Постройка планера, 4 метра.

cashin

Иван, для крыла я планировал применить следующую конструкцию.

Лонжерон клиновидный с карбоновыми полками и бальзой внутри.

В центральных консолях ширина лонжерона линейно уменьшается с 20 до 10 мм, высота постоянная, консоли полностью прямые.

Элеронные консоли с сужением, лонжерон в них постоянной ширины, но в середине толщина карбоновых полок уменьшается в 2 раза.

В ушках еще более тонкий прямой лонжерон до кончиков.

Зашивка крыла бальзой 1 мм как минимум спереди до лонжерона.
Думаю, стоит ли зашивать и далее, до конца.
Вчера читал на рсгрупс, где чуваки поясняли, что зашивка задней части не так влияет на кручение, как передней, зато добавляет вес позади центра крутки и массы. Возможно, это не стоит считать общим правилом, потому что слабо верится, что задняя зашивка, сделанная аналогично передней, не добавит жесткости.

На центральных частях крыла закрылки, далее на консолях элероны.
Элероны до начала ушей.

Делаю обшивку специально тонкую, чтобы хватило весового и габаритного лимита еще покрыть ее стеклом 25 г/м в один или два слоя.
Стекло на обшивку — диагональными волокнами, жесткость на кручение.

Нервюры я придумал в этот раз сделать таким образом.
3 мм бальза, окантованные полностью полосками угля толщиной 0,17 мм:

Фотка крупно

Никогда не видел, чтобы так кто-то делал, но хочу попробовать. Так что устраивайтесь поудобнее 😃

Передняя и задняя кромки будут бальзовые, оклееные тем же 0,17 мм углем. Должна теоретически получиться довольно жесткая рама, где все направления поддержаны композитом.

NIV

Какая площадь крыла? Какой полётный вес планируете сделать?
Толщина профиля крыла в комле, хорда?
Интересный способ установки лонжерона.😃
Таврование нервюр углём имеет смысл, если уголь заходит на продольные силовые элементы( лонжерон, задняя кромка) и связывает их в единый каркас с поперечным набором. Зашивать всё крыло или только лобик будет зависеть от толщины профиля и предполагаемых нагрузок на крыло. Чем меньше нагрузка на крыло и толще профиль, тем меньше площадь зашивки. Я бы зашил центроплан. При работе закрылками на скорости (торможение на выходе из мощного термика " full flap diving") куда и что начнёт выкручивать неизвестно, а лишняя жёсткость не помешает.😁
Большой планер можно высоко засадить, а там колбасит порой очень серьёзно, а вес абсолютно не критичен.

Lazy

Везде и во всём должна быть необходимая достаточность.

cashin

Нервюры в моем варианте таврируются полностью, то есть будут связаны и с остальным силовым набором, конечно.

Площадь крыла выходит примерно 100 дм2, то есть 1 м2.
Центральный профиль: высота 24,4 мм, хорда 280 мм.
Консоли: хорда 280 — 210 мм.
Уши 210 — 140 мм.
Профили пропорционально уменьшаются, соответственно.
Кроме того, меняются: AG 35-36-37, и в консоли крутка -0.5 град.

Общий принцип расчетов прочности: допускаю 15 G, и с учетом всяческих непроклеев или мало ли каких ошибок прочность планируется в 2 раза больше — 30 G для итоговых расчетов.

Полетный вес я надеюсь достигнуть 2.5 кг минимальный, и 3 кг с догрузкой.
25-30 г/дм2.

Вот кусок расчетов.

В полный размер

Лонжерон на это расчитан (фотки заготовок чуть позже выложу), а вопрос сейчас насчет кручения. Может, стоит зашить только лобик, но добавить на него стекла щедро?

Мысль насчет зашивки задней части и положения лонжерона: если лонжерон ставится позади центра аэро-давления, то зашивается только лобик, и тогда только Д-бокс работает против кручения. В такой ситуации, конечно, зашивка сзади много не даст, так как ось кручения окажется внутри Д-бокса.

