F3J как стартовать выше?

igor_bily
olgol:

Игорь, Требую пояснения… Либо я понял ваше утверждение наоборот, либо одно из двух
Сталь (любая) …
…Его планер пролетит горизонтально 5-10м, прежде чем разгонится и повернется вертикально вверх, после чего планер снова потеряет часть скорости, прежде чем выйдет в установившийся режим затяжки. Разница в конечной высоте - как минимум 5-10м.

Добрый день Олег.
Олег, я абсолютно не буду спорить о сопромате, так как его всю жизнь нелюбил (я электронщик по образованию) и в подробности сталей вникать не буду.
По поводу упругих свойств крыла я заметил себе, с целью уточнить и разобраться больше для себя, в надежде на ответ коллег. И нисколько не отрицая замечания Виталия (компрекс) , а наоборот, снимаю шляпу и ловлю каждое его слово (учитывая его опыт и знания).
Просто с высоты старта (фазы выполнения динамы) когда крыло разгибаеться и потенциальная энергия растянутого леера и потенциальная энергия согнутого крыла(условно пружина) передаются в систему (планер) и модель довершая фазу взлета (и высвобождая почти всю кинетическую энергию (фаза zoom) ) - превращает ее в потенциальную (высота + остаток начальной скорости планирования) - короче - не будем дальше о физике, так как это все теория (!)… так вот с высоты старта (ориентировочно 150м или даже больше (минус вытянутый конями леер пюс растяжка эластичного леера)) , когда крыло пружинит и разгибается, и модель выстреливает я лично немогу сказать что из-за изгиба лонжерона (его упругих свойств) модель ниже взлетает. Тут без элекроники Александра Василюка никак !
Так вот по лонжерону - отталкиваясь от того что гнуться ВСЕ лонжероны, в большей или меньшей степени. А так как все наши спортсмены (России и Украины) летают преимущественно на Супрах (один производитель, одно качество материала крыла и лонжерона) (Виталий ты не в счет )то у всех крылья гнутся практически одинаково.
Я просто вспоминаю те времена когда сам мотал и клеил лонжероны. И изготовленные по технологии Алексея Надашкевича (планера - Астры) там были просто неубиваемые лонжероны (полностью углевые стенки, дополнительные стеклянные пеналы в центроплане и т.д.). Астры отлетывали не по одному-два сезона а по 5-7 лет! Так вот там лонжнерон гнутся, но не настолько, и когда я увидел динамо-старты Графитов а потом и Супр - то их изгиб крыльев и тот динамостарт во время схода с крючка - мне лично показалось что этот упругое свойство крыла добавляет высоты при старте в динаме. Я могу и хотел бы ошибаться, просто интересно мнение коллег.
Но точно видел как резкий разгиб крыла на стартах у F1A моделей - там высота старта максимум 50 м. Так вот тот хлопок и разгиб крыльев точно добавляет им лишних 5-6 метро взлета! Не считая остальных тонкостей старта.
Олег, а Ваши замечания о превращении большей части потенциальной энергии потраченной на изгиб крыла в тепло - мне лично кажутся сарказмом. Про резину я вообще молчу. Ну тогда бы при таких силах на планере можно было бы яйца жарить (шутка!). Тем более и леер - механически как система - потенциальную энергию растянутого леера куда все превращает? Какую ее часть? и сколь ко по Вашему идет в тепло?
Я бы здеь просто говорил о потерях энергии. И одни из них - тепловые, но не основные. Так как возможно разгибающееся крыло передает большую часть силы(энергии) не в сторону полета, чем и создает дополнительное сопротивление старту, и следовательно потери.
А теперь отвлекаясь от одного момента и взглянув на другие Ваши утверждения, которые на мой взгляд противоречат друг другу.
Олег я прекрасно знаю как стартуют модели класса F1B, F1C, F1P и т.д. Там начальный бросок при старте просто необходим!
Но я не видел таких стартов у наших и Ваших спортсменов. Возможно мы еще не доросли до такого. А возможно это и лишнее!
Для того что бы продолжить полемику - скажите какой у Вас планер F3J ? Что бы понимать о чем мы говорим практически? Мне интересно как Вы стартуете? И давая советы, нужно понимать суть этих советов практически.
Так вот исходя из моих знаний и опыта старт по Вашей картинке, как Вы считаете лучшим - вверх носом а не так как у второго пилота - оттягивающего планер на себя и стреляющий вперед. А Вы так выпускали свои планера? Так и так? Пробовали? Мои знания и опыт (пока летаю на Графитах, вот от перейду на Супру) так все в конструкции планера! Вы обратите на хвосты! Выпустить планер держа за балку (пита Графита с V-образным хвостом) - легко. Супру же с классикой - почти невозможно. Видели мы уже не раз отбитые стабилизаторы за кончики пальцев при выпуске, а кое у кого и о голову . Поэтому что бы безболезненно выпустить Супру и сразу по траектории полета - это единственный легкий и безболезненный, и правильный по траектории вариант. V-образный хвост же можно выпускать как угодно.
Теперь по третьему пункту - по натяжке леера перед стартом. Вы там правильно заметили, что чем сильнее начальная натяжка леера - тем выше старт. Да конечно. А теперь скажите как Вы, с какой силой натягиваете свой планер при старте? Лично я выпускал и так и так, но пока у меня V-хвост я и на резине и на леере делаю ну почти в два раза сильнее натяжку (пока не начинает в руках мяться-гнуться от сжатия балка фюзеляжа). И то начальное ускорение которое получает планер расходуеться на часть горизонтального полета (несколько метров) и я с трудом могу доказать что эти несколько метров имеют потерю при взлете, учитывая что изначально у меня намного сильнее вытянут леер.
Вот для чего и ставят люди логеры - ответить на эти вопросы. Сам купил пока GPS логер, но еще хочу альтиметр, типа Zloga.
А по поводу прыжка при старте … уххх попробывали бы Вы выпрыгнуть верх, когда еле удерживаешь очень сильнее натяжку, упираясь ногами вперед. Это резинки и таймерки можно так бросать. А здесь, мне лично кажется, опять таки может я не прав, лучше на старте натянуть посильнее и удерживать упираясь, чем выпрыгивать вверх и не с такой начальной натяжкой. Старты на Вилге 2009, 2010 - Украина, Россия.

