Как правильно летать на планере.

soar
Witalij:

Полностью поддерживаю. Считаю очень удобно отрабатывать круги в динаме,
… очень чётко видны ошибки, которые выражаются в потере высоты.

Я бы сказал, что совершенно наоборот.))😉 Динама как раз вуалирует все ошибки, особенно потерю высоты при неправильных разворотах. На то она и динама…😁

igor_bily
Komandante:

Подборка хороша, слов нет. НО основная масса материала выдернута из книги ВИКТОРА ГОНЧАРЕНКО Техника и тактика парящих полетов. Практические советы. Рекомендую ТС к прочтению. Сам переодически перечитываю.
З.Ы. Еще Е. Руденский Полеты на планере, Пособие для планеристов.

А если еще сверху полученные знания “полирнуть” Мартинсом - “Книгой термиков” особенно красивыми цветными кратинками и некоторыми новыми и практическими взглядами автора на структуру термиков - будет вообще супер! 😃
Ищите на просторах
Название: Книга Термиков. Учебник по маршрутным полетам
Автор: Бурхард Мартинс

Witalij
soar:

Я бы сказал, что совершенно наоборот.))😉 Динама как раз вуалирует все ошибки, особенно потерю высоты при неправильных разворотах. На то она и динама…😁

Я говорил про себя, мне очень помогает. Потому как только хорошенько потренировавшись в динаме у меня получалось “перескакивать” с неё на терму.
Летаю в своё удовольствие, может где то и топорно, поэтому если и ошибаюсь, то сразу это вижу.
А потом и динама бывает разная.
Преимущество у неё одно и очень жирное: летаешь пока ветер дует и есть силы держать пульт. А Чистое время налёта увеличивается в разы, что и нужно для повышения мастерства, а следовательно и времени полёта.

бауманец
Witalij:

Я
Преимущество у неё одно и очень жирное: летаешь пока ветер дует и есть силы держать пульт. А Чистое время налёта увеличивается в разы, что и нужно для повышения мастерства, а следовательно и времени полёта.

После полетов в московской динаме раговаривали с Сергеем(Flysnake). Пришли к выводу,то у динамщиков один из самых больших налеточасов, а из динамы легко выбраться в терму 😃

CrazyElk

а из динамы легко выбраться в терму

Более того в городских условиях чистой динамы не так и много. Скорее смесь - термодинама - и “поход в термик” выполняется регулярно, покрутился покрутился у склона разогнался и поскакал вдаль термический поток искать. Провалился там, слил или просто устал крутится вдали - прыг прыг прыг обратно на склон в чистую динаму она поближе и в чем то попроще. Конечно термические потоки в темодинаме не спокойные пузыри или столбы а ветром весьма причудливо откорректированные загогулины но заметная отчетливо фаза термического полета в московской термодинаме присутствует.

Наверное полезность и выбор в динаме или в термике тренировать разворот скорее зависит о уровня.
Для шлифовки наверное таки полезнее классический термик и не очень сильный - сразу будут видны все мелкие ошибки.
А для наработки основной базы пилотирования термик по мощнее или термодинама - мелкие ошибки простит, а налет даст больше закрепляя базовую технику и приемы.
Так что IMHO одно другому не мешает - каждому уровню свое.

WBR CrazyElk.

MihaD

Мощная динама наверняка расслабляет. Не пробовал.
А вот дохлая московская пожалуй дисциплинирует. Если еле держит. Ну, и жопочасы!

А вот в полезность книжек про полеты на 1:1 позволю себе усомниться. Там все больше про фронты, про над пашней, да под облако. Ну не для нас это.
Мы даже не можем точно определить место, над которым находится модель. Ну, для того, кто вообще не знает, что такое термик, - полезно, конечно.
А вот про хитрости поведения пузырей и струек на высотах 50-100м там нет, или мне не попадалось.

iurka

Увы, есть одна крутейшая книжка на немецком про термополеты на моделях. Но в сети ее нету, да и немецкий…

MihaD:

А вот в полезность книжек про полеты на 1:1 позволю себе усомниться. Там все больше про фронты, про над пашней, да под облако. Ну не для нас это.

Там есть основы- это плюс. А таки нюансов модельных- таки нету. На тех высотах, которые она описывает, по нашему-уже или “все небо сосет” или “везде нисходняк”. И модель- маленькая такая точечка в небе…
А на наших “рабочих” высотах там учат грамотному расчету захода на нештатную посадку…

Сродни Гончаренко, а может, и интереснее: www.firstep.ru/…/DennisPegin_PonatNebo.pdf

NIV

Как вариант можно полетать с вариометром. Очень много полезного можно узнать про атмосферу. Я например думал, что термик-это одинокий столб тёплого воздуха под облаком, наклонённый по ветру, а оказалось, что всё поле это венигрет из восходящих и нисходящих потоков разной силы соседствующих друг с другом.😃
И во время спирали планер проходит разные столбы поднимающегося и опускающегося воздуха, а не кружится в каком то одном.

MihaD

Вот именно.
Про вариометр и его полезность тоже есть полярные мнения.
Винегрет там не только по вертикали, но и по горизонтали. И надо учиться отличать вспухание на встречном порыве от вспухания в вертикальном. По большому счету там вообще все наклонное в разные стороны.

А вот у меня есть вопрос конкретный к профи. Сам не могу определиться, так как планер кривой и ему лучше летается левым виражом.
Все ли потоки - с левым вращением, есть ли разница, каким виражом лететь, кто как это определяет?

