Maxi Oriole

Albert

Облетал наконец новый аппарат – Maxi Oriole. Это глубокая конверсия Robbe Golden Oriole. О постройке кое-что здесь .
Основная цель при создании – снижение нагрузки на крыло. После вставки центральной секции размах возрос с 1,8 до 2,3 м, площадь крыла увеличилась с 34,6 до 46,7 кв.дм (нагрузка на крыло соответственно 41 и 34 г/кв.дм). Дополнительная опция – интерцепторы.
Получились массы: консоли по 110, центроплан 170 (с РМ).
Силовую установку не менял (стоит 550-й коллекторный с редуктором 3:1, винт 16 х 16), заточена под прежнюю конфигурацию. Соответственно скороподъемность упала, по-видимому винт тяжелый для новой скорости полета. А может, батареи уже дохлые (NiMH)…
Первые впечатления: летит устойчиво, стал более инертным по крену (ранее были элероны по всему размаху). Так как пробовал настроить дифференцирование, оказалось, что расходы маловаты. Ручку приходилось давать вбок на полную, не так, как раньше.
Центровку сделал 29 %, вроде норма.
Поставил интерцепторы с предыдущего аппарата (размахом 2,8 м), два по 245 мм. Оказались чересчур эффективны: при выпуске следует клевок вниз, и планер начинает сыпаться с углом снижения более 30 гр. При заходе на посадку за пару секунд сбросил метров 15 высоты. Надо уменьшать (на четверть или треть).
Сделал полетов 5, ветер сильный, а скороподъемность не очень. В последнем полете уже при выравнивании на высоте около 1,5 м поймал сильный порыв. Планер поставило колом, потом падение и сильный удар коком. Поврежден центроплан.
После ремонта надо будет заняться силовой установкой. Одна батарея Li-Po на 3200 mAh уже куплена. Ох и стремно переходить на бесколлекторник: хоть и лучше, но пока все подберешь…

22 days later
Albert

Вчера облетал после ремонта. Попутно сделал следующее:

  1. Заменил двигатель на более свежий 550-й (“компрессия” заметно лучше).
  2. Уменьшил интерцепторы.
  3. Поставил батарею Li-Po на 3700 mAh. Чтобы сохранить центровку, пришлось закрепить ее довольно хитрым способом.
  4. Попробовал заклеить скотчем щели элеронов, но неудачно, убрал. Нужна полоска с не липкой средней частью.
  5. Увеличил расходы элеронов.
    Взлет порадовал, на этот раз энерговооруженность хорошая. Управляемость по крену получше, но все же несравнима с предыдущей.
    Удалось поймать проходившее облако, успел набрать больше 300 м, прежде чем облако ушло с поля. Снижение - с включением интерцепторов. На этот раз реакция адекватная.
    Сделал несколько полетов, прервался, чтобы не просадить Li-Po (регулятор для NiMH, индикатора разряда пока нет).
    Поставил старую батарею NiMH (хорошо заряжена Кокамом), и тут выяснил, почему в прошлый раз были проблемы. Не набрал и 40 м (тянуло похуже), как регулятор отрубил движок. Ну, померла так померла…
    Перед этим полетом повредил серву (при посадке сделал “циркуль”, зацепившись за кротовью кучу, их на поле до черта). Заменил, сделал полет с аварийной посадкой, а дальше…
    Сбили помехой. Анекдотичная ситуация. При посадке вдалеке обычно развлекаюсь: врубаю движок, насколько позволяет разряженная батарея и регулятор, швыряю модель и рулю к месту базирования. Перед полетом выждал, пока сядет человек с моей частотой, слетал, сел, возвращаюсь, делая подлет.
    В это время человек, увидев, что я сел аварийно, начинает готовить свою модель. Передатчик он включил, когда я был на высоте 3 м. Падение с креном…
    Поломки минимальные (лонжерон в крыле получился неубиенный), но, наверно, стоит усилить заднюю кромку в центроплане углепластиковой рейкой.