Да модель провожают рукою, пытаясь придать начальную большую скорость, но не больше.
Так что говорить о разнице в 5-10 метров в высоте - удел спорить здесь на форуме. А Александр, если попросим, на поле нам измерит и скажет.
В споре рождается истина. И если я не прав во многих вопросах, не спорю, возможно, но в споре и рождается истинна и главное что бы она была подкреплена личным опытом!
З.Ы. Под словами Ваши я все время имею в виду уважаемых и дружественных коллег из России.
З.З.Ы. Олег - на фотках наши сборники (Росии и Украины) или близкие их коллеги, а Вы покажите мне выпуск немцев (Колба), американцев (Вурца), автралийцев (Хобби) и д.р. и тогда будет говорить о “правильном” старте. А кто то почему то подпрыгнувший для меня лично ничего не говорит. Я немогу взять это как “правильный” страт на вооружение!

Taboo
Sergey=:

Про выпускание:
Супра, будь она не ладна, обладает гадостным свойством стучать стабильником по руке во время выпуска. Именно это и мешает мне выпускать ее вверх (как на фото) - стабильник уходит вперед и встечается с поднятой вверх рукой.
Тем не менее, некоторые люди добились успехов в этом: в чем секрет?

Руку в локте не надо сгибать!

8 days later
asw

Дорогие коллеги, хочу сказать большое спасибо всем кто давал советы, перелопатив кучу любезно предоставленной вами инфы могу доложить шо таки начало получаться!
Старты стали и выше и стабильнее. Ваши усилия не пропали даром, с гордостью могу похвастаться что на прошедшем Чемпионате Украины у меня были самые высокие старты! Итого удалось добиться более-менее стабильного старта на 180 метров за 4,5-5сек. Иногда в условиях соревнований выходило даже больше двухсот! Для меня это очень хороший результат.
Начали даже получаться старты с оттяжечкой и небольшим галсом против ветра, как в Ф3Б…
Вот пример сегодняшнего страта с подразворотом на девяносто градусов против ветра.

скорость отрыва 205км.час, заброс 225метров
Основное стало понятно, осталось довести все до автоматизма и продолжать повышать стабильность.

olgol

Классно!
По графику скорости кажется, что нырок очень глубокий, разгон сильный. Но без визуального наблюдения не понять. Зеленый - это высота ведь? Тогда, вообще-то, получается, что нырок отсутствует, просто разгон. Здорово забросил.

asw
olgol:

Классно!
По графику скорости кажется, что нырок очень глубокий, разгон сильный. Но без визуального наблюдения не понять. Зеленый - это высота ведь? Тогда, вообще-то, получается, что нырок отсутствует, просто разгон. Здорово забросил.

