Большие копийные планера - процесс пошел...
Мест таких много в радиусе 200км,но в хороший летный день вы скорее всего застанете там парапланеристов,ибо те тоже постоянно в поиске мест для “динамы”…
Есть такая проблема! 😃
Но по опыту “стаи”:
- Их почему-то не бывает на Плещейке.
- Когда нам самый кайф (10-15м/с на перегибе), парапланеристы нервно курят в сторонке. 😃
на чем летает “стая” и какие иропланы собираются в этой теме?
Леший, в Альпы! 😃
Аха, как тока такой же красный носяра вырастет - тут же в Альпы ломанусь 😃
Вот как-то так…
Ну что ж… 😉
Сегодня были облетаны две “учебных парты” в составе:
- Безымянный китайский планер 4 метра размахом, около 4-5 кг весом
- Сеньер Телемастер 2,5м размахом с электромотором 30сс класса, около 6- кг весом.
Было сделана 3 вылета у обоих, 3 посадки у трактора и на одну меньше у планера 😉
Собссно, по порядку…
Погода - солнечно, около ноля, ветер примерно 4-5 м/с с порывами 6-7.
Облет трактора - чрезвычайно лекий самолет, котрый напоминает полет Зуума в ветер на зажатых расходах 😁. Летит медленно и печально на 1/3 газа, но очень сильно сдувется ветром и при этом плохо управляется
При газе 1/2 рулиццо хорошо, но сильно (для планера) разгоняется… В полете ведет себя более-менее стабильно, на посадке - аки воздушный змей, болтается как г-но в проруби от каждого сквозняка…😁
Вопщем, 5 полетов перед цеплянием троса - все ОК.
Планер. Кидали неско раз с руки, “как-то” он летит, как - точно неопнятно, ибо рукой особо далеко не кинешь. Что-то там Леший с Леликом колдовали, в итоге решили дооблетываццо с леера, ибо с руки ничего не понятно…
Исходные - леер ~30м, полоса - около 80м сухого асфальта, ветер - порывистый боковик градусов 60 к полосе.
Полет 1 (пишу как водитель трактора - свои ощущения и понимания):
Трактор на пол-секунды делает стойку, как бегун на страте (леер натягивается), далее легко набирает скорость. Планер бежит по полосе ровно, точно по курсу, безо всяких рысканий и кренов, на одном колесе. Отрывается чуть позже трактора (трактор уже проскочил 80% полосы - деваццо некуда). Набор высоты происходит за трактором, т.е. трактор - выше, планер - ниже. Набрав метров 30 начинаем плавный разворот. Трактор сдувает ветром, очень сложно выдерживать курс. Ощущений от того что планер “мешает” - нет. Т.е. планер не чувствуется трактором совсем. В конце разворота из за борьбы трактором с ветром планер начинает раскачивать (видно тольок визуально - тракторист дерганья не ощущает). Леший не хочет рисковать и отцепляет леер. Отцеп нормальный, Леший идет на посадку, я жду пока он сядет и тоже сажусь…
По словам Лешего планер в свободном полете летит не очень, все время садиццо на жопу, и теряет скорость. Ощущения задней центровки, при этом если следовать мануалу - то ЦТ у нас сильно передняя. Ощущния от затяжки - как будто тоже передняя. Поднятся выше трактора - не получается.
Полет 2.
Взлет - такой же. Пробовали дать немного закрылков на взлете, но не помогает - планер отрывается все равно позже трактора. Так же не хочет идти выше трактора при затяжке - тащиццо сзади как игрушечная машинка. Все без проблем, до второго разворота. Я вынужден немного маневрировать из за ветра, планеру это сильно не нравиццо, начинается расколбас. Короче - отцеп, но уже заметно выше и с большим временем затяжки. Сели.
Приходит понимания что леер коротоковат, т.к. любые эволюции трактора сразу же передаются планеру. Другого леера нет, решаем лететь на том же.
Полет 3.
