Затягивание планера буксировщиком - делимся опытом
Приезжайте на Газдевайс.
В эти выходные точно не смогу, в следующие если у нас полосу не расчистят - приеду.
Чтоб не создавать новую тему. У меня есть желание построить самолет, который будет вывозить на своей спине планер, Р/У ракетоплан. Особо надо для тренировок ракетопланериста, так как сжигать ракетные движки накладно. Размах у ракетоплана - до 1500 мм.Думаю сделать самолет 1200 мм, электро. Как реализовать крепление планера и отцеп? Если кто может поделится опытом или дать ссылки по теме, буду очень признателен.
Вот вариант, посмотрите:
rcopen.com/forum/f37/topic143350
Мы делали гораздо проще. Обе модели были из ЕРР. Брали проволоку, втыкали под углом во фьз самолета и во фьюз планера.
Самолет взлетал, планер прижимался РВ к нему. Потом на высоте самоль уходил в пикирование, набирал скорость, а планерист дергал на себя. Конструкция расцеплялась. Дешево и сердито.
Мы делали гораздо проще. … Дешево и сердито.
Интересное решение 😃
Сегодня наконец-то удалось полетать. Всё классно. Я был на буксире, мой друг на планере. Леер 23 метра, планер изи глайдер, буксировщик - двухмоторный самуль размахом 1,8, весом 3.4 кг.
-15, 10 утра. Взлёт проходил как по рельсам, сначала оторвался планер, и почти сразу же буксировщик, уверенный набор, левый разворот, и тут стало ясно что белый планер на белом небе нефига не видно. Забрались за один виток метров на 100, там произвели отцепку, я быстро посадил самик. Планер ещё пару минут барахтался против ветра, посадили поперёк полосы. Второе затаскивание было не таким гладким, планер совсем потерялся, начал лететь в другую сторону, то отпуская, то натягивания леер, были сильные рывки, но против двухмоторника не попрёшь, планер был похож на привязанный на ветру шарик 😃 Пролетая над нами ситуация разрешилась, планер выровнялся, отцепился штатно. Третий затяг был как первый, но посадка уже вдоль полосы 😃
Всё же изик мелковат, хотя наверное на голубом небе можно гораздо плавнее забираться, да, и надо бы его при ветре догружать всё-таки (планер). Потом забираться надо кругами, я по привычке коробочкой. ну больше вроде ничего интересного…
Сегодня состоялся второй полёт. Даже есть коротенькое никудышное видео, но это лучше чем ничего, как мне кажется. Сегодня загнали уже метров на 300. Полетал как на буксире, так и на планере. Планер не хотел садиться, болтался в воздухе минут по пять, причём я не старался выпарить, просто вёл к полосе.
очень хорошее видео, все по делу
Сергей, сколько было затяжек, все ли были удачные?
Дмитрий, на одном паке аккумов 4 затяжки, все удачные, правда леской немного прорвало заднюю кромку планера, когда был момент замешательства на первой затяжке 😉, но не критично.
Спасибо. То есть не так трашен черт как его малютка. Нужно тренироваться.
В момент затяжки я был за рулем буксира, мой друг на планере, он на планерах раньше не летал, завтра его разбанят и он напишет свои ощущения 😃
Но сложного тут конечно ничего нет, тем более в таком масштабе, напротив, очень интересная тема, надо ей заняться вплотную. Не все же на пилотажках рыскать 😉
В принципе ничего сложного. На мой взгляд, единственная проблемка, не всегда понимаешь соотношение высоты связки ведущий-ведомый. Особенно при большом удалении, читай высоты. Соответственно, в натяг буксир не получалось держать. Изик из-за этого дёргался, как собачка на поводке))
Но это при первом заплыве было, было ветренно, глаза слезятся, сплошная облачность, отсюда почти полная нечитаемость на высоте верха-низа Белого планера
То, что на видео, уже другое дело, и законцовки у изика покрасили, ну и на фоне голубого неба.
Тема кайфовая, тока “спарку” поболее нужно;)
Ну а так как на планерах до этого ваще не летал, да и просто банально сторонился оных, понЯл, что летать на них нуна ну оооочень плавно
Спасибо. То есть не так трашен черт как его малютка. Нужно тренироваться.
Ну, когда уже?
