Разъемный "Визель" размаха 1.43 метра
Разъемный “Визель” размаха 1.43 метра
Доброе время суток, товарищи моделисты!
Это моя первая запись, я еще мало знаком с форматом форума и могу не знать нюансов, поэтому прошу строго не судить 😃
ТТХ модели:
Размах - 1430 мм
Длина - 460 мм
Вес модели - 800 г
Нагрузка - 17.22 г/дм2 (о ней не уверен, все-таки, это летающее крыло, и в расчете участвовать должна не вся площадь крыла, должны быть коэффициенты поправки)
Я летаю всегда на горке, старый планер многое пережил, и был не в лучшей форме. А “Визель”, как мне показалось, отличная модель для следующей итерации. Размах оригинального “Визеля” 900 мм, мне он казался маловат; Выбирая между оригинальной версией и версией большего рахмаха, взвесил все преимущества большого планера и маленького:
-
Больше размер - больше числа Рейнольдса - больше качество
-
Больше скорость, больший вес - более энергоемкий планер
-
Недостаток бо́льших габаритов - неудобства транспортировки и хранения
(общежитие, студент, тесный ПАЗ 😃 )
-
Малый размер - то самое преимущество при транспортировке и хранении
-
еще - из одних и тех же видов материала из малого аппарата можно сделать более прочный планер
хотя с последним можно и поспорить, Сопромат наше все на большем планере сделать силовые элементы толще, прочность будет не меньше
Итак, начнем. Захотел я строить новый слопер, да не знал какой профиль на ЛК использовать. Тут VVS2 подкинул два профиля PW75 и PW1211. Первый показался жутко толстым и нелетучим. Мне хотелось больше драйва более скоростной планер, чтобы носился и при этом был легкий. Профиль PW1211 толщиной 7%, имеет полочку в диапазоне углов атаки от 5 до 10 градусов по Cm, и нижний диапазон смещается к 0 с ростом числа Рейнольдса. Re: 50 000, 100 000, 200 000, 500 000
Другими словами, на малых скоростях хочешь или нет углы атаки придется выдерживать около 5-7 градусов, Cm около нуля; хочу разогнаться - уменьшаю угол атаки, скорость растет - растет число Рейнольдса и Cm снова в нулях, да еще и качество выше. Cm около нуля - планер летит по прямой, он не опускает нос и не поднимает.
На первом этапе предполагалось делать визель с рамахом 1200 мм. Но потом я подумал, что на фоне предыдущего планера размаха 1.8 метра этот как-то маловат. Добавил по 100 мм на консоль и еще немного на закругление законцовок: итого вышло 1430 мм. Корневая хорда 443 мм. Нарисовал чертеж консоли, стал думать как прокладывать лонжероны, стыковочный узел, как размещать приемник, сервы, тяги и куда примерно ставить аккумулятор. Еще одним преимуществом большого планера оказалось то, что с хордой в корне 443 мм сервомашинка полностью помещается с кабанчиком в крыле да еще и места остается (строительная высота 31 мм, сервомашинка 25 мм от ее стенки до края качалки).
Вначале думал прокладывать два лонжерона: основной лонжерон проходит в центроплане через ЦТ и идет по месту наибольшего утолщения профиля (24%) и принимает на себя изгибающий момент, вспомогательный проходит в 70% профиля в корне и на законцовке соединятся в единую конструкцию с основным и несет функцию ужестчения конструкции для борьбы с круткой, флаттером, эффектом ножниц и в случае морковки спасает основной лонжерон. Однако от это идеи я отказался: непонятно как соединять второй лонжерон (крутить не хочу, от болтов при сборке хотелось бы отказаться, или сделать палец, который вставляется в прорези соединяющихся лонжеронов - неудобно); он прибавит вес в хвосте, который придется балансировать догружая в носу немалый вес; альтернатива для борьбы и крутящим флаттером, придание жесткости крыла на крутку - работающая обшивка; эффект ножниц устраняется обычным бамбуковым штырьком. Получается отказываясь от вспомогательного лонжерона, я отказываюсь от хорошей поддержки для основного лонжерона при морковке; ну тогда уж летать надо с лучше, тренировать навыки и не допускать ее.
Передняя кромка крыла защищена бамбуковой рейкой диаметра 4 мм, для предотвращения вмятия и излома передней кромки при посадках (ни для кого не секрет: камни, снежно-ледяные бугры, ветки и т.д.)
Схематический чертеж:
Для расчета лонжеронов написал програмку, недавно переписал код на Паскаль, чтобы можно было делиться; код, доп.файлы, экзешник приложил архивом, если кому надо (инструкции в readme.txt). Для запуска программы достаточно иметь установленные библиотеки PascalABC например, программу, еще планирую дорабатывать: чтобы считать крутящий момент, безмоментные крылья, распределенный вдоль крыла вес, возможность рассчитывать прочность крыла с двумя и более лонжеронами, может еще и обшивку работающую засунуть. Все сохраняется в отдельную папку в DAT файлы, которые можно открыть блокнотом и/или нарисовать в Grapher или его аналогах. Архив: SparStrengh.zip
Как я говорил, крутить не особо то уж и хочется при сборке, поэтому никаких болтов и гаек, т.е. соединил консоли, подключил аккумулятор и в полет. Штырь заходит в пенал без люфтов и консоли держатся все на чистом слове за счет силы трения в пенале и на магнитах, маленьких неодимовых магнитах с усилием в 2 кг. Чтобы торцы консолей в центроплане не заминались приклеены деревянные линейки.
