Ла-9 / Ла-11
Решил собрать в одну тему свои работы по проектированию и постройке самолётов Ла-9 / Ла-11. Ну вот нравится мне этот самолёт и хочу в итоге собрать 5-й масштаб с ДВС и FPV, а пока тренируюсь на меньших 😒
Всё началось достаточно давно. Долго не получалось нарисовать 3д модель самолёта т.к. осваивал FreeCAD, а он раньше был сильно глючный.
В итоге удалось побороть FreeCAD и кое-как закончить разработку примитивной в плане копийности модели Ла-11 размахом 760мм под 3D печать.
В процессе достаточно долгой разработки была допущена ошибка в аэродинамике самолета, из-за чего он получился достаточно срывным и быстрым. Когда это стало понятно, сделал новое “правильное” крыло.
Модель выложена на сингверсе
www.thingiverse.com/thing:4111057
и новое крыло к нему
www.thingiverse.com/thing:4490163
С новым крылом поведение самолёте кардинально изменилось. Также стало понятно что вопреки широко распространенному мнению что советские истребители в модельном масштабе очень плохо летают и срывные, было доказано что огромное значение имеет геометрия крыла, что так же вопреки другому мнению что в мелком масштабе профиль крыла не имеет ни какой разницы и что плоское что профиль - одинаково. Так вот, не одинаково, разница колоссальная.
Т.к. дальше развивать модель 760мм было технически почти невозможно, плюс хотелось крупнее масштаб, начал с нуля рисовать новый самолёт в 7-м масштабе (1400мм размах). Прежде чем моделировать, провёл оптимизацию аэродинамики в XFLR5. По графикам в XFLR5, самолёт выглядел весьма хорошим.
Пока рисовал “шкурку” модели в 1:7, возникла необходимость создания модели в 1:10 под FPV бои. Работы был продолжены в масштабе 1:10 (980мм)
Был напечатан макет самолёта в котором пустой планер потянул почти на 1кг.
Вообще макет не должен был летать, но не удержался, воткнул сервы, мотор, и облетал.
Взлётный вес получился больше 1.5кг. Ещё в макете был очень сильный люфт по рулю высоты, градусов 10-15.
Не смотря на это, самолёт отлично полетел из руки и уверенно управлялся. К сожалению в итоге зарулил т.к. сильно замерз палец, настолько что рулил запястьем. Ну и плюс нечего на камеру трепаться при облёте самолёта с люфтом в управлении и в сложных условиях :lol:
Испытания показали что аэродинамика действительно получилась очень интересной. Впринципе, самолёт размахом 980мм при весе более 1.5кг с тягой мотора около 1.1кг и нагрузкой на крыло ~75г/дм, по авимодельным меркам - это кирпич, который не должен летать. Однако, он полетел и очень уверенно. Но справедливости ради, на пределе силовой установки по скорости.
Стало понятно что FPV и ИК пушки туда уже не поставить, а ещё хочется ретракты…
Решено было разбавить пластик пеной.
Под это дело была спроектирована и собрана 5-и осевая ЧПУ пенорезка (независимые каретки и поворотный стол), а так же написан софт для генерации GCODE к ней.
По теме софта, снял видео как происходит процесс. С того момента софт был немного доработан и появились новые функции. На видео самая первая версия.
Дело пошло веселее
На данный момент первая экспериментальная версия собрана и готова к облёту. В процессе сборки, допущенные косяки не переделывались. Так например обнаружил что 3Д принтер ощутимо врёт по высоте, когда начал стыковать пластик с пеной (примерно на 10% :blink:), гдето отрезал лишнее и тп. Вобщем сборка не идеальная)
Руль направления и элероны взял от разбитого макета.
Самолёт оснащен тем же мотором, на котором летал макет - 3536-1200кв и батреей 3S 2200. Винт 11х7х3 печатный. Макет летал с покупным винтом 10х6х3. Печатный “легче” по нагрузке.
Также установлены ретракты.
Сверху самолёт обклеен скотчем.