Зеленый это высота. Красный скорость. Первые пару секунд это работа лебедки , дальше лебедка молчит - скорость не растет, модель разворачивается “циркулем” вокруг кола чтобы занять более выгодную позицию против ветра для доразгона , затем опять на две секунды включается лебедка и против ветра 5 метров в секунду,
модель доразгоняется до 205км.час.
Небольшой изломчик кривой скорости перед пиком говорит что за четверть секунды до схода ускорение модели немного уменьшилось, а заначит стар все равно не идеален.
К тому же это затянутый старт, модель маневрирует на леере и в общей сложности сидит на нем 9секунд. В угоду более высокому старту стратегически это имеет место быть. В стандарте же должно быть 4,5-5,5 секунд и высота от 180 метров.
Здесь потеряно на леере лишних около четырех секунд на маневры, зато прибавлены ощутимые 45метров.

MVP
asw:

Дорогие коллеги, хочу сказать большое спасибо всем кто давал советы, перелопатив кучу любезно предоставленной вами инфы могу доложить шо таки начало получаться!
Старты стали и выше и стабильнее. Ваши усилия не пропали даром, с гордостью могу похвастаться что на прошедшем Чемпионате Украины у меня были самые высокие старты! Итого удалось добиться более-менее стабильного старта на 180 метров за 4,5-5сек. Иногда в условиях соревнований выходило даже больше двухсот! Для меня это очень хороший результат.
Начали даже получаться старты с оттяжечкой и небольшим галсом против ветра, как в Ф3Б…
Вот пример сегодняшнего страта с подразворотом на девяносто градусов против ветра.

скорость отрыва 205км.час, заброс 225метров
Основное стало понятно, осталось довести все до автоматизма и продолжать повышать стабильность.

А что налетали на ЧУ? Если можно, таблицу

asw
MVP:

А что налетали на ЧУ? Если можно, таблицу

а вот : www.f3j.com.ua/2010/ukr/f3j.jpg
в основных турах вроде неплохо -второй, а вот финал умудрился бездарно слить не справившись с налетевшим ветром.
наступила расплата за то что не ходил тренироваться в сильный ветер ,
… до сих пор так и не научился летать с балластом.

MVP
asw:

а вот : www.f3j.com.ua/2010/ukr/f3j.jpg
в основных турах вроде неплохо -второй, а вот финал умудрился бездарно слить не справившись с налетевшим ветром.
наступила расплата за то что не ходил тренироваться в сильный ветер ,
… до сих пор так и не научился летать с балластом.

…В такой компании! Очень достойно, поздравляю!

soar

По своему скромному опыту я понял, что крыло ДОЛЖНО быть жестким. Не дубовым, разумеется, но не гнуться, как лук. На мой взгляд, хорошему старту это вредит, энергия и правда не уходит в набор высоты, увы… По крайне мере, значение этого фактора в F3J сильно преувеличено. Кроме того, хочется или нет, есть некоторый момент некорректной работы механизации крыла.
После многолетних тренировок убедился, что ключевыми моментами являются аэродинамика, настройка модели, кони и действия пилота. Точнее, все в обратном порядке, хотя каждый может расставить в любом удобном для себя. Сумма та же. )))

Очень запомнился разговор со сборниками бывшего Союза по ракетопланам S8E. Они говорили мне, что два касания рулей на старте - это минус метров 40-50 высоты. Поэтому настройка требует внимания, чтобы стартовать при минимальных вмешательствах вплоть до отстрела. Помогает реально! А в последние полсекунды - секунду все в руках летчика! Правильный угол и все такое…

Кто соревнуется, отлично знает, как бывает - что вроде бы ты и улетел раньше со старта, и быстрее соседа, и самолеты одинаковые… а он, паршивец, все равно выше!
Всем высоких стартов!

igor_bily:

Но точно видел как резкий разгиб крыла на стартах у F1A моделей - там высота старта максимум 50 м. Так вот тот хлопок и разгиб крыльев точно добавляет им лишних 5-6 метро взлета! Не считая остальных тонкостей старта.

Игорь, не совсем корректно переносить этот эффект на парители J. Вспомните, в каком положении находится планер Ф1А перед стартом - практически горизонтально и мах крылом дает высоту, это реально пружина, действие которой направлено куда надо! Да и спрыгивать с крючка Ф1 не надо принудительно. B джи не совсем так… Снимаются с крючка раньше и в другом положении.

asw
soar:

Очень запомнился разговор со сборниками бывшего Союза по ракетопланам S8E. Они говорили мне, что два касания рулей на старте - это минус метров 40-50 высоты. Поэтому настройка требует внимания, чтобы стартовать при минимальных вмешательствах вплоть до отстрела.

