Сроительство металки в подробностях

Octane

Здравствуйте Уважаемые, на нашем форуме и конкретно в планерной ветке множество тем посвящённых разным вопросам касающимся f3k, многое обсуждалось и разъяснялось в подробностях, ну и я решил воспользоваться этим багажом и построить металку SuperGee 2, раньше металок не строил. В этой теме предлогаю обмениваться опытом, и со своей стороны буду показывать процесс глазами новичка и задавать глупые вопросы
Поизучав форум на эту тему пару месяцев и заканспектировав информацию, приступаю к строительству. За эти пару месяцев приобрёл почти всё необходимое начиная от правильной смолы заканчивая вакуумным насосом и это при том что я сейчас сижу без работы:), вобщем приходится стараться экономить(ну конечно если не в ущерб результату), вот палка о концах, работал времяни небыло на хобби, ну а сейчас денег:( На самом деле всё обошлось не так уж и дорого, ну чтото порядка 5000р за всё(вместе с насосом) и по примерным подсчетам метериала должно хватить на пару самолётов. Да, для тех кто не в курсе прототип сдесь: www.charlesriverrc.org/articles/…/SuperGeeII.htm
Не буду в подробностях описывать всю конструкцию, кому надо разберётся, а я расскажу о том что было сложно мне как новичку.
Прототип сделан по позитивной композитной технологии и для начала кроме чертежа самолёта я составил конспект процесса формовки чтобы в ответственный момент ничего не забыть ну и когда записываеш лучше запоминается. Я конечно понимал что с первого раза хорошо не получится и начал с пробы пера(кстати с композитами в широком смысле тоже работаю впервые, давным давно были выклейки, но из другой оперы), для начала стал пробовать формовать нижнюю часть киля(кстати тэсты которые сейчас буду описывать делал вообще без вакуума, насос был доделан пару дней назад, ну и я чтобы не терять время и пощупать материалы делал без него), первый блин был совсем комом, полно непроклеев и тп, слишком сильно пересушил стекло и вообще не мазал ядро(забыл:)), по отверждению разломал его чтобы почувствовать руками прочность, ну вообщем подобие краш теста, на второй раз всё получилось лучше, из тех задач которые ставил единственное что не получилось это нормальный глянец, ну точнее всё ровненько и вродибы блестит, но выглядит кустарно, потом капнул смолой на навакшенный ПЭТ(формовочный пластик) и по отверждению понял что дело не в ваксе, просто если не использовать вакуум, между стеклотканью и плёнкой остаётся куча микроскопических пузырей которые ничем не выдавить как ни кактай. стекло на переднюю кромку предварительно клеял на 3м77, ну а её формовка без вакуума это вообще отдельная песня, не буду на этом останавливаться, проще насос купить(1500р вместе с рэле трубками и пакетами, но тут вроди ветка не про насосы).
Ну и третья проба, решил попробовать оконтовать кромки углём ЭЛУР и из него же(надёргав на нитки) сделать сеточку 2x2 см по всей плоскости, собирался такое решение использовать в крыле тк стеклоткань у меня тонкая 25г/м. Сетка лежит на пенопласте, на ней стеклоткань, ну и на изделии в местах переходов множество непроклеев, думаю решается проблемма вакуумом, сам пока не пробовал.
Вобщем это всё что сделано, теперь изготовил ядро киля, ошкурил законцовки, пошол резать материалы, кромить рули, если сегодня успею засунуть это в мешок, завтра покажу результат.
ЗЫ фотик только на телефоне и кое как фотографирует только при дневном свете

ВЕТАЛ
Octane:

(1500р вместе с рэле трубками и пакетами, но тут вроди ветка не про насосы).

Тут конечно тема не про насосы,но я думаю очень многим будет интересно где такие дешовые насосы берутся!

Octane

Алгоритм такой: нужно найти знакомого мастера по холодильникам, подойдёт и по стиралкам, у них обычно есть знакомые холодильщики(поспрашивайте по знакомым, у меня так и было), у него я купил компрессор от старого холодильника за 500р(по ходу они ох вообще выкидывают). Далее идём в контору торгующую холодильным оборудованием, не знаю где у Вас, а я был тут: www.glorya-holod.ru/index.html
Там если в прайсе посмотреть есть рэле низкого давления за 375р. Далее на строительный рынок или в аквариумный магазин и там трубку пхв или пвх не помню точно, вобщем прозрачная такая 8мм внутри, следить чтобы стенка была не тоньше 1.5 мм и лучше чтобы стенки были как можно жощще, 30р за метр. На рынке покупаем ленточный герметик герлен(полоса 300мм и метр стоит 150р) это для мешков. В автомобильном магазине два фильтра, помоему воздушные, не разбираюсь, вобщем пластмассовые, 25р за штуку, тамже масло минеральное или полусинтетическое самое дешовое 130р. и на рынке или ещё где тройник, всмысле трубку с тремя входами, на диаметр 8 мм(я использовал ту что для газа) 250р и на рынке выключатель как для светильника. Многие используют рессиверы, т.е. бачёк между пакетом и компрессором для выравнивания биений воздуха, но в случае с компрессором от холодильника он не обязателен, там на сколько я понимаю рессивером является сам корпус компрессора, по крайней мере биений нету.
Потом нужно перезаправить масло, я руководствовался этим пособием www.rumodelism.com/sunduk/snd014.shtml
Дальше сооружаем вот такую схемму:
rcopen.com/files/4b73f40d9970730077c76595
Один из входов конопатим, на другой вход и выход надеваем фильтры, через тройник подключаем рэле, к рэле подключаем питание компрессора, всё тщательно герметизируем и настраиваем рэле
Когда принёс с мороза трубку она стала мягкой, и по достижении некого вакуума компрессор её схлопывал, поэтому внутрь трубки я засунул провод, он не даёт трубке схлопнуться полностью, со временем заменю её. На удивление долго не разгерметизируется, когда тестировал вечером откачал, а утром рэле ещё не сработало.
ЗЫ и похду можно ещё обойтись без тройника, рэле подключить ко второму входу компа, правда сам пока не пробовал, хорошая мысля пришла опосля, неохото было разбирать, попробую когда тройник понадобится для двух мешков, удачи