MUH

Очень интересно!
Какая в итоге площадь интерцепторов получилась?
Интерцепторы выпускаются одной стандартной сервой?
А убираются пружинкой?
LiPoли что-то уж очень намертво у вас закреплены, они же нежные 😉 не деформируются при посадке?

Albert
  1. Сейчас два интерцептора 18 х 180 мм.
  2. Привод - машинка класса “мини” (NARO MAX, 1,8 кг*см), этого достаточно.
  3. Уборка- пружиной через качалку. Вид кинематики можно найти по ссылке наверху.
  4. Хомут на батарее достаточно широкий, давление на батарею умеренное.

20 days later
Albert

Порадовался, что поставил интерцепторы.
В субботу пошли летать на поле неподалеку от ст. Бахчиванджи. Ветер сильный, 5-7 м/с, на поле уклон около 5 градусов. Взлетаю в расчете на динамик (попер как на лифте), и начинает бросать болтанка. Пока выровнялся, оказался на границе поля (дальше деревня). Никак не могу выгрести вперед (ветер сильнее на высоте), снижаться тоже не хочет (дашь ручку – идет вниз над деревней). Пришлось запустить движок, прополз вперед, как теперь вниз? Несколько раз выпускал интерцепторы, просаживаясь по 20-30 м с промежуточным выравниванием, кое-как сел.
Зато в понедельник замечательно отлетали в Монино. Погода – облака с дождями, изредка просветы.

В первом же полете налетал 17 минут, сел, чтобы проверить батарею Li-Po. (Поставил индикатор Graupner 4/7). Все еще крайний зеленый диод светит. Еще полет (под кромку облака), сосет, и тут Sputnik орет – тебя засасывает, уже на кромке облака. А перед полетом решил не использовать интерцепторы – один что-то до конца не убирался после выпуска. Пришлось попотеть, чтобы не разогнаться слишком.
Еще полет, замена батареи (вместо Gaupner 3200 mAh – такая же Dual Sky стоит 2100 р. вместо 3700, и на 2 г легче!).
Порадовал регулятор JETI 350C – отсечка на 6,3 В, прямо гора с плеч – можно не бояться просадить Li-Po ниже 6 В.
Последний полет в тот день – 21 мин, личный рекорд (не смеяться!). Несмотря на срывы, тенденция к штпору отсутствует, характеристики сваливания очень понравились. (При постройке по ошибке сделал чуть тупее носик профиля центроплана).

13 days later
Albert

Наконец-то что-то начало получаться. Уже несколько раз летал по полчаса. А сегодня вечером продержался 40 мин. (акк 3,2 Ач) на поле у Ярославского шоссе. Сначала спиралил с мелким креном, висел на нулях (как будто нечистая сила держит), потом перешел в другое место, поймал поток. Позже понял, что изменился ветер (градусов на 140), возник динамик над лесополосой. Ходил вдоль него, как по гребню холма. Было похоже на катание с горки: скатился и бегом к началу. Вот только скатываешься не вниз, а вверх. После полета был весь выжатый (жара), на вторую батарею сил не осталось…
(удаляется, горланя “Обнимая небо крепкими руками, летчик набирает высоту…”)

4 months later
Albert

Наконец-то купил бесколлекторник (AXI 2217/12) и регулятор хода. Понадобилась новая ступица винта, но в магазине нашелся только турбокок (с отверстием) диаметром 40, а у меня фюзеляж - 46 мм.
Сгоряча взял, расчитывая выломать ступицу и использовать старый кок. Стала грызть жаба (девайс не дешевый), решил извлечь из положения выгоду. Спроектировал вариант установки (взамен коллекторного 550-го).
P.S. На хвосте двигателя есть крепежные отверстия (при установке как оутраннер).
Возникла мысль - а не поставить ли туда мини-крыльчатку охлаждения (летать предполагается с винтами увеличенного диаметра)?

