Как правильно летать на планере.
Боковой ветер тоже требует полета на повышенной скорости (чтобы компенсировать снос). Но, вспомнив геометрию, это можно решить самостоятельно.
Чисто теоретически! 😃 Не могу представить себе ситуацию, чтобы на р/у планере необходимо было увеличить скорость, именно для того чтобы компенсировать боковой ветер? Это куда же надо улететь, и главное как, чтобы ветер вдруг стал боковым?
Чисто теоретически! 😃 Не могу представить себе ситуацию, чтобы на р/у планере необходимо было увеличить скорость, именно для того чтобы компенсировать боковой ветер? Это куда же надо улететь, и главное как, чтобы ветер вдруг стал боковым?
Может теоретически не может, а вот практически запросто 😃
А почему речь только про угол пикирования? А управление профилем? Ведь как не пикируй, но если профиль не разогнуть, толку то мало
Управление профилем более тонкая вешь. Разные профили по-разному реагируют на работу механизации. К Примеру AG41 - AG43 настолько оптимизированы под свой диапазон Re, что их сильно не “погнешь”. В скоростном режиме наилучший результат достигается при отклонении 25% закрылка вверх на 0,7-1,0 градус, дальше - хуже, профиль “тупит”, резко растет профильное сопротивление.
Тоже самое в случае положительного отклонения закрылка. В этом случае рабочий угол атаки сдвигается в сторону 0 градусов, требуется точное соблюдение центровки и деградации, иначе, как результат, подвешивание и срыв.
К стати, XFLR5, о которой на форуме уже много написано, позволяет “поиграться” и понять процесс настройки.
Не могу представить себе ситуацию, чтобы на р/у планере необходимо было увеличить скорость, именно для того чтобы компенсировать боковой ветер?
В похожей (тем что ветер сильно и на приличное время сменился) я был пару раз (с динамой напрямую это не связано, хотя я летал в динаме).
Лето. Легкая облачность. На подходе развивающееся дождевое облако. В течение получаса дул приличный ветер стабильного направления. Налетел за несколько минут…
Перечитал весь топик. Здесь было поднято много вопросов и далеко не на все даны толковые ответы или ссылки на них. Хорошо, чтобы они появились.
Я плохой летчик и плохой настройщик планеров. Поэтому попробую дать несколько советов по тем вопросам, которые знаю.
Полеты в динаме (динамических потоках обтекания), слопе. Нужны ветер и склон, на который он дует.
Что она дает.
Плюсы.
1 Те самые жопочасы, о которых говорили. Наверное, не часто планеристам в терме удается налетать за полетный день 2-3 часа в воздухе. А в динаме, даже городской (которая очень неустойчива) это получается достаточно часто.
2 Эмоции. Как-то получилось, что практически одновремемнно в динаму пришли несколько человек с большим опытом полетов на самолетах (двое из них - 3Dшники.) Не могу забыть их лица, когда за один день налетали больше часа в воздухе. Динама хороша тем, что с превого же полета можно увидеть (почувствовать…) как модель лезет вверх без мотора! 😃 Наверняка такое испытал каждый планерист (который начинал летать на самолете) в терме или динаме, не важно.
3 Не бояться ветра. А УВАЖАТЬ его. Сильно подозреваю, что ребята, полетавшие в динаме, стали намного лучше (или правильнее) вести себя на полетах на самолетах в ветер. Если они решались на полет, то знали, что посадят модель, или отказывались от полета.
4 Быстро и правильно реагировать на порывы ветра, которые бросают модель как щепку. Тут есть исключения (имею ввиду правильность). Об этом ниже.
Недостатки.
1 Чаще всего для динамы нужна специальная модель. На хорошем планере можно лезть в динаму, но чревато. Часто наличие склона сопровождается наличием камней. Не говоря уже препятствиях, которую окружают зону посадки в некоторых любимых местах полетов 😃. Если учесть, что приземление происходит в зоне, где полно вихрей, аварийность получается “слегка повышенной”.
2 Вырабатываются “неправильные рефлексы” с точки зрения полетов в терме. Если в динаме модель заваливает (порывом, вихрем…) на крыло, то в 90% случаев это надо очень энергично парировать (именно этот рефлекс и вырабатывается). Просто, если это не сделать, то модель может легко оказаться далеко за спиной… А в терме (неоднократно читал в литературе и на форуме; сам я плохой пилот в терме) надо завершить разворот до полного круга (чуть разогнув его в конце) и, в результате, войти в поток, который “завалил” модель. Наверняка есть еще много “неправильного”, нарабатываемого в динаме с точки зрения полетов в терме. Впрочем, можно успешно совмещать полеты в динаме с полетами в терме, как делают это знакомые ребята 😃
Может теоретически не может, а вот практически запросто 😃
Если исключить полеты в слопе и американскую экзотику вроде полетов по маршрутам, то Р/У планера должны летать или строго по или против ветра. И никаких боковых порывов быть не может. Ведь каждый, кто летает в потоках, будь то парапланерист или пилот планера, должен знать, что “внезапно налетевший” ветер всегда дует туда, где находится сильный поток. Именно с которым и надо было лететь, если ты летаешь на максимальную продолжительность.
