Постройка планера, 4 метра.
Создание V-образного хвостового оперения.
Одна половинка хвоста:
Размах 530 мм,
площадь 10.34 кв.дм,
крепление на трубку 6 мм с толщиной стенки 1 мм,
лонжерон 9-5 мм, внутри бальза, полки угольный ламинат 0.35 мм, ширина убывает с 9 до 5 мм.
расчетный вес одной половинки — 40 г без учета крепления к балке,
все оперение с учетом креплений — 90-95 г.
Толщина профиля 5.2 %.
Лобик до лонжерона будет зашит бальзой 1.5 мм.
Рассчитаем форму нервюр, и плавный переход нервюр от корня к законцовке.
10 нервюр на каждую половину.
Начнем с “корня” — креплений 😃
На угольную 6мм-трубу наматывается несколько слоев тонкого стекла.
Трубочка пригодится не только для джойнов хвоста, но и законцовок крыла, которые как раз рассчитаны тоже на 6 мм.
От трубки отрезаем два куска по 50 мм для хвостов.
Долго думал, как сделать ровные половинки бальзового хвоста, да с правильным профилем в любительских условиях.
Вот что надумал, и попробовал.
Делаются половинки нервюр, а не целые. Для каждого хвостика делается не один, а два скелета на плоской поверхности стола, собираются-склеиваются, а потом готовые склеиваются между собой. И вот что получилось.
Заготовки по профилям:
На торцах наклеены вырезанные из бумаги распечатанные плофили
Спереди вырез под зашивку лба
Проверяем половинки
Похоже вроде.
Нарезаются полки лонжерона из угольного ламината, в форме трапеций от 9 до 5 мм, длина 500 мм:
Не забудем про вырез под полки, и размечаем нарезку нервюр:
Готовятся передние и задние рейки с пазами под нервюры:
Фиксируем и клеим: сначала чуток циакрином, потом промазать тайтбондом:
Примеряем места будущих креплений:
Вклеиваются куски бальзы под лонжерон:
Дольки готовы. Линейка на фото — 1 метр. Хвостик сошел бы в качестве крыла для не самой мелкой пилотажки (если закрыть глаза на тонкий профиль 😃
слишком близко лонжерон на конце стабилизатора к носку.
Чем вызвано такое решение?
Лонжерон хорошо располагать в месте наивысшей высоты профиля. В корневой нервюре лонж примерно как раз в таком месте.
Форма хвоста — трапеция. По этой причине к законцовке передняя часть - лобик - становится все уже (я решил, что лонжерон будет прямым).
Я вижу в этом следующие преимущества.
Концентрация жесткости на кручение, которая находится в зашитом контуре лобик+лонжерон, сдвигается к законцовке вперед. Это полезная деталь для противостояния крутящему флаттеру на концах. Жесткость, и ось кручения от корня к законцовке смещается вперед. Это гуд.
Вследствие сужения лба также линейно уменьшается масса, затрачиваемая на лобик в законцовках. И это тоже хорошо, так как усилие кручения вдоль размаха тоже меняется линейно.
Снижение массы в законцовках также способствует избежанию поперечного флаттера всей консоли: кончик должны быть легче основания.
А также данную конструкцию был несложно строить и выравнивать на столе благодаря прямым и параллельным лонжерону и задней рейке.
правильно я Вас понял - зашивка от передней кромки и до лонжерона?
а от лонжерона и до задней кромки стабилизатора что?
поперечного флаттера всей консоли
это Вы о чем?
правильно я Вас понял - зашивка от передней кромки и до лонжерона?
а от лонжерона и до задней кромки стабилизатора что?
Да, зашивка лба до лонжерона
После лонжерона, думаю, будут просто нервюры, возможно с 2-миллиметровыми полосочками угольного ламината 0.17 мм, и пленка.
поперечного флаттера всей консоли
это Вы о чем?
Флаттер вверх-вниз всей законцовки (как прогиб крыла под нагрузкой), то есть вызванный изгибом консоли, а не кручением вокруг оси жесткости.
то есть вызванный изгибом консоли, а не кручением вокруг оси жесткости.
так не бывает, они всегда вместе.😉
причины возникновения флаттера изучали?
Вот им вместе конструкция и будет противостоять 😉
врядли.
здесь кратенько по флаттеру и другим безобразиям.
всего-то и нужно только внимательно прочесть. kvs-vm.narod.ru/uchob/l7/7.html
успехов.
Это читал, спасибо.
В чем вы видите сложности в моем варианте?
так у Вас конструкция получилась в виде рамки с малой толщиной, работа которой на кручение оставляет желать лучшего (по сути плоская пластина с вырезом в середине).
жесткость вся сосредоточена в носовой части, Ц.Т. готового стабилизатора находится значительно дальше по хорде.
обшивка видимо будет мягкая. Она на кручение не работает.
По сути Вы своими руками сделали все, чтобы возникли автоколебания (флаттер) и это еще без учета воздействия рулей высоты.
жесткость вся сосредоточена в носовой части, Ц.Т. готового стабилизатора находится значительно дальше по хорде.
обшивка видимо будет мягкая. Она на кручение не работает.
Вы все сказали верно. Вся жесткость на кручение сосредоточена спереди. Ось крутки сдвинута максимально вперед. И по мере приближения к законцовке еще больше вперед.
