Металка - 60 см
“Мотылек”
Вчера я начал изучать инструкцию к “Мотыльку”. Потратил на это пару часов, чтобы понять, что в нем меня не устраивает 😃. Если бы я его делал “не задумываясь”, то инструкцию предварительно можно было бы вообще не изучать… Впрочем, я не знаю, как можно делать что-то, не имея представления о ВСЕЙ предстоящей работе. (Тут я вру; чаще всего действую по принципу - разобраться с наиболее непонятными местами, а остальное делать, как получится).
****** Лирическое отступление. Модели строго по чужим чертежам я последний раз делал в восьмом классе. После этого, если делал что-то “готовое”, то модели модифицировал. Последние лет 30 я вообще ничего “чужого, по чертежам” не делал… Из ДЕРЕВА ничего модельного не делал уже лет 20… Из БАЛЬЗЫ и УГЛЯ я вообще ничего не делал.
Так что, сложилась странная ситуация: с одной стороны приличный модельный опыт, а с другой… что-то придется вспоминать, а чему-то учиться.
Непосредственно о “Мотыльке”. Честно говоря, он мне не очень нужен. И купил я его по следующим причинам:
- вспомнить, как что-то делается по чужим чертежам;
- “пощупать” бальзу; у “Мотылька” из нее фюзеляж и хвостовое оперение;
- “пощупать” уголь, из которого сделана хвостовая балка;
- попробовть “ниточные” тяги рулей с пружинками;
- попробовать метание дискусом.
Конечно, многое из этого можно было бы проверить на “своей модели”, но я считаю, что все вышеперечиленное стоит тысячи рублей (тем более, что похожий на него планер я уже видел в деле и он вполне прилично летает).*****
Начал с “незнакомого материала” - бальзы…
Изготовил заготовки хвостового оперения (затратил около получаса).
Что мне понравилось в хвостовом оперении? ФОРМА!!! Мне совершенно непонятно увлечение эллиптическими формами хвостового оперения. В аэродинамике выигрыш очень близок нулю… Эстетика… Тут дело вкуса.
“Перевод” картинок на бальзу осуществил с помощью иголки (дырочки в характерных точках). Для этого прилепил чертеж на бальзу малярным скотчем с одной стороны, а с другой прилепил бумагу маленьким кусочком двухстороннего скотча.
Я не знаю, как режут бальзу. Поэтому делал это “по привычке” - лобзиком. Потом несколько движений наждачной бумагой - и вчерне хвостовое оперение готово.
Общее впечатление. Мне кажется, что из потолочки, при том же весе, получилось бы все существенно прочнее, но, не знаю почему, очень приличная часть моделистов предпочитает бальзу. С другой стороны, эта модель уже успешно летала и успешно прошла краш-тест…
Перекалывание
Коненный результат и “отходы”
В этой гадости на физиономии мне пришлось делать все, иначе даже о точности в полмилллиметра и говорить не стоит…
Это я по теме, которая в начале началась
Это же обычная металка, только аппаратуру впихнули.
Ну-у… не совсем. Как говорится, Найди 10 отличий.
На счет профелей: S-образный,тонкий, для парения.
А это не в тему
На счет профелей: S-образный,тонкий, для парения.
Честно говоря, я не знаю, какие профили применяются на свободнолетающих металках этого класса.
Но очень сомневаюсь в их S - образности - далеко не самые эффективные профили для этих размеров и классической схемы планера.
Тонкость профилей и их малая кривизна очевидна (если в классе запрещен таймер, который перекладывает закрылок из взлетного состояния в парительное или никто реально такие таймеры не ставит) - это тоже “автоматически” вытекает из размеров.
Я тут несколько дней был без инета…
За это время собрал фюзеляж, крыло, подготовил хвостовую балку.
В-общем, практически все сделал; осталось залакировать бальзу, навесить рули, приклеить к фюзу хвостовую балку и установить борт на место…
Перейду к “кривизне” сборки. Она касается только фюзеляжа. Один из моих принципов говорит о том, что борт должен быть доступен, а в этой модели приемник замурован под приклеенным крылом.
Решение простое:
Исходно фюз - типичная “лодочка”, состоящая из дна и бортов (такие фюзы мне часто попадались на простых бальзовых планерах), а сверху находятся люки для доступа внутрь.
Я решил задачу просто - вместо “дна” решил приклеить к “лодочке” “палубу”, а “дно” сделать из потолочки с люками для доступа к аппаратуре. Так как исходно фюзеляж ужат до внутреннего габариту 15мм*15мм, а тот приемник, который я хочу поставить (Игва- микро) имеет бОльшие габариты, то я “заодно” увеличил фюзеляж в ширину (в соотвтствии с мнением Taboo, о том, что для металки важнее меньшая высота фюзеляжа, а не его ширина). Из-за увеличения ширины фюзеляжа мне удалось воспользоваться готовыми чертежами и инструкциями по сборке процентов на 70 (а иначе они подходили бы на 90% ).
