Планер класса Combat Warbirds-Jets
Виктор, а насколько популярен у Вас этот класс планеров? По журналам и фоткам их делают почти массово. И где нибудь на чертежи таки реально летающих планеров посмотреть можно?
К сожалению ,местная публика предпочитает покупать, чем делать руками… Ну а мне ,как “копиисту в прошлой жизни” это -отдушина! Тем более ,что трудоёмкость изготовления небольшая. Чертежами пользуюсь самолётов , несколько коректируя их не в ущерб узнавания.Например у Як-25РВ увеличил на 1/4 хорду крыла , а площадь стабилизатора - в 2 раза, уж очень он у прототипа маленький да и плечо короткое. Что бы развеять сомнения ,первые полёты совершал в виде “полуфабриката” ,когда исправить проще .На “Фуге” это пригодилось -увеличил плечо и угол атаки Г.О. Профиль крыла SELIG 3021.Элероны во всё крыло, руля направления нет.
К сожалению ,местная публика предпочитает покупать, чем делать руками… Ну а мне ,как “копиисту в прошлой жизни” это -отдушина! Тем более ,что трудоёмкость изготовления небольшая. Чертежами пользуюсь самолётов , несколько коректируя их не в ущерб узнавания.Например у Як-25РВ увеличил на 1/4 хорду крыла , а площадь стабилизатора - в 2 раза, уж очень он у прототипа маленький да и плечо короткое. Что бы развеять сомнения ,первые полёты совершал в виде “полуфабриката” ,когда исправить проще .На “Фуге” это пригодилось -увеличил плечо и угол атаки Г.О. Профиль крыла SELIG 3021.Элероны во всё крыло, руля направления нет.
Может подробнее про полёты планеров в динамике? Какой ветер для этого нужен(минимальный)? Почему на Вашей модели применили профиль SELIG3021? Есть ли для этого типа планеров какие-то особые требования?
Спасибо.
Теорию полётов в динаме можно найти в Сети , я в этом не силён 😃 От себя опишу наши условия для полётов достаточно тяжёлых (до >35гр./дм2) копий: протяжённый склон 30–45* с плоской вершиной и ,желательно, без построек и деревьев основанием и высотой 20-30м(выше лучше). Неровности склона создают свои вихри ,ныряние в которые имеет свою прелесть 😲 Второе ,ровный стабильный ветер ,желательно “прямо в лоб” ,2-3м.сек для лёгких моделей до 25гр/дм2, и 5-8 м.сек для “тяжёлых”.При более сильном ветре полёт превращается в висение на одном месте или дрейф боком , 😵 Модели могут быть самые разные ,от учебных до чемпионатных, нолучше,конечно, пилотажные для динамы с профилями RG-15 ,MH30 ,Selig-3021.Tак как полёт проходит в турбулентной атмосфере ,нужны развитые рулевые поверхности,элероны по всему крылу. Очень подходят летающие крылья типа TORO-ZAGI , а так же прямые крылышки из ЕРР (я делаю из пенопласта) с S -образным профилем EPPLER 186 .Центровка 18 % САХ
Завидуем, у вас бриз каждый день. Пляж, идеально для динамы.
Попробовал сегодня приобщиться к “динамистам” (динамщикам?).
Крылышко типа ТОРО не пошло - сильно бешеная эта летающая табуретка, хотя определенная прелесть есть. А вот второй агрегат -
Планер а-ля minitoons, но крылья из потолочки и профиль плосковыпуклый + 2 половинки 60-сантиметровой линейки по бокам фюзеляжа, оперение - коропласт, hs81х2, элероны+руль высоты, 120 см размах, 67 см длина, 540 грамм… - другое дело!
Склон над рекой градусов 20, метров 300, дальше деревья и собственно река, за спиной - тещина дача…
Море адреналина!!! Практически не нужна резинка - швыряешь как булыжник, и вперед, … до очередной встречи с планетой…
Вопросы: 1. Задняя центровка - в турбулентностях дико неустойчив, передняя - летит как копье… каков оптимум. 2. Посоветуйте крепление киля - при ударах ломает уголок из пластиковых монтажных коробов… не из дюраля же ему уголки делать в самом деле…
Итог: рад и доволен как слон… жаль только ветер в основном вдоль склона (вдоль реки то бишь), лавировать галсами напряжно…
Попробовал сегодня приобщиться к “динамистам” (динамщикам?).
Я сейчас тоже осваиваю это направление. Где-то недели полторы назад сваял что-то типа Alula. Крыло, правда, сделал наборное из бальзы, да и все остальное тоже 😃 только киль из потолочки. Размах и хорду несколько увеличил, но это не спасло от возрастания нагрузки на крыло с 8 гр./дм.кв. до где-то 15-17 гр./дм.кв., это оказалось норамальным для ветра 5-6 м/сек.
До этого летал на электричках… но захотелось новых ощущений… потому и решил попробовать этот планерок. Благо, что Нижний Новгород стоит на высоком берегу Волги.
