Электропланеристы Москвы! Посоревнуемся?
Если уж серьёзно говорить о лимитере мощности, как об относительно доступном обязательном аксессуаре для соревнований, он, IMHO, должен удовлетворять следующим критериям:
Вариант №1(“умный” лимитер):
- иметь небольшие размеры и вес
- иметь возможность настройки порога срабатывания в оперативном режиме(в идеале - с помощью КПК с соответствующим ПО)
- иметь возможность предоставления полётных логов и их оперативного просмотра(в идеале - с помощью КПК с соответствующим ПО)
- иметь цену для конечного пользователя не выше 50$
По проведению соревнований с таким логером: судья объявляет, сколько энергии можно использовать в туре, участники программируют лимитеры, старт, посадка, судья обходит участников и подключаясь к лимитеру каждого участника со своего КПК смотрит лог полёта, если у кого-то перерасход энергии больше нормы на N% - “баранка” за тур.
Вариант №2(“глупый” лимитер):
- малые размеры и вес
- заранее “прошитая” предельная мощность(не изменяемая)
- цена в районе 15-20$
Соревнования: лимитеры предоставляются в аренду организаторами стартов, стоимость аренды лимитера(~10$) включена в стартовый взнос. Всем раздали одинаковые лимитеры(их больше 20шт у нас долго не понадобится), старт.
В обоих случаях качество исполнения лимитера должно быть безупречным.
Я тут в других темах читал, что в любом старом CDROM имеется не менее 3-х датчиков холла в виде кольца. Уж старый CDROM найти не проблема. “Стандартизуйтесь” на такие датчики с припаянными стандартными серворазъемами. Дешево и сердито. Возможно, что там и датчики все будут одинаковые. Я так понимаю, что главная сложность это нацепить колечко на уже запаянный провод. А тут - можно всё это заранее проделать.
Ну а подключение контроллера в разрез канала газа (или куда там еще хотите) - уже вопрос соревнований. Контроллер можно и свой иметь, а можно и на соревнованиях арендовать.
Я тут в других темах читал, что в любом старом CDROM имеется не менее 3-х датчиков холла в виде кольца.
У меня есть серьезное подозрение, что из этих датчиков хорошего измерителя тока не сделаешь. Те датчики, которые я видел (например, в хлоппи-дисководах) “логические”. То есть назначение у них - поймать изменение полярности магнитного поля (или ноль, максимум…). А измерителях тока используются специально разработанные датчики для качественного измерения силы поля. Более того, там есть еще довольно много всего (например, термокомпенсация). Так что, проще использовать готовые. Можно конечно попробовать сделать всю эту схему самому (стабилизатор питания датчика, усилитель, термокомпенсатор…), но это будет громоздко и очень ЗАТРАТНО (в смысле затрат труда). 250-300р стоимости датчика явно не стоят таких усилий.
Я тут в других темах читал, что в любом старом CDROM имеется не менее 3-х датчиков холла в виде кольца.
У меня есть серьезное подозрение, что из этих датчиков хорошего измерителя тока не сделаешь. Те датчики, которые я видел (например, в хлоппи-дисководах) “логические”. То есть назначение у них - поймать изменение полярности магнитного поля (или ноль, максимум…). А измерителях тока используются специально разработанные датчики для качественного измерения силы поля. Более того, там есть еще довольно много всего (например, термокомпенсация). Так что, проще использовать готовые. Можно конечно попробовать сделать всю эту схему самому (стабилизатор питания датчика, усилитель, термокомпенсатор…), но это будет громоздко и очень ЗАТРАТНО (в смысле затрат труда). 250-300р стоимости датчика явно не стоят таких усилий.
Вариант №1(“умный” лимитер):
- иметь небольшие размеры и вес
- иметь возможность настройки порога…
- иметь возможность предоставления полётных логов и их оперативного просмотра…
- иметь цену для конечного пользователя не выше 50$
Вариант №1(“умный” лимитер):…
В обоих случаях качество исполнения лимитера должно быть безупречным.
Если лимитеры делать, а не пытаться найти готовые, то, в первом приближении:
Вес платы - 2-3г
Вес датчика (готового) ???
Далее еще вес разъемов (стандартных, как на РМ и приемнике) и проводов.
Размер платы (очень грубая оценка) от 1*1.5см до 2*3см
Возможности:
-логгер на 250 (500) точек с устанавливаемым временем между точками; можно сделать его умным - когда движок выключен, он не сохраняет данные.
-Счет интегральной энергии и отрубание движка; Величина порога задается.
Собственно говоря все настройки (количество, диапазон) можно обговорить заранее. Достаточно простыми способами можно сделать довольно много разных настроек и уставок.
