Как правильно летать на планере.

sr44

Приветствую , всех участников этой занятной дискусии ! Попытаюсь изложить свое мнение , возможно субьективное.Достаточно долго летал на параплане,так вот когда ты находишся сам в воздухе гораздо проще обработать поток. К слову про парящих птиц (ворона не порящая птица) орлы,соколы,журовли может быть у них качество с точки зрения аэродинамики и хуже , но вариометр в голове гораздо лучше, и они очень четко центруют потоки , не делая лишних движений. Птицы самый простой указатель потоков, но для птиц потоки не сама цель, а средство решить свои шкурные интересы- долететь до пожрать. У нас на Юце когда пашут тракторами поля под зиму собираются сотни орлов одни летят низко за трактором и жрут мышей другие в это время сидят в лесополосе и ждут своей очереди или какая там у них очередность не знаю. Но что в это время им глубоко наплевать на термики это точно. Да вот отвлекся от темы . Летая на параплане очень точно можно определить поток это или пузырь- это субьективно но практично считалось всегда так если можно обработать и набрать высоту это поток, если обработать не получается это пузырь, пузыри как правило очень быстро стносятся по ветру, у каждого наверно была ситуация когда модель подбрасывает думаешь ну вот поток начинаешь крутить спираль а там не держит не поднимает а наоборот давит. Что касается потока как правило тебя не дергает сильно как в случае с пузырями а более плавно просто начинает держать сначала подьем не большой обычно 0.5м\сек продолжаешь лететь прямо ждешь будет ли увеличиваться вертикальный подьем. Если вертикальная скорость увеличивается начинаешь крутить спираль( лично я как правило почемуто левую мне так удобнее), спираль протягиваешь, по ветру так как поток будет сносится по ветру, по ситуации смещаешся в право или влево где самый большой подьем. Случается иногда так что поток как бы не пускает в середину выталкивает тогда пытаешся войти в поток не по касательной а более фронтально, обычно это не очень широкие сильно закрученые потоки с большим вертикальным подьемом. Модель показывает более слабые потоки ,в отличии от параплана но обработать их сложнее управляя моделью с земли . Еще важный момент рельеф местности где летаешь как правило есть дежурные места откуда переодически сходят потоки. Повторюсь это мое возможно субьективное суждение.

Alex141
iurka:

Что модели- г-но, это не факт. Просто потому что хорошая модель от плохой отличается по скорости снижения на 10-15см\сек. Не такая глобальная разница, на фоне вертикальной скорости воздуха в термике. Гораздо важнее, что “летать не умеем”. Ну так и учимся 😃

А что до птичек- все куда сложнее, имхо. В условиях спокойного, атермичного воздуха у них качество в планировании средненькое, конечно же. Но вот за счет совершенной и безумно сложной механизации крыла, завязанной на головной компьютер, они “обыгрывают” в небе такие нюансы движения воздуха, которые и не снились лучшим летунам из нас, грешных 😃

Кстати, это хороший пример для нас- умение правильно шевелить рулями способно дать больше, чем просто высокое аэродинамическое качество аппарата.

Абсолютно согласен, максимум, что может спортсмен, так это научиться хорошо “шевелить” рулями в незначительном узком спектре. В этой связи нелишним будет подчеркнуть, что вообще некорректно сравнивать “особенности конструкции (а\д качество) планера и птицы…” и "такое же умение птицы и пилота шевелить рулями ".

