Минима - электро. Металка для ленивых.
Слеплена не из того, что было, а из того, что в общем под неё и делалось. Итак, исходники.
Крыло – как у метательной минимы, но тяжелее и прочнее. По словам Олега Сергеича – деревья рубить можно. Шатным, помнится – траву косить всего только. Чего там и куда накидано – лучше у Олега же и спросить. Крыло действительно прочное, испытано Всеразрушающим Козявкой. Следов Козявка оставить на нем не сумел, хотя очень старался.
Фюз – сделан не в виде угольного монокока, как метательный, но по традиционной технологии – угольная балка, стеклянная тушка с угольными усилениями. Оперение – классическое же, цельноповоротный стаб на V-стойке и киль без РН.
Начинка. Практически укомплектовал из того, что было. А было следующее:
моторчик ПЖ 2213\20 – обожаю эти моторчики, ужас до чего непривередливо и универсально. Тягает всё, легко и непринужденно.
регуль – 25а Хоббивинг Пентиум – тоже достойная штука. Пожалуй, лучшие реги среди «бюджетников» - бегает у меня уже почти год, и где ток не побывал. Даже почти тонул.
Сервушка на РВ – Ripmax SD -100. Досталась с фюзом. Реально - в фюз лезет любая микросерва до 9 граммов весом. Размещается вольно и с запасом. В отличие от металочьего фюза, в который лезет максимум упомянутый рипмакс и ему подобные.
На крыле –два 900х хекстроника – опять таки, что было. Скорее всего поменяю их на чтото потоньше, а то в текущем виде вывисающие сервы напоминают пилоны внешней подвески у какого-нибудь файтер-бомбера 😃
Это, в общем, единственный повод сервушки менять, в остальном они вполне достойные. Сервушки вклеены в крыло наперекор всем канонам - на двустороннюю вспененную ленту, китайскую из хозмага притом, но ни разу меня не подводившую. Для пущей неординарности - сервам срезано полностью одно ухо - которое оказалось при установке сзади - и половинка того, что впереди. Дырка в обшивке резана с расчетом, чтобы серва сзади упиралась в лонжерон, а впереди половинка уха уходила под обшивку.
Учитывая, что в лобике крыла уложено нехилое количество угля, и оно не просвечивает так, как металочное - искать лонжерон пришлось сперва наощупь, а затем визуально. Практически это было так - я нашел некое уплотнение, сместился от него кпереди и вскрыл обшивку с расчетом, чтобы дырочка в любом случае оказалась в пределах будущего лючка под серву. Визуально нашел лонжерон, и прорезал начистовую ориентируясь на него. С другой стороны лючок резался уже “по счислению”. Серва завернута в скотч и приклеена к обшивке и к лонжерону. Сходным образом искалось место под кабанчики на элероне, но там у меня получилось менее аккуратно, разрез вышел длиннее нужного, потому как там я сориентировался неверно и впоролся таки в каркас жесткости. Кабанчик клеил на пятиминутку, естественно.
Проп – складень 10х6, аккум – 900мач 2 банки, приемник – хайтек Optima 7 на 2.4
вес компонентов: мотор - 50 грамм, аккум - 45 грамм, приемник - 18 грамм, регуль - 18 грамм, сервы - 2 по 9 и 1 - 6 грамм.
Хвост и серву на него собирал не я. Делали, как понял, в МДС. Сделали в целом красиво и аккуратно, но “не канонически” - не так, как рекомендовано Олегом. Тяга на РВ сделана боуденом. РН не стали прорезать, что в принципе не противоречит, но насколько мешает - не пойму, пока не прорежу и не полетаю. Хвостик, конечно, заносится красиво, но с рулем вероятнее всего будет красивее. И привязали кевларовой нитью V-стойку насмерть. А по задумке - она чисто на циакрине. Это достаточно прочно при нормальной эксплуатации, но зато при ударе по стабу - при неловкой посадке, к примеру - должна отлетать стойка, а не разлетаться стаб. Нитку я скорее всего перережу. Зато боуден – пусть это и противоречит канонической технологии с мягкой проводкой и пружиной – оказался уместен, потому как добавил чуток веса на хвост.
