Крупный планер

Евгений_Николаевич

Завидую. Добротные и красивые фюзеляжи. Интересное решение: хвостовые сервы в пилоне стабилизатора.
А каковы характеристики большого планера?
Я вот думал, что 2.5 кг - тяжелый планер. Пришлось заменить группу: регулятор, внешний ВЕС с уже настоенным торозом.
Сегодня два полета только боролся (10 и 8 мин.), чтобы снизить эшелон и посадить планер. После набора высоты, с выключеным двигателем планер визуально стал уменьшаться в размерах. Эти хитрые маневры, когда снижение переходит в скорость, а скорость опять в набор высоты и все это сопровождается резким свистом, который слышно даже с той высоты. Вобщем было несколько напряженных минут.
Напоследок уговорил себя, хотя руки тряслись, сделать взлет посадку.

Letun007

Фотки полного вида большого планера с ходу не нашел, завтра исправлюсь. Характеристики следующие. Размах 2800мм, вес 1800гр,мотор35-48
(1000)об-вольт турниги, рег 40а, батарея 3000-3, сервы hs-81, тормозные щитки nxt-900, лопасти аэронаут,немецкие 13-7 заметно лучше
китайских. Профиль эплер 392 он достаточно толстый тк по другому жесткость трудно обеспечить. Летаем в городской черте поэтому без тормозов
никак. В удачную погоду более 2х часов налетывал. Поднимался до 450м и улетал на 800м, установлен высотомер. Потеплеет буду клеить
фюзеляжи и трубки. На холоде с эпоксидом не сделать. Носовую часть клею из финской полиэфирки, с ней гораздо легче работать.

Евгений_Николаевич

На Drednout похожий моторчик стоит der-schweighofer.at/…/elektromotor_roxxy_bl_outrun…. Регулятор Rooxy Comondor-950 на 60А. А винт 16*6, то же Aeronaut. Шесть машинок. В крыле 4шт. Hiperion HP-DS095-FMD 18г. 4-4.5 кг. А в хвосте 2 шт. HP-DS09-AMD 8г. 2-2.4 кг. Посадки баттерфляем. Но этот бурьян на посадочной полосе, на посадку этого планера не влияет. На более легких и маленьких планерах срывало пластиковые болты и травмировало переднюю кромку. Профиль AG 40, толщина 8.5%
Евгений, я так понимаю, крыло вы делаете наборным? А хвостовое оперение?

Letun007

Да крылья наборные, зашит лобик до лонжерона по всему размаху. Стабилизатор плоский. Собран из 6мм пластин. Крепится двумя 4мм капроновыми
винтами. Кылья стыкуются на 10мм карбоновом прутке впереди, и 4,5мм сталь сзади.

Letun007

Вот все что удалось найти. Очень хорошо смотрится в воздухе желтый типа
неон цвет. Будем летать освежу снимки.

Stork

В свой первый приход в авиамоделизм, занимаясь в городском доме пионеров, я услышал разговор старших товарищей о выборе цвета для покраски модели.
С тех пор мне врезалось в память утверждение, что самый выгодный цвет, с точки зрения различимости модели на удалении - это желтый. И я полагаю, что именно такой, каким окрашен у вас центроплан.
Можете ли опровергнуть, или подвердить это утверждение? Заранее благодарю.
С уважением,
Андрей.

V_tAL

По крайней мере цвет желтого скотча в голубом небе очень сильно растворяется, но его хорошо видно на фоне местности, это помогало, когда модель далеко сносило ветром

Евгений_Николаевич

В воздухе, на большом удалении, любой цвет, даже белый, выглядит черным или темным. Поэтому первые модели я делал двухцветныи: низ темный (вишневый), а верх желтый. Но тоже появились проблемы с поиском моделей весной и осенью. желтое на желтом фоне плохоразличимо.
Когда полтора года назад, я заказывал Супру, Володя Гаврилко очень дотошно согласовывал окраску модели. Вопросы где летать, для каких целей и т.д., а потом порекомендовал расцветку. И это был лучший выбор для моих летных условий. Низ красный, верх белый. В воздухе, на удалении - черный, на местности белый цвет наиболее различим, не зависимо от времени года, если это не зима. А зимой, я на Супре не летаю. Я уже сожалею что не покрасил так и Drednout. Недавно 15 минут искал, когда посадил его в 70метрах от себя. А еще даже нет свежей травы, а только прошлогодний бурьян.
Я не представляю себе полеты, тем более на больших планерах, в условиях городской застойки.

Letun007

Тем не менее это так. Наша полянка 80-150 метров. Небольшие планера можно посадить кружась над полянкой а крупный не развернуть к томуже
ниже 50метров сильно баламутит. По цвету. Желтый неон очень хорошо виден в пасмурную погоду. Летом в солнечную на фоне облаков лучше
темный цвет а на чистом небе все плохо видно и лучше далеко не отпускать. Особая проблема когда налетает полоса дымки и модель исчезает
за 3-5 секунд. Хочу приспособить театральный биноколь на держателе. В особых случаях будет полезно.