Взлётный вес получился великоват:
Это всего примено на 100г легче макета. Снова есть сложности с установкой FPV и ИК пушек.
Жду погоду для облёта и думаю откуда ещё выгрести хотя бы грамм 100 без ущерба копийности и ретракты снимать не хотелось бы…
Продолжение следует)
PS: фотки кликабельны
думаю откуда ещё выгрести хотя бы грамм 100 без ущерба копийности
Еще больше пены. Пластик только на зализы.
Шасси для боя - лишнее.
Облетал первый пено-печатный самолёт.
К сожалению на видео только взлёт, был другой оператор, в кадре либо чистое небо либо не в фокусе 😁
Что касается модели, она разбита.
Взлетел, убрал шасси, отриммировал, проверил устойчивость и управляемость, провёл тесты на срыв, просто полетал, покрутил виражи и петли. Всё шло хорошо. Собрался на посадку и обнаружил что стойки не выходят. Пощёлкал ещё тумблером - ноль реакции, но пульт начал орать что слабый сигнал. Начал заход чтобы сесть на брюхо, и вдруг, в районе 3-го разворота упала тяга, а через секунды две отказало управление. Самолёт спикировал и посадил морковку.
Забавно что самолёт упал ровно в то место, где зарулился на полностью печатном 😃
Точно установить причину отказа не удалось. Умер регулятор, но BEC на нём работает, хотя и сильно греется. На приемнике оторвался разъем антенны. Тут не понятно то ли при падении то ли раньше (падал с этим приемником ранее). Склоняюсь к проблеме с питанием потому что стойки много жрут и при недостаточном напряжении какраз не выходят. Могли просадить регулятор. Перед потерей тяги попробовал ещё раз выпустить и оставил в положении выпуса. А может, как обычно бывает авиации - к катастрофе приводит ряд последовательно реализующихся факторов )
В целом что хотел проверил, самолёт летит отлично. Начал собирать следующую версию.
Кстати, одна из трех лопастей осталась целой 😃
Aндрей!
Спасибо за подробный отчёы о полёте гибридной модели.
По всему видно, что дизайн планера получился удачным, а все проблемы пошли по части электрической. Надеюсь, что с этим Вы справитесь. А Не думали крыло поставить на эластичное крепление, а не на клей? Все больше крашеустойчивость.
В этой версии крыло держалось на шип-паз спереди и два винта сзади, оно не было приклеено. Удар был настолько сильный что с обоих консолей, которые сами по себе оторвались, еще и приклееные законцовки сорвало, да и половины стабилизатора и руля высоты разделило чисто перегрузкой 😃
Не, резинку не хочу. Будет несъемное, именно приклеено, причем не будет разделения на крыло и фюзеляж. Та часть крыла что под фюзеляжем, это деталь фюзеляжа, а пенопластовые части центроплана уже стыкуются к фюзеляжу.
Нет задачи создать абсолютно прочный самолёт, так прикладывать технику об планету - это не нормально)))
Есть задача уменьшить взлётный вес на 200г чтобы потом догрузить FPV и получить желаемый максимальный взлётный вес в 1300г.
Понятно, Андрей!
У меня вариант для Zero. был такой жe c двумя печатными стенками лонжеронов, выступайщими на треть консоли и, вдобавок, служащими дла опоры базы ретракта. Для дополнительного усиления крыля наклеивались сверху и снизу бальсовые рейки в виде полок. Их концы утапливались в пазах на центроплане и законцовках, создавая вертикальную силовую раму совместно с пеноядром. Удачи.
Вношу доработки в конструкцию самолёта, а так же повысил точность резки пенопластовых деталей. Всё стыкуется точно и внатяг.
Сами детали из пены становятся сложнее, но что приятно, с ними ноль ручной работы, всё режет пенорезка.
