Тактика центрирования
Многое завистит от планера. Например на эстрелле в довольно сильный ветер и в пузыри тот-же Олег Лобов может позволить себе уйти в пузыре по ветру довольно на большое расстояние. Я на своем полуторогилограмовом чисто F3J планере себе такого позволить не могу, ибо просто не смогу вернуться обратно. Приходиться бороздить небо перед собой.
В общем от планера очень многое зависит.
ЗЫ Все выше сугубо мое личное мнение, прошу не пинать 😃
Да, Это я тоже заметил. На Графите (2300 грамм) можно уходить по ветру далеко, лишь бы с набором высоты. Потом включаешь “скорость” и быстренько назад против ветра.
А на Сопрано (1400 грамм) крыло без механизации и нагрузка вдвое меньше - далеко по ветру уходить нельзя - можно в приличный ветер не вернуться.
Не, Володь. Никаких секретов нет. Просто…чего обсуждать-то? Ну, выяснили, кто как центр потока находит. Потом, десятый раз повторю - поскольку ты летаешь по приборам, твоя тактика может (и будет) сильно отличаться от тактики других пилотов. Еще разве осталось что-то обсудить? 😃
Еще разве осталось что-то обсудить? 😃
Да мног чего, было бы желание.
Для себя я определяю оптимальный радиус спирали по набранной за два-три круга высоте. Есть потоки в которых чем уже спираль - тем быстрее подьем. А есть - наоборот. Эдакий широкий, но ровный поток. В нем лучше идти с минимальным креном по периметру.
Опять же пузыри - в приземном слое - да, лучше до окончания пузыря смотаться. А вот выше 200 метров можно смело ждать здесь же следующего пузыря. Ну, или рядом.
Обсуждать в тактике отработки потока много чего есть.
Только интерес к этому делу - слаб.
Как бы это на русский перевести ???
Вот еще вопрос про вкручивание в поток:
На моделях для начинающих часто для упрощения отработки виража замешивают канал элеронов в руль направления, так называемый комби-свич. Новичкам при этом легче делать правильный вираж, поскольку поначалу трудно рулить скоординированно по крену и по курсу одновременно.
Кто-нибудь использует такое микширование при выпаривании в потоке? И почему (да-нет)?
Вот еще вопрос про вкручивание в поток:
На моделях для начинающих часто для упрощения отработки виража замешивают канал элеронов в руль направления, так называемый комби-свич. Новичкам при этом легче делать правильный вираж, поскольку поначалу трудно рулить скоординированно по крену и по курсу одновременно.
Кто-нибудь использует такое микширование при выпаривании в потоке? И почему (да-нет)?
Я использую сейчас это микс постоянно, но в термике отключаю и управляю в ручную, т.к у меня комби-свич замикширован в одну сторону, для руления а потоке надо управлять элеронами в противовес рулю поворота, А использую я его из за того, чтобы уменьшить ход элеронов, т.к. на моих металках отдельный закрылок нет и профиль “портить” большими расходами,а также дифференциалом не хочется.
Вот еще вопрос про вкручивание в поток:
На моделях для начинающих часто для упрощения отработки виража замешивают канал элеронов в руль направления, так называемый комби-свич. Новичкам при этом легче делать правильный вираж, поскольку поначалу трудно рулить скоординированно по крену и по курсу одновременно.
Кто-нибудь использует такое микширование при выпаривании в потоке? И почему (да-нет)?
“Для начинающих”? Нет. Это делается всегда, независимо от степени подготовки пилота. Это стандартный микс, обходиться без которого приходилось только во времена старых немиксирующих систем управления (т.е. его приходилось выполнять руками). Есть, разумеется, люди, с большим налетом на таких старых системах, теперь заявляющие, что иим так “больше нравится” и они “так привыкли”. Это нормально. В общем же случае пытаться координировать обычный поворот вручную - странное и совершенно бессмысленное занятие.
