Измерение скорости модели Доплеровским методом

Anatol_Brand
pentajazz:

есть вариант проще.
камера неподвижна, это важно.
снимаем модель летащую под 90гр к направлению съемки.
берем несколько стоп кадров и считаем, сколько длинн корпусов пролетает модель за полукадр.

😃 а ещё помню как мы базу отмеряли и флажками махали 😃

сегодня получил более чистый замер. на нём вполне можно произвести как доплеровский так и фотографический анализ скорости и сравнить результаты. итак, камера лежит неподвижно на земле и смотрит вверх. модель разгоняется (ой хорошо разгоняется!) с горки, наклон около 30 градусов, по траектории направленной на объектив. в паре метров от земли полёт выравнивается и фиксируется камерой.
прилагаю видео (30 кадров/сек) и доплеровский анализ. спектр не ограничивал, поэтому получен ряд кратных гармоник звука.

приближение:
656, 1336, 2016, 2684, 3352 Hz

удаление:
516, 1008, 1523, 2039, 2531 Hz

оценка скорости по соответствующим гармоникам:
146, 171, 170, 167, 171 км/ч

результат по первой гармонике явно выбивается из ряда, по остальным вполне устойчивые данные.

SAN

результат по первой гармонике явно выбивается из ряда, по остальным вполне устойчивые данные.

Анатолий, а какие обороты двигателя?
Тыщ 12, на разгоне или более?
Тогда младшие цифры - какие-то механические резонансы корпуса\крыльев и их можно не учитывать.
Интересно, а такое большое количество гармоник связано с многолопастностью импеллера?

Стоп. Но, если мы ориентируемся на звук двигателя,
то так доплером мерять нельзя.
Частота источника меняется. Движок на пикировании был разгружен, набрал обороты, в горизонте снова загрузился - обороты будут падать.
Сплошной переходной режим. 😦

Anatol_Brand
SAN:

Метод работающий, главный недостаток - многоэтапность процесса измерения.
Точность оценивали?
Навскидку около 10% должно получиться?
А на малых скоростях и того более.
Хорошо бы оценить погрешность по Vзвука (от температуры и давления)
И погрешность, связанную с тем, что траектория движения не проходит через наблюдателя (ну это небольшая должна быть, если мерять подальше от себя).

недостатков много, поэтому метод не годится для соревнований, где нужен быстрый результат, а скорее полезен для испытательных работ и тд. к тому же метод годится только для винтовых или импеллерных моделей. у турбореактивных невозможно выделить чёткие гармоники звука так как спектр свиста турбин имеет непрерывный характер.
нужно к тому же разбираться в работе со звуком, уметь фильтровать посторонние шумы, ветер, работать со спектром. для звукорежиссёра с 10-летним стажем проблем нет 😁
погрешность увеличивается на малых скоростях - а так ли интересно знать скорость по определению медленных моделей? другое дело гоночных или рекордных экземпляров…
погрешность, связанная с несовпадением траектории с направлением на наблюдателя также решается аналитически. над этим работаю.
ветер теоретически влияет на доплеровское смещение. но в данном случае когда модель приближается и удаляется ошибка либо сначала прибавляется, потом вычитается, или наоборот взависимости от направления ветра, в результате получается ноль, и ветер не влияет.

SAN

Про ветер я как-то забыл. А вот как скорость звука (опорная величина для расчётов) меняется от природных условий? (температура\давление, интересно, влажность влияет?)

к тому же импеллеры в полёте разгружаются незначительно, что тоже говорит в пользу малости переходных изменений.

Поверю на слово, с импеллерами не общался. 😃

Anatol_Brand

самолёт довольно тяжёлый и за время перехода в горизонталь и совершения замера не успевает затормозиться. это происходит где-то через 3-4 секунды и на удалении 150-200 метров, когда камера уже не фиксирует звук. замер произведён на расстояни плюс-минус пол-секунды от появлении модели в кадре. так что величины переходных изменений чрезвычайно малы.
обороты двигателя по данным производителя около 40 000 в минуту (Mega1615/3, Lipo 4S), к тому же импеллеры в полёте разгружаются незначительно, что тоже говорит в пользу малости переходных изменений.

скорость звука определяется по таблицам в зависимости от температура, давления и тд. я принял 340м/с

SAN

Этот метод интересно проверить на ДВС.
Там основная частота выхлопа должна хорошо выделяться.
Если это так, то возможно построить автономный измеритель скорости на микроконтроллере.
Хотя бы как дополнительная функция к измерителю оборотов двигателя.

Anatol_Brand

тоже думал над возможностью создания прибора, реализующего весь описанный алгоритм. всего-то нужен микрофон и микрокомпьютер. програмное обеспечение должно быть весьма продвинутое, так как надо избавиться от паразитных сотавляющих ветра и окружающего шума, ограничить спектр полезного сигнала, решить какие гармоники принять для измерений, а какие выкинуть. всё это я делаю вручную в Nuendo и Sound Forge. Как это будет делать автомат - непонятно.

Anatol_Brand

по поводу гармоник и оборотов.
нижняя гармоника соответствует оборотам двигателя, это 500-600 Hz или 3000-3600 об/мин.
однако есть у меня замер когда выползли совершенно некратные гармоники 630 и 3797 на приближении, 519 и 3117 на удалении.
нетрудно догадаться и посчитать, что верхняя гармоника - это нижняя умноженная на 6, то есть частота двигателя умноженная на количество лопаток!

SAN

Как это будет делать автомат - непонятно.

Одна надежда, что от ДВС будет меньше гармоник и основной сигнал будет заметно большей амплитуды.
Потому и прошу: при случае, померяйте также ДВСку в воздухе.

Хотя когда-то давно я пытался тахометр для ДВС с микрофонным датчиком делать. Поставил микрофон и осциллограф рядом с КМД на стенде.
Простыми аналоговыми средсвами выделить чистый импульс для счёта не удалось.

по поводу гармоник и оборотов

Анатолий, вы ж раньше про десятки тыс. об\мин писали 😊
Что-то мало 3.000 для импеллера?
И почему амплитуда высшей гармоники так отличается на приближении и удалении.

Anatol_Brand

Это опечатка, нолик пропустил.
конечно же 30-36 тысяч оборотов в минуту, это равно частоте 500-600 оборотов в секунду.
и это не предел для импеллеров.

с ДВС-никами как-то не приходится пересекаться, летаю в безлюдном месте, в лучшем случае на Развилке. если мне пришлют кусок записаного соответствующим образом звука или видео со звуком, могу посчитать скока там чего.

Anatol_Brand
SAN:

И почему амплитуда высшей гармоники так отличается на приближении и удалении.

да, отличаются. объяснений может быть два:

  1. алгоритмы кодировки звука Quicktime, Mpeg-2, Mp-3, которые применяются в камере и при последующем монтаже основаны на преобразовании спектра, и эти преобразования весьма значительны.
  2. звук модели в принципе разный если смотреть (и слушать) спереди и сзади. это чисто конструктивные особенности. спереди более выражен звук мотора, сзади больше высокочастотного свиста струи