Та часть, которая за лонжероном, и не рассчитана на противостояние крутки. Она будет иметь жесткость — для того, чтобы передавать свое кручение кессону. Для этого достаточно нервюр, тем более с окантовкой.
Можно было бы легко зашить и эту часть, но масса сместилась бы назад, и всё стало бы тяжелее. Так что у меня-то все сделано именно по той теме, ссылку на которую вы привели, и в смысле флаттера это-то как раз и хорошо 😃 Та же тема, что и при создании крыльев. А ваша мысль мне по этой причине до сих пор непонятна. Вы предложили бы зашить весь хвост бальзой?
Хвост еще не готов, советы и мнения принимаются, пока не поздно 😃
Так что у меня-то все сделано именно по той теме, ссылку на которую вы привели, и в смысле флаттера это-то как раз и хорошо
к сожалению все до наоборот.
еще раз внимательно и спокойно прочитайте по ссылке.
нужно чтобы Ц.Т. был в центре жесткости или немного впереди, тогда колебания будут затухающие.
как вариант - лонжерон на законцовке сдвигать назад от текущего положения.
на таких размерах желательно еще учитывать колебания фюзеляжа (балки) и тяг, чтобы в противофазе не заработали (не раскачивали балку), а лучше сервы в хвост, чтобы тяги были короче.
Так как рули будут крепиться к задней кромке стабилизатора, то при недостаточной прочности последнего на кручение, может происходить закручивание его и, в результате, получим вялое или даже обратное управление.
Не понял, что наоборот?
Крыло должно быть тонким в корне, и жестким в конце?
Зашивка должна быть небольшой в корне, и к законцовке увеличиваться до 100%?
Зашивать надо заднюю часть, а не переднюю?
Или что? Поясните конкретно, пожалуйста, я не понял.
И как насчет того, что здесь центр аэродинамической силы высесен назад? Пока был упомянут только центр массы.
Прочитал дополнение к сообщению, спасибо. Просьба к уважаемым посетителям темы: запостите сюда ссылок на описание изготовления разными людьми бальзового хвостового оперения большого размера, с фотками, пожалуйста. Кто как делал, кто что видел.
Первый абзац после схемы 7.2 . Я понимаю так: если совместить центр жесткости и центр тяжести (или придвинуть), то убираем (уменьшаем)инерционную составляющую изгибно- крутильного флаттера несущей поверхности?
Не забывайте о том, что сдвигая центр крутильной жесткости назад, можно получить фокус аэродинамической силы перед осью жесткости, чего делать не стоит.
на использованных Вами профилях центр давления находится на 25% хорды.
соответсвенно фокус крыла (стабилизатора) будет находиться на этой линии хорд. Для расчетов обычно используют САХ (средняя аэродинамическая хорда). Если лонжерон находится на 25% или близко к ней, то достаточно совместить центр тяжести с центром жесткости крыла (стабилизатора). Этого вполне хватает для устранения изгибно-крутильного флаттера крыла (стабилизатора) как явления (для скоростей полета модели).
центр крутильной жесткости - что это такое я не знаю.
может быть центр жесткости крыла на кручение?
то Евгений Николаевич
да, получаем затухающие колебания.
то cashin
зашивая от передней кромки до лонжерона Вы получаете по сути балку (кессон), который воспринимает нагрузку на изгиб и кручение.
Поэтому чем больше Вы сделаете площадь зашивки, то тем более будет восприниматься нагрузка на кручение (на изгиб работает лонжерон), другое дело надо ли это делать из условий поставленной задачи.
Из условий работы консольно закрепленной (защемленной) балки (крыло, стабилизатор) - в корне сечение больше, так как больше и нагрузка.
Если отталкиваться от аэродинамики, то выгоднее иметь большую хорду на конце крыла.😉
Все как всегда - компромис между хотелками.😵
Вот и хотелось бы взглянуть на фото крыла Антона.
Возможно крыло у него и нормально сделано, а флаттер возникает от элерона.
Возможная подсказка этому - вырванная серва.
Первый абзац после схемы 7.2
это только первая часть “марлезонского балета”, вторая часть 7.3;)
Зашить бальзой ту часть, которая от лонжерона до начала элерона стоило бы 12 грамм на каждую консоль (при бальзе 0.8 мм).
То есть утяжеление всего хвоста на 24 грамма, скажем, с 80 до 104.
Но допустим масса не волновала бы.
Бальза довольно тонкая. Толще зашивка — будет еще тяжелее. И снова сдвиг массы назад за оси давления и кручения.
Стоит ли оно того?
Не понятен смысл наборного оперения.
Где бенефит, кроме сложности?
Зашить бальзой ту часть, которая от лонжерона до начала элерона
что-то я уже запутался - обсуждаем крыло или стабилизатор с рулем высоты?
если стабилизатор - сдвинуть лонжерон на 25-30% хорды и зашить бальзой от носка до лонжерона.
что-то я уже запутался - обсуждаем крыло или стабилизатор с рулем высоты?
Крыло не обсуждали — это V-образное оперение, вообще-то )
Тфу, я написал элерон зачем-то, никакой это не элерон — это задние рули )
Не понятен смысл наборного оперения.
Где бенефит, кроме сложности?
Бенефит ноу, челендж ес )
И снова сдвиг массы назад за оси давления и кручения.
да не заморачивайтесь Вы давлением;) для стабилизатора.
прочитайте и внимательно рассмотрите рисунки по указанной ссылке, всего-то и нужно.