Как правильно летать на планере.
Вот именно.
Про вариометр и его полезность тоже есть полярные мнения.
Винегрет там не только по вертикали, но и по горизонтали. И надо учиться отличать вспухание на встречном порыве от вспухания в вертикальном. По большому счету там вообще все наклонное в разные стороны.А вот у меня есть вопрос конкретный к профи. Сам не могу определиться, так как планер кривой и ему лучше летается левым виражом.
Все ли потоки - с левым вращением, есть ли разница, каким виражом лететь, кто как это определяет?
Я конечно далеко не профи, но бывает, что после смены направления вращения планер поднимается в разы быстрее, чем до этого. Чаще всего кручу левую спираль.
Я конечно далеко не профи
Аналогично:) И наблюдения те же- иногда влазишь в спираль, и чувствуешь, что не получается закрутить узкий радиус- планер срывается и валится. А на широком радиусе- мало тяги вверх. И тут меняешь направление вращения- и пошла вверх родимая! Явно планер начинает идти против ветра, т к уже не срывается…
А часто направление спирали- пофиг. Что туда, что сюда- без особенных проблем.
Статистически я лично чаще хожу левым виражом- соответственно потоки крутятся чаще вправо? А может, просто привычка… А может для правши- левая спираль естественней?😵
Как пишется в книжках: на термик действует кориолисова сила, закручивающая его в северном полушарии против часовой стрелки, в южном наоборот. И полет против вращения потока позволяет летать в нем с меньшей скоростью и креном, что улучшает подъем.
Но на малых высотах это еще наверное не проявляется. Хищники кружат как левыми спиралями, так и правыми, видимо на поток действуют всякие “невидимые” факторы, изменяющие его поведение.
Наверное полезность и выбор в динаме или в термике тренировать разворот скорее зависит о уровня. Для шлифовки наверное таки полезнее классический термик и не очень сильный - сразу будут видны все мелкие ошибки. А для наработки основной базы пилотирования термик по мощнее или термодинама - мелкие ошибки простит, а налет даст больше закрепляя базовую технику и приемы. Так что IMHO одно другому не мешает - каждому уровню свое.
😃😃
Хищники кружат как левыми спиралями, так и правыми, видимо на поток действуют всякие “невидимые” факторы, изменяющие его поведение.
О! Вот это аргумент. Надо еще на дым из труб посмотреть внимательно.
Я тоже склонен считать, что потоки есть с разными направлениями вращения и силой вращения. Наверное, статистически чаще крутится по книжкам.
Как пишется в книжках: на термик действует кориолисова сила,
В книжках много чего пишут. Но вот есть одно маленькое соображение дилетанта - никто не пытался оценить в цифрах величину этого самого ускорения в масштабах термика?
Ну скажем термик радиуса метров 20.
Насколько угловая скорость противоположных краев отличается за счет эффекта вращения земли отличается?
Строго над полюсом, где эффект максимален, скорость вращения термика только за счет “сил кариолиса” (воздух неподвижный над осью вращения получит угловую скорость если сместится от неё к периферии для наблюдателя стоящего на земле ) составит … ну если учесть что оборот земля делает за сутки. 😉.
Не над полюсом эффект того меньше.
В общем простите оценку дилетанта, но IMHO если масштабы явления не измеряются километрами, циклоны антициклоны и прочие атмосферные катаклизмы а также реки и иже с ними, то заметное влияние столь малые возмущения на фоне прочих помех и возмущений могут проявится в статистике только при наличии очень сильной и специфичной нелинейности дабы возник эффект стохастического резонанса. А я честно говоря наличия такой нелинейности на скоростях движения термиков не припомню.
Никого не пытаясь переубедить - но в кариолиса слабо верится.
WBR CrazyElk
В книжках много чего пишут. Но вот есть одно маленькое соображение дилетанта
wws на facebook-е выложил ссылку.
Есть над чем порассуждать. 😃
Я тоже чаще летаю левым кругом, мне так удобней.
По мне если поток есть, то хоть в какую сторону крутись, всё равно поднимает. Были случаи когда крутился с хищниками в одну сторону, а были и в разные. Скороподъёмность зависела больше от моих ручек.
Я ещё заметил что на большой высоте (наверное метров от 300 и выше) планер в потоке летает значительно быстрее.
Как будто поток бьёт в стабильник и тем самым вызывает пикирующий момент. В науке не силён, поэтому не знаю как объяснить этот эффект.
