Thermik xl

vovic

По мере освоения больших планеров поделюсь впечатлениями - вдруг кому пригодится. В моем варианте Thermik XL размахом в 4 метра получился весом в 4200. Из них 500 - вес свинца. Да, по другому - никак. Планер столько весит, что вес аккумулятора с приемником и сервой (200) грамм никак не способен сбалансировать длинный хвост. Аккумулятор поставил 2200 от GP - хватает на полный полетный день. Сервы: Элероны и руль высоты HS5125MG, закрылки HS5245MG, руль направления S9205 - просто была такая - вот и поставил. Приемник 149DP, вариометр - Пиколарио.
Осваивать было тяжело. Первые два полетных дня вообще духу не хватало кинуть с лебедки планер самому, бо как его удержать в одной руке на ветру проблематично. Все реакции планера на руление - замедленные, но энергичные. На все рули поставил экспоненту. Старт с лебедки идет легко только в приичный ветер 5-6 м в сек. Зато в полете планер этот ветер игнорирует. На завершении старта - динаморывке надо аккуратно рулить, не задирая нос раньше схода с леера. Обычный F3B планер при этом просто не добирает высоты. Здесь другое. Вчера ошибся на мгновение - планер просто и легко оторвал парашутик от леера 1,5 мм диаметром (усилие на разрыв около 80 кГ). Спасибо на поле были ребята - сбегали за парашутиком - сам бы не нашел, т.к. улетел парашутик на соседнее поле километра за два от места старта.
Индикация потоков взмахом крыла - еле заметная. Для выпаривания в узком потоке приходится интенсивно подруливать рулем направления, хотя дифференциальные элероны установлены на 50%. На высоте - выше 700 метров летать намного легче, чем на обычных планерах. В широких и интенсивных потоках высоту набирает стремительно, без раскачки по тангажу. Вообще инерция по всем осям очень большая - крыло полностью карбоновое. На марше - это просто прелесть. Проход против ветра в 8 метров в секунду - легко, как в штиль. Субьективное ощущение, как будто небо над полем стало намного меньше. Настолько быстро можно перекинуть планер с одного конца на другой.
Работа крокодила на посадке - вовсе не так впечатляет, как на обычных трехметровых планерах. 100% выпущенный крокодил снижает скорость, но не останавливает планер даже против ветра в 8 м в сек. Заход на посадку поэтому надо делать с большого расстояния.

MaximKit

Даа, что-то не додумали создатели этого планера. 500 грамм в нос и вес 4200 😃
Это получается нагрузка больше 51. Многовато…

Странно конечно, но на http://www.soaringusa.com
заявлен вес 3200
не думаю, что среднестатистический покупатель в Штатах будет рад получить модель на кило больше, чем заявлено.

Может особенность именно этого планера…

А вообще, поздравляю. 😃 Главное, чтобы потоки ловились и посадки были бы всегда удачными 😃

vovic
MaximKit:

Даа, что-то не додумали создатели этого планера. 500 грамм в нос и вес 4200 😃

Да я тоже так подумал поначалу. А после размышлений понял - так ведь нет никакого другого решения! Даже удлиннить нос - толку мало. Нечего просто туда помещать - слишком вес борта мал в сравнении с весом планера.
Насчет обещанного веса - так там не врут. У меня весия - full carbon. А это значит и в стабилизаторе и в киле - тоже уголь. В стандартную версию планера стоко балласта не потребутся.
Вчера, во время чудного полета через полчаса после взлета заверещал передатчик - кончились аккумуляторы. Надо быстро сажать. Высота - 350 метров. Вот с этой высоты, включив “скорость” ухожу в пике - до земли. На выходе из пике ( на высоте в метров 20) звук был такой - что мужики подумали - ну все, кранты. А планер снова ушел в зенит до высоты в 250 метров.
Это что-то! Вживую, я еще не видел планера, который бы мог себе такое позволить.

vilan
vovic:

Сервы: Элероны и руль высоты HS5125MG, закрылки HS5245MG, руль направления S9205 - просто была такая - вот и поставил.

Посмотрел сайт, планер производит впечатление. Окружающие, наверное, выпадают в осадок, когда видят модель с размахом в четыре метра.