Евгений_Николаевич

Я тоже думал по поводу биноклей. Но ведь проблема любой приближающей оптики - это сужение поля зрения. Как трудно найти летающую модель объективом видеокамеры. На форуме была тема очков, которые позволяют лучше разглядеть объект в воздухе. По моему все сошлись на очках “Авиатор”. А в принципе, я уже начинаю думать о том, что не обязательно “выше” и “дальше”. Какой в этом смысл? Для этого существует техника FPV.
Наверное летать надо на комфортном расстоянии и ухудшение видимости - это уже нештатная ситуация, когда надо принимать энергичные меры по возвращению модели.

Letun007

Проблема оптики в том что невидя земли, теряеш пространственное перемещение модели и легко завалить и трудно выровнять. На соревнованиях
видел как литовец отпускал за 1300м. Многие уже не видели а он уверенно рулил и это давало ему существенные приемущества. Театральный
бинокль имеет малую кратность и угол обзора поэтому у него больше. Это скорее как спасательный круг а не панацея.

Letun007

Уважаемый тезка. Появились у меня вопросы и нескем посоветоватся. Задумал я тоже построить на следующий год планер под 4 метра.
Присматриваюсь к двигателю turniy l5055a (400kw) вес 300гр. Какой и как подобрать к нему винт? Батарея будет 3300-6, вес предположительно
4кг. Ворой вопрос, что лучше делать, закрылки или тормозные щитки. В чем отличие. Закрылки заметно ослабят крыло но они похоже
эфективней. Я только с щитками делал. Какой профиль порекомендуш при таких габаритах. И на последок, летом сделаю форму фюзеляжа
кого заинтересует большой планер присоеденяйтесь.

бауманец

Раз вы затронули прочность, не подскажете, какой конструкции элероны на Вашем большом планере? 😃 Цельные или наборные? И хватает ли жесткости на кручение и изгиб?

Евгений_Николаевич

Александр. По поводу элеронов и закрылков - они одно целое с позитивным крылом, только отрезаны и окромлены. Но поводу жесткости - слишком мало летного времени, чтобы делать заключения. Могу сказать только что в первых полетах, на ненастроенном еще планере, были критические ситуации, которые позволяют предположить о хорошей работе рулевых поверхностей. Кроме того, было пару полетов, когда приходилось выводить планер из восходящих потоков со снижением и с последующим гашением скорости. Похоже перегрузки были приличные. Все это сопровождалось сильнейшим звуком, который был слышен с высоты. Снималось тоже камерой GO-PRO, соответственно без увеличения. Сейчас поставлю на закачку, если хотите можно будет посмотреть.
Евгений, я как бы не имею опыта постройки таких больших планеров, но если вам будут интересны мои соображения по этому поводу, то я готов поделиться.
По поводу мотоустановки. Мои планера взлетают, как таймерки начала 70-х. Я думаю что это скорее, дурная привычка и что это не правильно. Сложилось впечатление, что чем больше планер, тем более пологая траектория взлета должна быть. Это подтверждает предполагаемая мотоустановка на Инспиру у Бороды де. В компитентности, которого я не сомневаюсь.
Возможно подойдет мотоустановка, которая сейчас у вас на планере 2.8м. Винтомоторную группу надо считать на мотокальке. Я же стараюсь ставить винты большего диаметра с меньшим шагом.
По поводу батарей. На Супре у меня, 3S на 1600 мАн, хватает на 6-8 взлетов средней высоты. На Носителе, 2кг 3,25м с камерой 160г. 3S на 2200 - 10 взлетов. Мое мнение - большую батарею не стоит ставить.
Мой опыт больших планеров: два с закрылками, один с интерцепторами. Я - за закрылки. Закрылки - тормозят планер и одновременно увеличивают подьемную силу крыла (возможно за счет экранного эффекта), что позволяет плавно опустить планер. Интерцепторы кроме торможения еще и снижают несущюю способность крыла, портя его аэродинамику. Получается: тормоз и бросок вниз.
Я засел на Дреловских профилях AG 40-41, главное чтобы профиль был достаточно тонкий, я думаю максимально 8%.
По моим эмпирическим расчетам, у термического планера размахом 4м, нагрузка должна быть около 40г/дм2
По поводу изготовления фюзеляжа. Прошу заранее дать информацию о том, какими материалами инструментами и оснасткой необходио запастись.

Евгений_Николаевич

Полет малозрелищный, так как снимался GO-PRO, без увеличения. Полет проходил на большой высоте. После набора высоты и вывода в горизонталь я заметил, что планер все равно уменьшается в размерах и чтобы не потерять его, предпринял попытки по снижению и посадке.

