Как сделать выбор? Электро или ДВС?
Опять тема раздута из пустоты.
Кому что нравится, тот на том и летает.
Позволю себе не согласиться с автором…Вопрос не звучал - ЧТО кому нравиться, а КАК сделать выбор. Факт, дискуссия выродилась в банальное -“…А у меня !..а Я !..” 😉
Скорее всего, Господин s_cher ( да и не только он один ❗ ) ожидает объективной оценки обоих схем. Объективной - это значит без эмоций, с примерами и фактами - причём подтверждёнными. А именно этого - если не считать постов Eugen - он и не нашёл. 😢
Может удельные характеристики добавят объективности в дискуссию?
Например, удельная тяга - тяга к весу мотоустановки (с питанием - электро, с горючим ДВС), удельная мощность, удельный расход энергоносителя на единицу мощности и т.д.
Согласен, сравнивать не корректно (энергонасители разные), но можно, если приблизительно.
Слабо знаком с электроприводом, поэтому цифры не привожу.
Уважаемые моделисты, решил приобщиться к вашим многочисленным рядам, но все никак не могу сделать выбор между электрическими и топливными двигателями. Много читал сообщений на форуме, но от них мне не становится понятней. При всем преимуществе электрических двигателей все же наиболее популярными, почему-то остаются двигатели внутреннего сгорания. Очень интересны были бы ваши мнения, применительно как к новичкам, так и к профессионалам.
По своему опыту могу сказать однозначно, что начинать лучше с электричек, причем с двигателем по мощности не более Speed 280. И этому есть очень много причин особенно важных для начинающего авиамоделиста.
Во-первых, развеем мифы о большой стоимости электричек. В Техноспорте (см магазины) можно приобрести хороший (для использования в качестве тренера) самолетик Pico Stick по цене около 35$, с ним в комплекте идет двигатель с редуктором и винт. Там же можно приобрести микроприемник за 25$ и кварц к нему за 6-8$, регулятор оборотов за 16$, пару микросервух по 28$, ну и аккумуляторную батарею 7,2в 250 мА/ч за 4,5$ . Итого получим 35+25+8+16+28+28+4,5=145$. При этом львиную долю стоимости составляет аппаратура, т.е. бортовая аппаратура обойдется около 100$. Далее, зачем приобретать стандартный комплект аппаратуры вместе с передатчиком (поэтому они так дорого и стоят), ведь в некоторых магазинах можно приобрести передатчик с кварцем, аккумулятором и зарядником для него, без стандартных серв и приемника и бортового аккумулятора на 4,5в, а ведь они составляют немалую часть стоимости. Далее на первых порах совсем не нужен быстрый зарядник за большие деньги (150$ и выше), проще и дешевле медленный на несколько каналов и иметь 3-4 аккумуляторные батареи (4,5$ не деньги). Так я с вечера ставлю аккумуляторы на зарядку, на следующий день прихожу с работы беру модель , передатчик, аккумуляторы и иду на площадь, которая недалеко от моего дома. За вечер совершаю 3-4 полета по 7-8 минут. Так в конце августа и сентябре прошлого года я налетал более 50 полетов.
Теперь о том чем же электрички лучше для начинающего. Это небольшая скорость полета, т.е. есть время принятия решений во время полета, что важно для начинающего. Опять же малая масса (200-300 грамм), небольшая скорость и широкое использование пеноплата делают модель более живучей, менее ломающейся и легко ремонтируемой после аварий. Так я свою модель тренера прикладывал 4 раза, один раз с высоты метров 10 вертикально влетел в асфальт, на следующий день я на ней уже летал снова.
Разговоры о малой энерговооруженности электричек не более чем миф. Просто нельзя подходить к ним с технологиями и конструкторскими решениями для моделей с ДВС, иначе они будут перетяжеленными. Они требуют правильного подхода. Так мой тренер имеет полетный около 280 грамм при размахе 1 метр и хорде 165 мм, при этом статическая тяга мотоустановки на двигателе Speed 280 с редуктором 1:5 и винтом 12х8 (300х200 мм), установленной на нем, составляет 250-260 грамм, время полета около 8 минут. Что согласитесь не мало. При взлете разбег составляет 2-3 метра, очень легко набирает высоту.
Электрички не имеют проблем с запуском двигателя. Согласитесь, что начинающему трудно после нелегкого запуска ДВСа переключиться к управлению моделью.
