Лёгкий слопер "Караван" из потолочки

Андрей#

Alex Vych здравствуйте, вы киль и руль направления у второй модели усиливали? Тоже параллельно вам строю планерок, собирается замечательно.

PABAH
Андрей#:

киль и руль направления у второй модели усиливали?

Пока только скотчем, но еще переднюю кромку защищу бамбуком.

Андрей#:

параллельно вам строю

Здорово! Если какие вопросы возникнут - спрашивайте. Если Облетаете раньше меня - выкладывайте видео 😃

Андрей#

Я вот думаю угольные прутки использовать по периметру оперения.
А серво машинки на элероны куда посоветуете разместить? Сервы те самые 9ти гамовые (которые весят 11.5 гр на самом деле)
Сейчас собрал фюзеляж, уже вклеил оперение. Сейчас собираю нижнюю часть крыла с лонжеронами и нервюрами.

PABAH

Под крылом:

PS

Вот тут лежат все фотографии по постройке как первого, так и второго Каравана. Да и много еще чего.
picasaweb.google.com/100720780440720782771/2?authu…
Полистайте. На них четко видно как я решил их поставить. Моя идея - все машинки перед ЦТ. Я сознательно пошел на то, что одна тяга элерона будет длиннее. Считаю это не принципиально.

PABAH
Андрей#:

угольные прутки использовать по периметру оперения

Тут всё зависит от условий местности. Мне уголь не нужен, достаточно бамбука. По периметру тоже не нужно. Достаточно передней кромки.

GSL
PABAH:

Тут всё зависит от условий местности. Мне уголь не нужен, достаточно бамбука. По периметру тоже не нужно. Достаточно передней кромки.

Если собираетесь эксплуатировать в большом диапазоне температур то усиливать надо симметрично, или обе кромки или ни одной. У дерева и потолочки сильно разные коэффициенты температурного расширения и на морозе может очень сильно уходить геометрия.

PABAH

Вы правы, возможно. Правда бамбук не дерево, и моя личная практика показывает, что от +24 до +1 никаких уходов геометрии не обнаружено. Рассчитывать на то, что при -5 кардинально что-то изменится не стоит. Потолочка слишком эластична, опять же, по сравнению с дере бамбуком, что и позволяет ей оставаться всегда в форме. 😃

Андрей#

это когда вобщем вот, надеюсь будет понятно:
Крутка крыла (англ. washout; также кручение крыла[1]) — изменение профиля крыла по его длине, направленное на то, чтобы срыв потока при сваливании начинался с корневой части крыла. При этом элероны, находящиеся в оконечной части крыла, продолжают действовать и обеспечивают пилота эффективным средством для выхода из критического режима полёта.
Известно, что сваливание самолёта происходит из-за срыва аэродинамического потока от поверхности крыла, при котором резко падает коэффициент подъёмной силы. У крыльев с большим сужением и сильной стреловидностью срыв потока всегда начинается с концов крыла, при этом находящиеся там элероны перестают эффективно действовать, затрудняя выход самолёта из сваливания. Чтобы обеспечить начало срыва потока с корневой части крыла, применяется два способа:
геометрическая крутка: крыло имеет одинаковый профиль по всему размаху, но установочные углы профилей меняются таким образом, что профили в концевой части крыла обтекаются под меньшим углом атаки, чем в корневой части;
аэродинамическая крутка: профиль крыла меняется по размаху так, чтобы срыв потока на концах начинался при бо́льших углах атаки.

Вы замечали у вас планерок на низкой скорости сваливается на одно из крыльев?
Вот закрутка нужна чтобы это предотвратить. Обычно её делают около двух градусов.

Кстати сегодня зашил крыло сверху.

PABAH

Спасибо. Понятно. Но сваливания не замечал. Если не трудно то конкретнее в каком клипе на какой секунде. Чтоб я тоже в курсе был. Может, в реальности я не воспринимаю это как сваливание.

Отвечая на вопрос: по задумке конструктора - геометрических круток не предусмотрено Крыло снизу абсолютно плоское. Про аэродинамические - лучше у него и спросить.
Но любой может их ввести на свой страх и риск.

Андрей#

Во втором клипе на 50 секунде очень похоже но не то, он просто наклонил нос чтобы набрать скорость. Очень у вас устойчивый планер даже странно. Я на своих планерах всегда делал а иначе они сваливались в предштопорное состояние. Но я себе позволил увильнуть от чертежа и всё же сделать закрутку посмотрим что из этого получится.