Взлет такой же. Все то же самое, но после первого разворота я по каким то непонятным причинам (то ли глазомер подвел, то ли сдувает - не пойму почему) сильно забираю в сторону волоколамки (как бы начинаю лететь от себя). Мне кричат чтоб я поворачивал обратно на курс. Поворачиваю, довольно резко (очень плавно для пилотажки, но крутовато для трактора, как выясняется). Дальше происходит непонятное. Пару секунд вроде все ок. Потом планер становиццо на крыло, и резко просаживается, падая метров на 10 практически под меня. Леший вроде бы отцепил леер, но спустя пол-секунды происходит резкий рывок, от которого планер срывается в быстрый штопор, а трактор разворачивает на 180 градусов, и сдергивает вертикально вниз. Успеваю сбросить леер (спасибо Хаджиичу за расцепной механизм), и вырулить из адского “дайва”. Справшиваю Лешего - “упал?” - “упал”… Леший с Леликом садяццо в машину и едут на територию завода, куда было падение. Я лечу к полосе, попутно понимая что катастрофически падает тяга - сдох акк (летал на одном акке все это время). Слава богу, дотянул и сел…
Поиски планера описывать не буду (искали долго). В итоге выяснилось, что планер плашя плюхнулся на крышу гаражей, в снег. На снегу был отпечаток - хоть корки выклеивай 😁
Самый важный момент - леер отцеплен от замка, но намотан на крыло, и торчит между элероном и закрылком…
Побит, но не шибко страшно. Подразбились корневые стыки половинок крыльев, и растрескалась хвостовая балка в районе киля. На момент написания поста (спустя пол-дня) уже конструктивно отремонтирован, и готов под обтяжку крыльев.
Можно сказать - отделались испугом…
Ясные выводы:
- Взлет безпроблемный. Главное не мешать - взлетает все само.
- Леер нужен метров 50.
- Самая проблемная часть - развороты. Рулить нужно очень аккуратно и плавно.
В целом - ничего страшного и дико сложного нет. Если не считать аварию - поставленые на сегодня задачи выполнены успешно.
Неясные проблемы:
Ну первое - причина падения. Есть некое видео, на котором видны части эволюций (большое удаление, камера двигала зумом, фокус в заднице - вобщем, 70% кадров - мимо самолетов, вобщем - фрагменты).
По нему самая вероятная причина - после резкого маневра трактора планер обгоняя пересекает его курс, и ловит свой же леер крылом. Леший понимает что что-то не так, делает отцеп (он сработал), но леер попадает между элероном и закрылком, что приводит к сильному рывку, и последующему штопору…
Если откинуть аварию, то остаеццо еще нансы.
Почему планер не может занять верхний “эшелон”?
Почему первым отрывается трактор?
Так же, есть вопросы по свободному полету и вопросы с центровкой (и не связано ли оно с первыми пунктами?)
На эти вопросы у нас есть версии, которые мы сейчас прорабатываем…
Если кто может ответить по теме (конструктивно) - велкам…
ЗЫ. Уезжал из моделки в запарке по работе, посему фото и кино остались в фотоаппарате. Если буду завтра в моделке - выложу что получилось…
Ну почему планер безымянный? Вполне себе имянный - DG-808S 😃
Почти все верно сказал, но флапы мы решили чуть выпустить в крайнем вылете. И поднимался он сразу чуть резвее. В следующий раз еще сильнее выпустим 😉
На первом взлете расколбас планера начался из-за резкого набора высоты трактором, и потом резкого маневра влево.
На втором расколбас планер не знаю из-за чего был. Нужно повнимательнее видео смотреть.
Но вообще выглядит пугающе 4х метровая дура, качающая крыльями с ножа до ножа 😃
Леер у нас был 20 метров. Для начинающих все рекомендуют 25-30м.
Разворотов не должно быть в принципе - по коробочке летать не годится. Должна быть пусть и не идеально круглая, но спираль. Желательно - восходящая D)
Леер у нас был 20 метров.
Это я сказал что нужно метров 20. А Хаджиич отмотал около 30м.
Кирилл, молодцы ! Может просто скорости маловато планеру ? И сам плайнер не совсем парящий ?
