Постройка планера, 4 метра.
Не понял, что наоборот?
Крыло должно быть тонким в корне, и жестким в конце?
Зашивка должна быть небольшой в корне, и к законцовке увеличиваться до 100%?
Зашивать надо заднюю часть, а не переднюю?
Или что? Поясните конкретно, пожалуйста, я не понял.
И как насчет того, что здесь центр аэродинамической силы высесен назад? Пока был упомянут только центр массы.
Прочитал дополнение к сообщению, спасибо. Просьба к уважаемым посетителям темы: запостите сюда ссылок на описание изготовления разными людьми бальзового хвостового оперения большого размера, с фотками, пожалуйста. Кто как делал, кто что видел.
Первый абзац после схемы 7.2 . Я понимаю так: если совместить центр жесткости и центр тяжести (или придвинуть), то убираем (уменьшаем)инерционную составляющую изгибно- крутильного флаттера несущей поверхности?
Не забывайте о том, что сдвигая центр крутильной жесткости назад, можно получить фокус аэродинамической силы перед осью жесткости, чего делать не стоит.
на использованных Вами профилях центр давления находится на 25% хорды.
соответсвенно фокус крыла (стабилизатора) будет находиться на этой линии хорд. Для расчетов обычно используют САХ (средняя аэродинамическая хорда). Если лонжерон находится на 25% или близко к ней, то достаточно совместить центр тяжести с центром жесткости крыла (стабилизатора). Этого вполне хватает для устранения изгибно-крутильного флаттера крыла (стабилизатора) как явления (для скоростей полета модели).
центр крутильной жесткости - что это такое я не знаю.
может быть центр жесткости крыла на кручение?
то Евгений Николаевич
да, получаем затухающие колебания.
то cashin
зашивая от передней кромки до лонжерона Вы получаете по сути балку (кессон), который воспринимает нагрузку на изгиб и кручение.
Поэтому чем больше Вы сделаете площадь зашивки, то тем более будет восприниматься нагрузка на кручение (на изгиб работает лонжерон), другое дело надо ли это делать из условий поставленной задачи.
Из условий работы консольно закрепленной (защемленной) балки (крыло, стабилизатор) - в корне сечение больше, так как больше и нагрузка.
Если отталкиваться от аэродинамики, то выгоднее иметь большую хорду на конце крыла.😉
Все как всегда - компромис между хотелками.😵
Вот и хотелось бы взглянуть на фото крыла Антона.
Возможно крыло у него и нормально сделано, а флаттер возникает от элерона.
Возможная подсказка этому - вырванная серва.
Первый абзац после схемы 7.2
это только первая часть “марлезонского балета”, вторая часть 7.3;)
Зашить бальзой ту часть, которая от лонжерона до начала элерона стоило бы 12 грамм на каждую консоль (при бальзе 0.8 мм).
То есть утяжеление всего хвоста на 24 грамма, скажем, с 80 до 104.
Но допустим масса не волновала бы.
Бальза довольно тонкая. Толще зашивка — будет еще тяжелее. И снова сдвиг массы назад за оси давления и кручения.
Стоит ли оно того?
Не понятен смысл наборного оперения.
Где бенефит, кроме сложности?
Зашить бальзой ту часть, которая от лонжерона до начала элерона
что-то я уже запутался - обсуждаем крыло или стабилизатор с рулем высоты?
если стабилизатор - сдвинуть лонжерон на 25-30% хорды и зашить бальзой от носка до лонжерона.
что-то я уже запутался - обсуждаем крыло или стабилизатор с рулем высоты?
Крыло не обсуждали — это V-образное оперение, вообще-то )
Тфу, я написал элерон зачем-то, никакой это не элерон — это задние рули )
Не понятен смысл наборного оперения.
Где бенефит, кроме сложности?
Бенефит ноу, челендж ес )
И снова сдвиг массы назад за оси давления и кручения.
да не заморачивайтесь Вы давлением;) для стабилизатора.
прочитайте и внимательно рассмотрите рисунки по указанной ссылке, всего-то и нужно.
рочитайте и внимательно рассмотрите рисунки по указанной ссылке, всего-то и нужно.
Засмотрел до дыр, было бы что-нибудь поразборчивее, там не все понятно.
Кто строит крупняк, подскажите, каковы приличные рамки массы для оперения общей площадью 20 кв. дм?
вот здесь рисунки получше kvs-vm.narod.ru/uchob/kvs-spas.html
Получше. Спасибо.
Лобик в любом случае оклеиваю, посмотрю как получится, после этого подумаю что дальше.
Кто строит крупняк, подскажите
www.rcgroups.com/cross-country-soaring-684/- вот тут много больших. Рекомендую изучить с почтением 😃
Рцгрупс само собой, но имеются в виду ссылки конкретно про оперение.
В крос-кантри, кстати, машинки покрепче, и я там даже не помню ничего с деревянным оперением.