бауманец
Albert:

Наконец-то купил бесколлекторник (AXI 2217/12) и регулятор хода. Понадобилась новая ступица винта, но в магазине нашелся только турбокок (с отверстием) диаметром 40, а у меня фюзеляж - 46 мм.
Сгоряча взял, расчитывая выломать ступицу и использовать старый кок. Стала грызть жаба (девайс не дешевый), решил извлечь из положения выгоду. Спроектировал вариант установки (взамен коллекторного 550-го).
P.S. На хвосте двигателя есть крепежные отверстия (при установке как оутраннер).
Возникла мысль - а не поставить ли туда мини-крыльчатку охлаждения (летать предполагается с винтами увеличенного диаметра)?

Двиг этот классный!!! мой планер весом 600г взлетает вертикально и идет с набором высоты . использую 7 гидриров. ток 25ампер. винт 11*6. ну он на максимальном газу греется только после 1 минуты работы, да и крыльчатку некуда ставить. места нету. да и смысла не вижу. на планере двиг долго не работает. и ваще у меня охлаждения никакого нету. даже впереди отверстий нету.

6egemot

смотрите, чтобы провода не перетерло самим вращающимся корпусом моторчика.

перетрёт и коротнёт регулятор. будут дрова.

Albert

Будет прижимной хомут на провода.

Yago

[quote=Albert;385615]
Наконец-то купил бесколлекторник (AXI 2217/12)
Подскажите пожалуйста где вы купили такой моторчик?

1 month later
Albert

Собрал установку:

Немного ошибся - сделал все отверстия под крепление движка на одном радиусе. Но хватит и двух винтов. Нашел таблицу, у меня как раз были лопасти 12х6,5 :

По таблице должен был быть ток 27 А (раньше летал с током 28 с коллекторным). Запустил - греется, но вроде не очень. На радостях бахнул гонку до выработки батареи (3,2 Ah) - проработал 5 минут. И тут только понял, какую сделал глупость. Не дотронуться не то что до движка - до шпангоута, даже кок прогрелся потом очень сильно. А батарея “опухла” мм на 2-3. $^&^%%%!!!
Батарея - Dual Sky, еще пол-ресурса не выработала. Обидно! Взял такую же Graupner (у нее ток написан до 60 А), пошел к Sputnik, стали гонять “с пристрастием”.
Оказалось, при оборотах 7400 ток - 36 А! Блииин!!
Буду искать “лопаты” - сначала 11 х 6, потом может и 11х 4. Купил наконец-то балансир, сейчас проверяю “опухшую” - вроде живая.

6egemot

imho. мотор у вас маловат под 36А

на планер 11х4 винт? зачем…

Albert

По паспорту макс. ток - не более 30 А. Нужен более “легкий” винт. Вон у Бауманца - 11 х 6, найти бы…
Есть опасение: поставлю винт поменьше, тяга упадет, и будут у меня тот же ток и тяга, что и с редукторной коллекторной установкой. Ну и зачем, спрашивается, затевалась переделка?

бауманец
Albert:

По паспорту макс. ток - не более 30 А. Нужен более “легкий” винт. Вон у Бауманца - 11 х 6, найти бы…
Есть опасение: поставлю винт поменьше, тяга упадет, и будут у меня тот же ток и тяга, что и с редукторной коллекторной установкой. Ну и зачем, спрашивается, затевалась переделка?

этот винт из техноспорта. там вместе с коком и цангой он почти всегда есть. но даже на таком винте при 7*GP110AFHR после 40-50 секунд моторчик немного греется. тяга при этом более 1кг. 😃

у меня вот такой вопросик: вы когда вставляли центральную секцию в крыло, пересчитывали плечо стабилизатора и его площадь? или просто так воткнули? 😃

Albert

Делал прикидки, но по Мерзликину получалось, надо удлинять хвост или увеличивать стабилизатор. Там большой запас. На самом деле у Oriole оперение - с запасом, в расчете на “тренерский” полет. У спортивных планеров площадь г.о. относительно крыла - гораздо меньше. Сделал центроплан “по максимуму” - почти 1 м (0,89), углепластиковых стрингеров длиннее нет. Все летает хорошо.