И если ветер налетел на тебя “сбоку”, значит ты до сих пор летал где-то не там, где летать надо было. Нужно поворачивать и лететь туда, куда дует ветер. Исходя из этого я и сделал вывод, что в р/у боковой ветер можно встретить лишь при возврате на “аэродром”. Но на “аэродром” почти все парапланерситы парители, всегда гребут против ветра, а не боком к нему. Объясните, почему у моделей должно быть по-другому?
Объясните, почему у моделей должно быть по-другому?
К примеру, заход на посадку, полет по посадочному коридору. Здесь ветер может быть любым, а острота ощущений самая яркая.😉
Объясните, почему у моделей должно быть по-другому?
На какой высоте “кончаются потоки” у планеристов, дельтапланеристов, парапланеристов (если это не динама)? Другими словами, на какой высоте они должны “забыть” про потоки и искать место для приземления? Если не ошибаюсь - 150 метров (или выше).
Модели бОльшую часть времени летают ниже (например, металки начинают полет на высоте около 30м, а дальше - насколько сумеешь подняться). Во всей “метеорологии для планеристов” все, что ниже 150м названо “зоной турбулентности” и никакой стабильной метеоинформации добыть не получилось. Фактически организация полетов на модели планера выглядит следующим образом (сам я летал в терме мало, но видел досточно много полетов). На поле выбирается некая точка старта. Неважно из каких соображений. Оттуда стартует модель (бросается рукой, затаскивается на леере, на моторе; близко к этой точке желательно приземлить модель). Дальше идет поиск восходящих потоков. Соображений много (в том числе и те, которые дали Вы; и я их всех не знаю); но одно из них - наличие “триггеров” (точек на местности, где потенциально могут родиться низкие восходящие потоки). И не обязательно эти “триггеры” находятся по ветру или против ветра. Кроме того, на больших высотах ветер намного стабильнее по направлению и силе, чем у земли…
P.S. И еще один вариант. Который фактически описали Вы. То самый порыв ветра (от восходящего потока родился ПОСЛЕ запуска модели и модель находится на “критической высоте” - надо или возвращаться, или рисковать и лететь по ветру к потоку (и не известно, долетит ли до него модель; а назад оттуда, если не попадет в поток, не вернется)…
фигасе, что ж теперь делать то
Р/У планера должны летать или строго по или против ветра. И никаких боковых порывов быть не может.
Вы со змеем и воздушным шаром не путаете? Р/у модель потому и р/у, что летит туда, куда надо пилоту, а не в соответствии с направлением ветра.
Упомянутый вами термик - не фетиш и не самоцель, а средство набора высоты для дальнейшего движения по намеченному пилотом маршруту. И только…
На какой высоте “кончаются потоки”
современный f1a при сходе с 50-и метрового леера еще добирает высоты за счет инерции разгона еще 40-50 метров, и там переходит в режим планирования, у моего пацана в ярославле на соревнованиях после обычного старта(без динамы) и 3-х минутного полета, планер на принудительном быстром парашютировании падал до земли 8 мин 20 сек, сработка хвоста была в облаке на метрах 300 высоты, по дальности посадка была метрах в 200-300 от места старта
И если ветер налетел на тебя “сбоку”
а не забыли, что поток поднимаясь вверх еще и вращается , в нашем полушарии приоритетно против часовой стрелки
планер на принудительном быстром парашютировании падал до земли 8 мин 20 сек
Не спорю, F3J, вроде бы, загоняют на 250м (данные старые). Своими глазами видел (лет 20назад) как на показательнх полетах в Тушино свободно выпущенную с леера F1A (без разгона) уволкло наверх и еще долго наверх тащило после срабатывания стаба… Да у меня самого 60см планер для динамы (с высоты 10-15м; я бы не сказал, что он паритель) волокло вверх так, что пришлось пикировать и крутить крутые спирали, чтобы не потерять из вида…
Но металки забрасывают на высоту 25-40метров (рекорд - около 60м). С них и начинается полет… И разговор не о том, где есть потоки реально, а о том, что нет метеоописаний потоков в метео для планеров ниже 150м. И говорить о том, что для RC модели планера полет при боковом ветре говорит о том, что пилот не умеет летать, некорректно.