Стыковочный узел представляет собой бумажный пенал, размещенный между полками лонжерона;консоли стыкуются дюралевым П-образным штырем. Высота штыря 20 мм, ширина 25, длина 190 мм, толщина стенки 2 мм. Штырь располагается в центре тяжести, и была задумка если надо догрузить, то груз можно разместить внутри этого штыря.
Пенал из бумаги, бумажная полоска пропитанная клеем ПВА накручивается на алюминиемый штырь, в полоске оставляется участок, несмазанный клеем, дабы не приклеить пенал к штырю. Достаточно 7-10 оборотов, толщина стенки при этом 1 - 1.5 мм
Пенал клеится к лонжерону, для усиления были добавлены боковые стенки из линеек у краев пенала и обмотаны нитками с клеем
Вклейка лонжерона в крыло. Важно сушить лонжерон на собранном крыле, чтобы не поймать крутку крыла.
Сервомашинки располагаются вблизи центроплана и полностью помещаются в крыле. Для того, чтобы обезопасить рулевые машинки на случай вминания штыря в ядро при ударе планера носом о землю, сервомашинки несколько отдалены от лонжерона. Для удобства обслуживания вырезаны окошки. Тяга идет через трубку-боуден к кабанчику на руле. Тяга стальная, в качалку сервы соединена через Z-изгиб, в кабанчике руля Г-изгиб с подпоркой с обратной стороны из куска проволоки. В кабанчики вклеен угольный пруток для увеличения площади в пене. Рули обтянуты в два слоя стеклоткани под 45 для жесткости.
Киль крепится к крылу на бамбуковых штырьках, которые вставляются в бумажные пеналы в крыле. Мне показалось, что силы трения в пенале недостаточно, все-таки неприятно было бы потерять кофморт из-за отвалившегося в полете киля, поэтому киль дополнительно сидит на магнитах, 1.5 кг усилие.
Обтягивалась модель стеклотканью на ПВА-Д3 по технологии по ссылке rcopen.com/forum/f40/topic509609. К сожалению фотографий процесса обтяжки нет, ввиду того, что телефон убил флешку 😦. Рули навешивались на полоски органзы, рядом с кабанчиком полоска шире. После обтяжки обшивка с обратной стороны нарезается и загибается на 180 градусов, вырезаем канавку, чтобы руль мог отклоняться и в обратную сторону, немного разработать и руль готов.
Питание борта осуществляется от 4 NiMH AA. Аккумуляторы соединены в блоки по 2, электрика выведена на разъемы PLS, мамка на аккумуляторах. Все контакты дублируются, аккумуляторы соединяются последовательно в разъеме-папке, идущей на приемник. Это вынужденное решение для заряда каждого аккумулятора отдельно, за неимением зарядного устройства для 4-баночного NiMH.
Из аккумулятора в приемник параллельно идут 4 линии (8 проводов). На серво идут по 2 линии кабелей, разъем около стыковочного узла дублирует питание и сигнал. На нижней части самолета расположен светодиод индикатора заряда, который загорается при достижении нижнего порога напряжения батареи (4.2 В)
Самолет облетан, ждем погоды))
Чертежи: шаблоны профиля крыла, крыло в плане
А1 - drive.google.com/open?id=1W_3h09JjGkiJ7ed-lWYsjITh…
А3 - drive.google.com/open?id=1un_t7mK_ne69ghyX6_Vd9KK9…
А4 - drive.google.com/open?id=1KNTTehReCnawPWY3fSDL4Yy7…
Как все прекрасно расписано, чувствуется, продумано.
Автор данной темы - руководитель кружка. Такая технология сборки планеров применяется в кружке.
vk.com/tsuaeroschool
Низкий поклон неравнодушным к авиации!
С полетов. Ветер 2 - 2.5 м/с под 45 к склону. Летит с небольшим набором либо в нулях. Сильно много терял на разворотах, так что хватало на 2-3 галса.
Очередной полет, двое зевак на посадке, задел консолью кусты, посадка брюхом вверх. Итог: надломаный бамбуковый штырь на киле. Вывод: бамбуковый штырь не стоит вклеивать вообще, пусть тоже сидит в пенале. Переделаю
Вес модели - 800 г
Как это возможно? Вы там клея грамм 200 положили и стекла 150? Уверяю, грамм 300-400 можно было бы сэкономить гарантированно. Мне кажется само ядро крыла, а оно совсем не тонкое, весит значительно, да и лонжерон там на кой чёрт такой нужен, две тонких полки лонжерона на сердечник уже достатончо. У вас и так конструкция предполагает избыток веса, заполенное тело ядра крыла накладывает свои минусы, зачем ещё перетяжилять.
