Флаттер лопастей

hivolt

Собираю потихоньку планер пульсар 2.5Е планируемый взлетный вес около 1.5 кг поглядеть можно здесь www.espritmodel.com вес пустой 620гр на нем будет вот такая вот мотоустановка (фото) вес с планетаркой 156гр винт 13*7 батарея 6S2P 1350 мАч
итого 21В-22В -2700мач вес батареи около 420 гр. При потребляении тока 27А при 9200 оборотах вроде все весело но на полном газу начинают флаттерить лопасти издавая характерный гул с частотой около 400 гц то есть тысяч до 7.5 все в порядке а потом начинают резонировать, насколько я понимаю в полете обороты еще подрастут и резонировать начнет еще сильнее, боязно как то оно. Как с этим явлением боротся то мож знает кто ?

Lazy

А балансировал пропеллер ? Кроме того, хорошо бы проверить - не зажата ли в ступице одна из лопастей ?
Насчёт флаттера искренне сомневаюсь, что такое возможно при таком диаметре пропеллера.

hivolt

Лопасти не зажаты отбалансированы а звук как от оранжевого жвсного винта на высоких скоростях только потише.

Lazy

Аха…А ты пробовал согнуть эти лопасти пальцами ?

Мик

Сам с таким не сталкивался, но может дело в регуляторе? Объяснить толком не могу, почему, но может стоит попробовать просто другого типа, или по меньшей мере поиграться с таймингом. У хаккера ещё частота ШИМ меняется. Кстати зачем енто?

hivolt

Да лопасти гудят звук уж очень характерный нев первый раз слышу однако 😃 тут сказали что это в статике а вполете все в порядке должно быть.

Lazy

А как они гудят на поворотах…Уууууу

Sputnik
hivolt:

Как с этим явлением боротся то мож знает кто ?

Вероятно снижением оборотов, заменой редуктора или заменой лопастей на углепластиковые. Ведь на таких лопастях написано “не более 7000 об/мин”, так что они имеют полное право не то что звенеть, а вообще оторваться. Вдруг это действительно “первый звонок” перед тем как оторваться.

Concord
Sputnik:

Вероятно снижением оборотов, заменой редуктора или заменой лопастей на углепластиковые. Ведь на таких лопастях написано “не более 7000 об/мин”, так что они имеют полное право не то что звенеть, а вообще оторваться. Вдруг это действительно “первый звонок” перед тем как оторваться.

У меня такое было с нескладным винтом АРС 14х8. При определенных оборотах (примерно 80-90% от максимальных) наступал резкий (почти мгновенно) резонанс. Чуть из рук не вырвало модель. С другими винтами (например со складным Граупнером 14х9) этого не происходило.
www.efly.ru/articles/Uzi_Mono/Uzi_Mono.php

Free_Fly
hivolt:

Собираю потихоньку планер пульсар 2.5Е планируемый взлетный вес около 1.5 кг поглядеть можно здесь www.espritmodel.com вес пустой 620гр на нем будет вот такая вот мотоустановка (фото) вес с планетаркой 156гр винт 13*7 батарея 6S2P 1350 мАч
итого 21В-22В -2700мач вес батареи около 420 гр. При потребляении тока 27А при 9200 оборотах вроде все весело но на полном газу начинают флаттерить лопасти издавая характерный гул с частотой около 400 гц то есть тысяч до 7.5 все в порядке а потом начинают резонировать, насколько я понимаю в полете обороты еще подрастут и резонировать начнет еще сильнее, боязно как то оно. Как с этим явлением боротся то мож знает кто ?

Бороться единственным методом - угольными лопастями. У меня было точь-в точь как у вас, решил что фигня, оказалось нет - дрова.

Taboo

Как правильно заметил Concord, это не флатер, а резонанс.

  • Отбалансировать винт.
  • Проверить, достаточно ли жестко заклеплен мотор.
    … а летать с такой фичей нельзя.
hivolt
Taboo:

Как правильно заметил Concord, это не флатер, а резонанс.

А глубокомысленно 😃
а что такое флаттер ???
нету вибраций, во всяком случае заметных а есть звук корабельного гудка тока не очень громкий.

Печатник
hivolt:

А глубокомысленно 😃
а что такое флаттер ???
нету вибраций, во всяком случае заметных а есть звук корабельного гудка тока не очень громкий.