NIV
MihaD:

Вот именно.
Про вариометр и его полезность тоже есть полярные мнения.
Винегрет там не только по вертикали, но и по горизонтали. И надо учиться отличать вспухание на встречном порыве от вспухания в вертикальном. По большому счету там вообще все наклонное в разные стороны.

А вот у меня есть вопрос конкретный к профи. Сам не могу определиться, так как планер кривой и ему лучше летается левым виражом.
Все ли потоки - с левым вращением, есть ли разница, каким виражом лететь, кто как это определяет?

Я конечно далеко не профи, но бывает, что после смены направления вращения планер поднимается в разы быстрее, чем до этого. Чаще всего кручу левую спираль.

iurka
NIV:

Я конечно далеко не профи

Аналогично:) И наблюдения те же- иногда влазишь в спираль, и чувствуешь, что не получается закрутить узкий радиус- планер срывается и валится. А на широком радиусе- мало тяги вверх. И тут меняешь направление вращения- и пошла вверх родимая! Явно планер начинает идти против ветра, т к уже не срывается…
А часто направление спирали- пофиг. Что туда, что сюда- без особенных проблем.
Статистически я лично чаще хожу левым виражом- соответственно потоки крутятся чаще вправо? А может, просто привычка… А может для правши- левая спираль естественней?😵

V_tAL

Как пишется в книжках: на термик действует кориолисова сила, закручивающая его в северном полушарии против часовой стрелки, в южном наоборот. И полет против вращения потока позволяет летать в нем с меньшей скоростью и креном, что улучшает подъем.
Но на малых высотах это еще наверное не проявляется. Хищники кружат как левыми спиралями, так и правыми, видимо на поток действуют всякие “невидимые” факторы, изменяющие его поведение.

soar
CrazyElk:

Наверное полезность и выбор в динаме или в термике тренировать разворот скорее зависит о уровня. Для шлифовки наверное таки полезнее классический термик и не очень сильный - сразу будут видны все мелкие ошибки. А для наработки основной базы пилотирования термик по мощнее или термодинама - мелкие ошибки простит, а налет даст больше закрепляя базовую технику и приемы. Так что IMHO одно другому не мешает - каждому уровню свое.

😃😃

MihaD
V_tAL:

Хищники кружат как левыми спиралями, так и правыми, видимо на поток действуют всякие “невидимые” факторы, изменяющие его поведение.

О! Вот это аргумент. Надо еще на дым из труб посмотреть внимательно.
Я тоже склонен считать, что потоки есть с разными направлениями вращения и силой вращения. Наверное, статистически чаще крутится по книжкам.

CrazyElk

Как пишется в книжках: на термик действует кориолисова сила,

В книжках много чего пишут. Но вот есть одно маленькое соображение дилетанта - никто не пытался оценить в цифрах величину этого самого ускорения в масштабах термика?
Ну скажем термик радиуса метров 20.
Насколько угловая скорость противоположных краев отличается за счет эффекта вращения земли отличается?
Строго над полюсом, где эффект максимален, скорость вращения термика только за счет “сил кариолиса” (воздух неподвижный над осью вращения получит угловую скорость если сместится от неё к периферии для наблюдателя стоящего на земле ) составит … ну если учесть что оборот земля делает за сутки. 😉.

Не над полюсом эффект того меньше.

В общем простите оценку дилетанта, но IMHO если масштабы явления не измеряются километрами, циклоны антициклоны и прочие атмосферные катаклизмы а также реки и иже с ними, то заметное влияние столь малые возмущения на фоне прочих помех и возмущений могут проявится в статистике только при наличии очень сильной и специфичной нелинейности дабы возник эффект стохастического резонанса. А я честно говоря наличия такой нелинейности на скоростях движения термиков не припомню.

Никого не пытаясь переубедить - но в кариолиса слабо верится.

WBR CrazyElk

Taboo
CrazyElk:

В книжках много чего пишут. Но вот есть одно маленькое соображение дилетанта

wws на facebook-е выложил ссылку.
Есть над чем порассуждать. 😃

Witalij

Я тоже чаще летаю левым кругом, мне так удобней.
По мне если поток есть, то хоть в какую сторону крутись, всё равно поднимает. Были случаи когда крутился с хищниками в одну сторону, а были и в разные. Скороподъёмность зависела больше от моих ручек.
Я ещё заметил что на большой высоте (наверное метров от 300 и выше) планер в потоке летает значительно быстрее.
Как будто поток бьёт в стабильник и тем самым вызывает пикирующий момент. В науке не силён, поэтому не знаю как объяснить этот эффект.

Андрей_уфимец

Как то поймал термик и с левым вращением на 30метрах начал плавно подниматься, подлетел хищник под меня, тоже с левым вращением круга 3 сделал. потом поменял вращение и пару кругов сделал с правым вращением, но видать глядя на меня или по другим причинам опять развернулся в моё вращение и через кругов 7-9 был уже гораздо выше меня и взял курс в прямом направлении.Какая же у них классная подъёмная сила.

Serpent
Андрей_уфимец:

через кругов 7-9 был уже гораздо выше меня и взял курс в прямом направлении.Какая же у них классная подъёмная сила.

Это не сила, это вариометр в заднице.

iurka

обидно, конечно, что самая дурная ворона способна облетать нас, горе-пилотов:) Остается лишь учиться у них…

Taboo
Андрей_уфимец:

через кругов 7-9 был уже гораздо выше меня и взял курс в прямом направлении.Какая же у них классная подъёмная сила.

iurka:

обидно, конечно, что самая дурная ворона способна облетать нас, горе-пилотов Остается лишь учиться у них…

У птиц качество хуже, чем у модели. 😃
Либо у вас модели г-но, либо вы летать не умеете. 😃