Метательный планер из бальзы и стеклоткани.

VVS2

Разве бальзовая балка выдержит? Я бы стеклом ее покрыл. Стекло на ПВА Д3 прекрасно ложится по бальзе.

viktor_p

Следующий этап.
Заготовку бальзы нужно предварительно размочить в воде. Обычно я бросаю заготовку в ванну с водой любой температуры на пару часов. Потом сливаю воду из ванны и поливаю кипятком из чайника. Чтобы изогнуть на тонкой оправке полоску шпона, вам потребуется много рук. Нужно держать оправку, загибать полоску шпона и быстро приматывать лентой. При этом не исключены разрывы и надломы. Чтобы облегчить процесс, я использую небольшой лоскут прочной ткани. (Тянущаяся ткань создаст дополнительные проблемы). Край лоскута приклеиваю к оправке скотчем и наматываю пару оборотов на оправку. обязательно убедиться, что нет складок и морщин, после чего подкладываю заготовку и закатываю ее вместе с тканью на оправку. Если использовать не синтетику с пропиткой, а прочную льняную ткань (полотенце) скотч не нужен. Ткань намочить и она хорошо будет держаться на оправке. И еще: закатывать сразу после чайника, пока не остыла полоска шпона. Затем дополнительно приматываю лентой.Не доводя до полного высыхания, разматываю и снова приматываю, но уже без ткани до полного высыхания.

a_centaurus

[QUOTE=VVS2;7358460]… Разве бальзовая балка выдержит? /QUOTE]

Бальса сейчас незаслуженно забыта. А раньше из неё делали не только элитные модели планеров с выклееной на оправке х. балкой (книга Гаевского) но и боевые самолёты (английский б. “Москито”). Сам использую б. в хвостовых балках планеров в виде внутренних балок-вкладышей в тонкостенную PVC трубку нужного диаметра. Лучше всего работает двутавровая балка, но можно и крест (в сечении). Оставшиеся каналы между стенками могут использоваться как боудены для прокладки тяг. Для лёгкого армирования можно использовать кевларовую нить, которая заранее укладывается на заготовку (3-4 линии вдоль оси), смазывается клеем и слегка натягивается. После сушки панель приобретёт свойства однонаправленного композита. Такая вантовая растяжка будет сглаживать как деформации, так и вибрации, возникающие при метании. Успехов, коллега.

VVS2

Мне понравилось. Бальзу я в своем проекте уже гнул, циклы намокания-просушивания гнут как угодно без ленточек и в две руки… Попробую так сформовать балку, затем по 4 сторонам бросить полоски угля и сверху зашить стеклом под 45 и 0 градусов. Возможно вес будет менее 50 грамм. Любая альтернатива для F5J в виде колена удочки весит 50-80 грамм.

viktor_p

Высохшая бальзовая трубочка весит 4,5 грамма.

Приступаю к оклейке стеклотканью изнутри. Технологией любезно поделился Udjin.

  1. Смазываю оправку смазкой ШРУС и наматываю пару слоев лавсановой пленки. Закрепляю пленку тоненьким скотчем.
  2. Пленку так же смазываю ШРУСом.
  3. Пропитываю полоску стеклоткани (60 гр. на метр) эпоксидным клеем.
  4. Удаляю излишки клея туалетной бумагой.
  5. Наклеиваю стеклоткань на оправку.
  6. Промазываю стык эпоксидкой.
  7. Нарушаю технологию, промазывая эпоксидкой внутреннюю поверхность трубки (это лишний вес).
  8. Одеваю трубочку на оправку.
  9. Плотно приматываю тонким скотчем обратной стороной (!).

После отверждения эпоксидки оправка легко вынимается, а вот пленку приходится удалять с помощью заостренной пластиковой палочки. Просто так не выдернешь. А с помощью этого приспособления пленку отклеиваю от стенок и легко вынимаю.

a_centaurus
viktor_p:

оклейке стеклотканью изнутри

А тогда непонятна роль бальсы в этом неравном браке с композитом? Как работает оболочка из бальсы снаружи? Когда наооборот, то понятно: бальсовая обечайка играет роль несьёмной опалубки. Но по технике сделано очень изящно. Молодец.

VVS2

Полагаю, что бальза будет обшита стеклом и внутри и снаружи? Этакий сэндвич?

бауманец

Оно все летает и укладывается в 220-250г (размах 1,3м). Правда у меня балка карбоновая.

viktor_p

Красивый планерок. На весах видимо без аккумулятора. Или полностью собранный?
Хвостовую балку оклеил сверху одним слоем стеклоткани плотностью 110 гр. на метр. Получился вес 12,3 грамма.

бауманец
viktor_p:

Красивый планерок. На весах видимо без аккумулятора. Или полностью собранный?

