этап международных соревнований "intertour f5j 2012"

Lёlik
Free_Fly:

Я включил моторчик, и, предположим, на 10-й секунде понял, что нахожусь в сильнейшем термике. Мотор выключил, продолжаю полёт со скороподъёмностью, пусть 5 м/с. Согласно Вашей трактовке правил, я не имею права это делать.

Речь-то идет о высоте взлета. Взлет, он же старт.
Надо было мне вставить слово “набирать высоту на взлете”, ну так только о взлете речь и шла.
Вы набираете высоту на взлете посредством электромотора (про винт забыли в правилах написать, не придирайтесь). Хоть 10 секунд, хоть 30.

После выключения мотора вступает в действие совсем другой пункт правил:
“После набора установленной высоты с помощью эл.мотора должен осуществляться чистый парящий полет без участия электромотора”.
Парящий полет сам по себе допускает набор высоты хоть до границы с космосом.
Но лимитер выдаст судье только максимум высоты за 10 секунд полета, после отключения мотора.
Например, время работы вашего мотора по вашему желанию составило 12 секунд. Высота, на к-рой отключился мотор 70м. За 10 секунд полета (по ФАИ это время считывания лимитером максимума высоты) модель в потоке набрала еще 40м. С 1-ой по 10-ю секунду лимитер считывает максимум, на 10-ой секунде он оказался 110м. Эту высоту лимитер записывает как стартовую. И вам с результата спишут 55 оч.
Поэтому по-возможности, первые 10 секунд полета держат модель в горизонте, чтоб лимитер зафиксировал 70м (спишут 35 оч.)

Free_Fly:

Либо, я выпустил модель в полёт без мотора

Выпуская горизонтально или даже пикируя вниз, вы конечно высоту не набираете. Случай этот прикладной, как говорят математики. И не совместимый с реальностью.
Если потом порывом модель подбросило хоть на 1см, вы попадаете под нарушение правил про набор высоты (без электромотора), только и всего.
Время рабочее пошло и вы вынуждены будете, набросавшись вдоволь, включить мотор и далее по правилам взлететь. Ну или 0 оч. в туре.

MihaD
Lёlik:

По поводу старта в Правилах написано, что “высота взлета достигается разовым включением электромотора”.
Из чего следует…

Нет, Алексей. Из этого следует только, что мотор нельзя включать более одного раза.
Как вы собираетесь этот сантиметр мерить?
Так как мне и хронометристом придется на этих соревнованиях быть, объясните прямо сейчас, за какие действия пилота я должен объявить ему баранку или скомандовать посадить модель под угрозой баранки.

З.Ы. Вы правила F1B знаете? Там тоже высота взлета достигается резиномотором массой не более 35г.
И все стартуют с застопореным винтом, который растормаживается примерно через секунду.

MihaD

Отстал, в мои времена еще 40г было.

Raoalex
MihaD:

… мне и хронометристом … быть, объясните…, за какие действия пилота я должен объявить ему баранку или …

Господа! Не придумывайте себе геморрой! Его вам хватит. А баранку вы поставите пилоту за:

  • повторное включение мотора
  • взлет до начала рабочего времени (обязан посадить КАК МОЖНО СКОРЕЕ(?) и перезапустить в рабочее время) …на моей памяти такого не было
  • посадку далее 75 метров от пятака(или любая часть модели, если это не является следствием касания земли)
  • если от модели что-то отвалилось (но не в результате столкновения)
  • время работы двигателя более установленного лимита (30 с)
  • посадка в чужой круг
    Ну и, конечно, если модель не соответствует ТТХ на класс F5J.
    Спортсмен может взлетать КАК ХОЧЕТ, горизонтально, вертикально, змейкой, по дуге-экспоненте, по дуге-логарифму… с задержкой включения мотора, с опережающим включением мотора - если это не приведет к возникновению перечисленных выше случаев. Говорю это как спортсмен и как судья
MihaD:

З.Ы. Вы правила F1B знаете? Там тоже высота взлета достигается резиномотором массой не более 35г.