Лобик в любом случае оклеиваю
Оклейте и … Начинайте делать новый стаб
Лонжерон должен быть в конце неподвижной части (потому как делать лонжерон и прочную заднюю кромку неподвижной части вроде как не разумно )
руль высоты должен крепится к чему то прочному а то сами понимаете …
А по весу в районе 100 грамм и поболее вполне достойный вес 100/20 5 г/дм"
Лонжерон должен быть в конце неподвижной части
Юрий, лонжерон ничего подобного не должен, у него вполне определенная задача, и это не задача “быть в конце неподвижной части” )
Коллеги,
Про лонжерон слишком близко, тонкую раму и больше ничего кроме пленки, про сужение лобика к законцовке, про делайте новый хвост, и так далее - окей, допустим. В таком случае вам будет несложно прокомментировать также и такую “малоизвестную” конструкцию:
www.espritmodel.com/index.asp?PageAction=VIEWPROD&…
Только не надо сразу про а там же пульсаровский печеный композитный кессон спереди (он, к тому же, только в основных консолях) - в данном случае не прозвучало ни одного предложения усиления лобика 😃 а только утверждения, что данная схема ущербна в принципе и делайте новый хвост.
если вопрос по V-образному оперению в самом низу ссылки, то там применен трубчатый лонжрон+уголь по нервюрам между передней и задней кромкам.
В отличии от Вашей конструкции лонжерона, трубчатый воспринимает нагрузку на изгиб и кручение+уголек, да и расположение там несколько дальше по хорде, на мой взгляд.
А что Вам мешает сдвинуть лонжерон дальше или уже “мосты сожжены”?
Продолжение.
Пристраивается трубочка джойнера:
Приклеиваются полки лонжерона, готовится выкройка передней зашивки:
Масса заготовок 59 г:
Склеиваются половины рам:
Переклей половинок добавил примерно по 3 г на каждую консоль хвоста:
Делаем трубочки, торцы заклеить бальзой:
Примерка
Временное соединение на 6 мм трубке для выравнивания. Консоли четко фиксируются между собой по прямой:
Трубочки фиксируются в раме двумя каплями циакрина в таком положении
Ровно.
Теперь надо залить трубки в лонжероне смолой с опилками.
С одной стороны сразу заклеивается куском бальзы, с другой стороны будем заливать смолой.
Сюда смолу:
Крышечки для второй стороны:
Пакуем
Ок )
Жесткость на изгиб кошмарно высокая.
Теперь создадим жесткость на кручение.
По моим расчетам будет достаточно зашить лоб бальзой 1.5 мм.
Также все еще рассматривается вариант зашить после лонжерона зашивку 0.8-1 мм (и это будет реальный оверкилл),
и есть вариант оклейки лба стеклом: сегодня устраиваю проверочное покрытие тестового образца 2 слоями стекла, проверить, насколько тяжелые поверхности получатся с данной толщиной обшивки.
У пульсара на кручение держит трубочка. В моей конструкции это не трубочка, а целый кессон в разы большего размера.
Было бы странно утверждать, что маленькая трубочка эффективнее на кручение, чем полный, целостный кессон, потому что кессон гораздо эффективнее по площади сечения.
Вопрос только в том, какая именно трубочка, и какой именно кессон. Если это убийственно толстая трубка и слабый кессон - трубка будет лучше. Если хороший кессон достаточного сечения, и тонкая трубка - кессон будет лучше. А в этом контексте я не услышал от уважаемых советчиков убедительных предложений, основаных на цифрах, сечениях, моментах, и конкретных примерах, а не на обобщенных субъективных мнениях.
Зашивка лобика хвостов.
Почему-то незаслуженно забытым оказался тот факт, что прочность бальзы на сжатие вдоль волокон примерно в 4 раза больше, чем на диагональный сдвиг. На растяжение параметры различаются еще сильнее. И еще сильнее разница по коэффициентам упругости — более чем в 10 раз.
Параметры бальзы из разных источников:
www.balsacore.com/balsa_core_specifications.html
www.cstsales.com/end_grain_balsa.html
Итак, на зашивку лобика отведен 1 мм толщины. Напряжения сжатия и растяжения при кручении консоли идут диагонально, по 45 град к лонжерону. Поэтому поворачиваю волокна зашивки на 45 градусов.
Зашивка бальзой волокнами под 45 град теоретически должна соответствовать зашивке прямыми волокнами по-меньшей мере 4-кратной толщины. С учетом уменьшенной устойчивости более тонкого слоя - ну может раза в 3.
Как вам зашивка лобика хвоста 3-мм бальзой? 😃
Никакого стекла и не понадобится. Делаем.
Чтобы ясно понимать, как резать бальзу, делаю выкройки из бумаги и примеряю.
Нарезка под 45 град.
Совмещаем и склеиваем гибким циакрином встык. На пластиковой подложке.
Разметка листов зашивки:
Лента бумаги для смачивания водой, чтобы выгнуть листы:
Кладем на выступ, накладываем мокрый лист бумаги и зажимаем края:
Позже я понял, что половина листов выгнулась не в ту сторону, так как направление диагоналей волокон двух листов на одной консоли должно быть симметричным. Ничего страшного, изогнулись они не сильно, успел выгнуть обратно.