потоки есть на любой высоте. сам видел как F1A улетал при пробном выпуске с руки без леера 😮
А в Тушино они своеобразные. Году в 1997 планер улетал без стабилизатора ( отстегнулся при срабатывание принудительной посадки ) 😦
потоки есть на любой высоте
Про улетания (или наборе высоты в случае RС) планера, пущеного с руки читал много раз. Сам не видел - просто летаю в динаме и у нас все запуски с руки. А вот как модель с бешенной скоростью уносит вверх (метра 3-5 в секунду) видел много раз. При этом ветер может быть слабый (динама как таковая еле держит), модель находится над склоном на высоте метра 2-3 (буквально перед носом). При этом чаще всего ее с такой скоростью подкидывает на 10 -20м, а потом поток обычно успокаивается или пропадает, но с таким запасом высоты уже можно искать другие потоки - все же впереди “яма” 10-30 метров, а на такой высоте (от 20 до 50м над дном “ямы”) уже потоков много; и время на поиски есть…
потом поток обычно успокаивается или пропадает
Так, но не совсем. Надо иметь ввиду что поток пропадает только для планера - потому что пилот теряет термик.
Просто так рядом с землёй пузырь/вихрь тёплого воздуха пропасть не может (он распадётся значительно выше, чем хорошо видит глаз человека небольшой rc планер). Движется термик по ветру. Другое дело да, облизав склон термик пойдёт дальше/выше (горы - трамплин для тёплого воздуха) за горку, но вероятно там планера уже не будет видно с земли, если мы находимся не на верху горы, к примеру. По логике, если мы на верху горы, то нам ничего не мешает крутить термик за горой, главное в этом случае иметь высоту (чтобы не зароторило, если есть ветер) и находиться в потоке.
а потом поток обычно успокаивается
то что подкидывает это не поток , это просто порыв ветра , но после этого надо сразу ждать такого же нисходняка, самый лучший вариант посоветоваться со свободниками, они потоки попой чувствуют
вот так приняв вихрь за поток многие супер спортсмены отдали первенство пацану во Владимире
Рекомендую к внимательному изучению литературу “Книга термиков”. bookarchive.ru/…/5572-kniga-termikov.-uchebnik-po-…
Книга на русском в PDF содержит много фотографий с комментариями.
PS. В архиве rar архив kt.htm - kt.htm открываем в раре и распаковываем pdf. Вроде так.
Надо иметь ввиду что поток пропадает только для планера - потому что пилот теряет термик
Я описал ощущения. 😃 Как выглядят “нормальные модельные термики/пузыри” я представляю. По порядку.
1 Место. Сходненский Ковш. Внизу - “раскаленная сковородка” (частенька температу градусов на 5 выше, чем наверху). Внизу ветра может вообще не быть при довольно приличном ветре на гребне склона.
2 Чаще всего это явление наблюдается при слабом ветре, который с трудом держит легкие модели.
Ползаешь вдоль склона. Далее происходит так, как я описал. Визу поток очень сильный и узкий. Вверху - расширяется и ослабевает. Я бы это сравнил с дымом, выходящим из трубы в слабый ветер. Может продолжаться несколько минут (несколько моделей успевают воспользоваться этим “лифтом”)
Классические модельные термики тоже есть, но они - далеко впереди. Если повезет, и не потеряешь поток, можно легко подняться “в стратосферу” (пока вообще модель видишь).
Написанное выше может подтвердить десяток человек систематически летающий в “Московской динаме”.
P. S. Спасибо за ссылку; сейчас же начну читать.
то что подкидывает это не поток , это просто порыв ветра
При нормальном “динамном ветре” тоже часто наблюдаются подобные описанному мной “фонтаны”. И их поведение более - менее объяснимо. Самое интересное в “Московской динаме” - порывы ветра “убивают” восходящий поток динамы. Возникает ощущение, что ветер “прижимает модель к земле”. Много народа, летающего в Москве (в динаме), может это подтвердить.
Самое интересное в “Московской динаме” - порывы ветра “убивают” восходящий поток динамы. Возникает ощущение, что ветер “прижимает модель к земле”.
+1
Движется термик по ветру.
Если бы. Термики гуляют иногда по очень замысловатым траекториям, далеко не всегда соответствующим приземному ветру.
лучший вариант посоветоваться со свободниками
Я был свободником, пришлось долго переучиваться на полеты в Ж и К. Это другое.
Рекомендую к внимательному изучению литературу “Книга термиков”
Чтение, конечно, душеполезное, но мы летаем в других условиях, и практика больших планеров к моделям слабо применима.
просто порыв ветра , но после этого надо сразу ждать такого же нисходняка
Нет, это не просто порыв ветра, это поток, просто узкий. В этом потоке надо центроваться и быстро уходить по ветру. Свободники этого не могут, скорость полета не та. На радио планерах это возможно, и даже нужно делать.
- “Термики гуляют иногда по очень замысловатым траекториям, далеко не всегда соответствующим приземному ветру.”
Все зависит от силы ветра, смены направления ветра с высотой ,местности и т.д и т.п.
- “Чтение, конечно, душеполезное, но мы летаем в других условиях, и практика больших планеров к моделям слабо применима.”
Скорее наоборот - еще как применима. 😃 А если по вашему, то зачем обсуждать термики, пузыри, потоки…!?
А читать, наблюдать, слушать всегда полезно - особенно планеристу.
Вообще улыбнуло, когда с абсолютностью утверждают - что это было, какую форму имело и куда улетело…