.

Ветеран, абсолютно согласен с прописными истинами и азбукой, руление по крену и курсу очень портит старт, это понятно без ракетчиков и даже без логгеров и высотомеров разница в 50 метров очевидна, но не могли бы Вы с высоты Вашего богатейшего опыта порекомендовать что-то поконкретнее общих фраз.
Букв как-то много написали, а смысла я не улавливаю.Извините. Сами-то на какую высоту стартуете?

wws

Александр! Слушайте, нам вас очень не хватало тут на форуме! Но умоляюююю, ну не надо делать так, как недавно поступал с Вами мой земляк (даже в свете старого спора с Алексеем Надашкевичем). Пожалуйста!! Вы слишком хорошо пишете, чтоб опять какая-нибудь фигня с “правилами форума” приключилась.

Спасибо!

asw
wws:

Александр! Слушайте, нам вас очень не хватало тут на форуме! Но умоляюююю, ну не надо делать так, как недавно поступал с Вами мой земляк (даже в свете старого спора с Алексеем Надашкевичем). Пожалуйста!! Вы слишком хорошо пишете, чтоб опять какая-нибудь фигня с “правилами форума” приключилась.

Спасибо!

😁😁😁
Хорошо.Извините что земляка угомонить пришлось.

Free_Fly

Не обольщайтесь, Вы меня не угомонили, просто поднадоели, но вот, отдохнув, могу написать следующее, мне реально дал прирост метров 50 следующий трюк - крючок за ЦТ на 5 мм (сзади), три режима перед скоростью: поочередно - закрылки 25мм, закрылки 15 мм, закрылки 7 мм, все с задержками на 0.5 сек, по возможности элеронами на затяжке не рулим. Потом скорость, кивок не резкий, нужно смотреть, чтобы планер не переставал ускоряться, как только понятно, что больше прироста скорости нет, ручку на себя. Сейчас по логгеру получается 200-220 метров в зависимости от ветра и коней.
На Пайке и Фурио работает, может и на Супре пойдет.

asw
Free_Fly:

Не обольщайтесь, Вы меня не угомонили, просто поднадоели, но вот, отдохнув, могу написать следующее, мне реально дал прирост метров 50 следующий трюк - крючок за ЦТ на 5 мм (сзади), три режима перед скоростью: поочередно - закрылки 25мм, закрылки 15 мм, закрылки 7 мм, все с задержками на 0.5 сек, по возможности элеронами на затяжке не рулим. Потом скорость, кивок не резкий, нужно смотреть, чтобы планер не переставал ускоряться, как только понятно, что больше прироста скорости нет, ручку на себя. Сейчас по логгеру получается 200-220 метров в зависимости от ветра и коней.
На Пайке и Фурио работает, может и на Супре пойдет.

Спасибо, Денис, по делу ц.у. приветсвуются, главное про жен своих опять не заводитесь и моих друзей всуе не поминайте.D
А как понять что крючок на месте? Вот я крючок досдвигался назад до того что вчерась решил немного вперед таки обратно отыграть.
220 метров очень достойный старт , с таким Вы Чемпионат России запросто выиграете! Техника серьезная, почему же Вас не видно на Ф3Ж этапах?Кубок Кашкина предпочитаете?

Free_Fly
asw:

А как понять что крючок на месте? Вот я крючок досдвигался назад до того что вчерась решил немного вперед таки обратно отыграть.220 метров очень достойный старт , с таким Вы Чемпионат России запросто выиграете!Почему Вас не видно на Ф3Ж этапах?

Сложно с крючком. На мой взгляд, (только на мой) не надо комлексовать по поводу соотношения крючка и ЦТ, на леере ЦТ практически не влияет, влияет соотношение крючка и фокуса. У каждого самолета он свой. Поэтому и написал, что МОЖЕТ помочь с Супрой. Где у нее фокус я не знаю, и как он смещается в зависимости от скорости тоже. Я сдвигаю крючок назад до тех пор, пока самолет не начнет “крутится” на леере. Причем уже после градусов 30 набора. После чего на миллиметр двигаю вперед. Получилось на 5 мм позади ЦТ. ЦТ у меня совсем не передний. 116 на Пайке, 114 на Фурио.
На счет Чемпиона России, спасибо, конечно, но есть например, такой человек, по фамилии Волков, боюсь он меня и со 100 метрового леера перелетает.
Этапы Ф3Ж? Из нашего медвежьего угла далековато ехать. До Москвы еще можно, но в Москве этапов вроде как нет. Может на тусовочку Активных Планерастов осенью вылезу.
Кубок Кашкина я посещаю из-за старой дружбы с Лешей. Причем иногда с Ф3Ж-шным самолетом.