Лонжерон обмотан кевларом.
Клеим зашивку.
Я делал так: промазывал деревянную часть скелета — нервюры и переднюю кромку — тайтбондом. Затем делаю тонкую полоску густого гелеобразного циакрина на лонжероне. На циакрин рабочее время примерно 10 секунд. Придавливаю лист зашивки, главным образом, в районе лонжерона. Гель-циакрин достаточно прихватывает бальзу к лонжерону секунд за 30. После этого остается время на то, чтобы плотно зафиксировать остальную часть, которая на тайтбонде.
Первый вариант фиксировал булавками,
но во втором заходе просто зажимал отдельно переднюю кромку длинным бруском по всей длине, так ровнее.
Готово.
Грубо обрабатываем кромки.
Итого, масса с трубками крепления менее 80 г:
Остается 20 г на рули, пленку, оклейку торцов нервюр тонким углем, петли, кабанчики.
Жесткость прекрасная по всем направлениям.
Вечер добрый!
Все время с последней писанины здесь ,дни были полётными,летал в своё удовольствие, утром ,в термичку ,в ветер,вечером,пробовал на 4,5,6, банках.все было ок.Потом решил прицепить камеру поснимать.13 го было 3 вылета по минут 20.Н а последнем вывел планер на высоту примерно метров 300,и далеко от себя ,планер когда летит от тебя на большой высоте различим хорошо,но когда на тебя—видно очень хреново. вообщем покрутился над микрорайоном,потом поветру скорость до 5 м.с порывами пролетел в сторону к реке,развернул на себя т.к. было высоко,далеко,и вечер-21.30. Планер сквозь ветер еле пробивался,добавил мотор,планер шёл с кабрированием, в какойто момент повалился на правый бок и в штопор,на выводе рудером,получилось на снижении вывел,но по инерции он шёл резко вниз,пошёл флатер с правого крыла, сильный,такого ещё не было,я повернул в право,опять штопор --на выводе, крылья изогнулись под углом 45 гдето,бах отрыв правого крыла у основания,фюз со вторым крылом начал падать в авторотации ,высоты было много,я питался управлять ещё рудером и рулём высоты,-поддавался что удивительно
упал на расстоянии примерно когда нашли метров в 700 от меня.
На удивление крыло с камерой лежало целым наткнувшись на палку в поле в метрах 20 от фюза.Прорыв плёнки и отслоился слой фанерф на торце центроплана-все.Удар на фюз пришёлся по косой видимо,мотор вошёл на см 15 с нос,акки сложились пополам,перелом хвостовой части,стаб,сломался и то место где качалка элеватора
второе крыло целое)
сломались штыри
Размер спрашивали диаметр 10,толщина стенки 3,2 штуки
Моё мнение из за чего все .Был люфт на качалках на элеронах.на скорости элерон больше видимо правый начанал болтаться ,т.к. большой ,заставлял вибрировать ухо и потом начанался флатер -колебания.Почему раньше вырывало серво машинку.моя ошибка-большие отверстия под маленькую качалку.все надо делать жестко как на пилотажках.Плюс на выходе сильные перегрузки,и все
какие планы дальше)…
пенобальзовое крыло-центроплан,по возможности макс штыри карбоновые,лонжерон сосновая палка 3х2 см обклеенная стеклотканью,уши оставлю те же,только штыри крепления переставлю прямо по лонжерону.Фюз будет новый,благо опыт уже есть в постройке.мотор тот же,куплю рег 100амп поставлю 7 банок.
интерцпторы вещь,очень понравились-хочу купить с ХК поставить по паре на каждой части.Слабое место -руль высоты-думаю как нить переделать,либо сделаю как у Сергея Кашина V.Сейчас заморочился пенорезкой-уже надыбал нихром,пеноплекс купил,скоро буду пробовать сердечник резать.как начну делать отпишусь.
спасибо что прочитали все это)
Можно ,конечно ,все сделать что сломалось…но честно такой лом,лучше делать новое и добротное чтобы не возвращаться к старым вопросам.Если кто нить пенопласт резал ,подскажите есть нюансы какие нибудь что надоо учитывать при резке?может ссылки,где доступно показывают как это делать
PS.видео последнего полёта как закину покажу если кому интересно
Антон, видео было бы интересно, конечно.
Жаль, что это случилось, но теперь извлекайте уроки, исследуйте обломки, смотрите что там и как.
А зачем 7 банок? На полном газу не хватало оборотов?
Штыри для данного размаха, конечно, слабые.
Рассчитал по параметрам крыла инспиры, что поломка у вас произошла при нагрузке где-то 6 G, если снаряженный фюз весил примерно 2 кг и диаметр труб был 10 мм.
Уточните, пожалуйста, какова была масса полностью снаряженного фюза (весь планер без крыла)? Чтобы высчитать точнее.
6 G это довольно немного. Нагрузка эта для полетов в принципе нормальная. Поэтому конструкция должна держать раза в полтора больше: хотя-бы 9 G, запас прочности.