К сожалению, я не представляю, как соединить логгер с КПК. С ноутом (субноутбуком) можно будет соединять или по USB или по СОМу (на ноут ставится преобразователь USB-COM). Если известны другие решения - можно обсудить.
О цене платы (вернее, двух плат, так как таскать на борту связь с РС нет смысла) может быть от 200р до 500-600 (например, если напрямую связываемся с USB, то сама эта микросхема стоит прилично). Кроме того, если есть гальваническая развязка (нужна, если подразумевается подключение к ноуту при включенном двигателе), то она тоже стоит денег…
О точности. Если не калиброваться перед полетами, то точность датчика +0.5%
Если уж серьёзно говорить о лимитере мощности, как об относительно доступном обязательном аксессуаре для соревнований, он, IMHO, должен удовлетворять следующим критериям:…
Я думаю, что описанное тобой, Коля, вполне реализуемо. Лимитеры я могу сделать и ценник будет гуманный. Поговорю с товарищем, который организовывал соревнования в Рузино(Брехово)… У меня только две просьбы - пущщай народ определится какой ток впринципе может быть максимальным(а то сделаешь 200ампер максимльный счетный, а потом придет Василюк с самолеткой от Собакина с 400А мотором и пипец логгеру… приплыли. И вторая - со сроками: по факту я могу сделать лимитеры и нормально их оттестить до конца марта, далее желающие купить их покупают, а нежелающие делают врезку в цепь питания регулятора так, чтоб можно было оба провода отсоединить и воткнуть туда логгер, врезку на каком-то стандартном разъеме(я предлагаю Deans Ultra). Для желающих сэкономить 5 копеек вполне можно оргнанизовать вариант “собери сам”. Разумеется перед началом соревнований все устройства будут соединяться в пачку и тестироваться на правильность работы.
Попробую я свой сумбур из головы выложить.
- Соревноваться можно и без лимитера. Стандартные правила автономии мне тоже кажутся жестковатыми и есть мысли, как их подшаманить, чтобы обходиться без догрузки планера.
Мой планер 2,5м весом 1,5кг с батареей 3х3200 и винтом 16х8 в статике кушает 50А и лезет вверх довольно шустро.
С батареей 2х2500 стал есть 30А, полегчал на 120г и вполне вписывается в автономию.
Идея доработки правил в том, что энерговооруженность участниками выдерживается приблизительно, а результаты потом пересчитываются. Летать можно не в произвольное время, а с одновременным стартом. Судейство упростится: говорилку поставил, и все. Еще нужно различать планера с раздельным питанием и ВЕСом. - Если поставить регистратор потребленной энергии, то пересчет упрощается, не надо урезать батарею. Летают все N туров и смотрим, кто меньше потратил на единицу массы. Для зрелищности расход можно после каждого тура мерить.
- С лимитером возможности правил расширяются. Но он обязан отрубать двигатель автоматически. И опять же, присутствует проблема совместного питания. Допустим, его можно запретить, хотя с ним удобно.
Тогда правила могут быть любыми, хоть стандартными: одно включение двигателя и тд…
Опять одновременно. 😃
Я на лимитер подписываюсь. Deans Ultra - да, 100А - за глаза.
И все-таки: лимитер будет отрубать двигатель? По-моему, это необходимо.
Помоему правильно делать следующим образом:
Лимитер включается измерительной частью в тракт питания регулятора, а мозговой частью в разрыв сервопровода идущего к регулятору.
Перед стартом взвешиваем модель, и вшиваем в лимитер число джойулей, которые даны пилоту. Далее питание на на модели должно быть выключено. Подаем питание, для лимитера это сигнал того что нужно обнулить набранное число джоулей и начать отчет. Лимитер знает что газ в это время находится в нуле. Как только участник дал газу, начинается отсчет, как только газ убрал- отсчет прекращается. Если лимит исчерпан лимитер сам гасит регулятор плавным остановом по ппм. Т.е лимитер не считает ток идущий в регулятор во время между включениями мотора. Таким образом нам абсолютно пофигу на то сколько там жрут серво. Всёравно во время работы мотора их ток потребления будет на уровне погрешности измерений.
Я на лимитер подписываюсь. Deans Ultra - да, 100А - за глаза.
И все-таки: лимитер будет отрубать двигатель? По-моему, это необходимо.
А помоему мало. У меня на пульсаре была мотоустановка которая в пике легко 120А съедала. Я знаю людей, у которых на 3.2 метровом размахе 200а сетапы. Мне кажется что это неправильно их отсекать.
Миш, то, что ты сможешь реализовать “умный” лимитер, у меня даже и сомнений не было(собственно, “стрела попала в цель”), но для практического проведения соревнований, всё же предпочтительнее “глупый”.