Полностью готовый к полету.

viktor_p

Фюзеляж делаю на пенопластовом болване. Заготовку нужного размера размечаю и придаю ей нужную форму. В задней части болвана приклеиваю бальзовое колечко с стеклопластиковым переходником для установки хвостовой балки. Переходничок и бальзовое колечко изготовлены на той же оправке.
Перед нанесением стеклоткани, шпаклюю болван мылом, размоченным до пастообразного состояния.

Больше ничего не могу добавить из фотографий. Пришло сообщение что я использовал весь лимит сайта для вложений 19,53 Мб.

EXPERIMENTATOR1970

Ребята, сейчас вспомнил одну статью о кросовом планере из МК. Так там для повышения жесткости бальзовой обшивки крыла предлагалось на подготовленные панели обшивки наклеить алюминивую фольгу. Статейку если найду, выложу.

viktor_p

Эта технология была популярна в 80-е годы особенно на таймерных моделях. Если сейчас так не делают, значит есть на то веские основания.

SAN
viktor_p:

значит есть на то веские основания

Обсуждалось
Неремонтнопригодна

EHOT

Пришло сообщение что я использовал весь лимит сайта для вложений 19,53 Мб.

эх, на самом интересном…😎
Есть несколько вариантов решить проблем:

  1. Пережать (сократить размер) фото, что Вы загрузили сюда. Есть мнение, что большое разрешение портит зрение и неприхотливость взирающих. 😛
    Но может случиться, что первые сообщения этой темы уже не доступны Вам для редактирования. Модератор может.
  2. разместить фото на внешнем ресурсе файлопомойке, а сюда в тему вставлять ссылки. Снова сталкиваемся с необходимостью редактировать ссылки на фото, “запечатаные” сообщениями последышами
  3. как компромис - критически оценить ценность каждого фото, удалить из своей галереи малоценные. будет место. Но дальше все равно лучше размещать фото на стороне.
a_centaurus

Очевидно у Вас есть давние сообщения с фото, которые уже не актуальны. Тогда можно сделать следующее: идите в Ваш Кабинет в настройках и в рубрике: Мои сообщения в меню находите (внизу) пункт: Вложения. Кликая на нём входите в архив ваших сообщения с указателями графических Вложений. Их можно увидеть в миниатюре (команда внизу списка). Если фотка уже не нужна, то ставя галочку в окошке справа Вы её ставите на заклание и нажимая в окошке Удалить выделенные (внизу меню), удаляете её (их). Сообщения идут вне хронографии, поэтому придётся просмотреть весь список (pgs).

viktor_p

Пришлось принять нелегкое решение - удалить часть фотографий на форуме.
Продолжаю делать оснастку.

Формовать решил стеклотканью плотностью 80 гр. на метр в три слоя. Хотелось сделать все одним куском, а где не прилегает, сделать надрезы и уложить внахлест. У меня не получилось. Никак не мог избавиться от пузырей и складок. Казалось испорчу все, в том числе и болван. В общем весь этот липкий ком полетел в мусор. Если бы дождался пока смола начнет густеть, наверно удалось бы все уложить.
Нашел мелко тканую, но очень плотную ткань толщиной 0,17 мм и плотностью 240 гр. на метр. Ткань не хотела повторять угловатые места, поэтому я долго тискал руками свое изделие, пока смола стала густой и более цепкой. Напоследок все таки замотал скотчем обратной стороной к тому же смазанной смазкой ШРУС. Не сильно, а просто ваткой, пропитанной этой смазкой. Обматывал с небольшим усилием, чтобы потом от скотча вмятин не осталось.
После отверждения эпоксидки зачистил и покрыл еще одним слоем стеклоткани Т43 плотностью 60 гр. на метр.

viktor_p

На получившейся детали разметил и вырезал крышку люка. Через получившийся проем удаляю пенопласт с помощью нехитрого инструмента.

a_centaurus

Такие мелкие угловатые формы без вакуумного мешка лучше делать в технике “patch” (лоскутной). Пропитываете эпоксидкой полотно стеклоткани и оставляете на полчаса подсыхать. Потом берёте ножницы или куттер и распускаете полотно на полоски. После режете поперёк на кусочки. На подготовленный болван начинаете укладывать нарезку, повторяя форму болвана. Где нужно подмазываете или смачиваете в изопропиле (лучше пульверизатором). Так наносите первый слой, затем остальные. После ещё раз проходите кистью с жидкой эпокси (без фанатизма) и заворачиваете все в пищевую п.э. плёнку натягивая на все места. Также можно использовать “быструю” эпокси ( у нас в Аргентине - Poxypol 10 min), слегка разжиженную изопропиловым спиртом. Тогда можно не торопясь покрывать лоскутками болван, подмешивая нужное количество компаунда. Техника очень похожа на папье-маше. Для полумакетных одноразовых деталей вполне годится.

chitaf3a
viktor_p:

В таком случае 300 грамм за счастье будет.
Хотя модель такого размера должна быть грамм 200,
чтобы претендовать на некоторую спортивность.

200 гр. 😃
на соревнованиях полётный вес модели от 250 до 370 грамм ! 😃
Так что у Вас вполне спортивно получится!