У меня вопрос касательно закрылков. Судя по всему, вверх они отклоняются всего на несколько градусов, а вниз – на 90. Где находятся закрылки при “нулевом” положении серв (сигнал 1500 mks)?

vovic

Этот вопрос я поднимал в теме “Настройка закрылков”. У меня 9САР. В ней нет большого offset. Поэтому я нашел решение такое. Замиксил произвольный тумблер (у меня - тренерский) на закрылки в размере - 60% - это два свободных микшера. Два других микшера обеспечивают подстройку закрылков от ручки А - в режиме плавного изменения кривизны профиля.Микшер флапероны на элероны от этой же ручки - из обычного меню. Режимы старт, норма и скорость - из обычного меню, крокодил - тоже. В результате, при канальном импульсе на серву закрылка в 1500 мс, закрылок находится на половине своего хода вниз. Суммарный ход закрылка 120%.
При настройке вылез известный баг 9САР с ограничением хода серв до микшеров, а не после. Решен был подбором отношений качалки и кабанчика элеронов таким, чтобы в краенем положении (140%) руль не выходил на механическое ограничение. Это несколько не удобно было делать - но проблему решает окончательно.
Установка на закрылки HS5245 оправдана, но не позволяет получить 90 градусов закрылка на крокодиле - качалка сервы не вписывается в толщину крыла. Ставить же серву типоразмера тоньше 17 мм я не рискнул - я люблю полихачить в небе, так чтобы со свистом. У меня получилось градусов 60. Вполне хватает для нормальной посадки. Вспухание корректирую микшером штатным в настройке крокодила.
Режим “термик” я вообще не программирую. Как только в режиме “норма” находится термик - означенной ручкой А я опускаю заднюю кромку на столько щелчков, на сколько оцениваю ожидаемую силу потока.

vilan:

Посмотрел сайт, планер производит впечатление. Окружающие, наверное, выпадают в осадок, когда видят модель с размахом в четыре метра.

😃 У крыла снизу сине-желтые поперечные полосы - на высоте синий цвет выглядит как черный. Борис Синский увидев планер изрек - “О, и тут уже Билайн летает”. 😒

Brandvik

Завидно 😃 Слюнки текут 😃 !!! Vovik, вы упоминули про обработку узких потоков с использованием диференциальных элеронов. У себя в описании передатчика тоже встречал их. Не пояснит ли кто в чем их смысл и как с ними управляться?

lyoha

Отклонения элеронов вверх и вниз производится на различный угол. Делается для того, чтобы планер вращался по крену вокруг своей оси. В силу несимметричности профиля отклонения элерона вниз на малый угол довольно существенно приращивает подъемную силу на консоли крыла, а вот если симметрично поднять элерон на второй консоли, то потеря подъемной силы будет непропорциональна, поэтому вниз, обычно, элерон отклоняют на меньший угол.

Brandvik

Ок, это я и сам понимаю. Но что нам это дает в термике? Какя разница, будет ли самик вращаться по крену сторого по оси, или ось будет смещена на внутренюю сторону вращения? Я пологаю что это нам дает более плотную спираль без потери качества. Тоесть, кренясь в право, нужно добиться что бы ось вращения была где то правее центра. Вот (окончательно созрела мысля), и дело даже не в том что самик вращается не по оси, а в том что при мелкой спирали линейная скорость косолей не одинакова. Если взять две крайние точки А и В а размах крыла 2м то при радиусе спирали 2м линейная скорость точки а будет VA=0 а VB=V1 B Тогда как при дариусе равном бесконечности VА и VB будут приблизительно равны. Ну как, правильно я рассуждаю? Говоря проще, внутрення консоль в мелкой спирали должна лететь медленно и обеспечивать туже подьемную силу что и внешняя, летяща быстро, что бы поворачивать блинчиком без помощи руля направления. Ой что то я запуталя… 😕 Распутайте меня! 😉

vovic
Brandvik:

Вот (окончательно созрела мысля), и дело даже не в том что самик вращается не по оси, а в том что при мелкой спирали линейная скорость косолей не одинакова.

Ой что то я запуталя… 😕 Распутайте меня! 😉

Андрей, Вы все абсолютно правильно понимаете! Прям не по возрасту…
Правда… все это изложено в учебном фильме Hang und Thermikflug от airmix.de и является банальными основами отработки термических потоков. Углы отклонения элеронов для симметричного момента по крену должны быть разными именно в силу разных скоростей обдува внешней и внутренней консоли крыла.

