Обратная реакция на "бабочку" (тормоз)

Albert

Имеем “Близзард-Е”. Угол отклонения закрылков - вниз около 40, вверх 0. У элеронов вверх до 50 гр, вниз 25. Аппаратура настроена так: в режиме без мотора в Mode2 на левой ручке - управление “бабочкой”, пропорциональное отклонение элеронов и закрылков примерно на углы 35 гр вверх и 30 вниз соотв. Плюс небольшой микс - на полрасхода - “бабочка” - руль высоты вниз, чтобы компенсировать кабрирование.
Пытался настроить так, чтобы при плавной работе джойстиком увеличивать или уменьшать крутизну глиссады. Как бы не так: при даче тормозов вместо того, чтобы идти вниз, планер “вспухает”. Еще хуже, когда видишь, что не долетаешь, и убираешь тормоза. В этот момент планер летит с малой скоростью (закрылки держат), и уборка “бабочки” может вызвать выход на режим сваливания. Пару раз уже было: на “Кубке Коктебеля” (минус одна серва+ ремонт фюза), и месяц назад (сломан штырь консоли, все еще чинюсь).
В результате не могу толком выполнить посадку на точность, приходится раз выставить положение тормозов и только рулить РВ. Однажды регулировал микс, оказалось, загнал РВ почти на упор на пикирование. Под облаком понадобилось срочно свалить, даю тормоза и ручку “от себя”, а реакции 0 - не хватает хода РВ.
Сейчас хочу попробовать вариант: при заходе на посадку выпустить закрылки почти на максимум (+миксы для балансировки), а джойстиком рулить только отклонением элеронов вверх.
Есть рекомендации?

FVA

Общая настройка “тормоза” считается по простой формуле (удобно в запоминании. Корефей моделизма когда-то поделился).
При отклонении вверз в мм элеронов, закрылки опускаются на 10 градусов вниз. Максимально по элеронам до 5-6 мм для управляемости
К примеру:
Элероны вверх 1 мм - 5 гр. закрылки вниз
2 мм- 15 гр
3 мм - 25 гр
4 мм - 35 гр
5 мм - 45 гр
5 мм - 55 гр
6 мм -65 гр
6 мм -75 гр.
6-7 мм - 85 гр

При включении “бабочки” стаб должен стразу опуститься на 1мм вниз и планер в лёгкое пике уходит.
Согласно таблички подбирается и опускание стаба экспериментально чтоб не вспухал.

asw
Albert:

Имеем “Близзард-Е”. Угол отклонения закрылков - вниз около 40, вверх 0. У элеронов вверх до 50 гр, вниз 25. Аппаратура настроена так: в режиме без мотора в Mode2 на левой ручке - управление “бабочкой”, пропорциональное отклонение элеронов и закрылков примерно на углы 35 гр вверх и 30 вниз соотв. Плюс небольшой микс - на полрасхода - “бабочка” - руль высоты вниз, чтобы компенсировать кабрирование.
Пытался настроить так, чтобы при плавной работе джойстиком увеличивать или уменьшать крутизну глиссады. Как бы не так: при даче тормозов вместо того, чтобы идти вниз, планер “вспухает”. Еще хуже, когда видишь, что не долетаешь, и убираешь тормоза. В этот момент планер летит с малой скоростью (закрылки держат), и уборка “бабочки” может вызвать выход на режим сваливания. Пару раз уже было: на “Кубке Коктебеля” (минус одна серва+ ремонт фюза), и месяц назад (сломан штырь консоли, все еще чинюсь).
В результате не могу толком выполнить посадку на точность, приходится раз выставить положение тормозов и только рулить РВ. Однажды регулировал микс, оказалось, загнал РВ почти на упор на пикирование. Под облаком понадобилось срочно свалить, даю тормоза и ручку “от себя”, а реакции 0 - не хватает хода РВ.
Сейчас хочу попробовать вариант: при заходе на посадку выпустить закрылки почти на максимум (+миксы для балансировки), а джойстиком рулить только отклонением элеронов вверх.
Есть рекомендации?

Есть . Альберт надо побольше руля вниз давать, не жалей, тут лучше переборщить вниз чем недоборщить. Объясню почему… Когда модель вспухает, то теряется скорость и пропадает управляемость, вырулить уже очень тяжело и иногда невозможно. Планер становится неуправляемым. А если морда будет вниз то управляемость останется, и вырулить труда не составит. Альберт, замешай руль высоты посильнее. Не жадничай и не боись, добавь руля вниз. Флапы тоже можно посильнее вниз, насколько возможно, хоть до 90 градусов.

Albert

Рад бы сделать больше микс - нет расхода РВ.
Флапы больше 40 гр. вниз не идут.

asw
Albert:

Рад бы сделать больше микс - нет расхода РВ.
Флапы больше 40 гр. вниз не идут.