Как показали первые полеты, мои ожидания от полетов в динаме полностью оправдались. Довольно сильные переживания испытываешь, когда отпускаешь с легким толчком самолет в “пропасть” а он “вопреки” всем законам природы не то что не падает, а еще и вверх взмывает 😃
А чего стоит адреналин, когда приходиться выкладываться на все 100% в своих пилотажных умениях, чтобы планер не вылетал из динамы и удерживал уровень полета, при этом избегая падения на склон и столкновения с деревьями! Не знаю как у других пилотов, опыта полетов у меня пока довольно мало, меньше полугода, но за себя я могу сказать точно, что такого “экстрима” в моторном полете я не испытывал. Причем если на моторных самолетах у меня был период привыкания к новым самолетам и после нескольких полетов ощущения начинали “затухать” и становилось довольно скучно летать, то здесь каждый полет как Первый.
В общем если есть возможность, то я рекомендую попробовать … тем более что аппаратуру можно снять и с моторного самолета. И самое главное не нужно париться по поводу двигателя, за него эту роль играет сама природа.
Дмитрий.
…Я сейчас тоже осваиваю это направление. Где-то недели полторы назад сваял что-то типа Alula. Крыло, правда, сделал наборное из бальзы, да и все остальное тоже 😃 только киль из потолочки. Размах и хорду несколько увеличил, но это не спасло от возрастания нагрузки на крыло с 8 гр./дм.кв. до где-то 15-17 гр./дм.кв., это оказалось норамальным для ветра 5-6 м/сек.
Дмитрий.
Будем благодарны за помощь и советы сделавшего уже ЭТО! Меня в строительстве АЛУЛЫ загрузка сильно отбросила назад. Поделитесь чертежами, пожалуйста! Какой профиль использовался, как он себя зарекомендовал??? Какой размах, какая хорда?
Будем благодарны за помощь и советы сделавшего уже ЭТО! Меня в строительстве АЛУЛЫ загрузка сильно отбросила назад. Поделитесь чертежами, пожалуйста! Какой профиль использовался, как он себя зарекомендовал??? Какой размах, какая хорда?
Добрый день!
Чертежи постараюсь привести в божеский вид, т.к. делал многое на “коленке” по месту. Как сделаю обязательно поделюсь. Я думаю это может занять порядка недели, может меньше.
По поводу самого аппарата: все кроме киля - бальса, киль - потолочка.
хорда корневая 228 + 65 (закрылок), концевая 114 + 35 (элерон)
размах 960
полетный вес в пределах 300 гр., т.е нагрузка 15-17, в оригинале 8 гр./кв.дм.
профиль корневой SM8516m (8,5%), концевой SM8516m-mod (11,5%)
Для того чтобы выдержать рекомендуемую центровку (26 мм от передней кромки для 960 мм размаха) пришлось довольно сильно вытянуть нос фюзеляжа и поместить туда аккумулятор. Хотя вероятно что данная центровка для используемого профиля не является оптимальной, надо будет еще поэксперементировать.
Затем, при тестовых полетах, пришлось триммировать закрылки/элероны вверх (порядка 5 градусов). Видимо, лучше сразу использовать S образные профили. При программировании аппаратуры поставил микшеры на элероны, т.е. при отклонении закрылков слегка отклоняются и элероны в ту же сторону что и закрылки.
По полету могу сказать, что чем сильнее ветер, тем легче пилотирвание и меньше нервов. Видимо сказывается довольно большая нагрузка, хотя это палка о двух концах, по крайней мере не сдувает, летит уверенно.
Скорость сваливания довольно низкая, наблюдается эффект, что я до того вытягиваю (ручка на себя) аппарат при приземлении, что зачастую в нескольких сантиметрах от земли аппарат гасит скорость, “замирает” и практически вертикально, с очень малой горизонтальной скоростью, валится вниз.
В зависимости от изменения силы ветра (порывов) надо слегка подруливать закрылками, чтобы выдерживать угол атаки (скорость полета). Есть некотороая тенденция к задиранию носа, хотя пробовал тест определения правильности центровки Drella, вроде с центровкой порядок.
Полет “без ручек” пока не удается. Хотя по крену, благодаря ярко выраженному V крыла (6 град) аппарат довольно устойчив, что сказывается на плохом выполнении бочек.
В общем аппарат стоит попробовать, но легких в пилотировании полетов пообещать не могу. А вот то, что получите удовольствие - почти наверняка.
Дмитрий.
В догонку -несколько фото.
хорошая фота, самолетик имеет внушительный размерчик.
чет никак не срастается полЁтать ни с тезкой, ни с Вами.
динаму никак не могу обещать, долина, но компанию всегда, про субботам…
хорошая фота, самолетик имеет внушительный размерчик.