Как то поймал термик и с левым вращением на 30метрах начал плавно подниматься, подлетел хищник под меня, тоже с левым вращением круга 3 сделал. потом поменял вращение и пару кругов сделал с правым вращением, но видать глядя на меня или по другим причинам опять развернулся в моё вращение и через кругов 7-9 был уже гораздо выше меня и взял курс в прямом направлении.Какая же у них классная подъёмная сила.
через кругов 7-9 был уже гораздо выше меня и взял курс в прямом направлении.Какая же у них классная подъёмная сила.
Это не сила, это вариометр в заднице.
обидно, конечно, что самая дурная ворона способна облетать нас, горе-пилотов:) Остается лишь учиться у них…
через кругов 7-9 был уже гораздо выше меня и взял курс в прямом направлении.Какая же у них классная подъёмная сила.
обидно, конечно, что самая дурная ворона способна облетать нас, горе-пилотов Остается лишь учиться у них…
У птиц качество хуже, чем у модели. 😃
Либо у вас модели г-но, либо вы летать не умеете. 😃
Тут… кучка постов «изчезла».
soаr категорически не согласился с моим предыдущем постом.
Мои доводы состояли в следующем:
У птиц принципиально хуже качество, чем у модели потому что:
- у них меньше размах,
- хуже поверхность,
- больше масса. (нагрузка) Нагрузка, конечно на качество не влияет, а вот на скороподъемность в слабых потоках влияет сильно.
Качество у воробья – 4,
чайки – 10,
альбатроса – 20.
Взято из вики.
Я также писал, что имею большой опыт полета на металке с аистами.
Я их облетываю по всем статьям. И по скороподъемности и по поиску термика и по скорости перехода от одного термика к другому. А что такое крутая спираль они вообще не знают.
Другое дело, что им эта скорость не нужна. 😦
Другое дело, что у птиц вариометр в голове и налет больше. 😃 Конечно с ними соревноваться сложно. Но в том то и дело, что они не соревнуются а летают в свое удовольствие.
Поэтому, если я вижу парящую птицу в небе, я делаю выводы, что:
- термик есть, 😃
- он широкий! 😎
- центр термика расположен не факт, что там, где кружит птица. 😉
Для меня намного ценней маленькие прички, охотящиеся на мошек, поднятых термиком.
Либо у вас модели г-но, либо вы летать не умеете.
Что модели- г-но, это не факт. Просто потому что хорошая модель от плохой отличается по скорости снижения на 10-15см\сек. Не такая глобальная разница, на фоне вертикальной скорости воздуха в термике. Гораздо важнее, что “летать не умеем”. Ну так и учимся 😃
А что до птичек- все куда сложнее, имхо. В условиях спокойного, атермичного воздуха у них качество в планировании средненькое, конечно же. Но вот за счет совершенной и безумно сложной механизации крыла, завязанной на головной компьютер, они “обыгрывают” в небе такие нюансы движения воздуха, которые и не снились лучшим летунам из нас, грешных 😃
Кстати, это хороший пример для нас- умение правильно шевелить рулями способно дать больше, чем просто высокое аэродинамическое качество аппарата.
Приветствую , всех участников этой занятной дискусии ! Попытаюсь изложить свое мнение , возможно субьективное.Достаточно долго летал на параплане,так вот когда ты находишся сам в воздухе гораздо проще обработать поток. К слову про парящих птиц (ворона не порящая птица) орлы,соколы,журовли может быть у них качество с точки зрения аэродинамики и хуже , но вариометр в голове гораздо лучше, и они очень четко центруют потоки , не делая лишних движений. Птицы самый простой указатель потоков, но для птиц потоки не сама цель, а средство решить свои шкурные интересы- долететь до пожрать. У нас на Юце когда пашут тракторами поля под зиму собираются сотни орлов одни летят низко за трактором и жрут мышей другие в это время сидят в лесополосе и ждут своей очереди или какая там у них очередность не знаю. Но что в это время им глубоко наплевать на термики это точно. Да вот отвлекся от темы . Летая на параплане очень точно можно определить поток это или пузырь- это субьективно но практично считалось всегда так если можно обработать и набрать высоту это поток, если обработать не получается это пузырь, пузыри как правило очень быстро стносятся по ветру, у каждого наверно была ситуация когда модель подбрасывает думаешь ну вот поток начинаешь крутить спираль а там не держит не поднимает а наоборот давит. Что касается потока как правило тебя не дергает сильно как в случае с пузырями а более плавно просто начинает держать сначала подьем не большой обычно 0.5м\сек продолжаешь лететь прямо ждешь будет ли увеличиваться вертикальный подьем. Если вертикальная скорость увеличивается начинаешь крутить спираль( лично я как правило почемуто левую мне так удобнее), спираль протягиваешь, по ветру так как поток будет сносится по ветру, по ситуации смещаешся в право или влево где самый большой подьем. Случается иногда так что поток как бы не пускает в середину выталкивает тогда пытаешся войти в поток не по касательной а более фронтально, обычно это не очень широкие сильно закрученые потоки с большим вертикальным подьемом. Модель показывает более слабые потоки ,в отличии от параплана но обработать их сложнее управляя моделью с земли . Еще важный момент рельеф местности где летаешь как правило есть дежурные места откуда переодически сходят потоки. Повторюсь это мое возможно субьективное суждение.
