в чем прикол цпго?

Lazy
olgol:

Это уже запас устойчивости. Ответ неверный.

Угу. А теперь свяжите запас устойчивости с тангажом.

Игорь_Бул69
Lazy:

положение её относится к фокусу ЛА, но не к САХ.

Это называется запас центровки - (Хт-Хf) ( тот же Мерзликин устойчивость по перегрузке)

Lazy:

А теперь свяжите запас устойчивости с тангажом

Никак . Разные системы координат.

Lazy

Хорошо.
Поставим вопрос по другому.
Имеем запас устойчивости 16%, при этом угол атаки (тангажа, как звал…) составляет 1 градус. Полёт нормальный, установившийся.
Как изменится угол атаки (тангажа) при изменении запаса устойчивости до 8% ( полёт нормальный…) ?

Игорь_Бул69

Вопрос вполне корректный. По этому и ответ простой и конкретный - НИКАК !!! ( Если уж сильно в теорию лезть то чуть- чуть уменьшиться для компенсации балансировочных потерь, если при этой новой балансировке получилась та же скорость установившегося полета и стабилизатор был не несущий)

Lazy

Так вот, нормальный летающий моделист называет центровкой то, что вы называете запасом устойчивости. Теперь понятно? Или опять ответ неверный?

ViktorF

Короче всем в школу, двоечники… 😃
Неужели аэродинамика такая сложная штука, что все путаются 😃

Игорь_Бул69
Lazy:

Так вот, нормальный летающий моделист называет центровкой то, что вы называете запасом устойчивости.

Отсюда и все непонятки типа “тангаж крыла”, “полезная толкающая сила крыла” и т.д. Столько нового и неизведанного открывается. Прямо новые тепловые наноимпеллеры. А если сюда еще и динамику полета запустить, потенциальную и кинетическую энергию и т.д. сколько еще откроется неведомого:P

VVS2
Игорь_Бул69:

Вопрос вполне корректный. По этому и ответ простой и конкретный - НИКАК !!! ( Если уж сильно в теорию лезть то чуть- чуть уменьшиться для компенсации балансировочных потерь, если при этой новой балансировке получилась та же скорость установившегося полета и стабилизатор был не несущий)

Вот именно это я и хотел услышать.
А то что тангаж слегка уменьшится для компенсации потерь, если сказать по простому, просто “тяги” надо чуть больше, вот аппарат и приопустит нос:)
Я не смог заметить визуально отклонение балки в воздухе при смене режимов ГП. Отклонения нет.

Кстати термин “сила провоцирующая движение” тоже из какого-то учебника по аэродинамике. Так что в каждой книжке своя теория.

GSL
VVS2:

Кстати термин “сила провоцирующая движение” тоже из какого-то учебника по аэродинамике. Так что в каждой книжке своя теория.

Возможно учебник слишком популярный. Хотя я очень не против популярных учебников.

Надо разделить понятия центровки и балансировки. Их слишком часто здесь путают.

Балансировка заключается в установке такого угла стабилизатора (триммера РВ) при котором модель летит на нужном нам угле атаки, обеспечивающем нужный нам режим полета (максимальное качество, минимальная скорость снижения, посадка и т.д.)

Центровка влияет на устойчивость и управляемость модели по каналу тангажа.

Поэтому центровкой мы добиваемся нужных нам параметров устойчивости, управляемости, реакции на порывы ветра и т.д. А балансировкой устанавливаем режим полета.

Соответственно: изменили центровку - сбалансировали - испытали на устойчивость, управляемость, поведение в спирали - сделали выводы. И так много раз до получения нужного результата.

VVS2

Главное, мы друг друга поняли и каждый был прав, а термины - зло 😃 Когда начинается путаница терминов, лучше говорить в общих словах, понятных любому, про видимый угол балки(или тангаж) и скорость и положение РВ. Все говорили об одном и том же с разных сторон.
Центровка и балансировка понятия вполне различимые. Просто я привык балансировку обзывать “балансировочной скоростью” это еще с парапланов идет, там тоже много теории читают 😃

GSL
VVS2:

Центровка и балансировка понятия вполне различимые.😃

И тем не менее сплошь и рядом пытаются балансировку центровкой заменить. Куча советов типа: - Модель задирает нос - центровка задняя, сместите центровку вперед. Дельтапланы управляются по тангажу изменением центровки, остальные ЛА имеют органы аэродинамического управления. Даже парапланы.

