Постройка планера, 4 метра.

111

элероны в верх+закрылки вниз=крокодил

faa-air

А если в большом планере поставить по два элерона на крыло. Машинки тогда подойдут от стандартного (2м) планера. Прогиб лонжерона и нагрузка на элерон упала. Крокодил для посадки сделать не проблема. Один минус вес чуть больше.

Letun007

Если оба элерона пднять то легко словить эффект реверса элеронов, который трудно компенсировать килем. Попросту модель пойдет в скольжение а на малой высоте и в болтанку эффект гарантирован. Поздно потом спрашивать, а что это было? Да и при опускании такое возможно. В этих режимах будет сильно влиять разное сопротивление отклоненных элеронов. Поэтому тормозить только элеронами я бы задумался. Большой риск
потери управляемости. А вот крокодил это уже лучше.

cashin
TPEHAK:

А вот такой вопросец, достаточно ли эффективно будит сделать посадочный режим с помощью одних только элеронов?

TPEHAK:

Это хорошая альтернатива чисто спойлеру?

У вас ответ в вопросе.
По-вашему выходит, что спойлер ставят чисто ради развлечения.
Как и закрылки:

TPEHAK:

Так же можно на посадке оба элерона не вверх, а вниз отклонять, как закрылки.

Если б можно было обойтись без этого, почему это существует? 😃

111
Letun007:

Если оба элерона пднять то легко словить эффект реверса элеронов,

вообще-то этот эффект наблюдается в сторону опущенного элерона, потому и название.😉

GSL
111:

вообще-то этот эффект наблюдается в сторону опущенного элерона, потому и название.😉

Реверс элеронов связан с низкой жесткостью крыла на кручения. Тогда начиная с определенной скорости отклоненный элерон настолько закрутит крыло что эффект от его закрутки превысит эффект от отклонения элерона. Ну например опущенный элерон закрутит крыло носком вниз и общая подъемная сила конца крыла уменьшится, хотя должна была увеличится.
Срыв потока на конце крыла из за опущенного элерона тоже приведет к крену в другую сторону, но этот эффект не называется реверсом элерона.

Serpent
Letun007:

Если оба элерона пднять то легко словить эффект реверса элеронов, который трудно компенсировать килем.

Реверса быть не должно по 2м причинам:

  1. Оба элерона поднимаются одновременно и их воздействие равномерно - поэтому никакого скольжения не будет.
  2. Если элерон гнёт крыло (мы в теме про 4х метровый планер всё же?) то следует обсуждать не способы торможения, а варианты усиления крыла, ибо иначе развалится всё равно…
Letun007:

тормозить только элеронами я бы задумался

Поднятые элероны не тормозят модель, они просто сводят на нет подьёмную силу крыла, тормозя и отклоняя поток над крылом вверх и планер “проваливается” под глиссаду, сохраняя неизменной горизонтальную скорость. Очень удобно, когда на подходе к полосе деревья, высокие кусты и т.д… Проваливаете планер на подходе к полосе, на высоте метр-полтора убираете элероны в нормальное положение и садитесь как обычно.

Letun007:

Большой риск потери управляемости.

Если не загибать больше 20-25 градусов, то управляемость более чем достаточна…

111

то GSL
то, что Вы описываете больше относится к дивергенции крыла (первопричиной этого может быть элерон и не достаточная прочность крыла на кручение).
А реверс элерона - это когда ЛА начинает крен в сторону опущенного элерона, при этом крыло может и не закручивать.
Обычно подобное может происходить на сравнительно малых скоростях и сравнительно больших углах атаки. Это подсказка;)

GSL:

Срыв потока на конце крыла из за опущенного элерона тоже приведет к крену в другую сторону, но этот эффект не называется реверсом элерона.

о как.😃
и как же это явление называется?😉

то Serpent
все правильно, поддерживаю.

GSL
111:

то GSL
то, что Вы описываете больше относится к дивергенции крыла (первопричиной этого может быть элерон и не достаточная прочность крыла на кручение).

Меня учили что это реверс элеронов. И меня учили как рассчитывать критическую скорость реверса. Для больших самолетов. Возможно у буржуев это называется дивергенцией, но я учил отечественную терминологию.

111:

и как же это явление называется?😉

Срыв это называется. С конца крыла. Борются с этим традиционно в большой авиации круткой и концевыми предкрылками. В малой в основном круткой. И формой крыла в плане.

111

и при чем тут буржуи?
это понятие не буржуинское.
видимо подзабыли, тем более что при поднятых симметрично элеронах этого явления не будет.

вот вводная - крыло жесткое на кручение, срыва потока нет - ЛА разворачивается в сторону опущенного элерона - причина?

Wit

дяденьки, я конечно сильно извиняюсь, что с суконным рылом тут к Вам и без метра со штангенциркулем, но вы говорите об одном и том же явлении, вернее об одном явлении и следствиями из него…

iurka

Чуть отдалюсь от высоких материй, просто выскажусь об личном опыте. Торможение и посадка с помощью приподнятых элеронов. Есть такой планер, 3.3м размахом. Чисто композитный, но без тормозов. ( получился тежеловатым. потому решил не ставить еще пару серв и лишний механизм) Так вот, чтобы эта зараза все таки садилась, а не улетала при посадке на другой конец поляны, сделал вышеописанное- градусов на 25-30 оба элерона вверх. В паре с миксом на стабилизатор. Все это не дискретно, а крутилкой. Помогает. Ни в коем разе на заменяет “нормальные” тормоза- интерцепторы или закрылки. Менее эффективно, более стремно в управлении. Но все же применять можно. Хоть и не сильно здорово, но “сажает” планер.