Еще вопрос, кстати, насчет закрылков. Тормозить ими с большой скорости страшновато с таким размером лопаты. Закрылки по 60 х 1000 мм. Планировал ставить сервы 4 кг/см. Хватит ли? Боюсь, будет маловато. Может еще спойлер сделать стоит?

Lazy

Поскорее забейте болт М36 на наборное крыло и стройте пенобальзовое с лонжероном. С удлинением 16 ни одна наборная конструкция не выдержит.

cashin

Поздно, Владимир, уже поздно отступать )
Это надо вакуумы, резаки, пенопласты, ткани, смолы…
Точнее не поздно, а рано — хочется с деревяшками еще поработать.

И делают же небольшие наборные планеры для сумасшедших лебедочных нагрузок.
А тут большой, да, но мотор. Буду делать.

Lazy
cashin:

Буду делать.

Назло врагам козу продам? 😁

cashin
Lazy:

Назло врагам козу продам? 😁

Ниче-ниче, полетит, если нормально сделать!

Примерный расклад по массам (граммы):

172 Двиг
25 Проп
25 Спиннер
278 Батарея
4 Коннекторы
44 Регулятор
35 БЕК импульсный
15 Приемник
3 Индикатор батареи
100 Сервы крыла
44 Сервы хвоста
75 Провода к сервам
25 Телеметрия
845 итого на все оборудование.

160 Балка с прилагающимися кишками
140 Фюз от носа до балки
86 Два хвоста с необходимым хозяйством (V-tail)
30 Блок крепления балки к фюзу
416 итого на пустой фюзеляж.

640 две центральных консоли крыла
360 две элеронных консоли
80 два ушка.
1160 итого на крыло (очень грубо).

80-100 г. на бронебойный крыльевой штырь.

Итого примерно 2500 г.
-------------------------

Детальнее расчет массы крыла:
132 Масса зашивки двух центр-консолей
66 Примерно зашивка дальних консолей
96 Все передние-задние кромки
50 Дополнительные усиления крыла
72 Стеклоткань на две консоли (с учетом клея)
168 Полки лонжерона всего крыла сразу
67 Стекло для обмотки всего лонжерона, со смолой, 4 слоя 25 г/м
30 Обмотка всего лонжерона кевларом (будет меньше, скорее всего)
117 Бальза в ядро лонжерона (на все крыло)
60 Два элерона
80 Два закрылка
60 Пленка на все крыло (30 г/м, площадь покрытия 2 кв.м.)
90 Центральный штырь с углом V по 2 град.
77 Масса всех нервюр на 4 метра
31 Все карбоновые полоски для таврирования нервюр, с учетом клея.
Итого примерно 1200 г.

mandigit

Читал, что обтяжка именно передней части крыла, помимо борьбы с флаттером имеет еще и задачу создания трубы (лонжерон, верхн, передняя кромка, низ), которая и обеспечивает сопротивление кручению.

cashin

Алексей,
да, но обтяжка ведь работает только на растяжение, на сжатие бесполезна. Подозреваю, что в моем случае при наличии бальзовой обшивки лба, покрытой стеклотканью, на карбоновых продольных и поперечных элементах обтяжка конкретно на лобике будет добавлять разве что такие вещи, как сопротивляемость царапанию травой, гладкость поверхности и внешний вид. Чего уже достаточно, чтобы ее применять, конечно.

mandigit

вместо обтяжка (в моем посте) следует читать зашивка 😍
То есть как вы и говорите - зашить только переднюю часть (сверху и снизу), Центроплан зашить полностью.
Если покрыто стеклотканью, то обтяжку не надо, разьве для эстетики.

Вот, чуток фоток набросал (некрашеный - 2-х метровый бальзовый с разъемными консолями, в лонжеронах трубки, между консолями изогнутый металлический пруток)

cashin

Лонжероны главных консолей.