Схема модификации фюза - на рисунках.
При обработке крыла я столкнулся с двумя проблемами:
- прорезание тонких щелей (около 2мм) под пластинчатые лонжероны. Решил наклейкой на наждачную бумагу обычной карточки и последующей подкладкой карточек в процессе протачивания до полученя щелей нужной ширины.
- шкурение поверхности. В задней части профиля это решилость наждачной бумагой на бруске. А вот для получения профиля с плавно изменяющейся кривизной я сделал приспособу (Спасибо Taboo за “линеечный метод”!!! ). На наждачную бумагу наклеивается двухсторонним скотчем УПРУГАЯ пластина. На нее наклеивается “ручка” из полоски пенополиэтилена (продается в хозмагах как уплотнитель). Эффект получается потрясающий - сошкуриваются неровности и получается поверхность с плавно меняеющейся кривизной (разный прижим в разных местах обеспечивается просто ладонью).
Специально для Taboo. Вырезание всех деталей заняло в сумме полтора часа (а я это делал очень медленно) ☕
Модификация фюзляжа. Вверху - исходный вариант…
“супер инструмент” 😃
Вот еще один нано экземпляр с подробной инструкцией по изготовлению. не металка но нано.
www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=553166
Затягивать можно так:
😁 Мой плакать! 😁 Зачооот! 😃
😃 😃 😃 Только из комнаты выйти и леер подлинее взять 😃 На коротком очень трудно с управлением справиться ☕
А вот мой тьюнинг Мотылька:
Первый фюзеляж был склеен впопыхах и по результатам медкомисси был признан к полетам негодным из за искревления позвоночника (видно на фотке как я там накосячил со склейкой боковых и нижней пластин), и недостаточного объема в талии (приемник торчал из брюха и упирался в крыло).
По результатам исследования предварительного кандидата были выработаны рекомендации к следующему, по требованиям подработаны чертежи, сразу распечатаны с расчетом на утюжный перенос на бальзу за один раз (все собрано в кучку так, что бы на ширину пластины все влезло).
Долго горечь первоого эксперемента не давала приступить ко второй попытке, но вот вчера собрался с силами и наконец дорезал детали и склеил. Сразу примерил борт - все влезает. 😃 .
После примерки выключателя борта обнаружил, что аккум то потеплел 😃 отчего бы это ведь я ж не подключал к флажку зарядку 😃 😃 .
Выяснилось все - просто. Выключатель (штекер) перемыкал аккум накоротко 😮 (хорошо он был не полностью заряжен). Бедой тому маленьки кусочек пластмассы отвалившийся внутри боровой части выключателя, в результате чего головка штекера коротила + и - . Разобрался быстро, но как починить что бы больше такого не было - не совсем понятно - там где нарисовано фиолетовое пятно - там должен быть отломавшийся ограничитель - без него красный контакт (-) продавливает своей пружиной второй контакт в позицию обозначинную штрихом и там он успешно сливается головкой штекера а она с желтым контактом (+) 😲
Еще на парной фотке есть оба фюза и видно в чем отличие признанного годным к полетам - он (ближний) пошире в месте под передней кромкой крыла и склеен значительно более ровно. 😎
Вот что получилось:
После примерки выключателя борта обнаружил, что аккум то потеплел 😃 отчего бы это ведь я ж не подключал к флажку зарядку 😃 😃 .
Выяснилось все - просто. Выключатель (штекер) перемыкал аккум накоротко 😮 (хорошо он был не полностью заряжен). Бедой тому маленьки кусочек пластмассы отвалившийся внутри боровой части выключателя, в результате чего головка штекера коротила + и - . Разобрался быстро, но как починить что бы больше такого не было - не совсем понятно - там где нарисовано фиолетовое пятно - там должен быть отломавшийся ограничитель - без него красный контакт (-) продавливает своей пружиной второй контакт в позицию обозначинную штрихом и там он успешно сливается головкой штекера а она с желтым контактом (+) 😲
Честно говоря, из фото с рисунком я не сумел понять, что и с чем замыкалось…
Проверьте нет ли ошибки в распайке. Исходно этот выключатель при втыкании штеккера отклюючал батарею и подавал питание через штеккер от внешнего источника питания. ак что, если не так распаять, можно и КЗ поймать… Если не будете контролировать напряжение борта и заряжать через штеккер, то можно его заменить пластмассовым штырьком…
Я только не понял, зачем заводить в это гнездо и плюс, и минус питания? Для включения и зарядки достаточно один провод коммутировать (плюс или минус). Тогда КЗ будет невозможно в принципе.
Я пользуюсь такой схемой подключения.