Специальные ситуации - другое дело. В термальных поворотах “блинчиком” или при посадке с боковым ветром этот микс может мешать. Для этого его просто делают отключаемым отдельным выключателем. Хотя я последнее время все чаще вижу пилотов, которые в поворотах блинчиком предпочитают “компенсировать” микс не выключая его, т.е. вручную управляя рулем направления. Так тоже можно, хотя мне лично это кажется неестественным. Я предпочитаю пользоваться выключателем.
“Для начинающих”? Нет. Это делается всегда, независимо от степени подготовки пилота.
😁 Я бы не был столь радикален в оценках. Пока уже мнения разделились. Я лично этот микс никогда не использовал - ручками рулю.
Интересно, какие еще будут мнения?
Присоединюсь к Vovic относительно категоричности суждений.
“В общем же случае пытаться координировать обычный поворот вручную - странное и совершенно бессмысленное занятие”
Хотел бы я посмотреть на автоматическую компенсацию, при полете на полноразмерном планере, где и по шнурку и по “большим” приборам видно скольжение. Не возможно сделать такой микс универсальным.
Рулю тоже ручками. Пробовал микс. не понравилось. На его включение/выключение уходит время, за которое руки сами делают, что надо.
Микшером пользуюсь, он постоянно включен. Кроме режима скорости.
Хотел бы я посмотреть на автоматическую компенсацию, при полете на полноразмерном планере, где и по шнурку и по “большим” приборам видно скольжение. Не возможно сделать такой микс универсальным.
Не надо вольно домысливать чужие утверждения. Я ничего никогда не говорил о каком-то “универсальном” миксе. Активация микса никоим образом не подавляет управляемости канала руля направления с “палки”. Микс этот служит не более чем отправной точкой для руления в повороте, точно так же как нейтральное положений руля направления яаляется отправной точкой при отсутствии этого микса. С той только разницей, что правильно настроенный микс дает намного более естественную и разумную отправную точку. В том, собственно и заключается разница между опытным пилотом и новичком, что первый умеет грамотно настраивать этот микс (да и остальные миксы).
Я уже давно не видел пилотов, которые бы по какой-то причине не использовали этот микс. В регионах, где более совершенные радио являются слишком дорогими для того, чтобы быть массовыми, ситуация, разумеется, может быть другой. Но это уже к миксу, как таковому, никакого отношения не имеет.
Пробовал микс. не понравилось. На его включение/выключение уходит время, за которое руки сами делают, что надо.
Это тоже самое время, которое у человека, никогда не видевшего компьютера, уходит на поиск буквы “А” на клавиатуре. Т.е. просто отсутствие привычки. У пилота, который постоянно пользуется соответствующим выключателем на радио, времени на включение/выключение микса не уходит.
ну как он может быть все время включен когда руль поворота микшируется в том же направлении куда и элероны,а в термике элеронами работают в противоположном направлении, т.е происходит компенцация микса и расходы руля поворота сводятся на нет?
ну как он может быть все время включен когда руль поворота микшируется в том же направлении куда и элероны,а в термике элеронами работают в противоположном направлении, т.е происходит компенцация микса и расходы руля поворота сводятся на нет?
Вот это есть “категоричное утверждение”: “в термике элеронами работают в противоположном направлении”. Нет, в термике элеирнами не работают в противоположном направлении. В термике, как, впрочем, и всегда, элеронами работают так, как нужно в данной конкретной ситуации. Это зависит и от оптимальной для данного профиля термальной скорости, оптимального радиуса поворота, от угла диэдральности крыла и еще от массы факторов. Если некоторый планер оборудован элеронами и при этом [почти] всегда требует cross-control от элеронов в термике, то это означает только то, что кто-то сделал ошибку в дизайне данного планера, скорее всего сделав избыточно диэдральное крыло (прилепили на элеронный планер крыло от RE-планера). В нормальной же ситуации cross-control в термике - необходимость относительно редкая и весьма специфическая. В большинстве нормальных термальных планеров cross-control в термике не нужен в принципе. Это во-первых.
