Леер F3J/F3B - мифы и реальность
Суть тех лееров которые используют наши спортсмены заключается не в возможности растяжки леера, а в его возможности очень быстро и сильно сжиматься.
Краткая пред история, один спортсмен (фамилию к сожалению не запомнил) работая в голландской конторе которая производит различные полимеры лески и т.п. разработал формулу которая заставляет леер очень сильно сжиматься, приехав на чемпионат Европы со своими леерами он очень легко взял чемпиона Европы в F3B, а там очень важна высота взлета.
Планер запускается следующим образом, натягивается леер, в таком состоянии леера планер поднимается на высоту, далее за счет лебедки он разгоняется, затем дается слабина лееру и он начинает активно сжиматься и за счет этого сжатия и происходит высокий старт.
Факты, ранние использовались лебедки мощностью 8 кВт и планер забрасывался на высоту 200-250 метров, сейчас (при этих леерах) мощность лебедки 1,6 кВт планер забрасывается на высоту 300-350 метров.
как бы так, стоит Японский леер 400м. 1500руб.
Спасибо, конечно…)) Но ничего конкретного и убедительного. И даже весьма противоречиво, я бы сказал.Говорите, растяжка леера не суть? А что же тогда будет
очень быстро и сильно сжиматься?
Технику взлета мы все хорошо знаем, а для того, чтобы “взять” чемпиона Европы, одной высоты, поверьте, никак не хватит). 😁 Потребуется еще много чего важного. А в те времена, когда лебедки были без ограничений, полимеры тоже имели другое качество, чем сейчас, Ничто не стоит на месте. Ну и насчет 200 метров на 8 квт лебедке Вы сильно поскромничали. При расстоянии до блока 200 метров даже на нетянущейся веревке можно забросить выше…
Другого и быть не могло
одной высоты, поверьте, никак не хватит
в F3B в упражнениях скорость и дальность определяющий роль играет высота взлета и баста.
Данную историю мне рассказал один из ведущих планеристов России, а им эксперименты не когда делать им в соревнованиях надо участвовать.
Удачи
в F3B в упражнениях скорость и дальность определяющий роль играет высота взлета и баста.
Аха…баста)) То есть, техника пилотирования, в скорости особенно, и нафик не нужна, так? Историю про леер, он же леска, мне рассказывал один из ведущих пилотов Японии, финалист чемпионата Мира. Не только рассказывал, а и попробовать дал. Какому из этих ведущих будем верить? Пока только слова с обеих сторон, фактов нет. А насчет времени - как же загадочный голландец нашел время для химических экспериментов, да еще и умудрился чемпиона “взять” ?😁
Данную историю мне рассказал один из ведущих планеристов России
О, так это и есть Ваш исчерпывающий ответ? Круто…Истории, Алексей - это как у рыбаков, главное руки пошире расставить)) Я пока пытаюсь уговорить кого-то предоставить факты. Мои факты, пусть и косвенные - это известные характеристики лесок, отлично подходящие для планерного спорта. Я их приводил здесь, если Вы читали. Плюс к этому - личное использование. Может, и не густо, но что Вы можете еще сказать, кроме историй?
“Полосатик” 30 марта выехал из Арубы. Ждем,с
Поскольку тема леерная, будет к месту привести слова очень грамотного и известного американского пилота Тома Кеслинга. Тут однажды был спор по этому поводу и у меня была примерна та же точка зрения, (не совпадающая с точкой зрения коронованых особ)) а именно…
"In my experience, I prefer lines that can quickly accelerate the model for F3J. The smallest size I use for J is 1.22 megaline or 1.28 speedline. From an optimized launch standpoint, I’m not sure that the effects of the stretch on the initial throw are all that important. A super thin and stretchy line is not going to accelerate the model quickly. It also will require a longer distance to reach the same velocity (ie lower altitude) as a thicker stiffer line. Where I think the stiffer line is a big benefit is during the acceleration phase of the zoom.