как это? шо за пульт? одного свободного микшера будет достаточно…
у тебя что СуПранаР?

igor_bily
Albert:

Имеем “Близзард-Е”… Есть рекомендации?

Альберт добрый день.
Знаете пословицу - в правильном вопросе есть половина ответа. 😃
Скажите Вы планер сами собирали или покупали?
Если сами - нжно внимательно читать инструкцию от производителя по сборке, если покупали - “указать” ! 😉 на недостаток сборки модели продавцу.
У Вас скоре всего неправильно установлены качалки на машинках щитков.
Скажите машинки в щитках наглухо вклеены? или они на винтиках каких либо? Если на винтиках - Вам повезло, вклеены - повезло намного менше 😦.
В любом случаес освет - выкачайте инструкцию в Графиту-2 от ВладимирМодел. Она уже есть и на русском (если что пишите мыло вышлю). Там четко нарисовано в зависимости от прокладки тяг (снизу или по диагонали) как нужно делать. По моему 20-30 градусов сместить качалку (впред или назад соответтвено схеме тяг).
Вывод - в любом случае разбирайте и переделывайте, если хотите правильно и нормально летать. Скорее всего у Вас неправильно собрана модель.
Третий вопрос - какая у Вас аппаратура? Есть небольшой шанс что в мкисе батерфляй Вы не на всю отклоняющую способность задействовали ручку Газа для торможения (% макс. отконения). Там флапероны должны быть почти на максимум выставлены.
И там же - есть строка РВ - то что писал Александр. Добавляете там в этом миксе РН - задавливайте что бы гасить вспухание.

А по полету при малых щитках до 40градусов так и будет. Будет вспухать если только не задавите рулем сильно. Далее больше 40 градусов уже начнет более менее эффективно тормозить и плоть до 85гр. Причем в зависимости от модели иногда линейный микс функции батерфляй может Вам и неподойти а использовать нужно внешний - нелинейный. Но это уже потом.
Сваливания при обычной класической бабочке практически не избежать - если не будете сильно задавливать стабильником.
Для более устийсчивой посадки используют щитки и элероны вниз. см. рекомендации по Супре (мануал на том же сайте). В этом варианте модель более устойчива при посадке. Хотя и многое зависит от модели.
Удачи, пробуйте.

Albert

Напоминаю, это “Близзард”, а не “Графит”. Достался мне без инструкции. Угол 40 гр. означает, что на центроплане без серв пальцами можно отогнуть закрылки только на такой угол. Дальше закрылки выходят на упор.
Расход РВ - дело не в аппаратуре (Futaba FX-30), в фюзеляже длинная качалка цельноповоротного стабилизатора (около 60 мм), отсюда при максимальном плече качалки РМ (около 12 мм) ход РВ невелик. По памяти, задняя кромка ходит на ± 6…7 мм.

Сваливания при обычной класической бабочке практически не избежать - если не будете сильно задавливать стабильником.

Вот и некуда задавливать - остаток хода РВ вниз маловат.
При покупке “корок” в разговоре мелькнула мысль о промежуточной качалке РВ - можно увеличить расход. Но прибавится гемора и массы на хвосте.

NIV
Albert:

Напоминаю, это “Близзард”, а не “Графит”. Достался мне без инструкции. Угол 40 гр. означает, что на центроплане без серв пальцами можно отогнуть закрылки только на такой угол. Дальше закрылки выходят на упор.
Расход РВ - дело не в аппаратуре (Futaba FX-30), в фюзеляже длинная качалка цельноповоротного стабилизатора (около 60 мм), отсюда при максимальном плече качалки РМ (около 12 мм) ход РВ невелик. По памяти, задняя кромка ходит на ± 6…7 мм.
Вот и некуда задавливать - остаток хода РВ вниз маловат.
При покупке “корок” в разговоре мелькнула мысль о промежуточной качалке РВ - можно увеличить расход. Но прибавится гемора и массы на хвосте.

У “Близзарда” нету инструкции и кабанчиков с тягами в комплекте, зато огромный потенциал по доработкам и настройке.😁 У меня закрылки отклоняются вниз на 70-75 градусов. Надо предварительно погнуть их руками и разработать отклонение на макс. угол. В местах где они упираются в пластик немного подточить. Тяги на закрылках изогнуты. Задняя стенка, в которую упрётся тяга при движении подтачивается. Ход руля высоты надо увеличить. Паз в котором ходит задний штырь стабилизатора надо расточить в обоих направлениях.
Что бы добавить расходов по рулю высоты на машинку р.в. ставится максимально большая качалка. На машинку руля направления надо поставить качалку меньше, иначе они не влезут в фюзеляж. На сам руль направления в качестве кабанчика маленький шарнир. В окошке р.н. придётся пропилить паз для тяги р.н. иначе она упрётся.
“Бабочка”: закрылки вниз на максимум, элероны вверх на 20мм (мерить у стыка). Больше делать не советую.😈 Руль высоты вниз почти до максимума. Перед выпуском “бабочки” опустить нос. Глиссада довольна крутая, управляется отлично. Угол снижения корректируется р.в. на себя.