wws

Фильтры, что на фото - топливные
Трубка-тройник, по научному называется T-фиттинг 😃

Octane

Ок, буду знать, кстати многие и без них обходятся, особенно с рессивером на входе, я повесил чтобы всякую грязь в комп не сосало, а на выход бывает бутылку с дырочками вешают как маслоулавливатель, ну а мне фильтры на глаза попались

Lazy
wws:

Трубка-тройник, по научному называется T-фиттинг 😃

Русское слово “тройник” уже запрещается использовать? 😵 К чему это коверканье простого?

Dendy

Формовать по позитивной технологии действительно имеет смысл с вакуумом. Иначе непроклеи кругом…
Чтобы не переводить драгоценные материалы впустую, очень рекомендую ознакомиться с фильмом Фила Баренса по позитивной формовке крыльев, там все очень путно показано. Позволит избежать по началу массы ошибок и иногда не изобретать… Ссылками я не богат, но пару лет назад на форуме они проскакивали.
Ну и конечно масса информации по позитивной техологии на рц-гроупсе.

С уважением, Алексей.

Sergey_S
Dendy:

С уважением, Алексей.

Ух-ты оторвался от своих моделек наконец! 😃😃😃

Dendy

Не а… Просто наконец сумел свой аккаунт активировать после редизайна форума😁
Так что я всегда с вами, пусть и незримо😈

Octane
Dendy:

Формовать по позитивной технологии действительно имеет смысл с вакуумом. Иначе непроклеи кругом…
Чтобы не переводить драгоценные материалы впустую, очень рекомендую ознакомиться с фильмом Фила Баренса по позитивной формовке крыльев, там все очень путно показано. Позволит избежать по началу массы ошибок и иногда не изобретать… Ссылками я не богат, но пару лет назад на форуме они проскакивали.
Ну и конечно масса информации по позитивной техологии на рц-гроупсе.

С уважением, Алексей.

Спасибо Алексей, о фильме наслышан, но к сожалению как не искал не нашол, только купить, посмотрел несколько других, покороче, этот форум досконально проштудировал, и на групсе чтото смотрел, но в мелочах всёравно изобретать приходится, это конечно отнимает время, но видимо по другому не получится, пока сам всё руками не пощупаеш, не поймёш, сейчас доделаю деталь, будут вопросы, буду рад если Уважаемые форумчане помогут

Тверской_моделист
Octane:

предлогаю обмениваться опытом

Хорошая идея:)
Я вот тоже пытаюсь освоить эту технологию. Если с резкой пенопласта все довольно таки быстро стало получатся, то с формовкой не все так просто.
Перед первыми закладками, долго терзал расспросами знатоков этой технологии, посмотрел фильм Фила Барнса, короче попытался учесть всю нюансы.
Сначала думал потренироваться на оперении, но так заломало резать на него сердечники, что было решено попробовать сразу на консоли. Лонжероны(ЭЛУР), переднюю кромку(стекло 80г\м) и петлю(капрон) прилепил на 3М77, смола Larit, основная обшивка - стекло 49г\м и усиления из 25г\м. Астролон мне найти не удалось, поэтому использовал ПЭТ 0,4мм. Разделитель Freecot(вроде так обзывается). Вакуум держал 12 часов, без обогрева.
Получилось как-то так:

Честно говоря я думал будет намного хуже, вес неошкуренной и без ниши под машинку - 58г, жесткость более менее.
А теперь о косяках:
1)Пористость поверхности просто неприличная, Как от нее избавится так до сих пор не понятно, пробовали класть два слоя 25г стекла, все равно таже фигня.
2)Передняя кромка после ошкуривания стала немного мягковатой, вроде особо не зверствовал и много не сошкуривал.Как с этим боротся тоже пока хз (на следующих экспериментальных консолях была та же фигня)

Последний раз пробовали с покраской и прогревом в термошкафу при формовке. Вакуум опять держали 12 часов, температуру догнали до 60 градусов, после выключения ваккума некоторое время ждали пока температура опустится до комнатной. И все равно после снятия ПЭТа пористость почти не уменьшилась, а та краска что была в порах залипла на ПЭТе. То ли краска *овно, толи разделитель просто не подходит для такой формовки…Может надо использовать нечто восковое?
Если кому интересно могу сфоткать и выложить остальные свои экспериментальные консолиB-)

Octane, а какой разделитель и какую смолу вы юзаете?