Да это затратно для организаторов(разовая трата), но 2-3 стартов полностью(за счёт аренды) окупят лимитеры. Плюс решения в том, что устройства абсолютно одинаковые и для участников не представляют никакого гемороя(ну разве что организация возможности включения лимитера в разрыв цепи с Deans разъёмами).
По максимальному току… расчитывать надо на 200А… уж точно не меньше.
Миш, то, что ты сможешь реализовать “умный” лимитер
Я тебе честно скажу- делать много версий умных, глупых мне не интересно. Мне гораздо проще сделать 1 версию простого умного лимиттера и вероятно сделать его open source. Если захочется развить идею, то сделаю коммерческие с доп функциями: логгера высоты в том же блоке и прочее… Продавать… желающим по цене окупающей себестоимость и затраты на сборку прямо на сорвенованиях, или удаленно. Если кто-то захочет сделать такой же сам- флаг в руки, проц будет стоять такой, что даже в DIP корпусе есть и при желании мона сделать самому на свой страх и риск. Единственное что должно быть одинаковым- это прошивка девайсов(проверяется перед соревнованиями) и они должны быть откалиброваны(девайс для быстрой проверки и калибровки я срезу же сделаю вместе с лимитерами). Если мы с Димой Тазеевым договоримся об организации соревнований, то изготовление и предоставление желающим полетать лимитеров я обеспечу. Желающим купить- будет возможность купить. Касательно того кому и как втыкать- обязательно купить нужно будет только 1 разъема, при том если человек небогатый, то и сетап у него явно будет не 200а, а значит даже китайский Deans за 30р десяток ему подойдет.
Воопщем я склоняюсь к 300А предельного тока. Прошу народ подумать на тему формул зависимости разрешенных Дж на взлет в соответствии с массой планера. Мне кажется правильным вариант автономи с возможностями включения выключения мотора по желанию летателя и продолжительностью в среднем около часа.
…Подаем питание, для лимитера это сигнал того что нужно обнулить набранное число джоулей и начать отчет. Лимитер знает что газ в это время находится в нуле. Как только участник дал газу, начинается отсчет, как только газ убрал- отсчет прекращается. Если лимит исчерпан лимитер сам гасит регулятор плавным остановом по ппм. Т.е лимитер не считает ток идущий в регулятор во время между включениями мотора. Таким образом нам абсолютно пофигу на то сколько там жрут серво. Всёравно во время работы мотора их ток потребления будет на уровне погрешности измерений.
А помоему мало. У меня на пульсаре была мотоустановка которая в пике легко 120А съедала. Я знаю людей, у которых на 3.2 метровом размахе 200а сетапы. Мне кажется что это неправильно их отсекать.
Все- супер!
Ок, пусть пока будет много ампер.
Сдается мне, что мощные установки будут проигрывать, а большой предел - ниже точность. Но это - потом.
А как регистратор он будет работать? То есть ставим большой лимит и просто смотрим, сколько Дж затрачено на полет, без ограничения числа включений двигателя?
По поводу правил: с таким лимитером можно все! Видится три варианта:
- Правила Вильги, с ограничением энергии/массу на каждый тур. Как вариант - не ограничивать число включений двигателя.
- Классическая “автономия”, только батарейку с запасом и общий лимит энергии/массу. Тут правда не совсем понятно, как быть с отключениями питания между полетами, там ведь общее время 3,5 часа и произвольные старты.
- Одновременные старты. Полет меньше 6 (10) и больше 7(11) минут не засчитывается. Полет с посадкой вне достаточно большой зоны тоже не засчитывается. Количество включений не ограничивается.
После каждого полета записывается энергия/массу.
У кого меньше сумма - тот молодцее.
По-моему - самое простое судейство, то есть освобожденные судьи вообще не нужны. Нужны говорилка, безмен и комп для считывания результатов.
Воопщем так: поговорил с Дмитрием Тазеевым касательно организации стартов. Старты будут официальные, т.е на кубок Зеленоградского РОСТО на поляне в Рузино. Теперь осталась малость- давайте определимся с датой, когда проводить. Пишите кому и когда удобно, после 15го мая… Так чтоб не попадало на другие соревнования, чтоб привлечь как можно больше народу.
Дабы исключить флуд прошу предварительные заявки слать вот сюда:
competition@rcsoaring.ru
Формат заявки:
- ФИО
- Город
- Размах предполагаемого планера(желательно)
- Предельный ток потребления(желательно)
- Удобная дата
- Есть ли желание покупать лимитер.
- Контактная информация: телефон, email и прочее…
- Это нужно для примерной оценки числа летунов и выбора даты проведения мероприятия. Определиться с датой нужно втечении недели, дабы их включили в календарь. Так что если есть желание летать- пишите.
Заявку отправил.