Lazy

ПальцЫ гнуть не устали ещё?

Palar
GSL:

остальные ЛА имеют органы аэродинамического управления

Органы , это у животных или у пилота, у самолёта и даже у параплана это называется поверхности или устройства. Я дико извиняюсь, но как представлю эти самые органы у самолёта, так и падаю …😁

GSL
Palar:

Я дико извиняюсь, но как представлю эти самые органы у самолёта, так и падаю …😁

Чем падать, погуглили бы лучше. А то так и не узнаете что органы не только между ног бывают.

P.S. Вы правильно указали на мою ошибку, действительно в данном конкретном случае правильно было бы написать “управляющие поверхности”, потому что например на RC дельтаплане никто не мешает перемещать Ц.Т. с помощью органов управления.

Palar
GSL:

Чем падать, погуглили бы лучше. А то так и не узнаете что органы не только между ног бывают.

Зачем знать, если есть мысль ?
А если ещё для правильной балансировки и мысль поднять немного выше пояса, то и гуглить не надо.
rcopen.com/forum/f95/topic159678

Игорь_Бул69

Подниму тему. Появился вопрос , на который не могу ответить. Некоторое время назад на планерах стабилизатор располагался после киля. Сейчас стабилизатор перед килем устанавливают.
Из каких соображений делают так?
Варианты ответов:

  1. Мода
  2. Конструктив
  3. Аэродинамика
  4. Что-то другое
asw
Игорь_Бул69:

Подниму тему. Появился вопрос , на который не могу ответить. Некоторое время назад на планерах стабилизатор располагался после киля. Сейчас стабилизатор перед килем устанавливают.
Из каких соображений делают так?
Варианты ответов:

  1. Мода
  2. Конструктив
  3. Аэродинамика
  4. Что-то другое

Конструктив конечно , так Супра сделана. Фюзеляж в сборе со всеми потрохами в сборе, вместе с Килем и стабилизатором весит менее 400 граммов!Коструктив v-маунта , сверхлегкая круглая балка горячего копчения… Это самый легкий конструктив фюзеляжа и есть, благодаря в том числе этому Супра невероятно легкий Ж-планер…

iurka

На самом деле, можно и так и так делать. Однако супроподобная схема получается чуть меньше по массе. И немного разумнее по нагрузкам на балку фюзеляжа- а это опять же масса балки. К тому же киль можно делать чуть меньше по размерам. . А в остальном- все равно, в общем. то.

То есть, если делать чистый планер и гнаться за минимальной массой, то так стоит делать- при такой схеме в нос меньше всего свинца пойдет. А вот если електропланер, где в носу все равно много железа накидано- то уже не принципиально. Тут уже и сервы в хвост ставить можно, да и грузик свинцовый грамм так в 30 к хвосту приматывают порой. То есть, идея уже мертва:) И тут рулит уже мода и бренд 😃

olgol

На планерах, при сравнительно большом удлинении (большой размах и малая хорда) и сравнительно большом моменте инерции относительно вертикальной оси, гораздо труднее и важнее обеспечить эффективность вертикального оперения, т.е. демпфирование по оси Z и путевую устойчивость. Т.е. если выбор стоит между плечом ГО и плечом ВО, более оптимальный вариант сделать плечо ВО больше, и пожертвовать плечом ГО.

Чем больше удлинение, тем выше требования к ВО, и тем меньше требования в ГО. Увеличение размаха ведет к увеличению момента инерции, а уменьшение хорды ведет к увеличению эффективности ГО.

Игорь_Бул69
olgol:

гораздо труднее и важнее обеспечить эффективность вертикального оперения, т.е.

А почему такая маленькая площадь киля у планеров? Чуть увеличить и эффективность сразу повыситься. Зачем тогда балку удлинять и киль туда городить?

VVS2

Вспомните оперение металок. Стаб находится перед килем. Киль продляет балку на свою ширину тем самым увеличивает плече и сильно увеличивает эффективность (площадь при этом может быть не увеличена).