Опять же для начинающего надо как можно больше летать, что с ДВСами нереально. На электричке можно летать на футбольном поле ближайшей школы или других подобных площадках, а для ДВС нужно ехать в поле, куда каждый день не наездишься.
Ветра они действительно бояться. Но если понаблюдать, то весной и летом за 1,5-2 часа до захода солнца ветер как правило стихает, я например именно вечером и хожу летать.
Ну и хранить электрички легче, меньше размеры, нет запахов от топлива.
Опять же дешевы в эксплуатации. Аккумуляторных батарей хватает на 2 сезона и более. А о цене электричества смешно и говорить.
Хотя ДВСы это круто, но для начинающего лучше электролеты (слоуфлаи).
Может удельные характеристики добавят объективности в дискуссию?
Например, удельная тяга - тяга к весу мотоустановки (с питанием - электро, с горючим ДВС), удельная мощность, удельный расход энергоносителя на единицу мощности и т.д.
Согласен, сравнивать не корректно (энергонасители разные), но можно, если приблизительно.
Слабо знаком с электроприводом, поэтому цифры не привожу.
Экономичность работы ДВС характеризуется эффективным КПД, который представляет собой отношение полезной работы к количеству тепла, выделяемого при полном сгорании топлива, затраченного на получение этой работы. Максимальный эффективный КПД наиболее совершенных ДВС около 44%.
Большая Cоветская Энциклопедия: Д. Н. Вырубов, В. П. Алексеев
Известные мне лично ( собственные, на которых летаю ) электромоторы имеют КПД от 70 до 78% в зависимости от используемого пропеллера. Мотор весом 131г. позволяет снять 350 ватт мощности на валу ( не путать с подаваемой ❗ ) и 1250 г. статической тяги при практически линейном крутящим моменте - т.е. тяга от нагрузки мало зависит. А что умеет ДВС в 0,5 л.с. ?
Lazy:
Вот читаю я Ваши посты, а смысла понять не могу.
Lazy:
Вот читаю я Ваши посты, а смысла понять не могу.
Батенька - Вы думаете я их понимаю ? 😆
Писать - и понимать - это не каждому дано… Я даже не претендую… Но графомания не даёт мне спать. 😉
ДВС мощщей 0,5 лс дает мне возможность построить копию, ну скажем як-9 весом 600-800 грамм, прицепить к ней ленту и порубиться в вздушный бой 😃 Причем крутить пилотаж за всю Ивановскую. Что может электролет с такой мощщей?? Плавно летать по кругу??? Сколько из 1250 г. статической тяги отъедает вес батарей??
ДВС мощщей 0,5 лс дает мне возможность построить копию, ну скажем як-9 весом 600-800 грамм, прицепить к ней ленту и порубиться в вздушный бой 😃 Причем крутить пилотаж за всю Ивановскую. Что может электролет с такой мощщей?? Плавно летать по кругу??? Сколько из 1250 г. статической тяги отъедает вес батарей??
Вас неправильно поинформировали, или же Вы не задали себе труд проверить вес батарей…Из 1250 г. тяги на батареи приходится 420г., на планер-350, ок. 60 г. на остальную электронику…В результате - около 300г. “избыточной” тяги - в сам раз на пилотаж. 😆
Дабы избежать дальнейших недоразумений - в данном случае планер это низкоплан-акробат, размах 1300 мм. 😛
Так сколько весит ДВС 0,5 л.с. с причиндалами, какой у него моторесурс и ❗ ❓ во сколько встаёт его эксплуатация ?
ДВС 0,5 л.с. весит 200 г., со всеми причендалами - 270 г. А Ваша мотоустановка - 420 + 131 = 551 г. - вдвое тяжелей. Моторесусрс - пять сезонов. Хватит?
Потому то и непонятны Ваши посты, что Вы их сами не читаете.
To Vovic:
Батенька - давайте не будем грубить, а ? Если Вам что-либо не понятно в моих постах - служу обьяснениями.
А сколько стоит полетать? Заправка, мойка и тп. - можно ли узнать ? Насколько я ориентируюсь ( видел своими глазами ) - мытьё самолёта довольно утомительное занятие. Всякую гадость потом в мотор заливают…
Позвольте вклиниться, я летаю и на том и другом вариантах.