Что модели- г-но, это не факт. Просто потому что хорошая модель от плохой отличается по скорости снижения на 10-15см\сек. Не такая глобальная разница, на фоне вертикальной скорости воздуха в термике. Гораздо важнее, что “летать не умеем”. Ну так и учимся 😃
А что до птичек- все куда сложнее, имхо. В условиях спокойного, атермичного воздуха у них качество в планировании средненькое, конечно же. Но вот за счет совершенной и безумно сложной механизации крыла, завязанной на головной компьютер, они “обыгрывают” в небе такие нюансы движения воздуха, которые и не снились лучшим летунам из нас, грешных 😃
Кстати, это хороший пример для нас- умение правильно шевелить рулями способно дать больше, чем просто высокое аэродинамическое качество аппарата.
Абсолютно согласен, максимум, что может спортсмен, так это научиться хорошо “шевелить” рулями в незначительном узком спектре. В этой связи нелишним будет подчеркнуть, что вообще некорректно сравнивать “особенности конструкции (а\д качество) планера и птицы…” и "такое же умение птицы и пилота шевелить рулями ".
Стоит в этом случае еще упомянуть, что а\д качество любой птицы обусловлено не только возможностями т.н. ее “конструкции”, но прежде всего рефлекторным ее умением первоклассно управлять всеми элементами “этой конструкции” в зависимости от режимов полета, в том числе и переменным а\д качеством. На качество птицы в различных режимах влияют много факторов: и перемещение центра давления и углы установки и стреловидность, умение управлять скоростью полета в относительно широком диапазоне и т.д. У птицы все эти величины переменные и управляет ими она превосходно. По градиенту изменений полетных режимов качества, перемещение центра давления углов установки и стреловидности, контроля за градиентом перемещения пограничного слоя птицам пока, что равных нет, да и не предвидется в обозримом будущем (имеется ввиду рукотворные аппараты). Птица в течение одного полета может кардинально менять свои аэродинамические характеристики от минимального качества (к примеру, при пикировании), до максимально возможного на посадке. В этом режиме птица способна не только перемещать ц.д. ближе к центру масс, создавая условия для большей управляемости, соответственно и а\д нейстойчивости. Понятно, что, используя максимально высокие посадочные характеристики “своей конструкции” птица способна на “грани фола” контролировать все параметры по крену, высоте и в продольной плоскости. При этом при развитии обратных течений в п.с. и начале срыва потока с корневых сечений крыла, она в состоянии сразу получать сигналы и сразу влиять на них. В этом случае отклоняются мелкие ворсинки, перышки - рецепторы на верхней поверхности крыла, сигнализируя ее “бортовому компьютеру” о начале развития срыва. Этот процесс отклонения перьев можно наблюдать на заключительной стадии посадки, к примеру, вороны. Поэтому сравнивать с данными качества птицы от WiKI по меньшей мере некорректно. Сравнение это очень относительное. Птица в горизонтальном полете имеет одни а\д характеристики, при посадке, взлете и пикировании совершенно другие. Кроме того, имеется масса промежуточных состояний. Представить себе летательный аппарат имеющий возможность в полете менять ц.д., стреловидность, переменные углы установки по размаху, пластины удержания возвратных течений в пограничном слое, способного менять эффективную аэродинамическую площать крыла и оперения, соответственно нагрузку на крыло, изгибать ось фюзеляжа в различных плоскостях, влияя тем самым, на геометрические характеристики несущих поверхностей. (Пока, что это ни одному рукотворному аппарату не под силу). Собрав в одной рукотворной конструкции, хотя бы часть этих возможностей, летательный аппарат был бы по весу танка. Пилот в состоянии пока менять а\д характеристики своего аппарата только в узком спектре. К этому же можно добавить, что в моделизме и авиации все еще присутствуют такие случае как сваливание аппаратов в неуправляемые режимы с трагичным исходом. У птиц некотролируемого сваливания пока не отмечалось. Интересно было бы увидеть ролик, к примеру, ястреба в плоском штопоре, из которого он никак не может выйти… 😁
Да, если сделать аналог вороны, где каждой из сотен мышц будет соответствовать своя сервочка… и шарнирчики для всей этой движухи поставить… То получим еле ползающего терминатора 😃
Природа рулит!
