Как правильно летать на планере.

RUPilot

Салют планеристам! Вопрос значит следущий-существуют ли какие либо приёмы полётов на мотопланере на максимальную высоту и время полёта с максимальной экономией энергии АКБ ,тобиш в безмоторном режиме при динамике (ветер), без склона (нет в моей местности достойной горы для нормальной динамы). Летаю на Сигуле 2200.

FVA

Конечно существует !
В очень термальную погоду набираете максимальную высоту на моторе практически до отсечки и выключаете аппаратуру. Максимальное время полёта и экономия батареи - 100 процентов.

Serpent

Подняться вверх до предела (ну или хоть метров 150-200) и искать термик.
P.S. Если термика нет/не нашли - значит вниз и домой, заряжать батарейку и читать литературу по выбору погоды / поиску термиков.

P.P.S Еще полезнее поёхать хоть раз посмотреть соревнования F3J…

RUPilot
Serpent:

P.P.S Еще полезнее поёхать хоть раз посмотреть соревнования F3J…

вот это то что нужно-лучше один раз увидеть чем сто раз услышать.

NIV
RUPilot:

Салют планеристам! Вопрос значит следущий-существуют ли какие либо приёмы полётов на мотопланере на максимальную высоту и время полёта с максимальной экономией энергии АКБ ,тобиш в безмоторном режиме при динамике (ветер), без склона (нет в моей местности достойной горы для нормальной динамы). Летаю на Сигуле 2200.

День добрый! В своё время заморачивался похожей проблемой и советовался с компетентными в этом вопросе людьми. Самое главное это погода. Нужен день с сильными термиками и слабым ветром 1-2 м/с. Размеры модели как можно больше, что бы можно было высоко и далеко лететь. Состояние неба тоже имеет значение если есть дымка или сильная облачность визуальный контакт может быть потерян. Находишь термик на моторе, выключаешь и начинаешь подъём до предела видимости с уходом по ветру. Потом возвращаешься с потерей высоты и повторяешь всё по новой и т.д. Основные проблемы: устают глаза, устаёт шея, устают руки (сводит сгибатели), устают ноги. Иногда теряешь ракурс модели, когда устал, реальный шанс её грохнуть.😈 После десятка таких полётов становится неинтересно и скучно.😛 Я остановился на 110 минутах.

Thermal

Привет! Моя тактика такова, взлет на полном газу, быстрый набор высоты метров 300-400 пока видно, выключаю двигатель, далее торможу планер выпуская закрылки на 3 позицию, далее убираю ползунком на 1-2. щелчек триммеров руля высоты, и вуаля планер летит ровно медленно. можно начинать искать термики 😉 обычно их улавливаю по покачиванию консолей правой или левой, быстро реагирую и пытаюсь закрепится в термике. по началу не легко, но когда проникнешься в процесс такие залдачки доставляют удовольствие от полета 😃 главное не шевелить много элеронами, лучше их вообще не трогать…в идеале плавно рулить рулем направления, корректируя потерю высоты рулем высоты. Планер прекрасо рулится, правда при полете по ветру порой руль направления вывернут до упора, а планер продолжает лететь ровно…приходится выдергивать. (ну это если в сильный ветер) в ветер силой 2-3 мс планер лучше всего летит сам, я его триммирую, и лиь доворачивю кружась в термике. Порой термики бывают такими узкими, что приходится делать очень крутые спирали…круится вокруг оси… Когда высоты остается 7-10 метров стараюсь уходить на высоту, а если погода термичная то бывает кружусь в пузырях…забавно, но есть риск приложить планер…это на металке хорошо, а у меня размах 1,80 (вес 650) особо не покружишься у земли…хотя недавно облетывал свое новое творение планер размахом 2300 вес 950 г, профиль SD7032 Full house, V-Tail, Так я на нем могу такие пируэты выполнять низко, что даже на более маленьком планере боюсь так делать. тут все дело в экспериментах, нужно чувствовать планер, привыкнуть понять…что ему нравится а что нет, на что он способен…когда пройдет уже мандраж, то очень многое станешь понимать, замечать мельчайшие детали 😃 Вот тогда уже появляется настойщий кайф от планеров и полетов! Сам летаю как на планерах, так и на самолетах…но все же планер как то ближе к душе, с ним интересно, сложно, захватывающе, и совсем не скучно 😃

