Метательный планер из бальзы и стеклоткани.

chitaf3a
viktor_p:

В таком случае 300 грамм за счастье будет.
Хотя модель такого размера должна быть грамм 200,
чтобы претендовать на некоторую спортивность.

200 гр. 😃
на соревнованиях полётный вес модели от 250 до 370 грамм ! 😃
Так что у Вас вполне спортивно получится!

viktor_p

Стабилизатор.
Для получения качественной поверхности верхнюю и нижнюю панели обшивки покрываю стеклотканью до сборки. Заготовки бальзовых пластин покрываю смолой, а затем накладываю стеклоткань плотностью 60 гр. на метр. После того, как ткань пропитается, излишки смолы выгоняю шпателем за пределы панели, а потом дополнительно удаляю излишек смолы бумажным полотенцем или туалетной бумагой. Накладываю бумагу на изделие и старательно прокатываю валиком и даю время, чтобы бумага вобрала как можно больше смолы. Снимаю бумагу и накладываю свежую, чтобы еще немного отжать смолы.
После этого панель накладываю на стекло, предварительно покрытое разделительным слоем. В качестве разделительного слоя использовал воск. Обязательно нужно прикатать валиком. Это нужно делать максимально медленно и с достаточно большим усилием, чтобы выгнать воздушные пузырьки. После этого на панель накладываю полоску поролона и через ровную дощечку загружаю грузом. Чем больше, тем лучше. Стол должен быть очень ровным, чтобы стекло не сломалось.

viktor_p

Если посмотреть на поверхность, оклеенную стеклотканью, то на блике хорошо видно, что глянец не сплошной. Это значит, что прилегание к стеклу было не идеальным. Взвешивание меня расстроило. Две панельки весят 8,8 грамма. Пришлось повторить. вместо миллиметровой бальзы с удельным весом 0,167 взял потоньше - 0,8 мм и полегче 0,12. А стеклоткань применил плотностью 0,18 гр. на метр. Получилось на 3 грамма легче.

FFedor
viktor_p:

выгоняю шпателем

Шпатель, лучше, металл или резиновый?

viktor_p

Металл - слишком жестко для такой нежной ткани.

a_centaurus

Виктор! А какой вес получился у фюза? Или ещё не готов?

makim
  • "А стеклоткань применил плотностью 0,18 гр. на метр. "
    Здесь не опечатка? Раньше была 60гр/м2, а стала 0.18?
viktor_p

Спасибо, заметили ошибку, Должно быть 18гр/м2.

viktor_p

Фюзеляж набрал уже 48 граммов. А там должно быть еще что-то для крепления серво.
Заготовки стабилизатора разрезаю надвое. Вклеиваю Бальзовые реечки и устанавливаю петли на руль высоты. Петли - это нить, намотанная встречно на две тонкие (0,3 мм) полоски стеклотекстолита. Нитки промазаны клеем “Титан” за исключением места их пересечения. На текстолите тщательно притупить острые кромки, чтобы не резали нитки. Такая заготовка нарезается на нужную длину. У меня это 10 мм. Вклеиваю петли в руль высоты, а затем небольшой бальзовый вкладыш под кабанчик и пенопластовый для формообразования. В пенопласте сделаны облегчающие отверстия. Ушко в кабанчике запаиваю, потом сверлю нужное отверстие для тяги. Кабанчик вклеивается при установке верхней панели.

Игорь555

Посмотрел,проект и вроде все правильно и красиво получается, но все как то усложнено в изготовление ,по балке ,стабилизатору ,да же петли самодельные которые делали этак в начале 90-х…по моему можно было сделать все проще,тем более сейчас когда столько всего есть в продаже.
Вот пару фоток аналогичной конструкции.Размах крыла 950,балка намотана 1слой стекла,поверх угольная нить внахлест.

viktor_p

Как понимать “угольная нить внахлест”?

makim

Эльф моя первая металка. Щас от родного осталось только половина крыла.Остальное уже по нескольку раз переделывалось, но всё равно интересно как это делают другие и с немного большим чем у меня опытом. Кстати на Эльфе рули высоты и направления просто заламинировал плёнкоё 75мкрон в обычном ламиниторе. По итогам ЦТ не ушло, хотя отдельно не взвешивал. Но прочность получилась впечатляющая, не знаю, стеклоткань со смолой кажется менее стойкой к ударам.

viktor_p

Точно 75 микрон? Это же очень толстая пленка.

Игорь555
viktor_p:

Как понимать “угольная нить внахлест”?

Немного не точно выразился - однонаправленная угольная лента ,хотя если ее рассмотреть ,это не плетенные ленты(полотно) обработанные определенным образом что бы не распадались.Ширина такой ленты 6-8 мм.

viktor_p

Крыло.
Первоначально хотел для простоты сделать крыло трапецевидной формы с небольшим сужением. Но желание сделать более модную, эллипсную форму крыла, перевесило. Панели обшивки крыла покрыл стеклотканью перед сборкой.
Заготовку обшивки покрываю эпоксидной смолой и накладываю сверху стеклоткань плотностью 60 гр на метр. Затем с помощью бумажного полотенца и резинового валика отжимаю излишки смолы. После этого заготовку укладываю на стекло, покрытое разделительным слоем, и с усердием прикатываю резиновым валиком. Через поролон и ровную доску (или фанеру) загружаю изделие грузами до отверждения.

viktor_p

Крючок отформован из стеклоткани на деревянной оправке. У крючка длинный хвост, чтобы при неумелом броске не оторвать кончик крыла. Получилось тяжеловато, 6 грамм. Для противовеса на правой консоли сделал усиление весом 4 грамма. В корневой части приклеил полоски стеклоткани плотностью 60 гр на метр. По линии наибольшей высоты профиля приклеена бальзовая стенка. В корневой части стенка дублируется с небольшим промежутком для установки соединительного штыря. В месте расположения элерона также приклеена бальзовая реечка, вдоль которой элерон отрезается от крыла.
Поскольку крыло эллипсное, пришлось изготовить несколько шаблонов нервюр разного размера. Впрочем первые три нервюры сделал по одному шаблону ввиду малой разницы в хорде крыла в корневой части. Кроме нервюр приклеены вкладыши из бальзы в местах установки петель и кабанчиков и липовые под крепление крыла к фюзеляжу.

viktor_p

Приклеивая верхнюю панель обшивки, больше всего боялся, что может неплотно лечь на носки нервюр. Покрытая стеклотканью бальза не очень легко гнется, поэтому пришлось принять все возможные меры, чтобы обшивка легла на нервюры без зазора. Задняя часть прижимается грузами через поролон и полоску фанеры. Передняя кромка обшивки прижимается к каждой нервюре грузом через деревянные прокладочки.

a_centaurus

Наверное проще было бы сделать обтяжку тканью по уже склеенной бальсовой подложке. Кривизна небольшая и легко можно добиться прилегания ткани. Так композитят крылья, резаные из FOAMa. Даже без вакуума, а с ПЭ плёнкой получается вполне гладко. Успехов.

viktor_p

Я подумал, что двойная кривизна, и просто так пленка не ляжет. А если обжимать через поролон, то обшивка между нервюр провиснет.

viktor_p

Сборка элерона совмещена с его установкой на крыло. Предварительно дорабатываю переднюю кромку элерона, чтобы обеспечить его свободный поворот на нужный угол.Потом нижнюю панель элерона приклеиваю титаном к петлям, установленным в крыле , затем на эпоксидке устанавливаю кабанчик и верхнюю панель обшивки.