор пошёл от того, что один из болтов был бракованный, овльный, меньше диаметра, и при нагрузке от руки прощёлкивался в резьбе гайки. Пришлось поменять, а т.к. они в ближайшем от меня магазине продаются только сотнями, то у меня теперь 98 ненужных болтов.😵😁😁😁

Smoki2000

А может простая финансовая экономия???

7 days later
Surf

Друзья,
кто своим глазам, живым пилотам и их словам верит больше, чем форумным …писателям,
кому интесно увидеть что может КатанаМХ в правильных руках,
кто готов обменяться опытом сборки, настройки и собственными придумками:

В эти выходные гостеприимная полоса АМК предоставляет для этого замечательную возможность.
Подробности здесь: rcopen.com/forum/f22/topic425255

Самолеты будут самых разных производителей. КМХ в полетной сетке присутствует (не моя).
Я очень постараюсь быть.
До встречи!

7 days later
Surf

Очень душевная Осенняя встреча получилась у "АМК “Нам бы в небо!”.
И полетали, и пообщались, и шашлычка поели.

Ветерок 5-10 м/сек присутствовал, но не был сильной помехой для КатанМХ Алексея (Kwazimoda) и Алексея (obormot69). Отлетали молодцами - смотрел с удовольствием.

На КатанеМХ Алексея (obormot69) установлены самодельные шайбы на крылья. Шайбы сделаны не как Вортексы РА, а большие “лопухи”- по типу экстримфлайтовских SFG.
По словам Лёхи (да и по взгляду со стороны) эти шайбы хорощо добавили инерционности при вращениях, что особенно положительно сказалось на фигурах типа поп-топ, где инерция модели очень и очень нужна.

В этот раз не вышло потестить модели друг друга и сравнить, ну да не в последний раз встречаемся!

Атмосферное видео с мероприятия:

E_Gor

Немного о модели из “черного ящика”. Посмотрел как Алексей (obormot69) “вытягивает в полете ее австралийскую душу”. Продуманный конструктив и качественное исполнение выше всяких похвал.

6 months later
Nick74

Всем доброго дня!
Наконец-то сборка КМХ подходит к концу. Из переделок: заменено хвостовое колесо (облегченное поставлено на фюзеляж), серва РН перенесена в центр фюзеляжа, заменены дефлекторы на самодел (полчаса работы - на пластике “карбон-фетиш” было не сделать). В остальном по букварю. Акки планирую 6 банок на 2200ма.
Вопрос к владельцам - у меня наружная часть элеронов слегка смотрит вниз, надо ли подтянуть/подровнять? (У корневых нервюр ровно при этом)

Surf

Николай, фото тюнинга приветствуются 😉

Nick74:

Вопрос к владельцам - у меня наружная часть элеронов слегка смотрит вниз, надо ли подтянуть/подровнять? (У корневых нервюр ровно при этом)

  • подтянуть обязательно и выровнять геометрию!
Nick74
Surf:

Николай, фото тюнинга приветствуются 😉

Это обязательно, раз уж больше похвастаться нечем)))
Спасибо, Дима, буду тянуть/ровнять. За скорость закладки фото прошу не пинать - телефонные весят много и сразу не закинуть(((, приходится сначала на комп, резать и лишь потом могу вставить.
Осталось только штуртросы с РН протянуть, да элеронные тяги сделать - начать, да закончить одним словом. Если погода не подведёт надеюсь к Первомаю облетать!😁

Nick74

Ни разу не “тюнинг” - заделка щелей (делаю с обоих сторон)
На втором фото - заднее колесо. Т.к. на клин сходятся только стрингера пришлось подклеить 3-х слойную фанеру.
Так же видно крепление тросиков на РН. Наконечники тяг с шарами от Бандита (вилки вообще не нравятся)

Качалки - синие от 5245 хайтеков, длина на 1 мм короче, чем на угольных пресиженовских, но мне хватит. На машинке для РН тоже от какого-то хайтека.
Приёмыш на л/б, такое подключение серв фонарю не мешает.
Площадка под машинку РН усилена продольными стрингерами - играла, теперь жёсткая

Воздухозаборник бортовой - виден “фетишный” тюнинг. Из бальзы по типу ЭФ сделан.
В нижнем виден регуль, установлен примерно по кормовому срезу двигателя

Шасси - колёса заменены на больший диаметр.
Фанера внутри тапка - для поджатия собственно тапка, вращению колёс не мешает

В крыльях сокрыты излишки кабелей серв - чуть-чуть промахнулся с длиной

Контроль веса - по окончанию сборки.
Ещё по кромке изнутри проклеен капот армированным скотчем - в некотором смысле уменьшает эффект барабана (по опыту других моделей).
Всё оборудование - рекомендованное производителем. Переделки - что-то просто так захотелось, что-то из-за кривизны рук (хвостовое колесо), перенос сервы РН - из-за опасения задней центровки. Считаю, что лучше оборудование катать по планеру, чем балласт на капот вешать.