ФЛАТТЕР незатухающие упругие колебания частей самолета, главным образом крыла в полете, возникающие при достижении некоторой скорости, зависящей от характеристик данного самолета. Причиной флаттера обычно является несовпадение центров жесткости с центром давления и недостаточная жесткость конструкции крыла. Флаттер называют также самоколебаниями.

ЧИСЛО ОБОРОТОВ РЕЗОНАНСНОЕ число оборотов, при котором частоты собственных и вынужденных колебаний совпадают. Число оборотов резонансное называется также критическим числом оборотов.

Источник: Военно-авиационный словарь, Москва, Воениздат

hivolt

Фантастишно 😃
Но гудит не в узком диапазоне что наверное характерно для резонанса особенно для механического а в диапазоне примерно от 7.5тыщ до 9.2 . а самое главное хрен сней с терминологией как боротся с явлением то ???

Александр_А_Н

С резонансом борятся увеличением-уменьшением жесткости системы. Т.е. уводят критическую частоту от рабочей. При уменьшении жесткости гудеть будет на меньших оборотах:) Что естественно все равно нежелательно. Поэтому надо увеличивать жесткость. Тогда критическая частота уйдет за пределы рабочего диапазона и резонанса не будет. В такой сложной системе как мотоустановка-планер первое что пробовать это жестче лопасти. А также попытаться жестче закрепить двигатель. Но можно влететь так, что получится будет резонировать уже сам фюзеляж. Так что проблема весьма сложная. И решать экспериментом.

Dendy

Можно попробовать отстроиться от резонанса, например ввсести в систему элемент проглощающий энергию, если возможно лопасть закрепить в вилке через прокладочку из стеклотекстолита, или мотор подрессорить… Может стать хуже, а может помочь, это эксперимент. Например у некоторых вертолетов, чтобы избежать земного резонанса (вертолет на земле разрушается за 1,5-2 сек в мусор), применяют стойки шасси с очень большой энергоемкостью и длинной хода амортизатора (см Ка-26).
Кстати, Саш, а мотор уже на модели или на стенде? Т.к. если он на модели флатерит а на стенде нет, то надо мудрить как раз с жесткостью крепления мотоустановки (увеличивать или снижать). Если всегда флатерит, то или менять винт, или для начала посмотреть, а плотно ли лопасти сидят на осях, убрать люфты, может чуть вилку затянуть… Можно попробовать добавить чуток консистентной смазки в шарнир… Однозначного ответа боюсь нет.

hivolt

Там МПжетовский кок а в нем лопасти не затягиваютсяа оси фиксируются кромками кока. Попробую наверное поменять ступицу винта для начала.

edwards
Dendy:

… или для начала посмотреть, а плотно ли лопасти сидят на осях, убрать люфты, может чуть вилку затянуть…

Кстати о птичках (извините, что влезаю, просто тема схожая) Получил только что с aircraft-world складные лопасти aero-naut c чешским дюралевым коком. Несмотря на заявленный один размер оси фактически лопасть имеет сильный люфт, вызванный тем, что диаметр оси 2,95мм, а дырки на лопасти 3,12мм. В результате угол атаки лопасти ходит на величину +/-1град. Как с этим бороться или так летают? 😕

Sputnik

Как с этим явлением боротся то ?

Задумчиво так 😃 А зачем ей гудеть, если оно не пчела ? 😃
А не появляются ли вдруг на лопастях местные скачки уплотнения ?

Albert

Не, окружная скорость около 150 м/с, недостаточно.

TIgor

ничего умного дополниельно сказать нечего …
резонанс … гудит … менять жесткость …
возможно смена кока и ступицы все решит ,
возможно смена лопастей …

HiVolt напиши потом что же в итоге вылечило ??

jedi

я не рискну давать совет относительно лечения именно этого винта, но проскакивала информация от знакомых что складные граупнеровские винты не особо отличаются качеством… хотя утверждать не стану… не считаю причиной гула флаттер а думаю (ну вот мне так кажется) что это элементарный дисбаланс, либо угол одной из лопастей отличается от другой… совет таков - попробовать другой пропеллер… имхо иначе можно потерять аппарат… смущает возможность люфта в осях лопастей…