Питание металок и других мелких планеров.

vikar

Всех приветствую.
Хочу поделиться информацией о бортовом питании. Не воспринимайте это как рекламму плиз.

Сейчас восстанавливаю слегка замученную металку Кобра и возник вопрос с выбором бортового питания. Критерий у меня такой - минимум веса, максимум емкость.
Полазив по всем известному кингохобби ничем не заинтересовался.
Полез на DX (диал экстрим). Набрел там на интересные полимерки и преобразователь.
Остановился на этой батарейке: 880 мАч. Выбор батареек там большой, есть еще мельче и крупнее.
И этом преобразователе с 3-3,7 В до 5 В.

Сегодня получил эти штучки.
Что имеем:
Размер банки 35х17 мм, вес 19 гр. Заявленная емкойть -880 мАч, реальная (померял при разряде током 0,3 А - 660 мАч) Батарейка без труда вошла в носик кобры. Такая я же емкость в стандартном плиточном размере в нос кобры не залазит.
Преобразователь честно отдает на выход 5,1 В. Производитель заявляет выходной ток до 1,5 А. Протестил под нагрузкой в 3 машинки (НХТ-900), шевеля ими одновременно(ток около 0,4-0,5 А), просадок не наблюдается. Размер платки 15х18х4 мм, вес 3 гр. Имеется голубой светодиод, светится постоянно, при заряженном аккуме. При просадке ниже 2,7 В, гаснет ( пока это не проверял), так заявляет производитель.

Итоговый вес (аккум + преобразователь) составил 22 грамма. Стоимость - 7 баксов. (доставка бесплатная).

Важно. Данный аккум иммет схему защиты от переразряда и перезаряда, конечно его нужно снять (что я и сделал) иначе в полете она может тупо отключить батарею от потребителя (тоесть приемника). Там продаются аккумы и без защиты, но мне нужна была эта защита для других бытовых целей, а в комплекте с батарейкой она идет почти даром (отдельно стоит больше доллара).

В полете буду тестить уже весной. Если есть вопросы, задавайте померяю, попробую.

С ув. Виктор.

MxM

Проблема может быть в допустимом токе разряда Li-Ion 16340. при токе 1A ( с батарейки) она отдаст около 400мАч я бы себе не стал такую ставить, как то планер жалко 😉 . лучше мне кажется все таки полимерки. на хоббях есть цилиндрические называются round lipo типа таких
, а вот преобразователь, интересный. кстати там же на dx есть и зарядник от usb (читай от 5V) 😃 вполне себе автономный зарядничек. ток выставляется, заряжает правильно, не пищит только.

vikar

Максим, конечно же я понимаю это.
Сделал короткий тест, токами 0,5 - 0,7 - 1 А.

0,5 А - Напряжение на батарейке 3,72 В, на преобразователе - почти 5В (зарядник и мультиметр имеют расхождение в показаниях в 0,1 В). 10 минут батарейка холодная, преобразователь холодный.
0,7 А - Напряжение на батарейке 3,5 В, на преобразователе - те же 5В. 10 минут батарейка холодная, преобразователь холодный.
1 А - Напряжение на батарейке в первые 5 минут - 3,2В , на преобразователе - почти 5В . Батарейка потеплела, преобразователь так же слегка потеплел. На 7 минуте батарейка просела ниже 3 В. Прервал тест.

Выводы:
Батарейка номально работает при потребителе до 0,5 А, в пике можно подгружать до 0,7А. 1А для нее уже много.
Преобразователь спокойно держит 1А.

Ставить такие аккумы или нет решать Вам. Я лиш поделился информацией.

Максим, спасибо за ссылки, как-то цилиндрические липольки прошли мимо меня 😦 , не заметил их.
И зарядник так же проглядел.
Благодарю.

Фотки процесса прилагаю.

С ув. Виктор.

tumbzik

Преобразователь по ссылке по КПД незначительно лучше варианта понижающего линейного преобразователя + 2S Lipo.
Причины низкого КПД:
1.Преобразователь не синхронный(на фото виден диод обратного хода).
2.Открытый дроссель(поставили т.к такой серьезно дешевле)
3.Входной диод съест часть исходного напряжения.
На что еще нужно обратить внимание - Ток на такие преобразователи указывается обычно входной, т.е если добавить хреновенький КПД, и само преобразование 3-5 можно делить на 2=) TrustFire по токам полное Г, в силу этого они и половины заявленной емкости на динамической нагрузке не выдадут.

vikar

Михаил, какой КПД в цифрах у повышающих и понижающих преобразователях?

И я не совсем понял это:

На что еще нужно обратить внимание - Ток на такие преобразователи указывается обычно входной, т.е если добавить хреновенький КПД, и само преобразование 3-5 можно делить на 2

Тоесть если я снимаю на выходе 1 А, то на входе батарейка отдает больший ток с учетом КПД?

Указанной батарейки для металки с 3-мя сервами, думаю будет достаточно. И 500-600 мАч она отдаст, а это 2-3 часа в небе.

С ув. Виктор.

tumbzik

Кпд преобразователей считается так КПД=(Pout/Pin)*100%. В случае хорошего линейного преобразователя и 2S Lipo имеем примерно (5/7.4)*100%(т.е Uout/Uin т.к I у него и один и на входе и на выходе), т.е 67% примерно. “хорошесть” повышающего преобразователя определяется в первую очередь его кпд на низких входных напряжениях. В силу того, что вы изначально выбираете “плохую” по внутреннему сопротивлению батарейку - напряжение под нагрузку у вас на ней будет постоянно “проседать”, тем самым вы все время будете загонять преобразователь в наиболее трудный для него режим работы. Когда китайцы пишут в спецификации на преобразователь формулировку “up to 1.5A” они обычно подразумевают то, что это выходной ток который можно получить при входном напряжении равном или даже чуточку бОльшем чем выходное, иначе говоря по сути они указывают не выходной ток преобразователя, а так называемый ток ключа.