Но нормальные “тормоза” лучше !😃 Это лишь личная практика, напоминаю.

111
Wit:

вы говорите об одном и том же явлении, вернее об одном явлении и следствиями из него…

нет, суть другая, правда последствия могут быть одинаковыми.

iurka:

Торможение и посадка с помощью приподнятых элеронов.

микс на управляемый стабилизатор - какой?
на пикирование?

iurka
111:

на пикирование?

наоборот.

GSL
Wit:

дяденьки, я конечно сильно извиняюсь, что с суконным рылом тут к Вам и без метра со штангенциркулем, но вы говорите об одном и том же явлении, вернее об одном явлении и следствиями из него…

aeroconstruction.ru/divergencija

VVS2

Делал торможение элеронами вверх но не плавно, а резко. Тумблером. Элероны вверх под 45 градусов.
Планер проваливается неплохо, но и управления по крену нету! Надо отметить, что управление по крену исчезает гораздо раньше, чем начинается эффективное торможение, поэтому плавные отклонения на 10-15 градусов вверх никакого заметного эффекта не дают. Все равно несется над полем и не хочет садиться, а по крену уже прощай.
Поэтому принял решение действовать дискретно но эффективно. Когда надо, притормозить, затем выключить и подправить крен, затем снова тормозить.
Но есть одно интересное свойство. Поднятые элероны почему-то увеличивают устойчивость по крену и в болтанку аппарат ведет себя как аппарат с бОльшей V крыла. Не могу это объяснить, но число подруливаний по крену на посадке сильно снижается.

Еще один эффект, не приходилось делать микс на РВ, он оказался не нужен на двух разных моделях т.к. элероны сами закручивают все крыло с аппаратом носом вверх и этого эффекта хватает для стабилизации тангажа. Все конечно зависит от площади и плеча, но ворота допусков оказались очень уж большими. Такой эффект только при отклонении на большие углы, когда в районе элеронов есть гарантированный срыв.

Нормальные тормоза лучше 100%, но они и весу добавят.

Letun007

Уважаемый Илья. Ваш вопрос оживил дискуссию. Прозвучало много разных мнений, но похоже каждый элемент должен своим делом заниматся,
элероны кренить, спойлеры и закрылки тормозить. Эта мысль у многих читается. А дополнительный вес 2х серв на спойлеры пусть вас не беспокоит,
планера,особенно крупные, это безболезненно переносят.

GSL
Letun007:

каждый элемент должен своим делом заниматся,
элероны кренить, спойлеры и закрылки тормозить.

При наличии спойлеров и закрылков, закрылки должны изменять кривизну профиля. При этом их угол отклонения можно уменьшить в два-три раза, что резко уменьшит нагрузку на серво.

VVS2

Меня всегда интересовало как сделать спойлер без разрыва обшивки и снижения жесткости на кручение? Обшивка вносит весомый вклад в жесткость на кручение, будть то бальза в круговую или остекление. Прорезь со спойлером в этом очень нагруженном месте ну очень не в тему. Как обыграть и не перетяжелить? Накладной сверху спойлер? Но он тоже будет торчать в потоке не айс.
Всегда об этом думал, не находил решения и делал элероны-тормоз…

Все осложняется тем, что я люблю не только парить но и гонять со свистом.

Wit
VVS2:

Меня всегда интересовало как сделать спойлер без разрыва обшивки

никак…

VVS2:

Прорезь со спойлером в этом очень нагруженном месте ну очень не в тему

эт хто сказал?

VVS2:

Обшивка вносит весомый вклад в жесткость на кручение, будть то бальза в круговую или остекление.

не вижу проблем… только обшивка на кручение работает?

GSL
VVS2:

Меня всегда интересовало как сделать спойлер без разрыва обшивки и снижения жесткости на кручение?

  1. Окантовать вырез мощной рамой. Фанерной например. Важно чтобы она хорошо работала на сдвиг (прямоугольник не должен легко превращаться в ромб).
  2. Сделать не вырез а неглубокую нишу под спойлер. Зашивка ниши будет совместно с обшивкой работать на кручение.
  3. Компенсировать ослабление заднего (за лонжероном) контура усилением обшивки носка в месте расположения спойлера.
Letun007

По второму варианту у меня и сделано. Никаких проблем с жесткостью.

VVS2

Спасибо! Все гениальное как обычно просто. Второй вариант понравился.

Wit:

не вижу проблем… только обшивка на кручение работает?

У обшивки максимальное из возможных расположение по строительной высоте. Она может брать на себя более 50% жесткости на кручение, особенно если это остекление.

Udjin

Спойлер располагается у сомом центроплане. Там и хорда поболя, и нагрузки крутящие “размазать” нет особых проблем.
Вадим, строить-то когда планируете? Сезон уж. У полный рост.

VVS2

Не знаю. Все закуплено, кроме некоторых мелочей.
Предыдущий планер недавно разбил зацепив макушку на скорости(ошибся по дистанции до дерева). Сам бог велел теперь строить. Но пока занят.
С полетами теперь грустно, но погода для параплана бывает иногда.