Полки: по 2 слоя угля 0,35 мм (однонаправленный ламинат), ширина 20 мм у корня, линейно уменьшается до 10 на конце консоли (середина крыла). Высота лонжерона 21,5 мм. В середине - вертикально бальза, плотность 0,11 г/см3.

Фотки лонжеронов

(нарезал полок сразу на все крыло, главные - широкие внизу)

Как обычно, когда режешь дорогой материал, правила “семь раз отпей, один отъешь” недостаточно. Надо восемь-десять 😃
Планировал клиновидный лонжерон-то, но чето так засела в голове мысль про ширину 20 мм, что нарезал все главные полки ровно по 20, пипец. Пришлось от двух лишних отрезать клиновидные куски 10-0 мм.

Карманы для соединительных штырей пока не вклеиваются. Так как штыри прямоугольного сечения, после вклейки карманов будет “сложновато” исправить неправильный угол между консолями, если вклеить криво. Поэтому сначала будут установлены несколько нервюр, две консоли будут выровнены между собой по нижним плоскостям нервюр, и тогда можно будет безопасно вклеить карманы.

asw
cashin:

Лонжероны главных консолей.

Полки: по 2 слоя угля 0,35 мм (однонаправленный ламинат), ширина 20 мм у корня, линейно уменьшается до 10 на конце консоли (середина крыла). Высота лонжерона 21,5 мм. В середине - вертикально бальза, плотность 0,11 г/см3.

Фотки лонжеронов

(нарезал полок сразу на все крыло, главные - широкие внизу)

Как обычно, когда режешь дорогой материал, правила “семь раз отпей, один отъешь” недостаточно. Надо восемь-десять 😃
Планировал клиновидный лонжерон-то, но чето так засела в голове мысль про ширину 20 мм, что нарезал все главные полки ровно по 20, пипец. Пришлось от двух лишних отрезать клиновидные куски 10-0 мм.

Карманы для соединительных штырей пока не вклеиваются. Так как штыри прямоугольного сечения, после вклейки карманов будет “сложновато” исправить неправильный угол между консолями, если вклеить криво. Поэтому сначала будут установлены несколько нервюр, две консоли будут выровнены между собой по нижним плоскостям нервюр, и тогда можно будет безопасно вклеить карманы.

А лобик будет таки бальзовый , или композитный D-BOX как у фабричных планеров?

cashin
asw:

А лобик будет таки бальзовый , или композитный D-BOX как у фабричных планеров?

Бальза + стекло на смоле.

asw
cashin:

Бальза + стекло на смоле.

Купите готовый, по уму сваренный в заводских условиях композитный D-box кессон из которого харьковчане подобные лобики на наборных крыльях делают.Прочнее и легче еще никто ничего не придумал.
Сэкономите уйму времени , а главное получите качественное прочное и чистое крыло.

cashin
asw:

Купите готовый, по уму сваренный в заводских условиях композитный D-box кессон из которого харьковчане подобные лобики на наборных крыльях делают.Прочнее и легче еще никто ничего не придумал.
Сэкономите уйму времени , а главное получите качественное прочное и чистое крыло.

Александр, спасибо, я строю сам. Не сомневаюсь, что заводские детали прочны и легки. Но я не за кем не гонюсь, мне в этом процессе интересно, насколько хорошо это можно сделать самостоятельно и в антизаводских условиях.

asw
cashin:

Александр, спасибо, я строю сам. Не сомневаюсь, что заводские детали прочны и легки. Но я не за кем не гонюсь, мне в этом процессе интересно, насколько хорошо это можно сделать самостоятельно и в антизаводских условиях.

com-posit.com.ua/rus/modeldetales.html
Дело хозяйское, но планер сделанный из качественных материалов это ж совсем другая модель.Формованный в автоклаве D-box и бальзишка обтянутая стеклышком, это две очень большие разницы.Аппаратуру кстати сами спаяете или заводскую будете использовать?

cashin

С материалами у меня все хорошо.
Да, это домашняя технология. Две большие разницы. Летают и такие и такие.

asw:

Аппаратуру кстати сами спаяете или заводскую будете использовать?