Уже поправили. 30 г.
З.Ы. До этого летал в F1B

Lёlik

Эти все пункты описаны в Правилах, за что можно получить 0. Все верно.

Про задержку включения мотора. Такое возможно, только когда Рабочее время пошло, а пилот выжидает. Но планер не взлетел и судья тоже ждет взлета (старта) и не включает секундомер.
Про опережение включения мотора. Я включаю мотор за 1 секунду до начала Рабочего времени. И выпускаю на 1-2 секунде.
Был случай, когда на Вильге один пилот взлетел на 1-2 секунды раньше Рабочего времени, но никто не протестовал, т.к. это ничего не решает в принципе и для первого случая закрыли глаза на это. Больше не повторялось ни у кого.

Считаю, что по Правилам нельзя взлетать без включенного электромотора (т.е. включать его потом, после броска и полета без включения). Давайте на этом остановимся.
Пилот или помощник выпускает планер в Рабочее время с руки при включенном электромоторе и высота взлета набирается за счет электромотора. Само собой, что бросающий может при этом забросить планер повыше или посильнее вперед, это допускается.

MihaD

Тогда надо задержку тренировать. Но, повторюсь, если все так летать будут, могут быть столкновения. Так что,- на усмотрение организатора: либо пусть правила дополняет запретом задержки, либо официально ее разрешает. А как там мировая практика пойдет - посмотрим. Задержка выгодна.

Одновременно отвечали.

Lёlik:

Пилот или помощник выпускает планер в Рабочее время с руки при включенном электромоторе

Ок, принято.
Если выпускает с невращающимся пропеллером - сажать и перевзлетать?

Lёlik

С невращающимся винтом - однозначно нельзя, даже секундомер не включать.
Если винт не вращается, значит эл.мотор не включен, а это главное требование взлета.

Если все взлетают одновременно - само собой, возможны столкновения! Тут желательно “не спать под шапкой”.
Если вам не жалко несколько секунд, взлетайте позже, когда все уже наверху. Судья начнет отсчет времени с момента выпуска планера.
Задержка взлета никем не запрещена и мало того, приветствуется в целях безопасности, поскольку на нашем уровне потеря 2-5 секунд, а то и больше, ничего не решает. Даже на Вильге такие секунды ничего не решали в нашем классе.
(Я пишу про задержку взлета, когда пилот на земле с планером выжидает, не стартует какое-то время, после начала Рабочего времени. А не про задержку включения мотора после броска планера).

Raoalex
MihaD:

…либо пусть правила дополняет запретом задержки, либо официально ее разрешает. …

Во-Во!
И еще, запускать ТОЛЬКО ПРАВОЙ рукой, под углом 14.5 градусов (нарушишь - дисквалификация)…

MihaD

Предлагаю такой вариант:
Секундомер включается в момент последнего из трех событий:

  • начало рабочего времени
  • выпуск модели из рук
  • начало вращения винта.
    Спортсмену самому будет выгодно, чтобы эти три события произошли одновременно. И никаких перевзлетов.
karmann
MihaD:
  • начало рабочего времени

т.е модель на земле, а полётное время уже идёт? Секундомер то включён с началом рабочего времени.

Тоже самое “начало вращения винта”. Что то не срастается 😃

MihaD

У кого не срастается? 😃

MihaD:

Секундомер включается в момент последнего из трех событий:

  • начало рабочего времени
  • выпуск модели из рук
  • начало вращения винта.
Raoalex
MihaD:

Предлагаю такой вариант:…

Мсье не нравятся правила?
10. Результат.
10.1. Попытка будет засчитана с момента выпуска модели из рук до:
а) модель впервые касается земли, или
б) модель впервые касается любого объекта, находящегося в контакте с землей. Части устройств для запуска не должны интерпретироваться как объекты в контакте с землей; или
в) завершения рабочего времени группы.

