Первая металка

Бельчанин
asssa:

😆Мысли читаете или внушением занимаетесь, только что картошка была с салом и опятами маринованными, вот только боченка не хватало.
Стройка Манты мне уже никчему. Регулярно в небо поднимаю Стилетто, Старк и Бум. Бластер 3 продал подешевке интересующемуся товарищу и в нагрузку метровик подарил. Сборка профессионального планера, его настройка и облет удовольствие не меньшее чем процесс постройки самоделки. Сегодня поеду проверять что я наколдовал с миксами в аппаратуре. Советы давал профессиональный планерист, в смысле на настоящих летает и курсантов летчиков обучает. Тема про метелку, но следующая моя стройка Аллегро от Дреллы в электроварианте. Обшивка будет исключительно японка на эмалите.

Все гораздо интересней, Белоруссия родная мне, Витебская дивизия за спиной, год работы в Могилеве, и жена ласточка красавица из Могилева. Я как старый парапланерист, мото и без, могу предположить что Ваш инструктор планерист, максимум может Вам рассказать, где стоят термики, и по каким тригерам их определить, а вот насчёт миксов для метлы, у меня сомнения!

asssa

Он не только планерист, но и моделист к тому же. Он объясняет поведение планера в воздухе, свои действия и ответную реакцию самолета на них, в общем физику процесса, в смысле мелкие ньюансы не описанные в талмудах. Довольно познавательно. Где теримики искать, как свободник, сам ориентируюсь. А миксы это все уже потом головой додумываем. Ну нет в Бобруйске ни метальщиков ни жишников, старички наши (учителя в смысле) в мир иной отошли. Мы вот первые начинаем. Он себе Ирис F5j прикупил, а я в догонку Смайл F3k. Вдвоем веселее. В Минске, Гомеле и Лиде ребята летают в F5j и F3j, на старты за границу ездят, будем стараться подтянуться к ним.

Sereganike

Переделал элероны. Вышли по 27 гр на элерон. Много. Думал по чему? Основа - бальза 1мм, ребра жесткости - 3мм. Видимо 1мм бальза оказалась плотная и тяжелая. Жесткости и вправду за глаза. Думаю - стоит их облегчать или так оставить?
В итоге:
Крыло весит 145гр.
Элероны 55гр 2 шт. Т.е. Крыло в сборе без серв 200гр 😃 Все кирпич получается.
Хвостовое оперение 15гр.





max83_05
Sereganike:

Крыло в сборе без серв 200гр

так его еще обтянуть надо, ещё + 15-20г

Sereganike

Несмотря на вес вполне отлично летает 😃 Если понравится, следующая будет однозначно легче. Уже вижу где можно было сэкономить вес - это и зауживающиеся к законцовкам лонжероны, и нервюры достаточно из 2мм бальзы, а не из 3мм. И обшивать лобик вполне пошло бы 1мм бальзу и т.д. И элероны надо попробовать наборные. Хотя с ними вопрос спорный - читал про манту, что у нескольких человек наборные элероны от флаттера разорвало.
Виталий, подскажи пож-ста как ты делал фюзеляж, и по каким чертежам? Интересует также крепление крыла к балке, и крепление самой балки к фюзеляжу.
Купил удочку, обычную 4-х коленку, и поторопился - 2 колено отпилил, а можно было просто вытащить с другого конца. В итоге около 80мм самой толстой части балки оказались отпиленные. По длине хватает. Можно ли ее использовать, или надо новую?

Sereganike

И еще: из чего лучше сделать штырь для заброса? Пойдет из 2мм стеклотекстолита, или лучше алюминиевую трубку?

anm
Sereganike:

Пойдет из 2мм стеклотекстолита,

Пойдёт, всяко лучше трубки.

Бельчанин

Сергей, скажи для начала вес колена удочки? После этого есть смысл обсудить колено. Я покупал карбоновые самые дешёвые на птичьём рынке , вес клеблится от 15-20 грамм, диаметр у основания 10-15мм, в хвостовой части 8-10мм. Все работало!

По крюку, в первую очередь нужно сделать основание в крыле, на фото выше показано . в голую бальзу вклеивать нельзя, не выдержит. Для крюка я использовал карбоновую трубку диаметр 4мм, стенка, вроде 1,5 мм , работает, но пальцы стирает! Потом использовал пластину текстолита 2мм, тоже работает, и пальцы не сильно стирает. Не забывай что большой вес на крыле, приведет к утяжелению модели при балансировке. Крепление хвостовика к фюзу, есть тоже выше на фото. Крепление крыла, я к шпангоутам приклеивал площадки из фанеры 4мм, в площадки вклеивал буксы к которым прикручивал крыло

Обращаю внимание, если у тебя корневые нервюры слабые, продумай как их усилить в местах крепления крыла, большая вероятность что при бросках , жестких посадках, отверстия разобьются. У меня корневые нервюры из фанеры 4мм + пластиковые накладки на обшивке. Рекомендую посмотреть чертежи Дрелы, найдёшь там и установочные углы крыла и тд размеры фюза. Главное при проектировании фюза, учти размеры своих серв, акка и тд, все должно влезть и работать!