Кирилл, молодцы ! Может просто скорости маловато планеру ? И сам плайнер не совсем парящий ?
Вообще, возможно. На которотком леере сильно не разгонишься (страшно 😉), а на длинном - можно попробовать…
А Хаджиич отмотал около 30м.
Да не, не верю. Завтра померяю 😃
По описанию полётов так кажется, что трактор надо грузить, и сильно.
Во первых - перестанет бояться ветра.
Во вторых - станет летать ниже планера, как положено, а не наоборот.
В третьих (если грузить батареями) - то перестанет дохнуть в неподходящий момент.
По описанию полётов так кажется, что трактор надо грузить, и сильно.
Во первых - перестанет бояться ветра.
Именно это и обсуждали по дороге домой 😉
Правда, по поводу батареек - 5 облетных полетов, и 3 затяжки - немало для одного акка. Просто в ажиотаже запусков как-то забыли что акки в самолете надо иногда менять 😉
А возить 20 ЛиПо банок по 5000мА каждая в одном самолете - как то cтремно 😁
А можно величины нагрузок на крыло у планера и буксировщика?
Не считали пока. Я уже слышал эту версию… Завтра попробую прикинуть в цифрах…
в ажиотаже запусков как-то забыли что акки в самолете надо иногда менять
Хочется напомнить, что уже бывают аппаратуры с телеметрией. 😃 Возможно это как раз тот случай.
Если настроить лимит срабатывания с запасом, то тоже должно помочь от забывчивости. Жалко, если такой паровоз рухнет просто из-за дохлой батарейки.
Александр, “… а чо волны то не видно?!”😁 - сцылко то в некуда😵
Аналогичная ситуация была и у нас при первых затягиваниях , леер попал в щель между элероном и крылом. Забравшись высоко планер стало плохо видно, на повороте начался расколбас, планер то на нож, то вверх ногами, потом сильный рывок, даже буксировщик дёрнулся не по детски, но в конце концов полёт удалось нормализвать. На посадке заметил повреждение на планере - крыло в щели между элероном надорвалось (планер мультиплекс), достаточно прилично. Видимо в момент рывка леер был именно в этой щели.
По привычке по началу тоже летел коробочкой, из за резких поворотов была дерготня у планера, на видео видно. Но последний полёт был уже спиралями, и проблема почти ушла, осталось только закрепить усвоенное 😉
То что планер оторвался после буксировщика на мой взгляд не критично, в наборе всё равно планер идёт ниже, даже наши опыты со сверхлёгким изиглайдером это подтвердили. А догружать трактор по моему чревато увеличением его валкости.
Для начала нужно сам планер отрегулировать, вот тут про него много сказано.
Да, и кстати, есть же тема про затягивание планеров, думаю там можно по дискуссировать.
Хочется напомнить, что уже бывают аппаратуры с телеметрией. 😃 Возможно это как раз тот случай.
Если настроить лимит срабатывания с запасом, то тоже должно помочь от забывчивости. Жалко, если такой паровоз рухнет просто из-за дохлой батарейки.
Дмитрий, я телеметрей на относительно больших электропилотажках пользуюсь уже год 😉 Дело не в забывчивости. Просто аэробатический самолет на этой мотоуставке в “пол-газа по кругу” летает минут 20… Я скоропалительно решил, что для 3 затяжек и 5 пробных подлетов (~15 минут) этого хватит. Не подумав, что телемастер может жрать больше электичесва на том же газу ввиду большего лобового сопротивления и более низкой скорсоти (винт нагружен сильнее)…
вернее, так 😉
www.youtube.com/watch?v=4URpYrNmL7U&feature=player…
www.youtube.com/watch?v=3FhcKZRO0pU&feature=player…
Для начала нужно сам планер отрегулировать, вот тут про него много сказано.
Да, и кстати, есть же тема про затягивание планеров, думаю там можно по дискуссировать.
Сергей, все это было давно изучено и принято во внимание. Тем не менее реальная обстановка вносит свои коррективы…
вернее, так
ага, спасибо, с мобилы фиг выложишь нормально. У вас то снялось что нибудь ?