Lazy Немного лукавит насчет стоимости полетов: затраты на топливо растянуты во времени и с ними легче смириться. (1л на день и еще останется), а аккумуляторы надо покупать сразу 3-4 комплекта и хороших (дорогих, хотя я и на Вартах летал). А если заряжать в поле - надо авт. аккумулятор (+ автомобиль).
Так что электричка идеальна для вечерних прогулок: вышел в парк, бросил, отлетал часик и домой. А в выходные, когда едешь на 5-6 часов, можно и на протирку самолета 5 минут потратить.
Промывка двигателя это если на нитре летать. Для большинства это такая же экзотика как проточка коллектора.
Кстати, 60г. - это приемник, 3 сервы и регулятор? :rolleys:
To SAN :
Да ❗ Электро - люблю ! 😛
4xHS55 - 32 г.
Hitec Feather - 7г.
Model Motor 40e-3ph - 26г.
Итого - 65 г. Обманул, прошу прощения 😊
Да, с батареями - это факт…Хорошие гидриды или SCR - своё стоят. И экономить на батареях - равнозначно перестать летать на электро.
Мы постоянно забываем о ещё одной чудной категории моделей - ПЛАНЕРАХ !
Планеристов надо отстреливать вообще! 😛 Они - черти эдакие, вообще без двигателя обходятся! 😛
Ну а если не шутя,то вот у кого бы поучиться и аэродинамике и культуре веса и т.д. Не говоря уже о кроссе, стоило бы вспомнить,что мастера-планеристы и пилотаж крутят здорово на своих безмоторных аппаратах.
To Lazy:
Да не грублю я. Вы же не объясняете свое лукавство (если не считать графоманию за объяснение) по стоимости и по удельной мощности.
Сами призываете к объективности, и сами же ее избегаете. Здесь трибуна не для упражнений в словесности, но для поиска истины!
2 Lazy
Планер 1300мм и 350г - я снимаю шляпу.
НО…
Представьте себе: поставим на него ДВС (в ваш вес впишется полторы Радуги, но пусть один КМД 😃 ) и стандартные машинки.
Насколько Легче и Дешевле станет ваш самолет. Про тяговооруженность я уж не говорю.
To Lazy:
Да не грублю я. Вы же не объясняете свое лукавство (если не считать графоманию за объяснение) по стоимости и по удельной мощности.
Сами призываете к объективности, и сами же ее избегаете. Здесь трибуна не для упражнений в словесности, но для поиска истины!
Володя…ГДЕ ❓ лукавство ❓ Я привожу данные по МОИМ моделям. Сам строил и летаю на них. Просто - хочу сравнить с ДВС и понять - что я потерял…Если что-то на самом деле непонятно - отвечу, честно…
А истина…В вине…
To SAN :
Если в эту пилотажку поставить даже комод ( о Радуге не говоря ) - то будем наблюдать полёт мотора…С оторванным от самолёта носом…И зачем ? Проектировалась под электро и так-же строилось…Что необычного в планере 350 г. ❓ Я давеча сбацал из старья недоломанного леталово под 300 мотор…Так там 1,5м размах и вес полётный - 380г. А насчёт дешевле…Галлон топлива - это 18 CYP… Спасибо…Оно ещё и воняет 😠
Ещё одну тему в базар превратили…
Уважаемый s_cher!
Не обращайте внимания на все эти “перебранки” наших монстров от авиации. 😆 😆 (им только дай поспорить 😉 )
вот простой алгоритм принятия решения (на истину не тянет 😁 😁 )
- Авиа - ДОРОГОЕ хобби (аксиома)
Да- читаем дальше, НЕТ - читаем просто из любознательности - Смотрим (не на видео!!, а “вживую” !!!) на то и другое.