Мотошпангоут Олег пока не поставляет в комплекте, и его я делал сам – собсно, ничего сложного, примерно вырезал кружочек из текстолита и обточил до посадки «по носу» - по внутреннему диаметру его – шкурочкой. Дальше дырка в центре и 4 дырки крепления мотора – разметил по родной крестовине для обратного крепления, просверлил, чуток надфилем довел, и прикрутил к мотору. Да-да. Не вклеил, а именно прикрутил к мотору. В чистой теории – можно было и вклеить это просто, но тогда бы я вклеил его строго по торцу, без всякого выкоса, да еще и имел бы кучу геморроя с запихиванием мотора в нос – а места там всего на 3 мм больше, чем мотора, и попасть в дырочки болтиками стало бы задачей совсем нетривиальной, даже учитывая привычку осмысленно лазить во всяких узостях. Изящный ход убил двух зайцев. Итак, мотошпангоут прикручен к мотору, вместе с ним изнутри запихнут в нос, притом регулятор уже подключен к мотору и направление вращения проверено и соответствует. Дальше на вал мотора я поставил поперечину от складного винта, и, удобнейше пользуясь ей как ручкой, вывел выкос “как по книжке” и притом без задевания стенок фюза ротором. Далее периметр пролил ЦА, что обеспечивает в общем извлекаемость конструкции, если вдруг что-то мне не понравится – можно будет вынуть файрволл и сделать новый. Выкос сделал около двух градусов, и с ним я в общем угадал – реакция на газ по тангажу есть, но небольшая и легко парируемая ручками “на рефлексах”. Честно говоря – это вообще могла быть реакция на взлет против нехилого ветра.
Аутраннер в нос встает с некоторым напрягом, напряг, естественно, связан с проводами, которые надо провести мимо ротора. В нижней части фюза есть выемка под них, она же – воздухозаборник – но провода я все равно смотал изолентой в один слой, чтобы получить плоский шлейф.
Конечно, такая ситуация просит инраннер с редуктором, но на нем набегает огромный вес. Об нем чуть ниже.
Понадобилось также сделать удлинители для машинок. На машинку РВ больше для удобства, нежели ради длины шнурка. Обычно в такой ситуации я напаиваю лишний кусок провода прямо на машинку, но тут было лень, и я взял готовый из закромов оф родина. «Сдвоенный» - на машинки в крыло сделал из двух хвостов от мертвых серв и части гребенки, от мертвого же приемыша.
Начинка распределилась так: В носу – ессесно мотор, затем – аккум, затем отнесенный максимально назад регулятор и лежащий на нем приемник – не по правилам, но пришлось. Рег и приемник легли под креплением крыла, но по хорошему – приемник можно угнать еще сильнее назад, попробую попозже.
Аккум тоже надо двигать максимально кзади.
Собсно пора открывать тайну – которая естественно не тайна. Центровка в «чистой» конфигурации получается нехилейше передняя, пришлось изрядно постараться, чтобы задвинуть её за лонжерон и добиться более–менее уютной управляемости. На хвостовую балку для этого прямо перед килем пришлось повесить 10 грамм свинца. Реально же – с начинки можно запросто сбросить грамм 40. У меня взят мотор с огромным запасом. Самый подходящий сюда – чтото в размере 2209 с kV 1200-1300 и винтиком эдак 9х6. Соответственно тут можно скинуть примерно 15-20 грамм – обычно такие моторчики весят 32-40 грамм, мой весит 52. Регулятор – вместо 25А поставить 10-11а – еще минус 10 грамм. Приемник – у меня также относительно тяжелая оптима, это 18 грамм, но можно подобрать более легкий и скинуть еще грамм 10. На батарейке я бы вес экономить не стал – она впритык, минут на 7 работы мотора рассчитывать стоит.