Albert

Большое спасибо. Так и знал, что в спортивных моделях полно “подводных камней”…

server28

Для целости редукторов на закрылке полезно максимальное его отклонение иметь в мертвой точке рычага(качалки) сервопривода. Ось вала машинки, ось качалки и ось рычага(кабанчик) закрылка - на одной прямой. Помогает при ударе помехи (ветка, стебли травы, складки местности) в закрылок на посадке и разгружает редуктор.

1 month later
Albert

Переделал планер. Изменил привод закрылков. Было:

Стало:


Увеличил вдвое ход руля высоты, для этого пришлось переделать установку сервы. Было:

Стало:



Наконец-то хватает расхода РВ на старте. При полном выпуске тормозов (элероны вверх на 15 гр.) планер летит вполне сносно. (раньше построил 2 модели с интерцепторами, с ними снижение намного быстрее).
Жаль, успел выполнить один выход в поле (7-8 посадок, уже без перелетов на десятки метров), и новый краш из-за отказа борта…

NIV
Albert:

Жаль, успел выполнить один выход в поле (7-8 посадок, уже без перелетов на десятки метров), и новый краш из-за отказа борта…

Чем питаете борт? Какой приёмник? Как определили, что это отказ по питанию?
То что на последнем фото это не краш, это сильно повезло.😃 Краш это когда с поля увозишь всё что осталось целым в кармане брюк.😁

Albert

Обстоятельства были довольно запутанными. При заходе на посадку (200-300 м удаления) планер перестал реагировать на руль высоты, вошел в серию петель.
Нашли в 600 м от старта, по звуку (тормоза+элероны). Дома при проверке руль поворота еще шевелился, потом перестал. Вскрытие выдало: LiPo борта (2S) просела до 4 В, BEC сгорел (дыра в термоусадке), серва РН отказала полностью, сгорела схема. Приемник - родной от Futaba FX-30 (35 Мгц) в норме.
Вот тут rcopen.com/forum/f22/topic205894/932 подробности и фото. Поначалу грешил на обрыв антенны, но провели проверку, работало до 150 м. Т.е. оборвал при разборке планера.
Сервы Power HD - таки зло, уже подводили разок. Сейчас в раздрае, восстановить можно, но смысл? Надо менять сервы и BEC, планер и так тяжелый, после ремонта крыла масса вырастет. И так за 2 сезона потерял 2 движка, винт с коком, 3 регуля и несколько серв, плюс кучу времени на ремонты. Вот только новый планер типа “Супры” будет нескоро, и влетит в копеечку…

NIV
Albert:

Обстоятельства были довольно запутанными. При заходе на посадку (200-300 м удаления) планер перестал реагировать на руль высоты, вошел в серию петель.
Нашли в 600 м от старта, по звуку (тормоза+элероны). Дома при проверке руль поворота еще шевелился, потом перестал. Вскрытие выдало: LiPo борта (2S) просела до 4 В, BEC сгорел (дыра в термоусадке), серва РН отказала полностью, сгорела схема. Приемник - родной от Futaba FX-30 (35 Мгц) в норме.
Вот тут rcopen.com/forum/f22/topic205894/932 подробности и фото. Поначалу грешил на обрыв антенны, но провели проверку, работало до 150 м. Т.е. оборвал при разборке планера.
Сервы Power HD - таки зло, уже подводили разок. Сейчас в раздрае, восстановить можно, но смысл? Надо менять сервы и BEC, планер и так тяжелый, после ремонта крыла масса вырастет. И так за 2 сезона потерял 2 движка, винт с коком, 3 регуля и несколько серв, плюс кучу времени на ремонты. Вот только новый планер типа “Супры” будет нескоро, и влетит в копеечку…

По всей видимости заклинило серву руля высоты, она высадила через ВЕС бортовую батарею (в режиме к.з.)😈
Я думаю надо восстановить планер и сделать всё по уму. Где гарантия, что с супрой не произойдёт тоже самое, а там ценник просто невминяемый.
По поводу веса-2600-2800г для этого планера вполне приемлемо. У меня 2500г-летает очень хорошо, отличный планер, каждый выход на поле нахожу термик и поднимаюсь (хотя бы раз). Профиль крыла на этом планере не под маленькую нагрузку 30-35г/дм 2. Вот: www.valentamodel.cz/57aa.htm
планер с этим профилем и нагрузкой 35 г/дм 2 (в ветер его грузят под 40 г/дм 2) занимал первые места на чемпионатах на протяжении нескольких лет.
P.S. Супру тоже взять не помешает. Два планера лучше чем один. Под разную погоду…А ещё лучше 3-5.😁
Удачи!