По технике парящих полётов

Andrey_Lopatko

Всем любителям безмоторных полетов (в продолжение темы) предлагаю некоторые интернет ресурсы из которых можно почерпнуть знания по метеорологии, технике и тактике парящих полетов, способах нахождения потоков и много полезной разной информации… Информация не в явном виде, т.е не адаптирована для моделистов, но как парапланерист с уже достаточно большим стажем позволю себе утверждать: АБСОЛЮТНО ВСЕ ТОЖЕ САМОЕ!!!
По своему опыту могу сказать: лдитературу в сумме штудировал около года(как правило в больнице 😊 ), в промежутках пытался применять на практике - только потом пошли результаты 😃 В общем придется потрудится…
И конечно же надеюсь, что комунибудь это действительно надо!

1.Наверняка многим знакомый сайт погоды. Вообще их много, я пользуюсь этим. Рекомендую обратить внимание на анимационную карту облачности (иногда глючит). Да, направление ветра в недельном прогнозе дается по верхам, у земли ветер доворачивает на 10-30 град пртив часовой стрелки(эффект Кариолиса кажется называется)
www.gismeteo.ru

2.“Техника и тактика парящих полетов” /нужные главы будет нетрудно выбрать по названию, но трудна к восприятию…
www.paraglide.ru/book/ttpp/index.shtml

3.“Введение в параглайдинг”/ старая добрая книжица, можно почерпнуть много общих полезных начальных знаний
people.sci.pfu.edu.ru/asemenov/frenkel/index.htm

4.“Мечта летать” / очень толковые главы: основы аэрологии и метеорология!www.paraglide.ru/book/ml/index.shtml

5.“В защиту динозавров” Просто классное чтиво про планеры и парящие полеты! Полезного тоже много можно почерпнуть! Очень рекомендую!gerchikov.narod.ru/YAW2fly/index1.htm

6.Дэннис Пэгин “Понять небо” А вот кто осилит этот труд - сможет давать недельные прогнозы, лишь высунувшись из форточки…Я читал раз 5, собираюсь еще перечитывать (наверное совсем тупой)! Там всё!!!
para2001.by.ru/library/nebo/index.shtml
Можно также приобрести по почте полную бумажную версию, поищите в поисковике…

7.А вот размышления на эту тему (помимо увлечений в детстве) привели меня в моделизм 😃
paragliding.kiev.ua/sections.php?op=viewarticle&ar…

“Пилите, Шура, они золотые…”

flysnake

Спасибо за ссылки!
Вчера вечером немного полетал в динаме около дома. В который раз подтвердилось мое мнение, что в условиях МСК (Сходненский ковш, Крылатское, Коломенское) ветер очень нестабильный, а его вертикальная составляющая - еще нестабильнее. Более-менее стабильная обстановка начинается как раз на высотах (1-2)*высота склона над его вершиной… А это близко к предельной высоте на которой динама вроде бывает.
Было забавно наблюдать за воронами (1-2 вороны постоянно сопровождали модель в полете). Летели, смотрели на нее, но не нападали. На предыдущую модель нападали довольно часто, а на эту - ни разу. Возможно, дело в том, что та модель была немного больше вороны, а эта - немного меньше.

vovic

Да, ссылки очень интересные. Про книгу Гончаренко Сергеич уже подсказывал.
Вот только это все макро… А хочется еще и про меньший масштаб.

Andrey_Lopatko

Любое препятствие на земле(куст, дерево, холм, канава, дом…) оставляет турбулентный расходящийся след. На местности зоны турбулентности нетрудно определить, представив вместо ветра течение реки. Если дно ровное - поверхность воды относительно спокойная. Если холм, с которового вы летаете ровный и напоминает покатый валун в реке, то и образующийся на нем динамический поток ламинарный - летать одно уовольствие. Но не забывайте про ротор, который живет с подветренной стороны (бурунчик за валуном). Есго местоположение относительно вершины зависит от крутизны склона и остроты (пологости) вершины (гребня), а протяженность от силы ветра…
Так вот, если на пути ветра стоит препятствие (представляем реку, торчащую из нее скалу и расходящийся след бурунчиков по течению), то в турбулентной зоне за этим препятствием вам врядли понравится летать (экстремалов не касается).
Если по этой аналогии представить зоны полетов в МСК, думаю потянет на пороги 4-5 категории сложности по класификации туристов водников…
И вообще приземная зона, первые 150 м от поверхности земли, является зоной повышенной турбулентности (из-за трения слоев воздуха о поверхность при ветре, из-за возмущений воздушных масс при отрыве термика от поверхности (загляните в кастрюлю с кипящей водой!!!) и из-за слагаемых всех этих факторов…), а мы в ней летаем и чувствуем себя счастливыми 😁

