Яд-1... постройка

Mav

Всем привет!

Начинал я постройку як-18 из потолочки (rcopen.com/forum/f36/topic53783), но так уж вышло, что заготовки погибли в связи с собственной неосторожностью.
Особо не расстраиваясь и пройдя кое-какую тренировку на потолочке, замахнулся на постройку этого самолета из бальзы. И все бы ничего, и с бальзой мне понравилось работать намного больше,чем с потолочкой и мусора меньше и все вроде хорошо получалось, НО Я ОБЛАЖАЛСЯ 😊

Вот так вот по неопытности сотворил крыло немного не в тему.
Вопрос Вам, специалисты, будет ли такое летать и какие плюсы или минусы в такой конструкции консолей?

И вообще имеет смысл продолжать этот проект, который уже не ЯК, а ЯД 😃 (первая буква от Яковлева, вторая от меня 😃 ) Уж больно жалко хоронить постройку, тем более, что все так аккуратно вышло…

Прилагаю картинку, фотки, если интересно выложу чуть позже.

skazochnik_333
Mav:

Вот так вот по неопытности сотворил крыло немного не в тему.
Вопрос Вам, специалисты, будет ли такое летать и какие плюсы или минусы в такой конструкции консолей?

Летать будет
Тока вот как ответить сложно
скорее всего ухудштся устойчивость (будет слишком срывной на маленьких скоростях )
По поводу продолжения постройки
Чтоу вас кроме консолей готово?
Какая конструкция консолей ?
какие размеры модели?
ЗЫ
при размахе в районе 1м целесообразнее делать целиковое съёмное крыло

Mav
skazochnik_333:

Летать будет
Тока вот как ответить сложно
скорее всего ухудштся устойчивость (будет слишком срывной на маленьких скоростях )
По поводу продолжения постройки
Чтоу вас кроме консолей готово?
Какая конструкция консолей ?
какие размеры модели?
ЗЫ
при размахе в районе 1м целесообразнее делать целиковое съёмное крыло

Размах именно в районе 1м. Кроме консолей сделал еще центроплан, который немного увеличил в размере, т.к. в результате моей ошибки площадь крыла немного уменьшилась, но до конца центроплан не обшил, колдую над приводом элеронов.
Планирую делать целиковое крыло. Возможно даже не съемное.
Вечером приду с работы, выложу фотки всего, что готово на данный момент.

skazochnik_333
Mav:

Размах именно в районе 1м. Кроме консолей сделал еще центроплан, который немного увеличил в размере, т.к. в результате моей ошибки площадь крыла немного уменьшилась, но до конца центроплан не обшил, колдую над приводом элеронов.
Планирую делать целиковое крыло. Возможно даже не съемное.
Вечером приду с работы, выложу фотки всего, что готово на данный момент.

Увас консоли наборные или как из потолочки.
Ещё один вопрос (хотя скорее всего ответ я и так знаю)
почему крыло делаете из 3х частей, а не целиком?
зы
вообщето (при определённых навыках) наборное крыло делается за пару вечеров или за день.

Mav

Итак, что сделано и как делалось (может кому пригодится или поругаете):

Сначала, нарезанные в размер полоски бальзы склеил в один лист:

После этого, подготовленные нервюры вклеил на место, предварительно разметив:

Потом, с помощью воды (по совету flying yogurt на этом форуме) согнул лист и приклеил это все к нервюрам. Немного подравняв и ошкурив, получил вот такие вот консоли:

Итого, на данном этапе имеем следующее:

Консоли получились по 15 грамм весу в каждой, вес без элеронов и тяг.

Строительство продвигается не очень быстро, действительно, все, что видно на картинке сделано за пару вечеров, но началась рабочая неделя и постройка самолета немного затормозится… Но спешить мне некуда, я на пилотагах пока летать не умею 😊

skazochnik_333

Конечно сколько людей стока и мнений
Пожалуйста без обид
Ябы переделал по классической технологии
Неоднократно убеждался что классическая технология потому иклассичекая что выигрывает по всем параметрам и потому наверное используется с зари авиации до наших дней.
ЗЫ
И ещё обычно ссперва собирают каркас
И прошу вас пожалуйста без обид ежели я чего нетак лапнул извините

Mav
skazochnik_333:

Конечно сколько людей стока и мнений
Пожалуйста без обид
Ябы переделал по классической технологии
Неоднократно убеждался что классическая технология потому иклассичекая что выигрывает по всем параметрам и потому наверное используется с зари авиации до наших дней.
ЗЫ
И ещё обычно ссперва собирают каркас
И прошу вас пожалуйста без обид ежели я чего нетак лапнул извините

Нет конечно, никаких обид. Поясню почему делаю их 3-ех половинок… Просто самолет изначально задумывался как як-18, а у него присутствует небольшое V крыла.

А что значит “классическая” технология? Просветите темного 😊

skazochnik_333
Mav:

А что значит “классическая” технология? Просветите темного 😊

ну это собирается каркас (невюры лонжероны) и потом обшивается.
Приимущества: какрас проще собрать и точность выше.