MihaD

Хм…
На 300-400м планер почти не видно, не то что: в потоке он, или нет. Это во-первых. 150-200м в самый раз. И видно, и потоки уже не мелкие.
Во-вторых, потоки ищутся на повышенной скорости, чтобы быстрее и с меньшими потерями нисходящие проскакивать.
И главное поначалу - погода, как Иван написал уже. Тогда сразу почти получаться будет, а там и опыт придет.

Thermal
MihaD:

Хм…
На 300-400м планер почти не видно, не то что: в потоке он, или нет. Это во-первых. 150-200м в самый раз. И видно, и потоки уже не мелкие.
Во-вторых, потоки ищутся на повышенной скорости, чтобы быстрее и с меньшими потерями нисходящие проскакивать.
И главное поначалу - погода, как Иван написал уже. Тогда сразу почти получаться будет, а там и опыт придет.

Согласен, увожу планер в точку. и практически нереально понять в потоке он или нет, иногда ставлю камеру, потом смотрю как высОко летал 😮. А если говорить о правильности обработки термиков, высота 100-150 самое то. Причем желательно не крутить планер над головой, во первых можно потерять ориентацию, оступится, во вторых начинает болеть шея. (Я кручу планер на максимальную высоту над головой, т.к луше видно, потом уже отвожу в сторону и ищу термики). Причем как всегда назло хорошо тянет где то на большом удалении😁 сколько раз убеждался в этом. 2недели назад так увел планер далекооо что уже невидно было, потом 40 минут ходил искал. уже было отчался 😢, хорошо помог коллега. Планер удачно приземлился недалеко от действующей ВПП местного аэродрома Спилве 😃 Еще важно, если уводить планер высоко, то небо может сыграть злую шутку. Возьмем к примеру термальную погодку с кучевыми облаками, и планер который кружит. при наборе определенной высоты появляется различие видимости планера на фоне голубого неба и облаков. Так кружась на фоне белого облака планер хорошо виден, но как только он выходит из фона облака он растворяется на фоне голубого неба. Пару раз бывал такой ахтунг. и неважно какой раскраски планер. Меня спасает одно что когда планер разворачивается он показывает " спину" которая освещаеся солнцем, тогда понимаешь как он летит. Вобщем тактик много, и каждый летает как он умеет, как он считает для себя комфортным. А результаты это плод многолетнего опыта. Летать летать и еще раз летать. Только на практике понимаешь как обрабатывать термик и как в нем удержатся. действовать нужно быстро и точно и соображать где термик, и в какую сторону он идет. Немного терпения и все получится!😃

RUPilot
Thermal:

тут все дело в экспериментах, нужно чувствовать планер, привыкнуть понять…что ему нравится а что нет

-летать ,летать и ещё раз летать! всё приходит с практикой насколько я понял.

Serpent

Не совсем. Очень полезно разделить процесс на несколько этапов:

  1. Теоретический - внимательно изучить как, что и почему. Почитайте всё что можете найти по термикам, планерам и погоде. Не чурайтесь изучить и относящееся к большим (настоящим) планерам.
  2. Летать, летать, летать - всё что изучили теоретически, постарайтесь применить на практике. С анализом того, что получается, а что не очень.
  3. Посетите соревнования или места полётов более опытных планеристов для понимания того, как надо делать то, что у вас не получилось претворить из теории в практику. Посмотрите со стороны, как оно происходит на самом деле.