Andrey_Lopatko
vovic:

Да, ссылки очень интересные. Про книгу Гончаренко Сергеич уже подсказывал.
Вот только это все макро… А хочется еще и про меньший масштаб.

Повторяю, абсолютно все тоже самое!!! Тот самый размер! Ну не сможешь ты обкрутить термик, диаметром в 3 м по двум причинам:

  1. Просто не успеешь среагировать на вход выходиз потока
  2. Таких узких термиков не бывает - это пузыри теплого воздуха, оставляющие турбулентный след при отрыве от земли. Если таких много - то уже на высоте 50 - 150 м они сливаются (далеко не всегда) в термик.
    На параплане в термике тугая спираль - диаметром 10-15 м вполне возможна, но как правило в очень мощных термиках. Вариометр обычно в таких случаях показывает скороподъемность 5-7 м/с, а собственная скорость снижения параплана в таком режиме -6м/с(+,-) вот и считаем скорость потока: около 13м/с - большинство моделей при входе в такой поток - развалятся!
    Вот запусти как нибудь модель в динамике, заберись повыше, отойди от склона и потренеруйся поспиралить! Уверен, что спираль, диаметром менньше 10м перейдет в штопор…
    Кстати, всем советую потренировать это упражнение до автоматизма: удерживать модель в спирали на малых скоростях, на грани срыва и постепенно сужайте спираль - заодно точно будете знать возможности модели! Чем медленнее летите в потоке- тем максимальнее используете энергию термика и выше поднимаетесь!
Andrey_Lopatko

Да, и Гончаренко - не самая удачная книга, Пэгина читайте!
Не удастся точно спрогнозировать летный день, не зная основ метеорологи!
Порой достаточно одного взгляда на небо накануне вечером, чтобы отложить все свои дела на след. день и бежать готовиться к полетам!

vovic
Andrey_Lopatko:

Повторяю, абсолютно все тоже самое!!! Тот самый размер!

Ну как же то же самое?
Вот вчера, приезжаю после работы на свой любимый карьер. Пасмурно, сплошная облачность. Почти полный штиль. Запускаю наудачу. Вдоль стенок карьера слабый поток, где - то 0,5 м/c. Еле-еле, за 10 минут набираю метров сто высоты и проверяю середку карьера - везде нисходящий поток - но тоже слабенький. Картина, как перевернутый вверх ногами термик - середина вниз, а по краям вверх. Летал минут сорок. По мере того, как начинало темнеть, и без того слабый поток еще слабел. Приходилось крутить сверхплавно экономя сантиметры высоты.
Для параплана - абсолютно бесполезный вечер. А на планере я почти час пролетал.

Кстати, вот тут:
www.autosport.vrn.ru/trassa/
Можно посмотреть фотки Белого Колодца, над которым в этом сезоне я и летаю.

Andrey_Lopatko

Разница только одна - у параплана собственная скорость снижения в прямом полете -1.5м/с, на пологих виражах - 2м/с, а у твоего планера какая? …
Физика то процесса одинаковая!
По вчерашним полетам: типичный термодинамик, только слааабенький 😃