Иными словами, пресловутый параметр толщины и большего коэффициента растяжения леера как раз не всегда плюс…Особенно это заметно при штилевой погоде. Я сам замечал, летая с тонких и мягких лееров в такую погоду, что даже на вытянутом предварительно леере кони не успевают “подхватить” планер", они роют землю, ускоряясь, но есть фаза провала в наборе скорости планером. Стал использовать более жесткие леера и ситуация заметно улучшилась. Конечно, справедливости ради надо сказать, что тактичный Кеслинг добавляет, что это его личная точка зрения относительно стартов именно в F3J…))
Наконец, пару слов от Джо Вуртса по поводу замачивания веревок: "Moisture is a large factor. Some lines benefit, and some lines lose beneficial characteristics with moisture. Due to the hydroscopic characteristics of nylon, mono lines have a decided reaction to moisture. The stress/strain characteristics are strongly influenced by moisture.
Оно как бы так и есть
вот тут таблица выбоа лееров
www.fas-f3b.narod.ru/f3b/f3b_line.htm
Таблица эта - лишь соотношение заявленной прочности леера к предполагаемой нагрузке, в зависимости от силы ветра, но не тактическое наставление. То, о чем говорил Кеслинг, подразумевает совершенно другое.
вот тут таблица выбоа лееров
Ну таблицу тиснули с емс-веги, правда там она дополнена еще парой таблиц, комментариями и простенькими формулками для понимания. Так что просто по таблице леер выбирать не стал бы (нужно еще учесть мощь лебедки и диаметр барабана) ну это типа что-бы не порвать леер и не таскать лишку.
То, о чем говорил Кеслинг, подразумевает совершенно другое.
Вот опыт - его не пропьешь.
А мой полосатик еще едет - через Голландию (?). Так что испытаний пока нет 😦
А мой полосатик еще едет - через Голландию
Лишь бы он не накурился там чего…))
Вот опыт - его не пропьешь.
Минимальная толщина леера, который использует Кеслинг - 1.22-1.28, независимо от погоды. Как-то ведь он пришел к этому…)) По его мнению, более толстый и жесткий леер быстрее отдает свою энергию, чем мягкий и тонкий. Так что вполне возможно, критерий выбора “тоньше и мягче” не совсем верный, хотя это всего лишь чьи-то личные предпочтения. Но когда об этом говорит человек опытный, стоит по крайней мере попробовать.
1.22-1.28, независимо от погоды
У меня лежит веговский мега-лайн 1.22, чуть поля подсохнут - попробую.
Ну что. Леер приехал, который “полосатик”. К продавцу сайбея претензий никаких.
Теперь собственно о леере: выглядит прикольно, но эта его прикольность с моей точки зрения есть недостаток - в траве видно очень плохо. Наверное для рыбалки это хорошо, а вот для леталки не очень. Второй минус - про него обязательно скажут спортсмены. Для соревнований не годится ибо тянется как резинка “венгерка”. Дабы не быть голословным Вот видео. Сами понимаете при такой вытяжке судьи просто порвут как тузик грелку (с).
Теперь о хорошем - мне леер понравился. Старты получились просто прелесть. А учитывая удельную стоимость - 1 рубль 50 копеек за метр (Мегалайн - около 9 рублей за метр) то для “полетать дома” очень даже приятственно.
А вот для соревнования буду заказывать Мегалайн 😦 - жаба уже тянет свои гнусные лапки…
Дмитрий, спасибо за информацию. Собственно, для меня тут новостей нет, я давно пользуюсь. Что касается недостатков, то все очень условно. Цвет не решающий фактор. А по растяжению - не забывайте, что тянули вы метров 400, наверно? Судя по лебедке… Так вот: я легко вытягиваю 150-метровый японский “леер” метров на 8. Так что 20м вытяжки на 400-метровом - никаких сюрпризов.