Letun007

В большинстве выводов согласен. Вот только по моторам считаю запас по мощности необходим. Не поделитись координатами этого профиля.
Вы склонили меня к закрылкам. Крыло буду делать цельнозашитое и обтянуто стеклотканью. Фюзеляж будет с закосом на копийность,
мидель будет большой 150-100 чтоб все свободно разместить, и видно его будет дальше. Мастер модель я делаю из пенопласта, оклеиваю
стеклом,шпаклюю,крашу. После снимаю слепок. Не совсем понял что вас интересует, уточните.

Евгений_Николаевич

www.charlesriverrc.org/articles/supra/supra.htm Я пользуюсь этим ресурсом для изготовления шаблонов профиля крыла. Можно еще установить программу profili 2. Но я не фанатик точных расчетов, которые имеют минимальный эффект (еще непонятно в лучшую или худшую сторону). Изготовление шаблонов, нервюр, работа по приданию крылу определенного профиля, по моему мнению, в большей степени искусство, чем голая математика.
Далее.
Я как раз и хочу попробовать сделать фюзеляж с использованием матрицы, по негативной технологии. В общих чертах я эту технологию представляю, но деталей, тонкостей всегда очень много. Поэтому, когда вы начнете изготовление очередного фюзеляжа, я надеюсь будете освещать эту работу на форуме, а мы бы паралельно с вами, тоже делали бы свои. Но для этого надо знать, какие материалы понадобятся и в каком объеме, чтобы можно было заранее запастись.
Что касается дальнейших проектов. Хочу предложить вам такую мысль, как изготовление копийного мотопланера. Но в отличие от вас, я побаиваюсь размера 4м. Даже по сравнению с размером 3,3м - это уже совсем другая модель и другая идеология. Я, думаю, что больше чем 3.5м пока бы не рискнул строить.

Letun007

Без проблем. Сейчас заканчиваю копию як-6, осталось покрасить. В июле иду в отпуск и займусь матрицей. Саму матрицу я клею из финской
голубой полиэфирки, с ней очень легко и удобно работать. Вид хочу придать похожий на копию а не полновесную копию. Размера не стоит
опасатся. В риге когдато был планер 5,5 метра и его таскал ритм, правда с трудом. Все смолы и ткани я закупаю в кооперативчике который
этим занимается профессионально. Нашол в риге магазин стройматериалов где продают бальзу брусками, получается в 3-4 раза дешевле чем
у линдингера и выбрать можно а не кота в мешке получить. Фюзеляж можно с одинаковым эфектом и на3,5 и на 4 м использовать регулирая
длинну хвостовой балки. По профилям я тоже не парюсь понимая что в домашних условиях все не рисчитаь, просто отталкиваюсь от прошлого
опыта. Буду рад сотрудничеству.

Stork

" Хочу предложить вам такую мысль, как изготовление копийного мотопланера. Но в отличие от вас, я побаиваюсь размера 4м."
Поддерживаю!
Я бы тоже с удовольствием пристроился к подобной теме. Конечно буду рад, если еще и смогу оказаться чем нибудь полезным.
Так же немного настораживает размерчик в 4 м. Больше по финансовой части…
С технологией изготовления мартицы и изделия знаком.
Т.к. для слопа условий вблизи проживания не наблюдается, а подходящая поляна имеется, поэтому мотопланер - актуальная тема. Хочется высокого (в прямом смысле) полета, и чтоб фюзеляж не выглядел как копье. ))

С уважением,
Андрей

Евгений_Николаевич

Поскольку начался полетный сезон, который у меня в этот раз и не заканчивался, за исключением нескольких морозных недель в январе, и по месяцу распутицы весной и осенью. Хотелось бы, тем не менее, побольше полетать.
Но вопрос перспективный. Мои соображения. Конечно это будет не копия, а полукопия настоящего, скорее всего спортивного, планера. Аргументы: копия - слишком много работы и денег уйдет на придание серьезной копийности, которая так и не скажется на полете, военные, транспортные, десантные планера - всегда плохо летают.
Остается открытым вопрос: Какой планер? Здесь кроме личных предпочтений и симпатий необходимо увязать и с той технологей, которую планируется применить, наличием достаточной теоретической базы (чертежи, фотографии). Поскольку копией занимался в 6 классе, десантный планер Г-9 и клиппер “Катти Сарк”. Опыт на нуле. Ожидаю ваших соображений и предложений.

Letun007

По поводу копийности не надо понимать буквально. Был у меня немецкий трафейный asv-17. Тоже полукопия, вот и я в такомже ракурсе думаю.
Порой бывает трудно выбратся из накатанной колеи, пытаешся чтото новое а получается калашников. Размер и меня немного напрягает но уж сильно
хочется покрупнее попрбовать. Поштудировав разные темы по подобным планерам сложились вполне конкретные размеры, их и буду придерживатся. Фюзеляж по классической негативной технологии а крылья предпочитаю избальзовых панелей оклееных стеклотканью под
вакуумом. При таких габаритах прочность не последнюю роль играет. Сначала в планах сьездить в Луки на ч-рф по копиям а в июле за работу.
Как появятся результаты буду освещать.