  1. Даже при сильной облачности солнечная радиация достигает поверхности, а значит прогревает ее!
  2. Достаточно понижения температуры воздуха на 1 градус, чтобы земля “начала отдавать тепло”, т.е. нагревать приземные слои воздуха. Но! в данном случае энергии нагретых пузырей было маловато, чтобы оторваться от поверхности, но они легче окружаещего воздуха и поэтому ползут вверх по склону. Любое, движущееся тело (а пузырь теплого воздуха тоже можно рассматривать как твердое тело, имеющее массу) в воздушной среде оставляет за собой зону разряжения, увлекающую за собой соседний пузырь. Именно по этому теплый воздух разгоняется вверх по склонам карьера и отрывается с гребня. И именно форма карьера в данном случае определяет зоны восходящих потоков. И именно потому в середине дыра (нисходняк), что холодный воздух заполняет место уходящего теплого воздуха.
    Поэтому. если в прогнозе нет осадков, а есть сутчное понижение температуры и его дельта выше чем у поверхности зели (придется немного вспомнить физику, но это 1-2раза, потом по аналогии…) то это прогноз хороших полетов (конкретно в данной местности)!
    А карьер потрясающий, просто сказка (на нашей терминологии - сковорода)! Какой перепад? Можно уходить на маршруты! Неужели не летают на парапланах?
vovic
Andrey_Lopatko:

А карьер потрясающий, просто сказка (на нашей терминологии - сковорода)! Какой перепад? Можно уходить на маршруты! Неужели не летают на парапланах?

Да, именно сковорода диаметром больше километра. Там 50 лет добывали огнеупорную глину. Стенки 40 - 60 метров. Но они чаще всего отвесные! Для потоков это хорошо, но в живую на параплане - если что - костей не соберешь.
Парапланеристы наши в Сторожевое ездят на берег Дона. Там, правда, склон однонаправленный - на восток смотрит. Зато перепад высот около 100 метров и более-менее пологий, - градусов 40 - 50. Кости, кстати, и там ломают. Я ездил с ними. Но токо посмотреть. Стар уже стал.

Минимальная скорость снижения моего планера - около 0,2 метра в секунду. Это если рули не трогать. На виражах, даже плавных - потери высоты больше. Но когда летишь по кромке карьера - виражи редкие.

Taboo
vovic:

Минимальная скорость снижения моего планера - около 0,2 метра в секунду.

Если не секрет, а как это рассчиталось?

vovic

Это измерялось по времени планирования с высоты 50 метров в атермичную погоду по серии полетов. Самый продолжительный достигал 4 минут. Это при идеальной регулировке и задней центровке. Такие установки модель имеет в штилевую погоду. На ветру центровку смещаю вперед и собственная вертикальная скорость конечно ухудшается раза в два. Смещение достигается заменой аккумулятора на 400 мАч металл-гидридного на 1000 мАч кадмиевого. При этом возрастает и нагрузка на крыло.

buerger
vovic:

Это измерялось по времени планирования с высоты 50 метров в атермичную погоду по серии полетов. Самый продолжительный достигал 4 минут. Это при идеальной регулировке и задней центровке. Такие установки модель имеет в штилевую погоду. На ветру центровку смещаю вперед и собственная вертикальная скорость конечно ухудшается раза в два. Смещение достигается заменой аккумулятора на 400 мАч металл-гидридного на 1000 мАч кадмиевого. При этом возрастает и нагрузка на крыло.

И что же это за чудо планер такой? тут лучшие спорсмены по метательным планерам с забросом на 50 м на 2 мин выходят,а у Вас аж 4, да еще, как я пониманию, нагрузка на крыло побольше чем в F3K (так окло 11,5-12) или еще меньше?и что за профил тогда?

alexd
buerger

И что же это за чудо планер такой? тут лучшие спорсмены по метательным планерам с забросом на 50 м на 2 мин выходят,а у Вас аж 4

Они кидают планер на 50 метров в высоту? 😲

wingmax

Вот и мне, как неспешно постигающему “науку метать”, о-очень интересно!
Или погода была не совсем Атермичная, или ветер все-таки БЫЛ? Поделитесь секретом, пожалуйста.
А про 50м “вручную” тоже не верил, пока не увидел, сам не начал подскребаться к такой отметке.

vovic

50 метров - это запуск с мерянного леера. Планер много больше металок. Крыло чистое, без механизации вообще. Профиль S7037. Фюз очень малого миделя.
Про полную атермичность замера - не гарантирую. Но потоков не было. Я в этом пока слабо разбираюсь. Стандартом с такой высоты является 2 минуты. На скорость снижения сильно влияет регулировка модели. На задней центровке скорость снижения меньше, но управляемость хуже.

buerger
alexd:

Они кидают планер на 50 метров в высоту?  😲

тут один швед неофициальный рекорд сделал 61 метр…
в среднем от 40 до 50 метров, ветер помогает немного