soar
asw:

но не могли бы Вы с высоты Вашего богатейшего опыта порекомендовать что-то поконкретнее общих фраз.
Букв как-то много написали, а смысла я не улавливаю.Извините. Сами-то на какую высоту стартуете?

Сам-то? Да фиг его знает, Г-н Василюк! 😁😁 Честно, никогда не заморачивался данным вопросом да и оборудования не имею. Мы так, на глазок, по старинке. :PСтараюсь, как можно выше, конечно, ну а там - как выходит! А в буквах смысл очень простой: не слизанные у кого-то настройки на конкретную модель и уж тем более не чужие манеры взлета влияют на результат. Посоветовать можно только в общих чертах, а настраивать под себя. Даже под настроение, если хотите, планер - штука душевная, сами отлично знаете…

Кроме того, по моему глубокому убеждению (подчеркиваю - сугубо личному!) высота взлета никак не гарантирует результат, в чем убеждался многократно за долгие годы. Слить можно запросто, даже улетев в космос, по сравнению с остальными. Так что мои рекомендации - только трудом, т.е. ж…часами, тем паче, что оборудование для контроля имеете. Взяв сугубо абстрактную среднестатистическую модель, леер, коней и погоду вам останется добавить только собственное мастерство.
Вот постом выше коллега делится опытом с задержкой механизации. Очень разумная мысль, и помните, мы в личке это обсуждали. Я только предпочитаю не фиксированные углы с задержкой, а плавный переход со стартовой позиции (скажем, +25) до скоростного режима (-2) без задержек. Извините, для коллег просто повторюсь, если интересно: я включаю этот режим за секунду до старта (выпуска модели!), а время устанавливаю по погоде и прогнозируемой длительности взлета. Обычно, у меня время переползания 3-4 секунды, чтобы за пару секунд до кивка профиль уже был в скоростном режиме. Сам кивок - да, короткий. но не очень резкий, нос опускаю чуть ниже горизонта, не ныряю…
Плюсы - нет необходимости отвлекаться от управления, нащупывать тумблер щелкать им дважды. Кроме того, резкие переходы не очень полезны с точки зрения срывов и всяческих перетеканий. У меня иногда случалось, что контролируя ситуацию по крену, к примеру, совершенно не было возможности вовремя включить скоростной режим для старта. Учитывая современный, такой лихорадочный, я бы сказал, старт, когда адреналин через край, с десятком соседей, от которых иногда шарахаться надо - такая фишка очень помогает.

asw
Free_Fly:

На счет Чемпиона России, спасибо, конечно, но есть например, такой человек, по фамилии Волков, боюсь он меня и со 100 метрового леера перелетает.
Этапы Ф3Ж? Из нашего медвежьего угла далековато ехать. До Москвы еще можно, но в Москве этапов вроде как нет. Может на тусовочку Активных Планерастов осенью вылезу.

Это вряд-ли, при металочном опыте 220метров это ж заявка не победу, не вылетывать регулярно максимумы и бояться Волкова со стометровым леером. Это мне непонятно. Да ладно.
Примерно так крючок я и двигал взад-вперед.

Taboo

А почему никто не ставит механизацию на ручку газа?

asw
Taboo:

А почему никто не ставит механизацию на ручку газа?

Я думал над этим. Мне не подходит, я летаю еще и на Ф3А пилотажках, инстинкты,моторика, атавизмы, рудименты и все такое. Поставил механизацию на слайдер под правый палец. Пытаюсь работать пальцем прямо во время затяжки , поэтому получается не тупо три стартовых режима, а плавное изменение в большом диапазоне.Принцип тот же. Уже более менее приспособился держать пальцем хороший натяг

soar
Taboo:

А почему никто не ставит механизацию на ручку газа?

У всех известных мне планерастов на ручке газа - посадочный режим, баттерфлай.😁

asw
soar:

У всех известных мне планерастов на ручке газа - посадочный режим, баттерфлай.😁

у меня посадочный режим - отдельный тумблер, а на ручке газа естественно баттерфляй, мы про стартовые режимы говорим