Но пока, пожалуй, заниматься вейтвинерством я не хочу. Почему – а потому, что планер и так легкий. Весов, к сожалению, нет, но по прикидкам даже со своим увесистым крылом и тяжелой начинкой я не вывалился за 400 грамм. И судя по тому, как оно полетело – сильно критическим вес не назовешь, по крайней мере, для той погоды, в которую я облетывал аппарат. Скорее всего, вес с начинки я таки скину, но возможность догрузки балластом – оставлю, постараюсь подобрать для него место в фюзе поуютнее. Но это ближе к лету, когда не будет таких ветров и будет именно термичная погода.
Мотогруппа грузится вполне предсказуемо, примерно 8,5А в статике и примерно 400 грамм тяги. Для взлета «крылом» - более чем достаточно, самолет уверенно набирает высоту начиная с 2\3 газа против опять таки того ветра, который был при облете. Сделать хотлайнер из самолета можно, конструктив по прочности позволяет набрать вес и добавить возможность «ракетного взлета». Но опять таки – потребности пока не возникает. Как видите, мотогруппа в общем оставляет широкое поле для экспериментов.
Полетные режимы – тут всё настроено в соответствии с рекомендациями Олега для минимы. То есть разогнутое крыло, с элеронами в нейтрали - в расчете на скорость, режим парения – 2мм вниз (я пока поставил 3мм, в погоне за чуть меньшей скоростью) - переключается по тумблеру, ну и на слайдер выведено отклонение флаперонов вниз, максимум примерно до 25 градусов, оно работает в любом режиме. Дифференциал элеронов - 100% вверх, 40% вниз
Отклонение ЦПГО – по задней кромке примерно по полтора сантиметра в каждую сторону, тут большого внимания не уделял. Хватает.
Полет. Первый полет был без дифференциала, ветер 3-5, с порывами до 7 – если верить информеру. На поле нес в собранном виде, улететь самолетка пыталась самостоятельно, буквально скакала из рук.
Итак – полный газ, против ветра, руку на правую ручку, левой над головой легким толчком в горизонт и чуть вниз – как положено. Мандраж, канеш, композитка у меня первая, да еще такая красивая 😃 пошли в набор, плавно и уверенно, затяжка метров до 30 – на первый раз больше побоялся, ветер усиливается. Режим задней кромки – парение, отклонена на 3мм. Нос практически не задирает, по крену триммер не потребовался. Вышли в горизонт, газ сбросил, чуть опустил нос – и планер уверенно пошел против ветра с небольшой потерей высоты. Пока освоился с управлением – чуть снесло, развернуло поперек потока, но обратно носом к ветру вырулился очень легко. Высоту, естественно, потерял, оказался в «неполетной зоне» - за спиной метрах в 30 деревья, и я уже ниже макушек, пошел на снижение. И попал в нелепейшую ситуацию. Самолет плавно снижается, примерно на трех метрах, и примерно в десяти от меня – и идет прямо на меня. Ветер такой, что «обрулить» себя на элеронах – показалось небезопасным. Равно как и вытянуть на моторе – просто в голову не пришло. Пока соображаю – модель оказывается на уровне плеча в паре метров, ору «МАМА!!!», бросаю ручку и хватаю модель за нос. Прилетели. Первый раз в жизни поймал модель в руки. Всегда боялся. Ну и поймал, в общем, тоже со страху 😃
Полет второй – скорее на осознание, как рулится, как парит, затянулся посмелее, метров под 70, поймал там поток, повисел на одном месте – буквально – эдак с минуту, пару раз цеплял чтото непонятное, что здорово поддергивало модель кверху, ну и на посадку. Уже не в руки, но к ноге. Третий полет по сути такой же. Замерз, домой. Итого – 20 минут в воздухе, около 350 – 400мач аккума съедено. Моторное 4 минуты.