Погода шепчет! Зрелищ давайте!
Может соберёмся на выхах? я на двухмоторнике покатаю, только не совсем понятно где?
Сегодня снова полетали, 6 затяжек, все удачные. Потихоньку набираемся опытом. Появилось понимание процесса, могу сказать что не всё так просто, как показалось с первого раза.
Слепил на скорую руку видео, качество отстой, снимали с телефона и камеры-брелка.
Итак, информация о последней затяжке улеглась, структурировалась, посему хочу выделить основные моменты.
Взлёт не представляет особой проблемы, единственное, планер не должен на скорости цеплять крылом о землю, но на нашем примере планер почти сразу отрывается.
После набора примерно 10 метров (а это происходит очень быстро) нужно начинать входить в спираль, почему так быстро? А что бы спираль была более плавной, иначе наш тандем улетит далеко или за место спирали будет простой разворот. Скажу сразу, закладывать ровную спираль с удержанием стабильной вертикальной скорости очень сложно, у меня пока не получается нормально. Из за этого возникает неприятный момент, когда планер начинает лететь сам и леер провисает, при этом он висит не вниз, а вбок, на видео это хорошо видно. Из за этого крыло может уйти в образовавшуюся полупетлю леера, и при очередном рывке (натяжении леера) может произойти контакт полупетли леера и задней кромки крыла, а там у нас элероны и щели отних. Попав туда леер цепляется и теперь буксировщик будет тащить планер за крыло. В воздухе это выглядит как непонятные самопроизвольные крены планера и рывки буксировщика. Скажем так, не самое приятное зрелище, т.к. весь наш тандем становится плохо управляемым. В такой ситуации нужно как можно быстрее отцепить леер на буксировщике. У меня оба крыла в месте щели элерона, куда попадает леер, уже надорваны, причем с одной стороны очень даже прилично.
Отсюда вывод - нужно стараться держать леер в натянутом состоянии, и это, как раз, самое сложное в данном процессе.
Тоже есть небольшой опыт буксировки. Собственно, немного об оном тут.
Словами и ощущения примерно так.
Замок был сделан уже пОсле того, как готова моделька. Так что это тупо приклеенный сбоку кусок трубки с отверстием под мягкую лесочную петлю буксира (он ~8-9 м суровой нити, за полметра до петли, есс-но, флажок-султанчик из ярких нитей). В трубке - отрезок тяги, спарен противофазно с РВ, т.е. при резком клевке освобождает петлю и летим дальше самостоятельно.
По буксировке… Ну, чего ожидать от модели без элеронов? 😁 - просто колбасня. Альберт попросту уводил Крокодила наверх, пользуясь достаточной мощностью Феникса (Кристен-Игл), , причём с нефиговым тангажом, а там я отцеплялся. Когда подъём шёл нерезко и большим радиусом, удавалось (частично) компенсировать колбасню РН. РВ оказался совершенно бесполезен. Натяжение у буксира было почти постоянно, за исключением, когда Альберт резковато менял направление подъёма.
Взлетали в основном с рук, но пробовали и с земли, на площади. Тут главное было, как упоминалось, не цапнуть крылом у самой поверхности. Но Крокодил взлетал весьма активно и раньше Игла, так что оное получалось легко.
На новом варианте аналогичный замок (и тоже спаренный с РВ) спрятан внутрь и вместо лески петля буксира полужёсткая, из капронового хлыстика, для “скользкости”.
Вчера отлично полетали, 10 затяжек, погода отличная. Планер всё тот же - изи глайдер, буксировщик - восстановленный старенький магистр. Я первый раз был в роли пилота планера. Выявил два правила: 1) руль высота всё время держим на себя 2) всегда держим горизонт по крену. В управлении курсом я почти не учавстовал, ну разве что самую малость подруливал. Буксировщик должен набирать высоту как можно быстрее, и чем меньше кругов будет - тем меньше проблемных ситуаций, которые в основном вызваны непониманием положения самолётов относительно друг друга.
Хочется уже пробовать более крупные самули.
Молодцы, классно.
Методика четко прорисована, все понятно.
Спасибо!
Жаль что мало людей пробуют это дело, хотя интересуется много.
Мы сегодня тоже славно полетали, позатягивались, ощущениями поделимся вечерком.