бауманец
Albert:

Делал прикидки, но по Мерзликину получалось, надо удлинять хвост или увеличивать стабилизатор. Там большой запас. На самом деле у Oriole оперение - с запасом, в расчете на “тренерский” полет. У спортивных планеров площадь г.о. относительно крыла - гораздо меньше. Сделал центроплан “по максимуму” - почти 1 м (0,89), углепластиковых стрингеров длиннее нет. Все летает хорошо.

пасиба за инфу! 😃 на своем тоже буду ставить центроплан. тока стаб пересчитаю. 😃

Sputnik
Albert:

у меня как раз были лопасти 12х6,5

Вот источник перегрузки 😦 Имеющинся лопасти похоже установлены шире милиметров на 15 чем на родной ступице. Рекомендованые лопасти 12"х6", а не 12.5"х6.5", и мне помнится лопасти Graupner Cam Folding prop раза в 1.5 уже чем твои от robbe.

16 days later
Albert

На праздниках наконец затарился электронными весами.
Провел замеры с различными винтами. По экспериментальным данным, для AXI 2217/12 получилось:
Винт GWS 11 x 6 - ток 27 А, тяга 900…920 гс.
Винт Graupner 12 х 6 - ток 36 А, обороты 6700 /мин, тяга 1050…1070 гс.
Винт Graupner 10 х 6 - ток 28 А, обороты 7700 /мин, тяга 800…850 гс.
Схема стенда: фюзеляж подвешен горизонтально на 3 нитках (2 к поперечине для компенсации момента от винта), от хвоста нитка через блок идет вертикально к грузу, лежащему на платформе электронных весов.
Для контроля замерил характеристики старой мотоустановки - коллекторный 550-й,
редуктор 2,8:1, винт 16 х 16. Ток 28 А, тяга 450…500 гс. И между прочим, полуторакилограммовый
аппарат с ней довольно резво набирал высоту…

Будем использовать GWS 11х6 и Graupner 10x6. У GWS придется рассверлить дырки под 3-мм
оси металлического кока.

P.S. Заодно погонял мотоустановку AXI 2212/20 на биплане Potensky Christen Eagle.
Выяснил причину сильного рева при оборотах выше 8600 (максимум тяги - 380 гс). Думал,
просто резонанс планера, но весы показали падение тяги. Значит, флаттер винта (GWS 10 x 4,7).

P.P.S. Поосторожнее с подобными испытаниями. Один раз сорвалась тяга к весам - аппарат чуть не изрубил стеллаж. Потом на скорую руку проверял,
поставив фюзеляж винтом вверх на весы - не расчитал, и получил винтом по черепу, сижу теперь с повязкой. Бестолковый…

23 days later
Albert

Закончил переделку. Помимо мотоустановки, для обеспечения центровки сделал новое оперение. (“Крылья, ноги - самое главное хвост!”). Старое весило 62 г, новое - 38. Можно было бы и меньше, но прокололся с килем - силовая схема могла бы быть получше, и при обтяжке сильно повело заднюю кромку. Пришлось усиливать. Сейчас сразу бы заложил переднюю и заднюю кромки из углевых трубок (d=3 или 4). На стабилизаторе сразу поставил такую на переднюю кромку, его масса около 22 г.

Заменил старые деревянные тяги на углепластиковые d=3 мм. Теперь тяги по 7 г вместо 14.
При проверке оказалось, что аккумулятор не нужно двигать - приятный сюрприз, меньше работы.
Вот компоновка в сборе:

Массы: общая 1214 г, фюзеляж 709 (акк 192), крыло 505 (консоли по 150, центроплан 205). Получается нагрузка на крыло 26 г/кв.дм., тяговооруженность 0,7…0,8.

Advanced

Таки говорите из говна кофетка делается? 😃