Хотелось бы иметь лимитер, кабель и софт для ноутбука, и знать правила до 20 апреля, будет возможность потренироваться. До 17 мая не в Москве.
Упс… Письмо вернулось. Адрес правильный?
С положением и датой определимся в течении недели, максимум- двух. Если есть какие-то соображения, туда же- в почту. Если пришел отлуп от почты - перешли еще раз, теперь всё работает.
Это будет лимитер или логгер? С него можно будет считать только одно число или историю?
Будет ли гальваническая развязка на РС? Если будет, то полезно сделать возможность читать on-line ток и напряжение. Тогда получится еще и изделие для настройки ВМГ.
Предлагаю предусмотреть “флажок” (внешнюю замыкалку). Для выбора “функций”. Например;
1 Включение питания с надетым “флажком” не сбрасывает показания.
2 “Флажок” блокирует счет энергии.
3 При надевании “флажка” текущее значение израсходованной энергии сохраняется в ЕЕPROM (если текущий лог и расход находятся в RAM )
Тогда можно будет проверять работу ВМГ перед стартом и снимается вопрос о проблемах с выключениями питания.
Насколько сложно сделать несколько вариантов тока? Мерить 10А на 200А шкале…
А можно дитю неразумному сказать? А может просто по секундомеру по команде старших товарищей отрубать мотор, а то что-то за осуществление затеи становится опасливо☕…
Мне кажется правильным вариант автономи с возможностями включения выключения мотора по желанию летателя и продолжительностью в среднем около часа.
Считаю этот вариант интересным. Если участников много и нужно разбиение на группы,то:
1 Каждой группе отводится на полеты 30мин. За это засчитывается 4 полета по 6 мин. Или, как вариант, полеты 4мин, 5мин, 6мин, 7мин. Порядок произвольный или заданный.
2 Группы поочередно выполняют 2-3 цикла П1. (Чтобы выровнять шансы групп по погоде).
Сам я вряд ли буду участвовать, но, если буду в Москве, то в качестве “технического персонала” могу помочь.
Извините, Сергей!
Но касательно правил я буду советоваться только с теми, кто будет летать и кто пришлет заявки на участие, как я просил. Остальное флуд.
Сразу хочу сказать, соревнования будут официальные, т.е при поддержке РОСТО.
А можно дитю неразумному сказать? А может просто по секундомеру по команде старших товарищей отрубать мотор, а то что-то за осуществление затеи становится опасливо☕…
А если воздух поменяется? В плотный воздух большой шаг винта скушает всю батарейку раньше, никто никуда не взлетит, в жидкий воздух выстрелит. И на оборот с маленьким шагом винта. Винтики и моторчики у всех до одного будут разные. И народ будет сидеть на земле и таращится в барометр, думать, какой же мне в очередной раз поставить винтик, что бы в космос улететь. Из этого следует, если даже мерить мощности у всех участников и каждому назначить определенное кол-во времени на взлет, секундомером мерить не правильно. Идея Украинских коллег чтобы приравнять всех к равным условиям заключается в отсечке по высоте логгером. ИМХО лично мое мнение, идея с логгером по отсечке высоты, самое правильное решение.
З.Ы. И еще, не плохо бы решить вопрос с динамо стартом. Например, запретить его вообще. Набор высоты до отсечки и модель в горизонт, превышение более 210 метров, штрафные очки, сразу отпадет идея использовать сварочные аппараты.
Тём, как выяснилось у коллег украинцев та же проблема что и у нас- отсутствие доступного логгера- лимитера, этот вопрос я планирую решить в ближайшее время.
Не, Тём, вот как раз в динамостарте самый кайф… 200м высоты и 30с на взлёт дают шансы более доступной технике… а динамостарт как раз оправдает затраты на дорогую.
Не, Тём, вот как раз в динамостарте самый кайф… 200м высоты и 30с на взлёт дают шансы более доступной технике… а динамостарт как раз оправдает затраты на дорогую.
Коль, ну представь, приехал я с планером, крыло у которого от F3B и мотоустановкой от F5B, как ты думаешь, на какую высоту я смогу выстрелить и сколько я буду потом с этой высоты падать? 😃 Смысл в том, что неважно, какой, самолет и какая мотоустановка, смысл добиться одной и той же высоты взлета для всех участников, а дальше падай как умеешь.
Одна и та же высота взлета не должна быть. Т.е крутая техника должна давать некое преимущество. Но не в разы, а на 10-20%, чтобы умеючий пилот мог нивилировать эту разницу за счет своего мастерства, и в то же время чтоб бездарь на самолете за 3-4килобакса не мог всех сделать. Я ни в коем случае не говорю о том что дранка с коллекторным мотором и гидридными банками из хозмага должна взлетать так же как специально заточенный под моторный взлет f5j пульсар или супра…