Покажу на примере очень даже неплохого синхронного преобразователя:
www.ti.com/lit/ds/symlink/tps61200.pdf
Толковый производитель чипа указывает в спецификации:
“600 mA Output Current at 5 V (VIN ≥ 3 V)”
Смотрим таблицу допустимых токов ключа преобразователя и видим:
“ILIM average inductor current limit at3V3 1350ma”, т.е нормальный производитель чипа указывает прямо, что выходной ток по 5 вольтам, при 3в на входе более чем в два раза меньше, чем номинальный ток ключа преобразователя.

У китайцев же манера указывать в качества макс тока ток в абсолютно идеальных условиях. Т.е указывают именно ток ключа.

Про КПД преобразователя по вашей ссылке по-моему мнению не будет превышать 80% в идеальных условиях, а с вашей батарей он и выше 70 не поднимется, т.е выигрыша по КПД применение импульсника вам не даст. Получается шум ради шума.

Lyury
vikar:

Важно. Данный аккум иммет схему защиты от переразряда и перезаряда, конечно его нужно снять

Как - то вы категорично заявили…😃 Было бы интересно, а как на самом деле работает защита? Вы ведь практически проверяете работу преобразователя…😃

tumbzik

Практически она работает на отсечку, по overcurrent, overvoltage, undevoltage. В данном применении ее действительно логично снять, т.к вроде бы предложенные преобразователь иметь low battery detection, и сам вырубается при низком уровне напряжения на входе. Если ее не снимать есть все шансы попасть в ситуацию когда циклически будет включться - выключаться схема защиты(дернул машинки, сработала защита от перегрузки по току, пауза, защита отключилась, машинки дернулись, сработала защита и по кругу…)

overcurrent защита бывает реализована двумя способами:

  1. при перегрузке вырубается и не врубается пока не отключишь нагрузку совсем(по сути схема защиты переходит в режим ограничения тока на величине сотни микроампер и пока ток есть она работает, т.е обрыв цепи в нагрузке для возобновления работы тут обязателен)
  2. при перегрузке вырубается и врубается спустя некий период времени…
Lyury
tumbzik:

Практически она работает на отсечку, по overcurrent, overvoltage, undevoltage.

Ну и что Вам мешает посмотреть, как будет работать защита на борту (на земле конечно? Вдруг все не так…фатально?😃

vikar

у и что Вам мешает посмотреть, как будет работать защита

А зачем? Ради спортивного интереса? Лень.
Она нужна там, где нет иных способов контроля, чтобы не убить батарейку, например в фонарике. А на модели это “лишнее звено”. У меня, например, есть телеметрия.

Вот эта “таблетка”.

С ув. Виктор.

pavel_eburg

Может конечно мне везет )). Летаю на акценте2, с самого начала купил машинки даймонд 7,4В, и вот такую батарейку (не реклама) hobbytek.ru/…/akkumuljatornaja-batareja-dualsky-xp…
вес маленький, заражается быстро. Засекал время при котором напряжение начинало падать до 6,0В оно составило примерно 4-5 часов ,это с учетом забросов. Втыкал прямо в хайтековский приемник на прямую ,ничего не греется и не горит .
Заметил еще одну вещь, литиевые батарейки очень долго держат вольтаж а потом он резко начинает падать , дак вот я бы задумался когда когда напряжение понизится до той отметки когда ваш бустер уже не сможет ничего повышать . Хотя каждому свое)))

Мурад
vikar:

А зачем? Ради спортивного интереса? Лень.
Она нужна там, где нет иных способов контроля, чтобы не убить батарейку, например в фонарике. А на модели это “лишнее звено”. У меня, например, есть телеметрия.

Вот эта “таблетка”.

С ув. Виктор.

Берите этот борт shread-rc.com/?page_id=489
Отлично работает. Легкий.
Имеет кучу доп. Функций и индикаций на борту.
Плюс встроенный зарядник.
Сам на таких летаю на металках.
Подробности спросите у tumbzikа.

MihaD

Это понятно. У знакомого на металке НК-овый преобразователь, пока доволен.

vikar

Всем доброе утро.
Ребята, Вы все правы! Можно взять липольку 250 мАч (мне ее мало), можно взять Мишино СМАРТЛИПО (только за эту цену я купил металку Кобру с машинками 😃 ). Можно взять преобразователь с ХК ( у меня такой был, я правда его долго не тестил, но мне он показался очень хлипким и хилым, чисто субъективно 😃 ). Можно пользовать все что угодно!!! И все, при трезвой голове, будет работать!
Я не прошу здесь советов по питанию. Я лишь написал, то что попробовал. Узнал более глубоко принципы работы повышалок (Миша, спасибо). Я точно знаю что 500-600 мАч на 3-х машинках оно мне отдаст. Учитывая вес и габариты это то что мне нужно. Телеметрия (FrSky) позволит не дожидаться полного отрубания борта.
Кто здесь нашел что-то полезное, я рад, кто ничего не нашел - тож не проблемма. 😃
Всем безпроблемного бортового питания! 😉

С ув. Виктор.

tumbzik
Lyury:

Ну и что Вам мешает посмотреть, как будет работать защита на борту (на земле конечно? Вдруг все не так…фатально?😃

Если вопрос ко мне, то отвечу - я пробовал=) И описал как работают разные варианты защиты исходя из своего опыта)