А во-вторых, aileron->rudder mix никогда не делается 100% по ампилитуде. Он сидит под 50%. Поэтому выборать полный ход руля направления только миксом все равно не удастся, т.е. палка этого руля все равно остается рабочей.
Тут еще можно добавить, что сама идея независимого использования руля направления в unpowered (как лучше сказать по-русски?) полете на любого человека, знакомого с основами управляемого полета, должна производить странное впечаление. Unpowered модель не может поворачивать засчет только “рыскания”, вызываемого рулем направления. Для повотота нужен крен. Нет крена - нет поворота. Единственный период, когда более-менее продуманнному планеру действительно может быть нужен независимый руль направления - это взлет на леере.
Мнение довольно компетентно. Я рад, Андрей, появлению на форуме еще одного приличного планериста. А то самолетчики нас уже кастой обзывают, чуть ли не закрытой сектой. 😒
В конкретном рассматриваемом вопросе многое, по-видимому, определяется национальной “школой” пилотажа. Вопрос про комби-свич бурно обсуждался недавно немцами на их форуме. Надо сказать - там мнения разделились примерно фифти-фифти.
Unpowered - это безмоторный полет.Угол дегидральности у нас принято называть просто углом поперечного V крыла. А Слоперу - мы еще не нашли приличного эквивалента. Сергеич вот предлагает называть их “горными” планерами. Но, как то не очень.
Теперь о крене в повороте. Когда выпаривается типовой термик - достаточно узкого сечения - без вопросов, нет крена - нет поворота. Но, к примеру, вечерний инверсный термик - оооочень широкого сечения мною выпаривается блинчиком, практически без крена, потому как он широкий - но слаааабенький.
Мне была интересна статистика юзания комби-свича у нас. Но - интересно пишут в основном “оттуда”. 😃
Теперь о крене в повороте. Когда выпаривается типовой термик - достаточно узкого сечения - без вопросов, нет крена - нет поворота. Но, к примеру, вечерний инверсный термик - оооочень широкого сечения мною выпаривается блинчиком, практически без крена, потому как он широкий - но слаааабенький.
Мне была интересна статистика юзания комби-свича у нас. Но - интересно пишут в основном “оттуда”. 😃
Вов, чегото не понял я. Если обкручиваете блинчиком, то откуда взяться той силе, за счёт которой происходит поворот?
Эта сила может возникнуть только за счёт скольжения. Получается Вы ставите планер раком работая элеронами и рулём в разные стороны, в результате чего возникает косое обтекание и разворот “блинчиком” Разве этот режим может быть выгодным?
Я, наоборот, рулём работают в обратную сторону спирали, для того, чтобы не возникало скольжение внутрь виража. Тоесть единственная задача руля в полёте - предотвращать скольжение. Насколько я знаю, на больших планерах тоже учят рулём “держать нитку”.
Я тут подумал чуток… Откуда может быть взаимное непонимание… И кажется, чего то доходит.
В общем так:
Для того, чтобы “держать нитку” , то бишь делать вираж без скольжения, нужно помогать планеру рулем направления. Это всем понятно. Степень подруливания сильно зависит от величины поперечного V крыла. С этим тоже все согласны.
Но - не только! Еще большее влияние на величину подруливания, и даже, возможно, знак подруливания, оказывает велечина дифференцирования элеронов. При больших значениях дифференцирования элеронов “держать нитку” можно вообще без руля направления. В этом случае, комби-свич может показаться абсолютно лишним. На своих планерах я ставлю около 50% дифференциальные элероны(т.е. отклонение элерона вверх вдвое больше, чем вниз). При небольшом V крыла - 2-3 градуса мне рулем приходится еле-еле подруливать. Собственно, величина дифференцирования элеронов и подбирается с тем, чтобы меньше использовать руль направления при кружении в потоке.
Может, здесь “собака порылась”?