По итогам уменьшил расходы по всем плоскостям, элероны ограничил примерно до сантиметра, РВ – тоже. Настроил дифференциал. Всё. День второй – два тестовых полета, стало комфортнее, ровнее и уютнее в целом летать. Моторного 2.50, в воздухе – практически те же 20. Еще раз воткнулся в какой – то восходняк – но досадно было, что восходняк болтался практически надо мной, адекватно рулить из этого положения не получалось, а отойти в сторону – мешал снег. Посадки даже не по рельсам - просто практически вертикально “укладывается” на землю, главное - не перетянуть и слишком нос не опускать.
Да. Самое любопытное и непонятное после пилотаги – рулем высоты задается практически только скорость, при развороте привычное «ручку на себя» не требуется совершенно. Рулится самолет в чистом виде элеронами. Не пойму, насколько это правильно, но чувствую потребность отрезать РН. Хотя бы ради понять.
Вот такие дела 😃
Давненько видел Миниму в варианте “долгостроящегося” проекта, а тут наконец у Олега до нее руки дошли!
Поздравляю!
С тяжелым крылом отличный хотлайнер должен быть 😉
Должен. Говорю же, там поле непаханое для экспериментов по части мотогруппы… Но мотор тяжелее текущего вешать на нос - это еще больше свинца на хвост, да и пак чуть иной…
Рулится самолет в чистом виде элеронами. Не пойму, насколько это правильно, но чувствую потребность отрезать РН. Хотя бы ради понять.
Не вздумайте этого делать. Рулить надо именно РН. Рулежка элеронами - нерациональная потеря высоты. При 400 грамм, а это металочный вес (тяжелой старой или загруженной металки), рулежка РН позволит летать куда дольше, чем при рулежке по-самолетному. Я сейчас пытаюсь летать на метле без РН (в угоду высоте заброса)… Очень поганенько получается. На высоте оно не особо видно, а вот у земли - все очень наглядно. Если с РН можно на полутара метрах высоты заложить вираж на 180 градусов и почти ничего не потерять, то без оного - потеря 50-70 см и, как следствие, недолет в 5-7 метров.
Я сейчас пытаюсь летать на метле без РН (в угоду высоте заброса)…
И что с забросом? лучше?
Сложно сказать… У меня особая манера броска. С двух оборотов и в горизонт. При установке на безрулевую миниму зерошного крыла, при очередном забросе чуть-чуть посильнее, тяга не выдержала и чуть прогнулась. Все-таки на Миниме не очень удачное устройство кабанчика РВ.
Короче, вместо взлета, метла ушла в горизонт и в снег. Жесткая морква, пилон в смарку. Пока на джишном крыле летал, до такого не удавалось довести, хотя визуально она бросалась повыше чем джишка с этим же крылом, но с рулем. Скажем так, при одинаковой силе броска, планер без руля визуально взлетает выше.
Вот пилон переделаю, свободный ход тяги (она в боудене) на выходе укорочу, и ещё попробую сильно покидать. Но у меня есть подозрение, что мнеться не только тяга, но и сам стабильник у минимы мягкий…
Не вздумайте этого делать.
Вот по всем вашим словам именно и надо это сделать 😃 отрезать - подразумевается как раз из киля без РН - читайте выше, он именно такой - путем отрезания части сделать киль с РН. Планер без РН неправильно - и это я уже понял.
дык у минимы там резать нечего 😦(( Развалиться киль и все. Менят его надо. Может это только у меня такая версия, что если этот малюсенький киль разрезать, то он при первой же неаккуратной посадке и развалится. Усиления там - НОЛЬ.
Олег при мне вполне успешно такой резал. И есть у меня и резаный экземпляр тоже. Думаю, что всё дело в том, чтобы знать, где и как 😃 Ну и твердая рука 😃
Разрезать - не проблема. Проблема, чтобы он сезон прослужил.