Mav:

Просто самолет изначально задумывался как як-18, а у него присутствует небольшое V крыла.

Так можно из бальзы 3мм толщиной вырезать ложерон целиком на всё крыло и собрать какрас на всё крыло.
и ещё одна причина для переделки: тяжеловато будет привод элеронов через консоли протянуть и сами элероны тоже тяжеловато сделать будет.
ЗЫ
Я не настаиваю это просто моё мнение

flying_yogurt

Судя по фотографиям,работаете вы аккуратно,и это сейчас нам пигодится.
Вашему крылу сильно не хватает лонжерона.Одна реечка нагрузок не выдержит.Ваша задача-вставить в уже готовую консоль наиболее возможно длинный лонжерон.Как?Работа теперь потребуется грубая ,но необходимая.Прежде всего изготовте сам лонжерон из 2.5-3 мм. бальзы на длину,хотябы до четвертой нервюры(глубже боюсь вы не дотянетесь.Далее изготовте специнструмент-удленительная рейка с наклееным на конце лезвием от скальпеля.Прорежте-продолбите им все пререгородки в форме готового лонжерона до четвертой нервюры.Убедитесь,что лонжерон свободно вставляется в отверстия и вклейте его на эпоксидке.
Ту же работу проведите с центропланом,но его лонжерон нужно укрепить,либо тонкой фанерой,либо угольными накладками,при этом накладки должны быть удлиненными с запасом и образовывать штифты для надевания на них консолей.Эти штифты должны плотно входить в отверстия в корневых нервюрах консолей и прижиматься к их лонжеронам.Перед склеиванием консолей с центропланом обеспечте крыло каналами проводки(или пеналами из бумаги) проводов к сервомашинкам.После подгонки всего ко всему соберите весь узел на эпоксидке.Не допустите перекрутов крыла!Передзашивкой центроплана продумайте метод крепления крыла к фузу и вклейте необходимые элементы заранее.Прорежте посадочные гнезда под сервомашинки и обеспечте их монтажными грибками из плотной бальзы.
Остальное позже.
FY

Mav
flying_yogurt:

Судя по фотографиям,работаете вы аккуратно,и это сейчас нам пигодится.
Вашему крылу сильно не хватает лонжерона.Одна реечка нагрузок не выдержит.Ваша задача-вставить в уже готовую консоль наиболее возможно длинный лонжерон.Как?.. [skipped]

Огромное спасибо за участие и правильные советы, но я внимательно прочитал много постов на этом форуме и ваши в том числе и предусмотрел заранее отверсия под лонжерон на всю длину консолей, просто он на фото не вставлен. 😃

flying_yogurt

Ну тогда и проблемм нет!Вам остается только инженерная задача по креплению крыла и установки сервомашинок.Самые же большие неприятности,которые могут вас подстерегать, я вижу в другом.Шасси.Как хотите реализовать?

Mav
flying_yogurt:

Ну тогда и проблемм нет!Вам остается только инженерная задача по креплению крыла и установки сервомашинок.Самые же большие неприятности,которые могут вас подстерегать, я вижу в другом.Шасси.Как хотите реализовать?

Очень плотно над этой проблемой еще не думал, но раз уж у меня ни фига не як-18 😎 , думал сделать, как на обычном тренере, т.е. впереди два колеса и сзади управляемое. Естественно без ретракта. Все-таки это первая самоделка и хотелось бы ее доделать и не лезть особо в дебри.
Т.е. шасси планировал делать на подобие СУ-31.
Но готов выслушать предложения и советы!

flying_yogurt

Поддерживаю.Даже хвостовое не стоит делать управляемым.Простой костыль из стальной проволоки-то,что нужно.

collapse
flying_yogurt:

Поддерживаю.Даже хвостовое не стоит делать управляемым.Простой костыль из стальной проволоки-то,что нужно.

Предвидя возможный вопрос, решил вставиться, чуть дополнив маэстро копийной авиации 😃
Как подсказывает мой скромный опыт, при наличии руля направления нормального размера, самолет достаточно управляется на полосе и без рулевого колеса… Я честно говоря, был удивлен этому 😃 но теперь уже второй самолет у меня сделан на простом фиксированом костыле. При простоте конструкции еще и руль направления не страдает, при возможной грубой посадке…

Mav
collapse:

Предвидя возможный вопрос, решил вставиться, чуть дополнив маэстро копийной авиации 😃
Как подсказывает мой скромный опыт, при наличии руля направления нормального размера, самолет достаточно управляется на полосе и без рулевого колеса… Я честно говоря, был удивлен этому 😃 но теперь уже второй самолет у меня сделан на простом фиксированом костыле. При простоте конструкции еще и руль направления не страдает, при возможной грубой посадке…

Замечательно, я то и не против сделать колесо неповорачиваемым, тем более, что это намного проще. Но тогда вот вопрос: как понять, что руль направления нормального размера?? Просто я еще не приступал к хвостовому оперению и хотелось бы избежать максимум ошибок.

collapse
Mav:

Замечательно, я то и не против сделать колесо неповорачиваемым, тем более, что это намного проще. Но тогда вот вопрос: как понять, что руль направления нормального размера?? Просто я еще не приступал к хвостовому оперению и хотелось бы избежать максимум ошибок.

