Элевоны без элеватора

Glinco

В МАИ в первом корпусе висит самолет, так у него в управлении по тангажу участвуют закрылки, при кабрированиии закрылки выпускаются. Или что-то близко к описанному процессу, давно это было. Но с рулем высоты у него стандартно.
Дима.

6wings
Lazy

Такое летать не будет 😃
Вернее - будет, под условием, что вы не будете трогать рули 😃 Сбалансируете его для прямого полёта, ну оно и полетит. А попробуете рулить - упадёт 😃
Бесхвостка - это одно. А “хвостка” без руля высоты - это совершенно другое 😃

Ну, во-первых, виражи оно делать будет - элероны-то работают штатно.
А что касается набора высоты и снижения - тут вопрос не очень понятный.
Если стабилизатор расположить очень близко к крылу, может, что-нибудь управляемое и получится 😃
Надо в симе каком-нибудь попробовать.

Добавлено

Glinco

В МАИ в первом корпусе висит самолет, так у него в управлении по тангажу участвуют закрылки, при кабрированиии закрылки выпускаются. Или что-то близко к описанному процессу, давно это было. Но с рулем высоты у него стандартно.

дык, ясно, что с рулем высоты оно как минимум не хуже 😃
Вопрос в том, можно ли летать БЕЗ него? 😃

Glinco

Не будет! Во - первых, не известно, какое направление будет у момента, который создаст элерон. Никто не знает куда сместится ЦД у вашего профиля.
Во - вторых, плечо очень маленькое, соответственно, и момент мал, при возмущении не хватит рулей.
Дима.

Lazy

Вопрос по сути сводится к бесхвостке с прямым крылом 😃 Есть даже реальный планер - Genesis II, серийно выпускается в Литве 😃 Там как раз и присутствует мааааааааленький, близкорасположенный стабилизатор с рулём высоты 😃
Не забывайте - любое отклонение рулевой поверхности на крыле ведёт к изменению кривизны профиля. Это влечёт за собой изменение См и центра давления. В бесхвостках это компенсируется разными методами 😃 В “хвостках” - горизонтальным оперением.
В силу того, что ваш руль высоты находится крайне близко ЦТ, эффективность его будет стремиться к нулю. Вероятнее всего, не сможете компенсировать перемещение ЦД и изменение См, и как следствие - проникновение в почву.
Данная задача решается теоретически, без постройки ЛА.

Concord
6wings:

Смешной вопрос:
как будет себя вести обычный хвостатый самолет с не очень длинным фюзеляжем (типа Мустанга) если ему сделать только элевоны как у летающего крыла и не делать элеватор вообще?

Вопрос не смешной, но бредовый
Если бы Вы предложили дифференциальный стабилизатор, (т.е. как бы элевоны на хвостовом оперении) - это могло бы еще сработать, хотя, вероятно, очень вяло по крену и сильно утяжелило самолет из за требуемого увеличения прочности хвостовой части фюзеляжа на кручение. А вот элевоны на крыле у самолета нормальной схемы, да еще без руля высоты - это полный нонсенс. Эффективного управления по тангажу организовать не удастя по причинам озвученным выше.

Glinco

У машин типа Миг-29 и Су-27 ЦПГО так и работает, правда, на очень немаленьких скоростях. Может я с наименованием машин ошибся, но точно есть сверхзвуковые машины, у которых ЦПГО работает дифференцировано.
Дима.

SAN
6wings:

Смешной вопрос:
как будет себя вести обычный хвостатый самолет с не очень длинным фюзеляжем (типа Мустанга) если ему сделать только элевоны как у летающего крыла и не делать элеватор вообще?

Такое летать не будет

Люблю теоретиков. 😈

У меня есть самолёт с близкой к предложенной вами конфигурацией.
Крыло небольшого размаха и с большой хордой. (114х38см, элероны ~8cм)
Плечо го - примерно одна хорда (может 1.2 😇 )
Совсем без руля высоты, конечно, не летаю 😃 , но было замечено что при опускании элеронов (флаперонов) вниз самолёт резко ныряет и это надо компенсировать заметным отклонением руля высоты вверх - благо аппаратура поозволяет всё это смикшировать. Соответственно при отклонении вверх элеронов реагирует как будто слегка дал высоту на себя.