P.S. Самолёт из первых партий - никакой кривизны производителя нет, всё состыковалось без проблем и работы рубанком

Nick74

Долго ли коротко ли но сборка таки подошла к своему логическому завершению

Винт Вокс 15х8 пока, сделал предварительные настройки (увы, не все качалки встают в “0” механически)
Контроль веса - 1610 (+/- 10 на погрешность измерения) грамм без акков, акки 330-360 грамм. Итого полётный вес будет примерно на 100 грамм больше указанного на сайте РА.

P.S. Элероны подровнял.
Облёт как только погода позволит:)

Surf

NAVY - это палубная версия 😃 ?

Surf

Ну тогда облета без качки 😃 !

9 days later
Nick74

Наконец-то “случилось страшное” - облетал я свою КМХ. Ну, что сказать… Все сказано уже задолго до меня. Летит легко, даже легонько я скажу. Взлёт даже на пол-газа без трудностей. Триммирование - один щелчок по элеронам влево. Очень чуткая на центровку. Малость разочаровался гравицапой - видать что-то в ней заедает, при центровке по гравицапе 112 мм (Дима, твоя рекомендация для ровного полёта) затягивало в стояние виса на винте. Перепроверю ещё раз центровку на нитке. Для посадки триммернул, переставил носовее акк, триммер рв в ноль. И явилось чудо - полетел ровно и предсказуемо. Пытался “обвалить” - не вышло, когда скорость становилась близкой к срывной самолёт опускает нос и дальше себе спокойно планирует. В перевёрнутом полёте лёгкая поддержка РВ. Из-за лёгкого ветерка пока не понял в какую сторону уводит на ноже, может и не уварит вовсе, а только кривизна рук… Читаемость в ясном небе выше всяких похвал. Самолётом доволен. Акками на 6 банок тоже. Их габариты и вес (получился примерно такой же как и у связки из двух рекомендованных с переходником), а так же компоновка с сервой РН в центре позволяют сделать любую, мыслимую для меня, центровку. Теперь надо влётываться - и будет счастье!

Nick74

На блендере вырвало правый штырь крепления фонаря и отправился он в поля колхозные по своим делам… Найден целым, за исключением утерянного штырька. Был, оказывается, мелко вклеен. Вылечу. Из более-менее существенных потерь пробитый сверху правый элерон. Неприятно, но не смертельно. Тоже лечится.
Без фонаря посадил без каких-либо трудностей. Такое вот лётное проишествие…(((

Nick74

В спокойной обстановке осмотрел узел выломанного штыря, а так же произвёл “эксгумацию” уцелевшего. Оказались мелко вклеены, только на глубину шпангоута, даже не входили в шайбу. Планирую нарастить в глубину шайбу и на всю глубину вклеить новые штыри

Nick74

Так выглядит лечение больного.
Из бальзы сделаны бобышки, вклеены позади фанерных шайб, в них засверлены отверстия под размер прутка. Новые штырьки - угольные (нашёл пруток в закромах), диаметр 2 м, длиной около 30 мм (делал “на глазок”). Все клеилось на циакрин. Тест-драйв штырей показал, что теперь скорей фонарь развалится, чем штыри повылетают. Правда, пришлось чуть-чуть пройтись сверлом по ответным отверстиям в шпангоуте. Фото элерона - для справки, это действие интереса не представляет

obormot69

А вот моя красавица. Фонарь сорвало на чтопоре на ноже, улетел в болото. Искать не полез, купил что было в Авиаторе, красного цвета. Ждать на заказ синий не хотел, перетягивать плёнку на фонаре тоже лень было, добавил немножко красного на планер, повеселее смотреться стала. Шайбы на крыльях переделал, старые были слишком уж большие и тяжёлые, всё время приходилось ловить после бочек всяких, да и переклей сделал не грамотно, повело на солнышке. В результате сделал новые, из бальзы, легче и поменьше, что сказать, полёт на ноже…сказка, и доп инерция на фигурах только в тему. Хороший самолётик однозначно! И летает классно! При сильном ветре, сдвигаю центровочку вперёд на пару сантиметров. Аки 2200 3S*2
Меня отговаривали от покупки, мол Пресижены из гнилой бальзы, бяка, схватить не за что… фсё ломается…чесно скажу, уж как я над ней бедной издевался…всё выдержала. Так что если кто задаётся вопросом брать или нет? Берите однозначно. Не пожалеете, ну а о найденных при сборке косяках забудете моментально, как только полетаете. Да и у какого производителя их нет?
Ну и фотка первоначального варианта

Nick74
obormot69:

бяка, схватить не за что… фсё ломается…

А не для того самолёты, что б их корявыми руками лапали!
Нормальные у Пресижена самолёты. Влётываюсь в свою. Жаль, что опять командировка на 3 месяца…(((
Алексей, а винт у Вас какой?

obormot69

Винт первоначально был 15*6, потом поставил 15*7, деревяшка с Хоббей называется AeroStar. Тяги за глаза, чума просто, прёт как бешенная табуретка.