Снова перейти к пункту 1…

P.S. Менять порядок действий нерационально - оказавшись сразу же даже на очень крупных соревнованиях просто не будете знать куда и что именно надо смотреть…

1 month later
iurka

Кстати, самое простое упражнение, которое можно делать и без термиков- просто ровная круглая спираль, с минимальной потерей высоты. Как правая так и левая. Причем, спираль разного радиуса, т к термики попадаются как узкие, так и широкие.
Это только кажется, что просто летать по кругу- просто:) Там куча нюансов. При правильном выполнении высота почти не сливается.

Ну а потом- надо просто этот навык применить в зоне термика. с учетом его изменения и перемещения…
Всего то и делов 😃

А что до высоты- поначалу надо попробовать на большой высоте, так как это легче. Там термики широкие и монотонные. Но потому и малоинтересные. Зато- помогают обрести уверенность в своих силах…

А вот на малой высоте- там основной азарт. Термики, пузыри и всякое прочее бурление - относительно маленькие, резко сменяющие друг друга, и потому требующие конкретного “пилотажа”.

И еще: относительно задняя центровка планера. При передней- небо как будто подменили, почти ничего не понять.

Komandante
V_tAL:

Да простят меня за флуд, возникло желание поделиться ссылкой на подборку статей para.kz/publ/paraplaneristy_juko/potoki/5 www.fly.kz/chtivo/poisk potokov.htm, хоть и о париках, но 70% применимо и для планеров

Подборка хороша, слов нет. НО основная масса материала выдернута из книги ВИКТОРА ГОНЧАРЕНКО Техника и тактика парящих полетов. Практические советы. Рекомендую ТС к прочтению. Сам переодически перечитываю.
З.Ы. Еще Е. Руденский Полеты на планере, Пособие для планеристов.

Serpent

“Техника и тактика…” вообще бестселлер своего времени.
Тоненькая книженция, а сколько полезной информации!

Witalij
iurka:

Кстати, самое простое упражнение, которое можно делать и без термиков- просто ровная круглая спираль, с минимальной потерей высоты. Как правая так и левая. Причем, спираль разного радиуса, т к термики попадаются как узкие, так и широкие.

Полностью поддерживаю. Считаю очень удобно отрабатывать круги в динаме, я делал это в Коктебле, можно сказать что держишь модель перед носом и очень чётко видны ошибки, которые выражаются в потере высоты. После пары-тройки часов тренировок в динаме подниматься в терме значительно проще.

soar
Witalij:

Полностью поддерживаю. Считаю очень удобно отрабатывать круги в динаме,
… очень чётко видны ошибки, которые выражаются в потере высоты.

Я бы сказал, что совершенно наоборот.))😉 Динама как раз вуалирует все ошибки, особенно потерю высоты при неправильных разворотах. На то она и динама…😁

igor_bily
Komandante:

Подборка хороша, слов нет. НО основная масса материала выдернута из книги ВИКТОРА ГОНЧАРЕНКО Техника и тактика парящих полетов. Практические советы. Рекомендую ТС к прочтению. Сам переодически перечитываю.
З.Ы. Еще Е. Руденский Полеты на планере, Пособие для планеристов.

А если еще сверху полученные знания “полирнуть” Мартинсом - “Книгой термиков” особенно красивыми цветными кратинками и некоторыми новыми и практическими взглядами автора на структуру термиков - будет вообще супер! 😃
Ищите на просторах
Название: Книга Термиков. Учебник по маршрутным полетам
Автор: Бурхард Мартинс

Witalij
soar:

Я бы сказал, что совершенно наоборот.))😉 Динама как раз вуалирует все ошибки, особенно потерю высоты при неправильных разворотах. На то она и динама…😁

Я говорил про себя, мне очень помогает. Потому как только хорошенько потренировавшись в динаме у меня получалось “перескакивать” с неё на терму.
Летаю в своё удовольствие, может где то и топорно, поэтому если и ошибаюсь, то сразу это вижу.
А потом и динама бывает разная.
Преимущество у неё одно и очень жирное: летаешь пока ветер дует и есть силы держать пульт. А Чистое время налёта увеличивается в разы, что и нужно для повышения мастерства, а следовательно и времени полёта.