При желании можно поэкспериментировать и попробовать полёт с управлением без руля высоты. 😃
Надо посмотреть хватит ли свободных микшеров для оперативного переключения режимов полёта.

Lazy

НАДО !
Вы на фтыкаете, Дмитрий. Коллега почти 3 недели мучался с РА-17, или как его там…Флейм на 15 страниц форума 😃 Значть - интерес есть к таким нелетучим аппаратам и дивным схемам.
А как грит Пахомчик - летает всё… 😃 Даже эжык, тока плохо…Его ну ОЧЕНЬ сильно пнуть нада.

Glinco

Ай, не бейте! 😃 Я тока немного вот картонных самолетов построю и все! 😃)) Перейду на пену.
Дима.

Добавлено

ЗЫ. Буквально 1.2 килограмма всего. 😃

6wings
Lazy

НАДО !

Ну, здрасьте 😃
Я-то как раз написал, что НЕ буду такую схему использовать. Но интерес к ней есть. Точнее, есть интерес к тому, где проходит граница между летающим крылом и хвостатым самолетом и насколько резкой эта граница является.

Lazy

Как только появится хвост - оно перестаёт быть бесхвосткой 😃 Со всеми интересными последствиями 😃 Вот и граница.

6wings
Lazy

Как только появится хвост - оно перестаёт быть бесхвосткой 😃 Со всеми интересными последствиями 😃 Вот и граница.

Неверно. Исчезающе малый по размерам хвост хвостом в аэродинамическом смысле не является.

Lazy
6wings:

Неверно. Исчезающе малый по размерам хвост хвостом в аэродинамическом смысле не является.

Сумеете доказать?

SAN
Lazy:

Как только появится хвост - оно перестаёт быть бесхвосткой 😃 Со всеми интересными последствиями 😃 Вот и граница.

Так по какую сторону границы находится упомянутый вами ранее?

Вопрос по сути сводится к бесхвостке с прямым крылом  Есть даже реальный планер - Genesis II, серийно выпускается в Литве  Там как раз и присутствует мааааааааленький, близкорасположенный стабилизатор с рулём высоты

Lazy

Genesis - компромисс между желанием конструкторов (Marske, Ronch) и рынком, который вряд ли примет классическую бесхвостку. А вот Genesis - продаётся, и вроде даже неплохо 😃 Потому как - “хвостка”
Длииииииинная дискуссия была на b2streamlines.com - в котором документе не помню 😃

vovic

В МСиХ была статья о самолете, переделанном из чемпионатного планера F1A.
Стабилизатор не управляемый вообще, элероны работают как элевоны.
Все летает отлично, но, конешно, не маневренно. По тангажу модель управляется, но весьма вяло…
Практика…

Taboo

Все согласны, что на тангаж елевоны в классической схеме влияют.
Но их влияние в классической схеме заметно меньше, чем у бесхвостки. Это легко объяснить, если воспользоваться теорией рычагов. Модель вращается относительно центра тяжести. Рулю высоты, на большом плече надо приложить небольшую силу, по сути надо сдвинуть только хвост. А элевонам, учитывая стабилизирующее действие стабилизатора (каламбур), надо поднять всю модель. Что создает большое сопротивление.

6wings

Исчезающе малый по размерам хвост хвостом в аэродинамическом смысле не является.

Lazy

Сумеете доказать?

От обратного - докажите, что является 😃

Добавлено

Кстати, в тему - вот человек продает “хвостатую” модель Су-37. Посмотрите, что он пишет:

Продаю модель СУ-37 из “епп” размах 110, длина 90. Расчитан под 2 X 75 импеллера и две рулевые машинки (управление как у летающего крыла). На севоднешний день полностью переделан на 4 рулевые машинки (две на элероны и две на руль высоты)

(выделено мной) и взгляните на картинки (в его постинге)

(Уважаемый Lazy, у этого самолета, ведь, далеко не “исчезающе малый хвост”, о котором я говорил 😃)

wingmax

Если уж так хочется без РВ, то можно рассмотреть схему с винжеронами.
Это когда обе консоли меняют угол атаки. Согласно - управление по тангажу, враздрай - управление по крену. Примеры таких моделей и схем управления есть в сети. ( поиск по wingeron, pitcheron). Планеры для гонок у склона, например. Схема как раз применяется для увеличения маневренности без ущерба аэродинамике.
Уже второй год руки не доходят достроить такой планер.