Стоит в этом случае еще упомянуть, что а\д качество любой птицы обусловлено не только возможностями т.н. ее “конструкции”, но прежде всего рефлекторным ее умением первоклассно управлять всеми элементами “этой конструкции” в зависимости от режимов полета, в том числе и переменным а\д качеством. На качество птицы в различных режимах влияют много факторов: и перемещение центра давления и углы установки и стреловидность, умение управлять скоростью полета в относительно широком диапазоне и т.д. У птицы все эти величины переменные и управляет ими она превосходно. По градиенту изменений полетных режимов качества, перемещение центра давления углов установки и стреловидности, контроля за градиентом перемещения пограничного слоя птицам пока, что равных нет, да и не предвидется в обозримом будущем (имеется ввиду рукотворные аппараты). Птица в течение одного полета может кардинально менять свои аэродинамические характеристики от минимального качества (к примеру, при пикировании), до максимально возможного на посадке. В этом режиме птица способна не только перемещать ц.д. ближе к центру масс, создавая условия для большей управляемости, соответственно и а\д нейстойчивости. Понятно, что, используя максимально высокие посадочные характеристики “своей конструкции” птица способна на “грани фола” контролировать все параметры по крену, высоте и в продольной плоскости. При этом при развитии обратных течений в п.с. и начале срыва потока с корневых сечений крыла, она в состоянии сразу получать сигналы и сразу влиять на них. В этом случае отклоняются мелкие ворсинки, перышки - рецепторы на верхней поверхности крыла, сигнализируя ее “бортовому компьютеру” о начале развития срыва. Этот процесс отклонения перьев можно наблюдать на заключительной стадии посадки, к примеру, вороны. Поэтому сравнивать с данными качества птицы от WiKI по меньшей мере некорректно. Сравнение это очень относительное. Птица в горизонтальном полете имеет одни а\д характеристики, при посадке, взлете и пикировании совершенно другие. Кроме того, имеется масса промежуточных состояний. Представить себе летательный аппарат имеющий возможность в полете менять ц.д., стреловидность, переменные углы установки по размаху, пластины удержания возвратных течений в пограничном слое, способного менять эффективную аэродинамическую площать крыла и оперения, соответственно нагрузку на крыло, изгибать ось фюзеляжа в различных плоскостях, влияя тем самым, на геометрические характеристики несущих поверхностей. (Пока, что это ни одному рукотворному аппарату не под силу). Собрав в одной рукотворной конструкции, хотя бы часть этих возможностей, летательный аппарат был бы по весу танка. Пилот в состоянии пока менять а\д характеристики своего аппарата только в узком спектре. К этому же можно добавить, что в моделизме и авиации все еще присутствуют такие случае как сваливание аппаратов в неуправляемые режимы с трагичным исходом. У птиц некотролируемого сваливания пока не отмечалось. Интересно было бы увидеть ролик, к примеру, ястреба в плоском штопоре, из которого он никак не может выйти… 😁

iurka

Да, если сделать аналог вороны, где каждой из сотен мышц будет соответствовать своя сервочка… и шарнирчики для всей этой движухи поставить… То получим еле ползающего терминатора 😃
Природа рулит!

Lёlik

Написали о птицах столько, что птицеведам на зависть. Однако, никто не написал, что птицы еще просто машут крыльями (в случаях полной омеги). А мы в этих же случаях, летая на планерах, почему-то говорим что не научились летать…
Вообще тема сравнения интересная, так сказать. У птиц есть махание крыльями, а мы им в противовес (чтоб знали наших) ставим эл. моторчик:), включая который в нужный момент можно летать до посинения. Так что, похоже, достигнут некий баланс во взаимоотношениях.😃

Thermal

О птицах верно подмечено +1 очень много за ними наблюдал. кстати вот вчера под вечер, решил выйти полетать на поле на планере…декабрь снега нет, порывистый ветер…вроде бы какое парение, но для себя в такие моменты нахожу другую забаву, захожу на планере под 45 градусов против ветра, и болтаюсь в потоке. Планер висит не снижаясь на одном месте…можно так долго болтатся лишь корректируя крен элеронами и удерживая планер в висячем положении. Минут 40 так болтался…не термики, но все же приятно!😉 так что даже в нелетную погоду можно классно полетать на планере 😁 сегодня снова на полеты!

V_tAL
Thermal:

захожу на планере под 45 градусов против ветра, и болтаюсь в потоке. Планер висит не снижаясь на одном месте…можно так долго болтатся лишь корректируя крен элеронами и удерживая планер в висячем положении. Минут 40 так болтался…не термики, но все же приятно!

Вы наверное о динаме:)??

Thermal
V_tAL:

Вы наверное о динаме:)??

эх нету в наших краях должной местности для динамы…точнее есть но за 100-200 км. Летаю в прибрежной зоне, ровное поле 900 на 900 метров,в поле уходит малое возвышение по нему прохожу немного в глубь поля, стою на пяточке. при определенном направлении ветра летаю в динаме от деревьев, но вчера и позавчера ветер был с поля, но все равно держал модель! аж душа радовалась…😃 Снега нету, относительно тепло. Скоро снег холода и беветрие…вот тогда на планере совсем печально летать…холодно, термиков нема,ветра нема…приходится брать самолеты и крутить бочки петли иммельманы…

NIV
Thermal:

… Скоро снег холода и беветрие…вот тогда на планере совсем печально летать…холодно, термиков нема,ветра нема…

Зимой, в ясную погоду, термики бывают очень сильные почти как летом. Правда летать действительно не комфортно-это для истинных “джедаев”.

Thermal
NIV:

Зимой, в ясную погоду, термики бывают очень сильные почти как летом. Правда летать действительно не комфортно-это для истинных “джедаев”.

Что-то пока не встречал таких термиков на поле…разве что ели летать над частными домами или ТЭЦ. делов том, что если на поле снег то термику неоткуда появится, нет разности поверхности…ровном счетом ничего там где я летаю. нет конечно что то слабенькое есть, но сильных терм как летом я не встерчал. Сам летал в -30 на поле в ветер…почти каждые выходные, и даже рано утром перед работой при -30. Экстрим и заряд положительных эмоций!