Секундомер включается в момент ВЫПУСКА МОДЕЛИ ИЗ РУК.

MihaD

Не нравятся. Если звуковой сигнал начался и мотор включен, то естественно, секундомер включается в момент выпуска из рук.
А если нет? Перевзлет? Зачем?

karmann
MihaD:

Не нравятся. Если звуковой сигнал начался и мотор включен, то естественно, секундомер включается в момент выпуска из рук.
А если нет? Перевзлет? Зачем?

Зачем перевзлёт? Или я чего то не понимаю:)
Взлетать можно в любой момент рабочего времени группы.

MihaD

А раньше можно?
А мотор включить позже можно?

Komandante

Миша не взрывай мозг. Мотор все равно включать, хоть просто тыркнуть. Как мне видится стартовать с выключенным мотором - большой пападос, потому что может не включиться, поток может уже уйти и без запаса высоты фиг ты его догонишь, а преимуществ никаких - модель вышла из рук, секундомер стартанул. Мотором тыркнул - высота записалась. И в чем прелесть?

Lёlik

Господа, можете нарушать правила сколько угодно!
Будем по этим же правилам ставить соответствующий результат, с учетом нарушений.
Правила прописаны достаточно точно.
Будет комиссия из 3-х человек, решать спорные вопросы. Как решат, так и будет.
У нас нет своего Комитета в ФАС, поэтому апеллировать не к кому.

Komandante

“…Правила определяют проведение соревнований радиоуправляемых моделей планеров с электрическим двигателем для парения в термических потоках, где высота взлёта достигается разовым включением электромотора.
После набора установленной высоты с помощью электромотора должен осуществляться чистый парящий полёт без участия электромотора.
8.3. Модель выпускается в полёт непосредственно из рук пилота или его помощника.
8.4. Максимальное время работы электродвигателя 30 секунд с момента выпуска модели из рук.…”

Надеюсь эти цитаты ответят на большинство вопросов.
Можно стартовать не включая мотор, НО через 30 секунд после выпуска модели из рук мотор должен быть выключен - головная боль судьи-хронометриста. Если мотор не выключен через 30 секунд после старта (модель вышла из рук) - 0 за полет.
В правилах нигде не сказано, что нельзя стартовать с выключенным двигателем. Видимо авторы (словаки) так как отдельные наши планеристы летать не умеют (видео где-то в темах про 5j проскакивало) по этому и не оговорили этот момент. Что совершенно не мешает организаторам уточнить - СТАРТУЕМ ТОЛЬКО С ВКЛЮЧЕННЫМ МОТОРОМ ТЧК
Ну и подать предложение уточнить это в варианте правил ФАИ.

SerBel
Komandante:

"…Правила определяют проведение соревнований радиоуправляемых моделей планеров с электрическим двигателем для парения в термических потоках, где высота взлёта достигается разовым включением электромотора.

Komandante:

Можно стартовать не включая мотор

Вы абсолютно правы : Стартовать без двигателя можно - взлетать без двигателя нельзя

MihaD

Дмитрий, еще раз спасибо. Вы единственный, кто нашел ошибку в моих рассуждениях. Я упустил конец фразы “Максимальное время работы электродвигателя 30 секунд с момента выпуска модели из рук”.
Таким образом, если спортсмен стартовал с невключенным мотором, хронометрист должен включить секундомер и отслеживать, чтобы двигатель был выключен вручную до истечения 30 секунд. Для этого перед стартом спортсмен таки ДОЛЖЕН продемонстрировать, как он управляет двигателем.
Мудрёно!
Проще обязать спортсмена включать двигатель до выпуска модели из рук, а отключение доверить лимитеру.

Komandante:

Ну и подать предложение уточнить это в варианте правил ФАИ.