Для соревнований такой леер отлично подходит. Хотя Том Кеслинг иного мнения, а вот Вуртс имеет прямо противоположное. Считает, что леер должен сильно тянуться. Так что каждый сам себе выбирает методу и оборудование. Полетайте, попробуйте в разных условиях. Вы же сами остались очень довольным стартами, так ведь? 😁
Старты получились просто прелесть.
Так почему же для соревнований это не подходит?!
Сами понимаете при такой вытяжке судьи просто порвут как тузик грелку (с).
Никого судьи не порвут, если порезать леер правильно и не дать судьям шанса…))) Речь о ручной буксировке, разумеется. А с лебедкой вообще не вижу повода для беспокойства. Мы используем и “полетать дома” и на соревнованиях.
что тянули вы метров 400, наверно
Нет тянули именно кусок 150х150 (от лебедки до блока 150 и обратно столько же)
Никого судьи не порвут, если порезать леер правильно и не дать судьям шанса…)))
Ну наверное я слегка погорячился и возможно если рубануть кусок метров 100-120, то и “не порвут”. А вот вытяжка дает интересный результат, даже при “срыве” с леера удалось немного “подпрыгнуть”.
Нет тянули именно кусок 150х150 (от лебедки до блока 150 и обратно столько же)
Ну это суть мало меняет)) Пусть будет 300 метров… Все равно растяжение отличное. Длину леера меряют под нагрузкой всего лишь 5 кг. Много вы его растянете? )) Вот и замерьте 150 м кусок под нагрузкой 5 кг. Получите, грубо говоря, метров 143 чистого размера без нагрузки. Еще метр - полтора можно скинуть на остаточную деформацию. Ну так обычно леера такими и делают. Растянув перед стартом, отлично попадаете в стартовый коридор. Теперь прикиньте, что с таким леером будет под стартовой нагрузкой в 70-80 кг и какие преимущества это сулит…
Мягкий и тянущийся леер мне не очень подошел лишь в штилевую погоду, хотя я , возможно, и не умею еще правильно этим пользоваться. Во всех остальных случаях - просто бомба. Пробуйте!)))
Российские правила проведения соревнований
в классе моделей F3J
5.6.8.7. Леера
b) Длина леера не должна быть более 150 метров под нагрузкой 2 кг.
Сделайте себе 149 метров под нагрузкой и летайте на здоровье.
У Мегалайна процент вытяжки тоже приличный - 42% и в жаркую погоду он еще долго собирается до кучи. Перед стартом для вытяжки подматывается 5-10 метров в зависимости от температуры.
А вот для соревнования буду заказывать Мегалайн
Так что не спешите, Дмитрий! Есть большая вероятность, что Ваш новый леер окажется ничем не хуже. Вполне возможно, что и получше…😉😛
Тут другая вешь просматривается.
По новым правилам для 3Джи от лебедки до блока должно быть 150 м веревки, а она изнашивается об траву и т.д. быстрее лески, но стоит не меньше - 5 р/метр.
Но в любом случае с лебедкой тренироваться удобно.
Странно… Капроновый шнур по моему вообще бессмертная вещь… Я думаю что попался из полиэфирных волокон. Он на истирание раз в 10 хуже… Да и по прочности то же лажа. В Москве есть Экстрим центр на Речном Вокзале. Там продается фал для аквалангистов с арамидным ядром. При диаметре 2 мм на нем слона повесить можно) и оболочка из нейлона( 66 па) ее и внуки не изотрут))) сколько стоит- не помню. Как скажет Леха- пьяный был)
Капроновый шнур по моему вообще бессмертная вещь…
Сезон покажет.
Просто на поле как ни старайся, а от сухой травы, камешков и т.д. никуда не денешься.
Полетаем, посмотрим, поделимся впечатлениями.
Мы используем какой-то капроновый шнур, из обычного магазина. Но что сие конкретно - фиг его знает. Никакими специальными или напраленными поисками не озадачивались, берем, что есть. Диаметр около 3 мм, работает уже сезона три-четыре, видимых повреждений нет. Правда, сказать стоит, что условия идеальные - мягкая трава.