Постройка метательного планера класса F1N

paulzp

Для постройки модели были выбраны чертежи неоднократного чемпиона мира Дамира Косира. Его модель номер двадцать девять имела цельнобальзовое крыло, в нашем случае замененное на пенопластовое.
Перед постройкой модели необходимо распечатать чертеж в масштабе один к одному. После распечатки вырезаем шаблоны пенопластовых деталей.
Для постройки необходимы следующие составляющие:

  1. Инструменты: линейка, нож, весы, ручка, наждачная бумага наклеенная на брусок, шаблоны.
  2. Материалы: пенопласт (потолочный, толщиной 4мм), клей циакриновый (Evotite CA460 или аналог, нерастворяющий пенопласт), бальзовая рейка, бальза для пилона, угленить.

    Изготовление крыла начинается с вырезания пенопластовой заготовки. Для этого берем шаблон, обводим его контур на пенопласте карандашом. Ножом вырезаем две половинки крыла. Стоит учитывать волокна материала, они должны быть вдоль крыла.
    Далее необходимо сделать разметку крыла, которая послужит для формирования профиля крыла. Отмечаем карандашом линию на расстоянии 12мм от передней кромки.
    После разметки ножом отрезаем переднюю часть профиля, обрабатываем наждачной бумагой.

    Следующий шаг – окантовка передней кромки угленитью. Есть несколько удобных способов:
    А) предварительно пропитанный циакрином жгут углеволокна приклеиваем к передней кромке;
    Б) прямо на передней кромке пропитываем угленить циакрином, одновременно приклеивая к передней кромке.

    Взвешиваем, так как итоговый вес модели должен быть 7-8 грамм, то следует сделать крыло весом не более пяти грамм. В нашем случае одна половика крыла, окантованная по передней кромке угленитью, весит 1,84 грамма.

    После того как окантовали крылья, приклеиваем лонжерон и усиления. Склеиваем половинки крыльев под углом, согласно чертежу.

    После того, как склеили две половинки, взвешиваем крыло и усиливаем дополнительно переднюю кромку и лонжерон.
    Когда крыло усилено, загибаем законцовки крыла, устанавливая их под одним углом, согласно чертежа. Крыло готово.

    Для фюзеляжа используем бальзовую рейку сечением 5*4мм, которая имеет сужение к концевой части 3*2мм. Обклеиваем рейку угленитью с четырёх сторон. Взвешиваем, вес фюзеляжа должен быть не более двух грамм.

    Для стабилизатора и киля можно использовать пенопласт толщиной 0,6мм. Вырезаем стабилизатор и киль с использованием шаблонов. После того как стабилизатор вырезан и обработан наждачной бумагой, приклеиваем лонжерон, выполненный из угленити пропитанной циакриновым клеем.
    Взвешиваем, расчетный вес должен быть не более 0,5 грамма.

    Приклеиваем стабилизатор к фюзеляжу, приклеиваем киль, заранее задав ему угол поворота.

    Для сборки модели необходима нужна еще одна деталь – пилон. Для изготовления пилона берем бальзу сечением пять на пять миллиметров. Придаем симметричный профиль пилону.

    Приклеиваем пилон к крылу.
    Перед приклеиванием крыла необходимо определить центр тяжести модели. Он должен совпадать с чертежом. Согласно чертежу размечем место приклейки пилона крыла. Приклеиваем крыло к фюзеляжу. Взвешиваем.

    Если положение центра тяжести модели не совпадает с чертежами, догружаем носовую часть модели до достижения расчетного значения.
    Итоговый вес модели не должен превышать восемь грамм.
    Фотографии готовой модели.

    Модели с крыльями с различной геометрией.

    При изготовлении модели были использованы технологии, которые позволяют построить модель планера класса F1N с использование материалов доступных для большинства моделистов. Однако для получения лучшего результата стоит использовать для крыла бальзу малой плотности, а для фюзеляжа карбоновую трубку переменного сечения.
    Модель рассчитана для запусков в зале первой категории, высотой до восьми метров.

DK_No_29_Plan.rar

karmann

Можно технические требования к этому классу моделей и кратенько Правила соревнований?

paulzp

Если кратко, то вот.
Планер класса F1N - это модель летательного аппарата для полетов в закрытых помещениях, запускаемая с руки, не имеющая силовой установки, подъёмная сила которой, возникает за счёт аэродинамических сил, воздействующих на поверхности, остающиеся неподвижными в полёте.
Все характеристики модели должны быть неизменными в течение полета, например: запрещены складывающиеся крылья.
Запуск планера производится с руки, участник должен находиться на поверхности земли (запрещается использование любых приспособлений, позволяющих участнику подняться над поверхностью земли), разрешается подпрыгивание.

paulzp

КЛАСС F1N – МЕТАТЕЛЬНЫЕ КОМНАТНЫЕ МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ

3.N.1. Определение:

Планер класса F1N - это модель летательного аппарата для полетов в закрытых помещениях, запускаемая с руки, не имеющая силовой установки, подъёмная сила которой, возникает за счёт аэродинамических сил, воздействующих на поверхности, остающиеся неподвижными в полёте.

3.N.2. Характеристики планеров – F1N:

Все характеристики модели должны быть неизменными в течение полета, например: запрещены складывающиеся крылья.

Количество моделей, которые может использовать один участник в соревнованиях – 3.

3.N.3. Количество полётов:

Каждый участник соревнований имеет право на 9 зачётных полётов.

3.N.4. Определение зачётного полёта:

а) Продолжительность полёта, зафиксированная хронометристами в первой попытке, если эта попытка не была неудачной согласно определению параграфа 3.N.5.

b) Продолжительность полёта, зафиксированная хронометристами во второй попытке. Если вторая попытка также была неудачной согласно параграфа 3.N.5. в качестве результата зачётного полёта записывается ноль.