(подготовка к старту,предполетная подготовка, запуск, полет, послеполетняя подготовка) Сердечко ничего не подсказывает?? 😉 - ТЩАТЕЛЬНО считаем с калькулятором сумму “первого взлета”.(цены и ассорт-т зависят от “местных” возможностей ) (одна статья про Китай чего стоит! 😉 ) что именно нужно для каждого из вариантов полетов можно спросить у “титанов” в личных сообщениях (там не форум, - лукавить не будут 😆 ) Как сердечко? 😆
Если деньги не главное, - ТО КУПИТЕ И ТО, И ДРУГОЕ!!! 😉
(ненужное потом можно будет выкинуть или продать/отдать) 😆 😆
4.Серьезый вопрос - инструктор. (в теме обсуждалось…)
5.Оцените свои условия хранения и транспортировки.(то же мелькало 😃 )
6.Взвесив все “ЗА” и “ПРОТИВ” принимайте решение! ( это умом)
НО СЕРДЦУ НЕ ПРИКАЖЕШЬ!!! это же хобби!!! 😆 😆
PS из личных наблюдений:
а. когда холодно/сыро/мерзко - с ДВС могут быть проблемы (говорим о “новичке”, господа!!!) (+ за электро) 😆
б. когда мало места (для полетов) и времени - с ЭЛ-кой сподручней
в. если нет всегда рядом действительно добрых,отзывчивых,грамотных людей, то “новичку” с ЭЛ-кой будет полегче (хотя это субъективно) 😁
Получилось много плюсов за ЭЛ-ку??!!??
😆 😆 😆 не верьте!!! 😆 😆 😆
С нуля “в одиночку” ТЯЖЕЛО, ищите “шефа”!
(кто девочку ужинает, ток девочку и танцует!! 😉 )
Господа, Минчане! Поставьте человека “на крыло”, и он будет вам благодарен!!
Без базара мы никак не можем.
Особенно, когда тема подходящая. Такая больная мозоль!
Уважаемые (и не очень) спорщики, вы уже давно вышли из категории начинающих! Проблемы начинающего вам уже очень далеки и давно забыты (остались лишь радужные воспоминания), вне зависимости от того, на чем начинали и на чем летаете сейчас. Поэтому меряние хвостами (“а уменя длиннее!, - а уменя толще!!”) к вопросу этой темы не имеет никакого отношения!
У начинающего - другая задача: научиться летать на радиоуправляемой модели. Вопрос энерговооруженности в этом случае вообще не актуален. (Попутно скажу, что если бы элементы питания были хотя бы вдвое легче при сохранении прочих качеств, этой дискуссии вообще бы не возникло). Ибо всю эту энерговооруженность новичок с успехом загонит с разгона в землю. Этот параметр критичен для вертолетов, но самолет-то способен летать и без мотора. А планер так и делает. Больше того, именно такой режим позволяет лучше понять, почему все-таки летает самолет, как это он за воздух держится, и как он управляется. Для решения этой задачи большая мощность не требуется.
А вот потом - ради аллаха, хоть турбину ставить. Ежели приспичит, конечно. 😃
P.S. Сколь я знаю, в автошколах учат вождению на простеньких “Жигулях”, а не на “Порше” или “Феррари”. Представьте на секунду обратную ситуацию.
“У начинающего - другая задача: научиться летать на радиоуправляемой модели. Вопрос энерговооруженности в этом случае вообще не актуален.”
Категорически не согласен. И планер тут не аргумент.
Я начинал на самолете типа Шерифа: пенопластовый лобик. около 1200г, 120см размах.И двигатель, как было рекомендовано, 2.5сс - КМД. После взлета он слегка менял режим и тяги хватало только-только “блинчиком”, без крена. А хочется же подняться, уйти от земли.
Естественно с перепугу резкий набор. потеря скорости, самолет валится с крыла на крыло. Вобщем нахлебался я тогда.
А в планерном режиме такой же аппарат закидывался амортизатором на 30 м вверх и имея запас высоты и скорости спокойно отрабатывал полет по восьмерке и посадку.
Давайте все-таки договоримся, на чем летать начинающему - на моторе или на аэродинамике.
Мне почему-то кажется, что второе для осознания управления важнее. Ибо если мощность мотора можно впоследствии и увеличить - для более рискованных маневров, для спорта, для борьбы с ветром и т.д., то с неумением “держаться за воздух” - с мотором или без него - дальше летать будет тяжелее. Одно дело - надеятся на то, что керосинка завсегда вытянет, другое - научиться выворачиваться рулями.
Да, безмоторный полет сильно отличается от полета на полном газу - он более прост. Может быть и поэтому есть резон начинать с него. Мимо него никак не пройти даже c мощным ДВС, особенно когда тот почему-то заглохнет.
А откровенно неудачных самолетов хватает и среди электричек, и среди ДВС, и среди взрослой авиации.