Как это возможно? Вы там клея грамм 200 положили и стекла 150? Уверяю, грамм 300-400 можно было бы сэкономить гарантировано…
Зачем экономить?Чтобы потом опять тот же вес,а может и больше,догружать?
Это всё таки слопер для ветров 7-15 м/сек,масса нужна чтобы пробивать ветер… и прочность то же.В таких условиях мягких посадок не бывает 😉
грамм 300-400 можно было бы сэкономить
Оригинальный визель (от Анатолия) весит 290г. Культура веса в изделии хорошая. Масса растет в кубе от линейных размеров.
Так что на счет 300-400 лишнего веса вы тут явно перегнули.
Я думаю тут в лонжероне не более 100г лишнего веса, с учетом алюминиевого штыря и пенала. Это все же разборная конструкция.
Мы летали вместе, мой 2.6м 720 грамм держится в 2м/с, этот большой визель в 2.5м/с, зато скорость в 2 раза выше, я его догнать не могу. Теперь я думаю о догрузке своего планера)
На этом визеле в ураган еще не летали, а вот термики на горе вдвоем крутили отлично.
а вот термики на горе вдвоем крутили отлично
жёсткие термики, мне бы такие встретить на поле )
Мендибек,Вы меня опередили.Я почти готов резануть 1,8 м размахом Визель. Резать буду из шарика-пенопласта.Сейчас шкурю профиля из жести. Профиль выбрал PW75. Лонжерон будет из удочки (см тему Большие пенолеты для души там отличное решение для стыковки крыльев). Киль будет несъемный, на центроплане.ПВА D3 уже купил ,дорогой зараза… Летаю на Александровской горке у Плещеева озера,где динама только в Ю-З ветер, недавно поехал,должно было 3-6 м\с,а там почти штиль.Визел меньше 5м\с у нас не летает. Для меньших ветров у меня Red Harry. Но к осени думаю задует как надо.
Мне кажется,что если резали рыжий пеноплекс,то лонжерон больно мощный…
А пока надо копать грядки,садить.садить и высаживать + доделать ремонт дома. Так что Жду облета и надеюсь что мои руки дойдут до проекта.
жёсткие термики, мне бы такие встретить на поле )
По моему жесткость термички примерно одинаковая, что гора, что поле, у нас. Бывает в поле планер ловит крен 90 на ровном месте, бывает на горке еле еле +0,2 м/с вечером набираешь.
Я как обладатель оригинального визеля был сильно удивлен полету большого визеля. Он летит существенно лучше, не в 1.6 раза, а многим более 😃
Ну и профиль PW1211 оправдал ожидания.
Сегодня снова запускал планер. Дул ураган )) перпендикулярно горе (южный, Лагерный сад) 7.5 м/с, рваный. Вблизи горы сильно колбасит, самолет разворачивает по крену из одной стороны в другую, бросает.
Заранее в xflr5 подобрал отклонения рулей для управления скоростным режимом. Для наибольшей скорости подъема рули выставляются на угол при котором скорость соответствует наибольшему качеству, если ветер позволяет. Сегодня же ветер был сильный и в такой ветер полетел бы даже кирпич)) поэтому о наивыгоднейшем качетсве речи нет, здесь главное висеть и пробиваться против ветра. Рули опукаются ниже на 0.5 -2 градуса.
Теперь про сегодняшние полеты. Против ветра 7.5 м/с пробивается легко, ветер рваный поэтому было некомфортно летать. Долго не летал. Да и при старте и посадке опасно.
Про аппарат. По поводу большого веса за меня здесь уже ответили 😃 Могу только добавить: для горки легкие планера не подходят, на них летать только в легкий ветер, а в ветер посильнее использовать балласт я не хочу. В тексте я уже оговорил, что хотел скоростной энергоемкий планер. И планер разрабатывался для скорости. В полете, все-таки, планер не испытывает тех перегрузок, которые я заложил при расчете на прочность, какие бы петли я не крутил. На горке, которая рядом с домом, растут деревья, бывает ходят люди, там есть канавы, где-то асфальт, бордюры, зимой снежные-ледяные бугры; на посадке планер может опрокинуть, не каждая посадка удается; иногда если ветер сильный то бывает пикируешь и притираешь к склону. В лонжерон планера были заложены по коэффициенту перегрузки 5 единиц и 3 единицы по коэффициенту безопасности, итого эксплуатационная нагрузка в нормальном полете составляет 1/15 предельных нагрузок. И здесь не идут в счет работа обшивки и пены, я решил, что пусть будут в качестве бонуса к расчетному. Планер уже несколько раз плюхался брюхом, один раз задел консолью ветки и плюхнулся брюхом вверх, пару раз словил ямы на посадке - воткнулся носом. Все целое, ничего не погнулось и не оторвало.
У меня не было цели делать рекордно легкий самолет, он, так сказать, делался для души и с душой)) На прочном планере меньше ремонтов, он летает чаще чем лежит на стапеле, и летает так, как и было заложено при постройке.