Sereganike

Вчера усилил место штыря, соединение половинок, и киль со стабилизатором в местах крепления стеклотканью на смоле. Был удивлен, сколько добавляет тонкое стекло 48г/м2 на смоле прочности. Приеду посмотрю что получилось, и замерю диаметры хвостовой балки.
По поводу носика фюзеляжа - нигде толковых чертежей не нашел. (или плохо ищу).
Наверное сделаю из стеклоткани. Чертеж по ходу придется самому набросать под свой акк и электронику. Какое крепление крыла лучше - на двух болтах, или на штыре в корне крыла и болта? Надежнее вроде со штырем.
Есть ли смысл заранее немного увеличить длину носа, чтобы потом не добавлять свинца в нос? Как это повлияет на заброс?

Бельчанин

По креплению крыла. Не нужно изобретать велосипед! Я на своей метле нос удлинял на 10 мм, но выход желательно искать в другом конце.

MxM
Sereganike:

Как это повлияет на заброс

никак. можно смело делать длиннее. какой там чертеж… не заморачивайся… лучше всего сделать гладкую коробочку из бальзы 3-5мм ошкурить и натянуть тонкую ткань типа органзы на аквалаке. стекло на смоле хрупкое а органза более прочная на разрыв.
такой носик уверенно держит несильное втыкание при посадке. главное машинки посадить на стеклотекстолитовую пластинку 1.5-2мм и её уже крепить к донышку. это увеличит жесткость и уберет возможные люфты. бальза хрупкая вещь.

или приезжай на соревнования. подарю фюз. подробности в личку

Sereganike

Максим, благодарю. Обязательно постараюсь приехать на соревнования в Кострому 06.06.2015. Надеюсь уже со своей металкой 😃

Sereganike

Балка - колено от 4-х метровой удочки. Обрезанная немного у корня. Длина почти метр. В корне диаметр 14мм, на расстоянии 800мм - 8мм. Весит 35гр, но это вес необрезанной по длине.
Итак, у стабилизатора вклеил бобышки из липы под болты и усилил немного стеклом. Вес добавился 2гр.

Немного облегчил крыло, но затем добрал этот же вес стеклом и штырем.
В корне крыла положил по полосе 0.2мм стекла.

Под болты крепления крыла будут вклеены пластмассовые или металлические трубочки.
На левую законцовку наложил один слой тонкого стекла, второй - 0.2мм, и еще 0.2мм небольшой кусочек. С 2-х сторон. Получилось очень прочно.
Теперь в этом месте можно будет еще облегчить законцовку, грамм 5-10 смахнуть вполне реально.
На противоположную законцовку тоже наложил слой 48гр/м2 стекла. Стала намного прочнее.
Врезал штырь. Вклеивать буду после оклейки пленкой.




Подержался за штырь. Приноравливался и так и сяк… Как ее кидают? неудобно же! Если только держать подушечками пальцев. Так вроде элерон должен мешать? Вызывает сомнения правильно ли врезал штырь, может надо было ближе к законцовке? От штыря до края кромки крыла 25мм.

MxM

Неудобно потому что форма законцовки неподходящая. положение штыря завязано на центр тяжести. я ставлю обычно максимально близко к элерону, не в ущерб прочности естественно. держат действительно как правило подушечками.

Sereganike

Вопрос за вопросом 😃)
Как лучше крепить крыло к балке? В оригинале усиливают балку углем, сверлят в ней отверстия и вклеивают штыри крепления крыла.
Мне не хочется так ослаблять балку. Стеклом сильно не усилишь, не уголь.
Думаю сделать отдельный пилон из липы, вклеить в него болты М4 и приклеить/примотать его к балке. Т.о. балка останется целой. Как такой вариант?

anm

Сверлить не надо, сильно ослабляет балку. На фотке из 106 поста хорошо сделано.

Бельчанин

Сергей, обрати внимание на задний шпангоут, от плоскости ложа для крыла до отверстия для хвостовой балки около 4ех мм,этой толщины хватает для вклеивания закладной с буксами к шпангоуты, не сверля хвостовую балку.

1 month later
Sereganike

Принимайте в ряды метальщиков 😃
Доделал я все таки свое чудо. Только не смейтесь, вес получился 550гр:)
Хвост тяжелый, поэтому в нос пришлось грузить аж целый обычный акк, весом 100гр.
Прочно все сделал, надежно, но очень тяжело. Когда большие модели строишь - там как то само собой легко получается, а тут вроде и борешься за вес, а все кирпич 😃 Ну да ладно, уже вижу где и как можно было облегчить. Ведь первая модель она для того и создана, чтобы понять как устроено, какие нагрузки держат - что называется их прочувствовать.
И все же летает маленько. Максимальный по продолжительности полет - секунд 40 наверное - это если модели поворотами не мешать. Высота заброса на уровне пятиэтажки, иногда может чуть выше. Логгер ставил, но данные еще не смотрел. По прямой хорошо летит, почти не снижаясь, а вот на поворотах заметно сливает высоту. Чувствуется избыточный вес.
Взлетный режим: элероны на 3-4мм вверх, руль высоты на 2 мм вниз, руль поворота на 4мм вправо.
В конце набора высоты, пока еще есть скорость, приходится давать руль высоты от себя, вниз - чтобы перейти в горизонт, одновременно включая режим парения.
Режим тормоза пока не настроил до конца - элероны опустил на 30 градусов, скомпенсировал рулем высоты. Оно конечно тормозит немного. Но иной раз думаешь - сейчас сядет, скорости нет - включишь режим тормоза, а она еще метров 30 с ним пролетит.

Зацепило. Первый день полтора часа на поле был. Сегодня два. Оторваться невозможно. Причем не известно что больше нравится - запускать, или управлять.
Если бы она еще и парила, я был бы в восторге.
Вот думаю - что дальше делать: такую же но полегче, или попытаться композитную?