А научите меня летать плиз

karmann
Retif:

когда делается, можете объяснить?

Александр, обычно это делается при входе в спираль

NIV
Retif:

А вот когда и элероны и руль направления в сторону спирали - это когда делается, можете объяснить?

Всегда при входе в спираль. Как верно подметил, Александр.
Это импульс для начала вращения планера. Далее по ходу спирали, периодически, поддерживая оптимальную скорость вращения и форму спирали.

HS125
Taboo:

Где же правда?

Правда в том что надо разделять мух и котлеты.

Есть анализ движения ЛА в спокойной атмосфере, и есть анализ движения ЛА в турбулентной атмосфере. Отсюдя и вся разница. Особенно это актуально если размеры ЛА сравнимы с размерами возмущенной воздушной массы.
В этом случае на границе различных воздушных масс могут возникать противоречивые условия приводящие к тому что приходится применять нестандартные приемы пилотирования.

Albert
Taboo:

А если перейти в плоскую спираль того же радиуса (РН в сторону спирали, элероны - в обратную), модель чудесным образом начинает подниматься.

Именно поэтому предпочитаю летать с 2-гр. штырями консолей, т.е. почти ровным крылом. У него слабая спиральная неустойчивость, приходится “подпирать” внутреннюю консоль.
Рулем поворота подрабатываю внутрь (где-то попадалась статья Дрелы о пользе РН). Тут еще надо учесть, что соотношение “радиус виража/размер аппарата” у модели намного ниже, так что отклонение РН необходимо.

AsMan

Те таки надо замутить четырехметровую малышку с моторчиком, иначе не не понять? Метровая металка игрушка?
У мя есть двухметровая конверсия свободнолета, его как то задуло со ста метров, до стапятидесяти, за несколько сек, безовсяких спиралей. Я, если честно, пересрал тогда, и на полном газу свалил от туда.

Lёlik
AsMan:

Метровая металка игрушка?

А як же. Чтоб тело размять на площадке и получить порцию адреналина. Но ждать от нее орлиного полета в облаках несколько опрометчиво. У меня была такая, но была пена с кевларом, а не угольное крыло. Хотя для разминки это вещь, весь в динамике, в движении, полеты у меня были примерно как у вас по 40 сек с 20 м, выше забрасывать не мог, как ни старался, наверное из-за спины.

Taboo
AsMan:

Метровая металка игрушка?

Безусловно, размер имеет значение. Чем больше, тем выше аэродинамическое качество при прочих равных.
Про 4х метровый я писал, потому что на нём особенно хорошо проявился этот эффект. Но я точно также летаю на 1.5 метров металке.
Что касается метровых моделей, то с ними беда. Металки и F5J получили сильное развитие с первыми Чемпионатами Мира. По метровым металкам никаких серьёзных соревнований не проводится. И производители не спешат вылизывать метровые модели. Основная проблема существующих - вес. 4х метровые F5J упёрлись в FAI limit 12г/дм2. Современные 1.5м металки (лайт версия) весят меньше 200г при площади 19-20dm2 - Это 10г/дм2.
От метровой металки вы получите несказанное удовольствие, если она будет иметь нагрузку 9г/дм2. При площади 11.5дм2 вес должен быть около 100 грамм!
Т.е. современные метровые металки - это летающие утюги. Прикольно, хороши для обучения. Но “всю радость безмоторного полёта”(с) на них не прочувствовать.

karmann
AsMan:

Метровая металка игрушка?

Хотя летаю сейчас на 3х и 4х метровых планерах, но хочу сказать в защиту метровых металок.
Был у меня Moskit производства Алексея Вагиса, летал просто великолепно!Lёlik не даст соврать, вместе запускали))
Хотел выложить фотку, но за давностью лет не осталось, за исключением “голого” набора.
Начал искать на Форуме и обнаружил интересную вещь. Этот Москит был продан мной в СПб в 09 году, а затем оказывается перепродавался в 11, 13 и 15 году))) Всё узнаваемо по фоткам, несмотря на замену хвостового оперения и появившиеся заплаты на крыльях.
Это я к чему? Значит метровый планер поставил на крыло не одного пилота, и своё назначение выполнил сполна;)

sashb
Taboo:

Решил вставить свои 5 копеек.
Во первых огромное спасибо Игорю Волкову! Очень хороший материал. “Афтар, пишы исчо!”