Wasily

Вы сильно ошибаетесь, зимой термики образуются и разность поверхностей здесь не причем! Вот возьмем замерзший водоем, все ровно значит по вашему значит что и термиков быть не должно?

NIV
Thermal:

Что-то пока не встречал таких термиков на поле…разве что ели летать над частными домами или ТЭЦ. делов том, что если на поле снег то термику неоткуда появится, нет разности поверхности…ровном счетом ничего там где я летаю. нет конечно что то слабенькое есть, но сильных терм как летом я не встерчал. Сам летал в -30 на поле в ветер…почти каждые выходные, и даже рано утром перед работой при -30. Экстрим и заряд положительных эмоций!

Если Вы их пока не встречали-это не значит что их нету.😁 Не вдавался в теорию как они образуются зимой, но когда занимался F1A “щупал” их руками. Порой прёт так, что планер того гляди сложит крылья. Это в ровном, заснеженном поле в штиль и ясную безоблачную погоду.

iurka

Я зимой летаю довольно таки регулярно. Конечно, хорошо, когда неподалеку есть явные триггеры, но и без них, все не так и плохо. Было бы только бы солнышко… С ним то как раз зимой как то все очень нестабильно. Пока до поля доехал, нанесло туч… Ну в наших краях. В резко континентальном климате, наверное, зимних солнечных дней куда как поболее?

Thermal
NIV:

Если Вы их пока не встречали-это не значит что их нету.😁 Не вдавался в теорию как они образуются зимой, но когда занимался F1A “щупал” их руками. Порой прёт так, что планер того гляди сложит крылья. Это в ровном, заснеженном поле в штиль и ясную безоблачную погоду.

Было бы интересно подкрепить теорией или наблюдениями при каких условиях…хммм впереди 4 месяца снежной зимы и хотелось бы узнать где и как ловить термики в заснеженном поле. есть отдельностоящие деревья, и кустарники…там понятно можно полетать в динамическом потоке. А в вашем случае может быть термик возникает где-то за лесом или где дом который не видно… Было бы очень интересно узнать.
У меня есть давняя идея полетать над над трубой ТЭЦ, или завода. 😈 Интересно как будет себя вести планер в потоке горячего пара, дыма? кто нибудь проделывал что-то похожее?😉

Oleg_Ox
Thermal:

кто нибудь проделывал что-то похожее?

некоторые пытались летать над горящей травой (когда весной с пол поля сухой травы пылает, вторая половина черная и солнце жарит)
не все вернулись

NIV:

Если Вы их пока не встречали-это не значит что их нету

я думаю Thermal их встречал, но не замечал
зимой в хорошую погоду обратите внимание на дорожки облаков, интересно почему они выстраиваются в ряды как и летом, наверно с юга прилетают

NIV
Thermal:

У меня есть давняя идея полетать над над трубой ТЭЦ, или завода. 😈 Интересно как будет себя вести планер в потоке горячего пара, дыма? кто нибудь проделывал что-то похожее?😉

Много раз бывал на нефтехимических заводах и наблюдал как сотни птиц кружат в восходящем потоке над трубой или градирней. Думаю планер будет подниматься как на лифте без особых усилий…

Komandante
Thermal:

Было бы интересно подкрепить теорией или наблюдениями при каких условиях

А Вы вернитесь к постам 12, 14 и 18 этой темы. Там перечислены теоретические источники и практические пособия 😃
Если кратко - разность температур есть в любое время года, а значит есть и термики. Иногда правда инверсия все портит…, но это проходит либо с прогревом поверхности, либо со сменой атмосферных фронтов.

iurka

Довольно интересно летать над пожаром:) Летал над полосой выгорающей травы- и тянет классно, и адреналинисто- планер уходит иногда в дым… Кстати,помню, как начал летать, моментально подлетела шобла ворон. но тут же и слиняла. Пахнет им…

Max-pilot

Господа планеристы со стажем, кто летает в Москве и Области, можно ли напроситься к Вам на полеты? Хотелось бы приехать со своим планером и полетать в тех же условиях, подглядеть как нужно в конкретных условиях пилотировать. Просто еще ни разу не видел, как летают спортсмены. Или пригласить Вас к себе!

Oleg_Ox
MihaD:

Главный Гуру не откажет, думаю

главное в очки не дышите 😃

iurka
Oleg_Ox:

главное в очки не дышите

А я то раньше думал, что самое тяжелое испытание- отвечать на вопросы: сколько стоит,сам ли сделал, как далеко управляется… Но надышать зимой в очки- это мегакрутяк:)