Octane

Смола ларит 285 с голубым отвердителем, разделитель восковый, походу на бензине, самопальный, купил пузырёк за 70р у своего поставщика(у него бывает норпол 70 по 100 грамм фасовка, но в тот момент закончился), но у меня пока нормального глянца тоже не получилось, думал дело в вакууме, у меня всё в точности как Вы описали, я правда не красил, использую тоже пэт 0.4 может дело в нём?(правда как я писал в первом посте, пробовал капать смолу на пэт, глянец был!) Переднюю и заднюю кромки я делаю из элура, тут на форуме ктото из гуру советовал переднюю делать из кевлара на 3м77, но у меня нет кевлара есть свм 0.12, а у него плетение плотное не клеится нормально, да и резать ровно задолбаешся, вот я сверху и снизу элур кладу тоненькой полоской, на последнем киле, получилось акуратно, но ето всё было без вакуума, а там технология другая, сейчас попробую с вакуумом, уже всё готово и нарезано, посмотрим что получится. Да а фотки конечно интересно

Тверской_моделист

Нуу, глянец у меня получался, а вот пористость… Я больше грешу на разделитель, надо будет попробовать что-нибудь восковое.
По задней кромке я ничего дополнительно не клал, по сути задняя кромка образовывалась из двух обшивок и смолы со сферой(накладывал от души, лишнее выдавливалось вакуумом), кромка достаточно тоненькая получалась.
Очень интересно посмотреть что у вас получится:)

Octane

Мне тоже интересно, а задняя из элура получается очень жосткая и тонкая, это мне посоветовал знакомый из киева, он очень давно по этой технологии строит f3b, и говорит что без угля кромки частенько ведёт, к примеру от перепада температуры или просто от времяни, правда металки он не строит, но не думаю что есть большая разница, весу такая кромка много не добавляет, уголь шириной милиметра три, я делал так: по линейке в месте желаемой кромки, полоской пэт продавливал пену и при формовке накладывал полоску элура раскатанную на тонкой стеклоткани(чтобы уголь не ершило, да и резать проще), уголь кладётся на само ядро
ЗЫ глянец: у меня тоже вроди блестит, под глянцем я имею ввиду полное ламинирование, без пор и тп, чтобы как на формовочной плёнке

ВЕТАЛ
Тверской_моделист:

Может надо использовать нечто восковое?

Серега! Лучше обычного пчелиного воска ,который продают бабушки залитый в формочках из советского кекса(если знаешь),разведенного обычным бензином калошей ничего нету.Пропорция подбирается индивидуально от 12 до 150 граммов на литр.Бензинчик подогрел на водяной бане,настрогал туда воска,потом отстоялось.Хлопья ,которые внизу осели используешь для разделения шпателей и пр.А верхний слой можешь хоть дуть на астролон,хоть мазать тряпкой,а потом располировывать.Кстати астролон продают фирмы торгующие полиграфическими материалами.

Octane:

но у меня пока нормального глянца тоже не получилось, думал дело в вакууме, у меня всё в точности как Вы описали, я правда не красил, использую тоже пэт 0.4 может дело в нём?

Врятли дело в подложке.Вот если бы тоненьким слоем акрилового лака дунуть сначала на астролон или пр.,я думаю блястело бы как у к…

Octane

Я к сожалению никогда не держал в руках правильно сделанную по такой технологии модель, не знаю как должно блестеть, но вот тут на картинках и в особенности на первом видео блестит как у кота… и без лака, но возможно видео не качественное и искажает:
страница: rcp.web.infoseek.co.jp/rc_atlantis5.html
видео: translate.google.com/translate?hl=en&sl=ja&tl=ru&u…

ВЕТАЛ
Octane:

Я к сожалению никогда не держал в руках правильно сделанную по такой технологии модель, не знаю как должно блестеть, но вот тут на картинках и в особенности на первом видео блестит как у кота… и без лака, но возможно видео не качественное и искажает

Во первых чел использует астролон и действительно блестит!
На фотках по моему просматривается пористость,может зрение сильно хорошее.😒
Гонщики F2D делают крылья по похожей технологии,только сердечник бальзовый.
Так вот у них крылья блестят просто идеально ,вообщим зеркало.Лак используют обязательно,так как уходит меньше смолы и никакой пористости.Ткань к лаку прикатывают.

Dark-Wizard

Вмсето астролона у рекламщиков backlit спросите. Материал такой же, как и астролон - с одной стороны матовый, с другой гладкий глянец. От 170 до 210 микрон обычно толщиной.
Причем можно повыпрашивать уже использованный, с печатью на матовой стороне.