бауманец
Witalij:

Я
Преимущество у неё одно и очень жирное: летаешь пока ветер дует и есть силы держать пульт. А Чистое время налёта увеличивается в разы, что и нужно для повышения мастерства, а следовательно и времени полёта.

После полетов в московской динаме раговаривали с Сергеем(Flysnake). Пришли к выводу,то у динамщиков один из самых больших налеточасов, а из динамы легко выбраться в терму 😃

CrazyElk

а из динамы легко выбраться в терму

Более того в городских условиях чистой динамы не так и много. Скорее смесь - термодинама - и “поход в термик” выполняется регулярно, покрутился покрутился у склона разогнался и поскакал вдаль термический поток искать. Провалился там, слил или просто устал крутится вдали - прыг прыг прыг обратно на склон в чистую динаму она поближе и в чем то попроще. Конечно термические потоки в темодинаме не спокойные пузыри или столбы а ветром весьма причудливо откорректированные загогулины но заметная отчетливо фаза термического полета в московской термодинаме присутствует.

Наверное полезность и выбор в динаме или в термике тренировать разворот скорее зависит о уровня.
Для шлифовки наверное таки полезнее классический термик и не очень сильный - сразу будут видны все мелкие ошибки.
А для наработки основной базы пилотирования термик по мощнее или термодинама - мелкие ошибки простит, а налет даст больше закрепляя базовую технику и приемы.
Так что IMHO одно другому не мешает - каждому уровню свое.

WBR CrazyElk.

MihaD

Мощная динама наверняка расслабляет. Не пробовал.
А вот дохлая московская пожалуй дисциплинирует. Если еле держит. Ну, и жопочасы!

А вот в полезность книжек про полеты на 1:1 позволю себе усомниться. Там все больше про фронты, про над пашней, да под облако. Ну не для нас это.
Мы даже не можем точно определить место, над которым находится модель. Ну, для того, кто вообще не знает, что такое термик, - полезно, конечно.
А вот про хитрости поведения пузырей и струек на высотах 50-100м там нет, или мне не попадалось.

iurka

Увы, есть одна крутейшая книжка на немецком про термополеты на моделях. Но в сети ее нету, да и немецкий…

MihaD:

А вот в полезность книжек про полеты на 1:1 позволю себе усомниться. Там все больше про фронты, про над пашней, да под облако. Ну не для нас это.

Там есть основы- это плюс. А таки нюансов модельных- таки нету. На тех высотах, которые она описывает, по нашему-уже или “все небо сосет” или “везде нисходняк”. И модель- маленькая такая точечка в небе…
А на наших “рабочих” высотах там учат грамотному расчету захода на нештатную посадку…

Сродни Гончаренко, а может, и интереснее: www.firstep.ru/…/DennisPegin_PonatNebo.pdf

NIV

Как вариант можно полетать с вариометром. Очень много полезного можно узнать про атмосферу. Я например думал, что термик-это одинокий столб тёплого воздуха под облаком, наклонённый по ветру, а оказалось, что всё поле это венигрет из восходящих и нисходящих потоков разной силы соседствующих друг с другом.😃
И во время спирали планер проходит разные столбы поднимающегося и опускающегося воздуха, а не кружится в каком то одном.

MihaD

Вот именно.
Про вариометр и его полезность тоже есть полярные мнения.
Винегрет там не только по вертикали, но и по горизонтали. И надо учиться отличать вспухание на встречном порыве от вспухания в вертикальном. По большому счету там вообще все наклонное в разные стороны.

А вот у меня есть вопрос конкретный к профи. Сам не могу определиться, так как планер кривой и ему лучше летается левым виражом.
Все ли потоки - с левым вращением, есть ли разница, каким виражом лететь, кто как это определяет?