1 аккумуляор 3 банки NiMn 200mAh
2 разъем для зарядки аккумулятора и включеня питания.
3 разъем для приемника
Для изготовления покупаю 2 удлинителя рулевых машинок.
Из двух мам делаю разъемы 1 и 2
Из папы: 1 перемычку двух минусов разъема
2 разъем для зарядки аккумулятора.
Весит такая штучка поменьше. Правда флажка предохранителя нет
Весит такая штучка поменьше. Правда флажка предохранителя нет
Прелесть выключателя в “Мотыльке” именно в наличии флажка - видно, что борт выключен 😃
Я сам нсколько раз запускал планера с выключенным бортом (хотя проверку рулей перед взлетом провожу почти на автомате) и видел, как это делают другие…
Себе я собираюсь сделать электронный выключатель, который бы устанавливал РМ руля высоты перед выключением в крайнее верхнее положение (чтобы модель с выключенным бортом тут же плюхнулась на землю).
Честно говоря, из фото с рисунком я не сумел понять, что и с чем замыкалось…
Проверьте нет ли ошибки в распайке.
Левые два контакта (красный и еще один красный: “-” ) смещались к ценру и перемыкались головкой штекера с правым желтым (“+”). Но я вроде починил - банально горячей железкой продавил внутрь часть огргстеклянной крышки - теперь левая пара контактов штекером перестала размыкатся (земля сохраняется на приемнике при втыкании штекера), но правая группа контактов успешно размыкается - в результате с приемника снимается плюс батареи. КЗ нет при втыкании штекера 😃 , а вход на флажке справно замыкается на батарею. А распаяно там все правильно было, но качество это деталюшки - не супер (одно хорошо весит она только чуточку).
СОбираю дальше уже готов полностью в сборе фьюз + труба + оперение и сделана проводка тяг и пружинки навешены. Отдельно склеил половинки крыла и не совсем выдержал угол 😕 чуть больше чем положенные 7 градусов… вот думаю - резать чтоли обратно, переклеивать или так оставить ?
СОбираю дальше уже готов полностью в сборе фьюз + труба + оперение и сделана проводка тяг и пружинки навешены. Отдельно склеил половинки крыла и не совсем выдержал угол 😕 чуть больше чем положенные 7 градусов… вот думаю - резать чтоли обратно, переклеивать или так оставить ?
Я тоже промахнулся с V… Но у меня сборка крыла была проще. Так как лонжероны (та самая “решетка” которая торчит из фюза) у меня “отрезаны” от шпангоутов, то я вклеивал лонжероны и склеивал консоли вместе одновременно, исходя из угла лонжеронов.
P.S. Сегодня покрыл лаком “все дерево”. Осталось приклеить крыло, установить рули и борт. Можно было бы это сделать сегодня, но я хочу поставить свой электронный выключатель питания, а программу на него еще не написал… Так что, пока все полежит. Тем более, что летаю на свом планере-60, погода хорошая (можете в “Динама в Москве” прочесть написанное МхМ; у меня было в воскресенье то же самое на соседней горке). Кроме того, пытаюсь “тренировать” Акки для “Мотылька”- провалялись три года без использования и сейчас мне не нравится их поведение.
Решил вывесить фото моего планера-60 для динамы после трех месяцев эксплуатации. Больше 10-ти часов в воздухе и более 100 посадок разной степени жесткости. Черные пятнышки на концах крыльев - сажа от сгоревшей травы, забившаяся под скотч.
За это время один раз ремонтировалось крыло (срезаны замятины на передней кромке) и трижды “ремонтировался” фюзеляж: приклеен оторванный конец хвостовой балки и обрезался замятый кончик носа…
И фото готовых деталей “Мотылька”. Его можно окончательно собрать за несколько часов + полимеризация эпоксидного клея, но у меня не написана программа для электронного выключателя, который хочу на него поставить (для ее написания нужна пара выходных с нелетной погодой).
Планер 600 после трех месяцев эксплуатации
Почти собранный “Мотылек”
Господа, кто уже собирал себе микрометалки на одной банке ли-по, будьте добры, ответьте мне на вопрос в этой теме. А то не знаю какой борт брать 😦 Заранее спасибо!
Сегодня я доделал “Мотылька”.
Основная сложность, с которой я столкнулся (и котороя отняла много времени) - нитяно - пружинные тяги… Собственно говоря, к самому “Мотыльку” это отношения не имеет - они довольно часто применяются на металках… В конце концов сумел это сделать и даже решил вопрос регулировки длины тяг.
Весь планер, кроме хвостовой балки, я обклеил скотчем. На это тоже ушло прилично времени (и вес добавило), но я уверен, что это себя оправдает. Ошивку фюзеляжа снизу потолочкой я клеил просто скотчем. В ней прорезан люк для смены аккумулятора. Нос я приклеил двухсторонним скотчем.