Странный вопрос. У вас есть телефон? Сами спаяли?
Я делаю планер, зачем мне делать аппаратуру?

Есть чуваки, которые перематывают электромоторы. Я этого не понимаю, мне неинтересно в этом копаться. Выбрал нужный мотор и полетел. Кто-то покупает готовый д-бокс, кто-то делает сам. Искать смысл в таком хобби - дело довольно бесполезное. Делаю просто потому что захотелось.

asw
cashin:

С материалами у меня все хорошо.
Да, это домашняя технология. Две большие разницы. Летают и такие и такие.

Странный вопрос. У вас есть телефон? Сами спаяли?
Я делаю планер, зачем мне делать аппаратуру?

Есть чуваки, которые перематывают электромоторы. Я этого не понимаю, мне неинтересно в этом копаться. Выбрал нужный мотор и полетел. Кто-то покупает готовый д-бокс, кто-то делает сам. Искать смысл в таком хобби - дело довольно бесполезное. Делаю просто потому что захотелось.

Так разве ж я против, каждому свое, желаю удачи. Конечно же Ваш самолетик полетит, не сомневайтесь, и не такое летает.Это дружеский совет по улучшению характеристик модели.Вы ж на форуме процесс выкладываете, Вам дают советы.А выбор в любом случае сугубо за Вами.
Перемотка моторов дает некоторые преимущества. При ручной намотке можно лучше уложить витки, можно использовать более дорогой и качественный провод чем на фабрике, можно изменить характеристики мотора … Люди заморачиваются и это дает результат.
Если дальше будете строить электропланера возможно Вам это тоже будет интересно.

cashin

Спасибо )
Тем временем, дошлифован крыльевой штырь, вроде неплохо. Оклеивался тканью в несколько шагов по несколько слоев, после каждого шага шлифовка и контроль размеров. Из-за слоев смолы, стекла и кевлара вылез на 1 мм из планируемого размера, но как раз такой запас был предусмотрен.

Далее - на штыре склеены стеклотканевые заготовки пенальчиков в консоли.
Все фотки в галерее.

Это отдельная история 😃

Приготовился наматывать ткань на штырь - делать пенальчики. Отмерил, нарезал лоскуты, замешал смолы. Взял пищевую пленочку намотать пару оборотов между штырем и пеналами. И понял, что не приготовил никакой смазки, чтобы потом стянуть заготовки со штыря. А пленка к отшлифованному липнет дико, даже просто руками именно оддирается, а не снимается. И как я потом пеналы сниму тогда?

Смотрю, осталась пачка попкорна с сыром 😃 Читаю состав и пищевую ценность: жир 8%. Раздавил одну в руке - жир есть. Натер несколькими попкорнышками штырь, гладкий, сияет, нормал! 😃

В итоге все отформовалось и снялось нормально.
Результат (хотя пока недообработанный) демонстрирует точность попадания веса в прогнозируемые максимальные 100 г:
😎

Специально не подгонял!

Все фотки строительства.

NIV

Полка лонжерона 0,7мм не маловата? Или я не правильно понял.😃

Мне кажется нагрузка 25 г\дм 2 для аппарата таких размеров будет маловата, придётся повышать для нормального полёта. Двигатель лучше взять как можно мощнее. Старт мотопланера с большим размахом с руки должен быть очень энергичным и быстрым, иначе можно не успеть перехватить передатчик для выправления крена.
Когда будете усиливать лобик стеклом, не жалейте стекла.😁 Особенно на центральных секциях. Жаль будет если крыло флатернёт.😍

cashin:

Лонжероны главных консолей.

Полки: по 2 слоя угля 0,35 мм (однонаправленный ламинат), ширина 20 мм у корня, линейно уменьшается до 10 на конце консоли (середина крыла). Высота лонжерона 21,5 мм. В середине - вертикально бальза, плотность 0,11 г/см3.