3.N.5. Определение неудачной попытки:

Попытка классифицируется как неудачная, если планер был запущен, и произошло, по крайней мере, одно из перечисленных ниже событий. Если это случилось в первой попытке, то участник имеет право на вторую попытку.

а) При запуске или во время полёта модель столкнулась с человеком, за исключением самого участника запускавшего модель.

b) При запуске или во время полёта модель столкнулась с другой моделью.

3.N.6. Хронометраж полётов:

Время полетов должно фиксироваться двумя хронометристами с электронными секундомерами, имеющими цифровые дисплеи. Записывается их среднее время, округленное до десятых долей секунды в меньшую сторону. Если возникает ошибка показаний секундомеров у хронометристов, то организаторы совместно с судейской коллегией соревнований решают, какой результат признать правильным и указать в официальной ведомости, или предпринять какое-либо другое действие.

Из раздела 4b, параграфа В.13. только пункты.В.13.1. и.В.13.2… относятся к классу F1N.

Отсчет времени для каждого полёта начинается, когда модель отделяется от рук участника.

Хронометраж прекращается, если:

а) модель опускается на пол здания,

b) модель, касается каких-либо частей здания, или внутреннего оборудования, кроме пола, и её поступательное движение прекращается.

3.N.7. Распределение по занятым местам:

Для определения занятого участником места на соревнованиях берется сумма времени трех зачетных полетов. Если у двух и более участников результаты оказываются одинаковыми, то для определения занятого места берется четвертый лучший результат, и так далее, в случае дальнейшего совпадения результатов.

3.N.8. Запуск:

Запуск планера производится с руки, участник должен находиться на поверхности земли (запрещается использование любых приспособлений, позволяющих участнику подняться над поверхностью земли), разрешается подпрыгивание.

3.N.9. Категории высот потолков зданий:

При проведении соревнований и установлении рекордов принимаются во внимание следующие категории высот потолков:

I. — менее 8 метров ¬
II. — между 8 и 15 метрами
III. — между 15 и 30 метрами
IV. — выше 30 метров

Высота потолка определяется как расстояние по вертикали от уровня пола до наивысшей точки, где может быть описан круг диаметром 15 метров, не касающийся основных конструкций здания.

Taboo

Очень интересно!

На чертеже нарисован профиль в корне.
А какой профиль на ушках?

paulzp
Taboo:

Очень интересно!

На чертеже нарисован профиль в корне.
А какой профиль на ушках?

У меня на ушках, из-за маленькой толщины, получается почти плоский профиль

Taboo

Вы уже пробовали летать?
На таких моделях вся хитрость в крутках, которые на чертеже не указывают.

Вот, например, почему крыло в корне склеено только до середины? Значит ли это, что при старте крыло разгибается?
Не удивлюсь, если окажется, что разгибаются левая и правая консоль по разному, чтобы обеспечить прямолинейный взлёт.

paulzp
Taboo:

Вы уже пробовали летать?
На таких моделях вся хитрость в крутках, которые на чертеже не указывают.

Вот, например, почему крыло в корне склеено только до середины? Значит ли это, что при старте крыло разгибается?
Не удивлюсь, если окажется, что разгибаются левая и правая консоль по разному, чтобы обеспечить прямолинейный взлёт.

При старте на крыле задняя кромка должна разгибаться, что бы модель на старте летела прямолинейно.
Насчет того, что они не одинаково разгибаются, сомневаюсь. У каждого своя манера запуска.

Вот видео запусков F1n Damir Kosir

paulzp
max83_05:

а мне такой старт больше импонирует

Это другая категория зала и соответственно другие модели с другим запуском.

karmann
paulzp:

другие модели с другим запуском

Совершаются рекордные попытки

paulzp
karmann:

Совершаются рекордные попытки

Дело в высоте зала. В зале с высотой потолка восемь метров нет смысла в запуске за крыло. А в зале на последнем видео невозможно закинуть подругому максимально высоко.
Для каждой категории свои рекорды. В категории зала до восьми метров сейчас рекорд у Косира, с его запуском.

валера38
Taboo:

Вы уже пробовали летать?
На таких моделях вся хитрость в крутках, которые на чертеже не указывают.

Вот, например, почему крыло в корне склеено только до середины? Значит ли это, что при старте крыло разгибается?
Не удивлюсь, если окажется, что разгибаются левая и правая консоль по разному, чтобы обеспечить прямолинейный взлёт.

Эффеккт Бернули создаёт сгибание-разгибания профиля крыла вродибы…
Интересно на “уличных” металках кто пробывал?

karmann
валера38:

Эффеккт Бернули создаёт сгибание-разгибания профиля крыла вродибы…
Интересно на “уличных” металках кто пробывал?

Если и разгибает, то с таким профилем только в безветрие летать 😦
В реальных условиях соревнований такое редко встречается.

Taboo
валера38:

Интересно на “уличных” металках кто пробывал?

Все, кто как-то касались зальной и уличной швырялки, однозначно говорят, что это разные звери.

paulzp
Taboo:

Все, кто как-то касались зальной и уличной швырялки, однозначно говорят, что это разные звери.

Даже зальники принципиально отличаются в зависимости от высоты зала. Для высоты потолка менее 8 метров подходит модель описанная выше, для залов четвертой категории уже идут модели с жестким крылом, с другими профилями, с запуском за крыло.
Так что нельзя сравнивать зальные и уличные планера. Всё разное, схемы, профиля, материалы и др.