Хм… Ну если РН вообще расчитывался, что он как-то будет влиять на пилотирование, то его должно быть достаточно и на ВПП 😃 В любом случае рулиться самолет будет. Ну, с большим или меньшим радиусом…

Вы идете на взлет, Вам нужно скорректировать самолет по курсу. “Хвост” разгружен, отклонения потока от РН будет достаточно для корректирования… Возможно, при небольшом руле Вам не удасться рулить на полосе как на автомобиле вокруг “вешек”, но для корректировки взлета и посадки - вполне.

Mav
collapse:

Хм… Ну если РН вообще расчитывался, что он как-то будет влиять на пилотирование, то его должно быть достаточно и на ВПП 😃 В любом случае рулиться самолет будет. Ну, с большим или меньшим радиусом…

Вы идете на взлет, Вам нужно скорректировать самолет по курсу. “Хвост” разгружен, отклонения потока от РН будет достаточно для корректирования… Возможно, при небольшом руле Вам не удасться рулить на полосе как на автомобиле вокруг “вешек”, но для корректировки взлета и посадки - вполне.

Хорошо, спасибо. Буду строить дальше, по мере прогресса буду выкладывать фотки на критику.

skazochnik_333
Mav:

Замечательно, я то и не против сделать колесо неповорачиваемым, тем более, что это намного проще.

Поворотное колесо делается не намного сложнее не поворотного
например вот так

Mav:

Но тогда вот вопрос: как понять, что руль направления нормального размера?? Просто я еще не приступал к хвостовому оперению и хотелось бы избежать максимум ошибок.

Вы за основу взяли як-18, так старайтесь придерживаться его пропорций.

flying_yogurt

Хорошо работающее поворотное колесо,переднее оно,или заднее,это целая история.Не стоит этот вопрос ставит над летными свойствами и конструктивными особенностями самого планера.Делайте костыль из стальной проволоки и будете себе еще благодарны за мудрость.

p.s.
Представленная выше конструкция хвостового колеса-,Троянский конь,оно быстренько разрушит вам хвостовую часть самолета без права замены на более нормальную.

Tahorg

А может делать сзади колесо, но “свободное”, т.е. крутящееся как угодно? И РН не разбивает, и выглядит эстетичненько 😎 И рулиться нормально.

AlexeyOleynikov

Хвостовое колесо - прижимной ролик от лентопротяжки кассетника.
Крепление на канцелярской скрепке, она же служит амортизатором, дополнительно поставил алюминиевую проволоку, чтобы при жесткой посадке не повредить киль. Катится легко, разворот почти на месте.

Mav

В связи с нехваткой времени строительство идет крайне медленно.
Но вот начал делать фюз… что-то как-то жидковато выходит, особенно не очень понятно что делать с моторамой 😵

boroda_de
Mav:

что-то как-то жидковато выходит,

Главное, чтоб не кривовато 😃, стрингеров добавьте. Шаблон для разметки стрингеров из листового материала (картон, целлулоид, алю) это дело облегчает, особенно когда ещё не склеено всё.

особенно не очень понятно что делать с моторамой 😵

первый шпангоут усилить (если требуется) и крестовину крепления мотора на него болтиками прикрутить.

Андрон
Mav:

Но вот начал делать фюз… что-то как-то жидковато выходит, особенно не очень понятно что делать с моторамой 😵

Действительно житковато. Продольный набор лучше сделать из четырёх сосновых реек (по две с каждой стороны). Между ними вклеить укосины под 45 градусов. А шпангоутов хватило бы и четырёх штук; моторный щит, перед крылом, после крыла и паред стабилизатором. А если всё это хозяйство потом обшить двух или полутора миллиметровой бальзой, то получиться достаточно жёсткий фюзеляж.
Но я обычно обшиваю потолочкой. Так он более ударопрочен.

skazochnik_333
Mav:

В связи с нехваткой времени строительство идет крайне медленно.

Аналогично
rcopen.com

Mav:

Но вот начал делать фюз… что-то как-то жидковато выходит

Не страшно когда бальзой обошьёте будет очень даже не хлипко и ещё плёночкой поверх вообще ДВС стаить мона будет.

Mav:

особенно не очень понятно что делать с моторамой 😵

Думаю проблема не только с моторамой, а ещё и с креплением крыла (на фото это плохо видно, можно фотку немного сбоку? ) с моторамой какраз всё просто на передний шпангоут наклеить площадку из тонкой (1 мм) ванерой (во весь шпангоут ) и к ей крепить движок.
Зы
Неплохо было бы на этом этапе подумать и сделать крепление аккумулятора возможность доступа к акку и аппаратуре