Написали о птицах столько, что птицеведам на зависть. Однако, никто не написал, что птицы еще просто машут крыльями (в случаях полной омеги). А мы в этих же случаях, летая на планерах, почему-то говорим что не научились летать…
Вообще тема сравнения интересная, так сказать. У птиц есть махание крыльями, а мы им в противовес (чтоб знали наших) ставим эл. моторчик:), включая который в нужный момент можно летать до посинения. Так что, похоже, достигнут некий баланс во взаимоотношениях.😃
О птицах верно подмечено +1 очень много за ними наблюдал. кстати вот вчера под вечер, решил выйти полетать на поле на планере…декабрь снега нет, порывистый ветер…вроде бы какое парение, но для себя в такие моменты нахожу другую забаву, захожу на планере под 45 градусов против ветра, и болтаюсь в потоке. Планер висит не снижаясь на одном месте…можно так долго болтатся лишь корректируя крен элеронами и удерживая планер в висячем положении. Минут 40 так болтался…не термики, но все же приятно!😉 так что даже в нелетную погоду можно классно полетать на планере 😁 сегодня снова на полеты!
захожу на планере под 45 градусов против ветра, и болтаюсь в потоке. Планер висит не снижаясь на одном месте…можно так долго болтатся лишь корректируя крен элеронами и удерживая планер в висячем положении. Минут 40 так болтался…не термики, но все же приятно!
Вы наверное о динаме:)??
Вы наверное о динаме:)??
эх нету в наших краях должной местности для динамы…точнее есть но за 100-200 км. Летаю в прибрежной зоне, ровное поле 900 на 900 метров,в поле уходит малое возвышение по нему прохожу немного в глубь поля, стою на пяточке. при определенном направлении ветра летаю в динаме от деревьев, но вчера и позавчера ветер был с поля, но все равно держал модель! аж душа радовалась…😃 Снега нету, относительно тепло. Скоро снег холода и беветрие…вот тогда на планере совсем печально летать…холодно, термиков нема,ветра нема…приходится брать самолеты и крутить бочки петли иммельманы…
… Скоро снег холода и беветрие…вот тогда на планере совсем печально летать…холодно, термиков нема,ветра нема…
Зимой, в ясную погоду, термики бывают очень сильные почти как летом. Правда летать действительно не комфортно-это для истинных “джедаев”.
Зимой, в ясную погоду, термики бывают очень сильные почти как летом. Правда летать действительно не комфортно-это для истинных “джедаев”.
Что-то пока не встречал таких термиков на поле…разве что ели летать над частными домами или ТЭЦ. делов том, что если на поле снег то термику неоткуда появится, нет разности поверхности…ровном счетом ничего там где я летаю. нет конечно что то слабенькое есть, но сильных терм как летом я не встерчал. Сам летал в -30 на поле в ветер…почти каждые выходные, и даже рано утром перед работой при -30. Экстрим и заряд положительных эмоций!
Вы сильно ошибаетесь, зимой термики образуются и разность поверхностей здесь не причем! Вот возьмем замерзший водоем, все ровно значит по вашему значит что и термиков быть не должно?
Что-то пока не встречал таких термиков на поле…разве что ели летать над частными домами или ТЭЦ. делов том, что если на поле снег то термику неоткуда появится, нет разности поверхности…ровном счетом ничего там где я летаю. нет конечно что то слабенькое есть, но сильных терм как летом я не встерчал. Сам летал в -30 на поле в ветер…почти каждые выходные, и даже рано утром перед работой при -30. Экстрим и заряд положительных эмоций!
Если Вы их пока не встречали-это не значит что их нету.😁 Не вдавался в теорию как они образуются зимой, но когда занимался F1A “щупал” их руками. Порой прёт так, что планер того гляди сложит крылья. Это в ровном, заснеженном поле в штиль и ясную безоблачную погоду.