В планер я внес еще одно изменение: - предлагалось закругление носа сделать из бальзы; я же сделал свой “фирменный нос” - из подошвы от легкого шлепанца. Просто я неоднократно видел, как разбивается бальзовый фюз планера при “незапланированной встрече” с камнем на посадке…
Взлетный вес с 20г аккумулятором и довольно тяжелым приемником “Игва-микро 5” - 90г
Вот и все. Дальше - летные испытания 😃
Модель полностью склеена. Осталось установить борт.
Борт установлен; вид сверху и снизу.
Модель готова к полетам.
За два дня вчерне облетал “Мотылька”. Вообще-то и “два дня” и “облетал” - преувеличение.
Итак, “хроника событий”.
Суббота. Крылатское, слабый (1-3м/с) ровный ветер. У меня центровка получилась 60мм от передней кромки (при рекомендованной 52-54мм). Первые же несколько запусков (естественно, не метал, а просто аккуратненько несильно запускал) показали, что центровка настолько задняя, что у меня не хватает реакции для управления. Несколько слабых “морковок” (с высоты 1-2м). К сожалению, некоторые - в землю, по твердости сравнимую с бетоном; к счастью - у модели резиновый нос. Внешних повреждений нет. Нужно грузить нос балластом (Акк уже в самом носу). Лезу в “полетный рем набор” и не нахожу ничего подходящего (не догадался залезть в кошелек - там грамм 150 мелочи). Привязал к носу палочку подходящего размера. Стал двигать ЦТ и триммировать. Через десяток полетов (и несколько несильных втыканий) что-то похожее на управляемый полет получил.
Решил заменить палочку камешком, засунутым внутрь резинового носа (он у меня был пустотелый). Сделал еще несколько полетов. В последнем обнаружил, что отклеился кончик носа (подошва была многослойная и слои расклеились). Ушел домой. В сумме - 15-25 запусков.
Внешних повреждений модели дома не обнаружил. Внутренние повреждения (сломанные при “морковках” шпангоуты в фюзе) ликвидировал за 15 минут.
Вырезал новый резиновый нос. В него вставил балласт из дробинок, чтобы получить центровку 52-54мм.
Сегодня. Пологий травянистый склон в Крылатском практически без камней и других препятствий. Ветер, к сожалению, существенно сильнее (2-5). В первом же полете сработало мое “везение” - модель унесло ветром и она приземлилась (довольно мягко) на чуть ли не единственный камень. Раскололся бальзовый пилон стабилизатора. Клея у меня с собой не оказалось. “Склеил” пилон стабилизатора двухсторонним скотчем + обычным скотчем. Поигрался цетровкой (использовал монеты) и триммерами. Получил удовлетворительную управляемость (в спокойную погоду с такой управляемостью можно комфортно летать). Удалось даже несколько раз подпарить в динаме.
Несколько раз попробовал несильно бросить за крыло. Несмотря на мой ПЕРВЫЙ опыт, модель нормально шла вверх.
Дальнейшие планы:
- сделать “нормальную центровку” (у моей модели 45мм) “штатным” способом;
- увеличить площадь стабилизатора в полтора раза (все же 90% моих полетов будут проходить в динаме или “термодинаме”).
Общие замечания по “Мотыльку”.
1 При изготовлении надо ОЧЕНЬ ТЩАТЕЛЬНО следить за весом хвостового оперения. Я, вероятно, “перелил” клей; возможно, слой лака у меня получился тяжелый; обтяжка хвостового оперения скотчем тоже добавила весу (а мне необтягивать его нельзя, так как летаю даже при несильном дожде).
2 Если не увеличивать площадь стабилизатора, то необходимо очень аккуратно и “нежно” подбирать центровку. Смещение центровки буквально на 1мм (такие смещения я тоже делал) сильно влияют на управляемость и устойчивость. Впрочем, материала, который есть в наборе, вполне достаточно для увеличения его площади в 1.5-2 раза.
3 Модель довольно летучая и прочная.
4 “Метательных” проблем у него я пока не заметил (серьезно говорить об этом при полном отсутствии опыта нельзя).
Внес в модель изменения:
- удлинил нос на 3см, чтобы получить нужный ЦТ;
- увеличил площадь стабилизатора в полтора раза.
В субботу настроил модель. Управляется вполне прилично, хотя есть небольшие шероховатости.
В воскресенье подинамил на ней при сильном (для нее) порывистом ветре. Управление моделью проблем не вызывало.
Честно говоря, я не знаю “метательных способностей” этого планера - не умею метать.
Слабые броски за крыло получаются нормально, а вот сильные не получаются. Думаю, что причина во мне, а не в модели.
Вид модели на земле в субботу.
К сожалению, и в субботу и в воскресенье летал один и снимать модель в воздухе было некому…