Раньше в соседней теме “Модели из 3D принтера” писал что гибридные модели слишком сложные и плохая повторяемость из-за большого объема ручной работы “по месту”. Однако, подход когда все детали изготавливаются целиком на станках (3д принтер / пенорезка), и всё собирается как конструктор, мне начинает нравиться 😉
С интересом слежу за Вашей темой. На rc-aviation.ru bukvorez начинал делать модели,только без печати 3D принтера .Вот ссылка на его сайт aerotetris.com . Модели получались красивые,но при краше- одна труха. Резать надо из блоков ЕРР, но это дорого в РФ .Мне больше нравится тема корок : отливается в гипсе 2 половинки фюзеляжа с встроенным нагревателем, на них формуется корка из потолочки,подложки под ламинат с верхним и нижним прогревом.Корки-фюзеляжи получаются более прочные ,чем просто из потолочки . Проблема- отлить гипсовую болванку фюзеляжа модели: создаются сечения и заполняются гипсом,затем все шкурится ,шкурится…трудоемко,грязно и долго (делал лет 8 назад ) .С 3D принтерами думаю можно сделать корку для гипсового болвана.Для модели :культура веса и быстрый ремонт при краше + дешевизна з\ч.
Раньше в соседней теме “Модели из 3D принтера” писал что гибридные модели слишком сложные и плохая повторяемость из-за большого объема ручной работы “по месту”. Однако, подход когда все детали изготавливаются целиком на станках (3д принтер / пенорезка), и всё собирается как конструктор, мне начинает нравиться 😉
Да… процесс увлекает и затягивает, всегда интересно собирать это как конструктор)
Собрал новый самолёт и даже успел его “облетать”.
В процессе отказался от деталей из пены в пользу печати из-за объема ручной работы, недостаточной жесткости на кручение и незначительной экономии веса:
- Элероны
- Стабилизатор
- Руль высоты
Также попробовал обклеить самолёт синтетической тканью (плотности примено 40г/м2) на ПВА.
По весу получилось плюс минус то же самое. Прочность хорошая.
Облёт получился так себе, что-то пошло не так и я два раза пробовал взлететь с центровкой примерно 45% CAX 😁
Первый раз плюхнул в траву, второй, устав бороться с самолётом и ветром (метров 7 с порывами) - посадил на дерево. Самолёт цел, сдохла одна серва элерона пока висел на дереве на этом элероне. Думал полетит и с такой центровкой, но оказывается нет ))))
Задняя центровка получилась потому что поставил легкий винт без кока, легкий регуль и нагрузил хвост тканью. Чтобы выравнять центровку без грузиков, нужно поставить другой винт.
Жду летной погоды…
PS: что касается обклейки тканью - классно, но не в этом размере. Нужно меньше радиусы чтобы качественно легло. Но в целом получилось нормально, местами только есть косяки в виде пузырей или складок. Какой ни будь 7 или 5 масштаб точно будет хорошо обклеить.
В следующем экземпляре, который уже нарезан, хочу просто покрыть пену ПВА для “корки”, покрасить и сверху в скотч закатать.
Андрей!
В части финальной отделки гибридной конструкции лучсе использовать не ПВА, а полиуретановый лак на водной основе. Он хорошо проникает в поры пенопласта, образуя прочную плёнку, позволяющую окраску даже нитроэмалями. А в случае крыла и хвохстовых элементов, оклейку полиэстерными тканями. Но клеить лучше всего эмульсией для моющихся обоев. С последуим покрытием тем же п/у лаком. И уже после сборки модели и декоративной окраски, её стоит покрыть двух-компонентным п/у автолаком, или одно-компонентным для мебели. Такое, особенно 2-к покрытие значительно упрочняет конструкцию. Успехов.
Несколько взлётов второго экземпляра (который успел повисеть на дереве).
Качество видео изначально было плохим (пережатое вотсапом), поэтому добавил ютубовский эффект чтобы было настолько плохо что впринципе нормально 😁
полиуретановый лак на водной основе
Попробую на строящимся третьем экземпляре.
Также хочу попробовать хвост из поликарбоната чисто в практических целях т.к. это бойцовка. Печатный в этом размере тяжеловат и всёравно его сломал. Похоже придётся уменьшить копийность хвоста в интересах живучести.
Всего пока совершено три полёта, все в сильный боковой ветер и с небольшими повреждениями при посадке.