Ещё очень любопытно у вас узнать, что это за чёрная штучка проходит между килём и рулём направления рядом с петлями?

PABAH
Андрей#:

сделать закрутку посмотрим что из этого получится

Да, уж! Скорее заканчивайте проект и в небо!

Если Вы про эту чёрную штуку, то это усиление из угля. Появилось после восстановления хвоста. Стоит только слева.

oleg_70
PABAH:

сделать закрутку посмотрим что из этого получится

Она судя по видео не нужна -гладкий сбалансированный полет,подсрывы были но это не из за конструкции,турбулентная динама если в динаме летали должны были наблюдать такой эффект на любой модели ,может слегка легковат все таки нагрузка маловата для устойчивого полета в динаме как вам кажется Alex? Андрей можно легко поставить эксперемент :законцовка сточеная на нет сверху вниз приравнивается отр аэродинам крутке, сточеная снизу в верх полож. аэрод крутке не меняя проверенное крыло автора выяснить нужна али нет

oleg_70
PABAH:

Я вот думаю. А не поведёт ли крыло от того, что я во второй версии использовал деревянную рейку в качестве лонжерона? От сырости, например? Может ее надо было сначала как-то обработать?

Закупоривают поры с торцов например клеем это снимает 90% возм. попадания влаги остальные 10-ты вклеил -три стороны закрыты есди будет обтяжка то 100% ни че не поведет плюс просто рейка нет замкнутого контура. А вот если усилить по периметру стаб или крыло то на холоде скрутит сразу ,больше на холоде будет потрить геометрию обтяжка и тут можно решить пробл. сщыв чехолы помогает каким образом-избавляет от темп. шока, модель плавно охл. я так летал при -15 прошлой зимой.Повторяюсь бамбук не дерево - все справочные коэф сюда не пойдут, рейка в кромке - ни каких конфликтов с потолочкой, разомкнутый контур, коэф схатия у потол. ого гопоэтому рейка с клеем садится , а потолочка сжимается не создавая внутренних напр. А еще ваш соавтор гений в этой технологии, если знакомы с его моделями

Андрей#

А я вот с крылышком накосячил плохо прижал заднюю кромку и она склеилась не везде так что работа над крылом продолжается.

oleg_70
Андрей#:

плохо прижал заднюю кромку

помимо прижал нужно под прес мин на 1 час время полимеризации клея, я держал мин ночь

PABAH
oleg_70:

Закупоривают поры с торцов …

Олег, спасибо за совет.
Я всё же думаю, что и у нас когда-то выпадет снег. И влагозащита окажется нелишней. Ведь лонжерон сосна, не бамбук. Теперь особо уделю этому внимание.

oleg_70:

помимо прижал нужно под прес мин на 1 час время полимеризации клея

Ну. Это смотря чем клеить и по какой технологии. Титаном - час не нужен минуты хватит. Это если не нарушать технологию. Ну а на сырую, тут только личные пристрастия. Результат заведомо хуже, хоть может и не заметно. Клейберитом - обязательно пресс + сырость.

Андрей#

На титан клеить классно! Но вот такой я человек по натуре влом сходить на базар и купить клей, так что я клею на эпоксидку, чтобы небыло искушения снять пораньше со стапеля😒 задняя кромка очень жёсткая получается

Алексей, вы даже и не думайте что поведёт у меня на меровых планерах, когда я только-только начинал тоже лонжероны из сосны были, и ни чего, до сих пор не повело. Хотя резкий перепад температур достигает 50ти градусов.

PABAH
Андрей#:

задняя кромка очень жёсткая получается

Это, конечно плюс! Но лишние граммы.

Караван продолжает строиться.
Тяги к элеронам:

Сегодня выпилил стаб. Усилил углём. РВ - на скотч. Передняя кромка - бамбук.

При вклеивании пришлось повозиться. Щель под него вышла косая. (На будущее: при приклеивании левого борта контролируйте что со щелью под стаб).
Подрезал, подложил полосочку депрона. Стало ровно.

Щели не детские остались, но на Клейберит посадил и пульверизатором сбрызнул. Запенилось хорошо 😃.

Уникальный клей!