Есть вещи и не тривиальные. Управление рулем направления в спирали может быть разным по знаку. Для крутой спирали - внутрь, для плоской - наружу. А какую выбрать - эт в зависимости от ширины и силы потока. Блинчиком выпаривание будет со скольжением наружу - это снижает конечно качество. Однако при крутой спирали без скольжения выигрыш по качеству компенсируется увеличенной скоростью. Когда как лучше выпаривать - это дело опыта пилота. Я пока только учусь. 😊

MUH

А меня вот это впечатлило:
<…планер снова ушел в зенит до высоты в 250 метров>
Это значит скорость у земли была за 250 км\час !!!
Вот где большой вес сработал! Чистый перелив энергии из потенциальной в кинетическую и обратно 😃

Sergey=

Вов, кончай фигнёй страдать! Лучше на соревнования приезжай 😁

vovic

Летать по правилам научусь - приеду. Да и вообще летаю я не очень. Чаще всего - одной рукой. 😊
На соревнованиях - там зубры - боюсь, стопчут.

vovic
MaximKit:

Даа, что-то не додумали создатели этого планера. 500 грамм в нос и вес 4200 😃

Поскольку свинец покою не дает, попробовал вчера убрать из хвоста серву руля высоты. Чуда не приизошло - как и расчитывал, из носу убралось 50 г свинца, и осталось 450г. Поразмышляв - вернул все назад. Лишняя пара сочленений, даже шаровых, не стоит 1% облегчения планера.
Полеты на тяжелом большом планере выявили совершенно неожиданные побочные эффекты - Если планер игнорирует ветер, а полет интересен, то пилот тоже игнорирует ветер, даже когда он холодный.
В результате таких полетов сижу третий день с температурой и весь в соплях, ужас!

MUH

Если не ошибаюсь, нагрузка на крыло получилась ~51 гр/дм.кв!!! 😮
Вам, как первопроходцу в освоении больших и тяжелых планеров, да еще снаряженных системой объективного контроля, несколько вопросов.
Как он ведет себя в слабом потоке (ниже метров 100), может ОН вообще для высот больше 200 метров ?
Какая получилась минимальная вертикальная скорость в спокойной атмосфере?
Ну, и сравнить с легкими планерами Сопрано и Каллистик и более тяжелым Графитом, так, по ощущениям.

P.S. Свитер от ветра не спасает, а ветровка без свитера не работает. В прошлые выходные пускал яхту на сильном ветру, сидел на берегу в 2х свитерах и куртке, температура была +15

vovic

Планер хорош для высот выше 100 метров. Слабые узкие потоки крылом вообще не обозначает. Да и вспухания нет. Летать в потоках только визуально - намного труднее, чем на Графите, про Сопрано я вообще молчу. В атермичный штиль скорость снижения лучше, чем у Графита, но хуже, чем у Сопрано - за счет намного большей горизонтальной скорости. Штиль - вообще не его стихия, т.к. стартануть с моей лебедки в штиль очень трудно - на старте сильная просадка после броска с руки. Нормальный старт начинается с ветра 4-6 метров в секунду. Зато в ветер можно летать в любой. В ветер 7-9 метров в секунду стоячий наклонный поток бывает крайне редко. Пузыри отрываются и быстро перемещаются с ветром. Приходится часто гонять планер туда-сюда по ветру и назад. Полеты в динаме только осваиваю. В отличие от Графита, который нещадно колбасит на посадке за кромкой холма - в котле, Термик идет на нее спокойно.
В субботу разогнал для низкого пролета над полосой перед посадкой до 200 км в час. Планер прошел над нами на высоте метров десять. Друг, с которым вместе летаем, сказал - звук как у Ту-154 на посадке. Это - без мотора. 😁

MaximKit

Владимир, а центровку в процентах не считали? Может можно на более заднюю уйти? Заодно и термики лучше будут видны 😃

vovic

Первые старты в носу было 400 грамм свинца. Отлетал так пару дней. Не понравилось. Добавил 50 грамм - стало лучше, а после добавления еще 50 грамм - планер наконец стал летать сам - с одного края неба на другой не трогая ручки передатчика. Т.е. эти 100 грамм можно смело убрать - но тогда планер летит “на ручке”, а это некомфортно и утомительно. Особенно - на предельных дальностях. Центровка поучилась как в чешском мануале - 98 мм от передней кромки.
Кстати, размер и насторойка планера теперь позволяют отрабатывать поток на удалении более километра от пилота. Хотя держать центрирование такого потока можно только на слух - глаза уже ничо не видят.