Да уж, размах -1,5 м.,хотелось что -то по солиднее ,тем более что у Як-25РВ крыло 22м!! Здесь ребята жалуются на нагрузку 17г/дм.,что тогда говорить о моих 32-х! Летаю только в “хороший” 😃 ветер .Рискнул оставить по -копийному отрицательное V крыла ,тем не мение устойчивость нормальная. Сейчас сделал следующий шаг - построил “электричку” по мотивам ТРИКОНа , пытаюсь осваивать пилотаж…
[/quote]
Будем благодарны за помощь и советы сделавшего уже ЭТО!
[/quote]
Вот, собственно, что получилось у меня - поругайте/посоветуйте что ли…
70 кб картинка
40 кб картинка
по мотивам eppconcept.free.fr/MiniToons.php
Добрый день всем пилотам!
Вот выкладываю видео полетушек a-la Alula в Нижнем Новгороде. 7 мая 2006г.
Погода была замечательная для полетов в динаме - ветер более 7 м/с, аппарат тянуло “как на моторе” … кое как смог посадить. Кроме шуток.
Было совершено 2 полета по 30 минут каждый с небольшим перерывом “на обед”. Уж больно напряжно оказалось летать … состояние после полетов как после двух часов покатушек на сноуборде.
Ну вот собственно видео. Формат AVI, помоему читается любым плеером. Правда 7 Мегов, я пробовал меньше ужать - смотреть невозможно, так что оставил такой размер.
Дмитрий.
PS Чертежи постараюсь доработать до конца недели.
очень красиво летает ваш апарат ,
что за профиль и какая нагрузка на крыло ?
вами проектированый ?
очень буду рад чертежам …
что за профиль и какая нагрузка на крыло ?
Я писал об этом в предыдущих сообщениях … 😒
Дмитрий.
Посмотрел видео. Кгасиво. Тока скорости мало. Я бы еще свинца туда запендюрил грамм сто-двести. Вот тогда бы ураган был 😃
Посмотрел видео. Кгасиво. Тока скорости мало. Я бы еще свинца туда запендюрил грамм сто-двести. Вот тогда бы ураган был 😃
Дык ведь пока опыта мало, да и потом я боюсь, что при таком догрузе он бы сыпался … нагрузка и так довольно большая … мне бы хотелось даже уменьшить ее.
Вчера вот ветерок был 3-5 м/с, и как следствие, полеты вчера незадались, максимум секунд 30-40 … вместо 30 минут 7-го 😦
Так что я считаю, что для нашей полосы надо легче делать. Ветер больше 7 м/с редко бывает.
Дмитрий.
ок , посмотрел ,
а из каких соображений выбирались имено эти профили ???
а крутка крыла присутствует ??
извеняюсь за такой напор вопросов ,
просто апарат инересный , хочется узнать чему он научил своего хозяина 😃))
Да ничему особенному не научил 😃 Было и есть желание летать без мотора. Увидел здесь планерок и решил первым делом для динамы сделать, т.к. по весу ограничений меньше, чем для термиков, да и не дорос я пока J-шные планера делать. Можно сказать, что учусь процессу изготовления, может что пригодится, когда буду паритель ваять. Хотя, я пока хочу еще что нибудь для динамы сделать, но с меньшей нагрузкой на крыло.
Чему я по-настоящему научился, это тому, что для хороших полетов надо “хороший” (достаточный для
конкретного экземпляра аппарата) ветер. Если ветра нет, то и выходить в полет смысла нет, нервы одни и разочарование. Но если уж ветер есть, то лови момент и летай до полного разряда аккумуляторов, если конечно здоровье позволит. Когда хороший ветер - тогда можно куражиться сколько душе угодно и как угодно.
Да, добавлю еще, что по-моему, не надо экономить на жесткости крыла, т.к. при выходе из пике на “горку”, я думаю нагрузки нешуточные возникают.
Профиль здесь посоветовали.
Но я думаю, что можно попробовать S-образный “тонкий” (около 8%), т.к. приходиться элероны и закрылки вверх “по умолчанию” задирать, чтобы камнем вниз не летел. Качество крыла от этого угла (задирания) сильно зависит. Но и слишком сильно задирать тоже нельзя, т.к. “лобовое” сопротивление (Cx) сильно возрастает, аппарат тормозит и сыпется. Поэтому и думаю что можно поэксперементировать с S-образным профилем, может там Cx меньше будет, а элероны/закрылки будут свои непосредственные обязанности выполнять.
Крутки нет, я незнаю как она может повлиять, поэтому не делал.
Может кто может подсказать влияние крутки на характер полета? Куда надо крутить? Вероятно она и поможет качество крыла увеличить? (под качеством я понимаю минимально возможную скорость снижения аппарата при стабильном полете)
Дмитрий.
вот обсуждение еше одного интересного апарата :
rcopen.com/forum/f94/topic39891
вот хороший обзор безмоментных профилей :
www.aerodesign.de/english/profile/profile_s.htm
А я вот какой планерок забабахал. Идея не моя содрал вот тут combatrc.free.fr/mpssyak.htm Облетал сегодня даже 😃 Ну так, летает, но теребует хрошей динамы. Надо что то делать пошустрее и полетучее:) Хотя в полете смотрится красиво =)