Там в киле лонжерон на 30-35% от передней кромки киля. Если киль вклеивать правильно (бобышка и разрезы по 50% в киле и в балке), то лонжерон пересекает балку и балка еще где-то на 1 см. за лонжерон вылезает. Т.е резать надо прямо по стеклу, а не по границе лонжерона. Получается, что никаких силовых элементов не окажется ни в руле ни в киле (на сгибе), что не будет способствовать долговечности такого киля.
Думаю, Олег знает, что делает.
У меня для учебного метального фюза лежит вот такой вот стаб, пролетавший у Олега сезон. Признаков того, что он при смерти как то не обнаруживаиццо…
Каким образом расположили приемник , у него ведь такая шняга на кончике антенны,
У меня Акцент и Аврора с таким приемышем, вот смотрю на него и думаю может отрезать нафик эту штуку с антенны.
Не отрезайте - лучше мне приемник отдайте. Эффект будет тот же, потому как можно будет только выкинуть после такого надругательства.
Приемник лежит внутри, антенна выпущена из-под края “фонаря” и выведена на брюшко, собственно наконечник с антенной приклеен там на двустороннюю липкую ленту и поверх “подстрахован” армированным скотчем.
На фотографиях с Козявкой видно, на первой чуть похуже, на второй - отчетливо.
Отлетал сегодня с трехбанкой, добыл таки узенькую на 850 мах, которая хорошо полезла в фюз. Добрал веса + 20 грамм. Моторсет не менял. Собсно с трехбанкой и 10х5 не складнем с моторчика снимается под килограмм тяги. Таким образом практически получил два веса, что и ожидалось. Прет в точку. Опять таки практически полчаса летного на трех минутах моторного. Скорость в безмоторном также подросла. Комфортно на довольно заметно “загнутом” крыле - 5-7 мм вниз. Хорошо чувствует себя на скорости, нашел у себя местечко, где самолетко хорошо шла практически без потери высоты. Вероятно, небольшая динама… узкая спираль, практически на ноже, со свистом, аж страшно. Красиво, конечно, но как то… Не то… Легкий моторсет с кВ1600 и винтиками 8х4 и 9х5 ждет своего часа,сперва попробуем как оно в стендовых испытаниях, а потом и поставлю пожалуй… Хотя выходные угрожают быть ветреными, и “термальный” вариант может оказаться не на высоте. Посмотрю, как будет за окном, и от этого спляшу. Перекинуть моторчик - дело минут…
В общем за месяц произвел в самолетке некоторые изменения… Весьма неторопливо, потому как ленивым быть надоело, и основной налет делался на неоне. Как то оно совсем без мотора стало интереснее.
Но в общем… Моторчик типа 2209 с кв 1600 ожиданий несколько не оправдал. Всё равно предпочтительным паком оставался трехбаночный. Винтик стал 9х5. Веса, таким образом, против изначального с носа скинуто 20 грамм, но они же набраны в аккуме. Эффект собственно тот же, тяговооруженность поменьше, но на скороподъемность не влияет. Не шибко понравилось. С двумя банками тоже вяловато. Моторное до отсечки 5 минут, но этого при хорошем стечении погоды все же хватает чтобы налетаться. Самолетка вновь оказалась отложеной.
Но тут у меня случился некоторый заглюк со спиной, и я вновь вернулся к мотору. Мотор я вновь поменял, теперь на kV2400, винт 8х4. И вот тут стало весело. С двухбанкой у меня получилась экономия веса в 20 грамм по сравнению с трехбанкой, еще 10 я скинул, поменяв регулятор на более легкий 12-амперный (14 грамм против 25). Грузик на хвосте пока оставил - хотелось еще подальше задвинуть назад центровку. В итоге получился самолет, который прет вверх просто со скоростью ракеты, и притом при встречном ветре на загнутом крыле способен плавно спарашютировать в руки с высоты десятого этажа. Кроме прочего, я ухитрился крутануть двойную петлю пугающе малого радиуса - потерял направление, ослепило… В общем, думается сложить самолет и правда непросто…
Вес по калькуляции получается порядка 380 грамм. Правильно было бы взвесить, но не на чем…