Хочу обратить внимание на нюанс управления моделями.

Вы затронули очень интересную тему, которую здесь думаю следует обсудить всем - и практикам и теоретикам.

Мой практический опыт полностью совпадает с вашим. Хочу добавить только то, что необходимость и степень использования руля направления при стоянии в спирали уменьшаются при более задних центровках.

Ваше объяснение про термики считаю заведомо неверным. Причины следует искать в аэродинамике модели, а не в потоке.

Мое объяснение такое:
Каждый самолет и планер имеет ограничение на минимальный радиус спирали, связанное с максимально возможным (либо просто оправданным) креном и минимальной скоростью. При нахождении в установившейся спирали происходит самокоординация летательного аппарата. Самокоординация имеет определенный предел - если спираль слишком узкая, нос не успевает поворачиваться за быстро меняющимся курсом. Предел этот в свою очередь зависит от центровки - чем она более задняя, тем более верткая модель, и соответственно меньше радиус спирали, при котором модель еще способна к самокоординации. Большие планеры не достигают “предела самокоординации” из-за большой срывной скорости, поэтому в помощи руля направления в спирали не нуждаются. Другая ситуация с моделями, которые способны крутиться чуть-ли не вокруг законцовки. При этом на практике крутиться вокруг законцовки хорошо получается именно на очень задних центровках. При передних центровках для вращения вокруг законцовки нужно очень точно работать рулем направления, что весьма сложно, причем чем более передняя центровка, тем больше нужно давать руль в сторону спирали.
Обсуждение и конструктивная критика приветствуются.

Lёlik
sashb:

Обсуждение и конструктивная критика приветствуются.

Может “самокоординацию” следует махнуть на более понятную “устойчивость”?

HS125
Lёlik:

Может “самокоординацию” следует махнуть на более понятную “устойчивость”?

Это ужеближе к теме. Согласен.

AsMan
Taboo:

При площади 11.5дм2 вес должен быть около 100 грамм!

Я уложился, буквально пару грамм пластина в хвосте.

karmann:

Это я к чему? Значит метровый планер поставил на крыло не одного пилота, и своё назначение выполнил сполна

Я на метровую заложился ради мелкопацанов. Ток вот учить не умея как то не але.

sashb
Lёlik:

Может “самокоординацию” следует махнуть на более понятную “устойчивость”?

Нет, самокоординация и устойчивость - две разные вещи. Самокоординация зависит от аэродинамических свойств модели и от устойчивости. Последнюю можно менять изменяя центровку.

К своему тексту еще хочу добавить вот что:
Возможно, что в сверхузкой спирали скольжение внутрь оказывается энергетически более выгодным, чем запредельные крены. Это еще одна причина давать руль внутрь спирали.
Мнение специалистов по аэродинамике тут было бы очень интересно.

Lёlik

Все бы ничего, но дело в том, что кроме вас никто такой термин как самокоординация не применяет, отсюда и затычка в понимании. Вот устойчивость это термин как аэродинамики, так и теории автоматического управления. Ваш пост #142 интересный и наверное даже правильный, просто я для себя там заменил один термин на другой.

yurik999

хорошо что не отказался от руля направления. Поднял планер он кстате 3.6м. так вот развернуть его резко можно только рулем направления, а элероны тоже пригодились но не в основном. я его поднимал года два назад, но не справился и клюкнул об землю. Правое крыло отремонтировал и пару трещин заделал на корпусе. норм спустя 2 года поднял наконецто. планер pulsar3.6. мотор 500watt примерно. Закрылки покачто жестко зафиксированы.

AsMan
sashb:

Каждый самолет и планер имеет ограничение на минимальный радиус спирали

Планер не самолет, в случае моделей. Как то делился киношкой тут, с самолета, народ спрашивал что за коптер:-)

yurik999:

Закрылки покачто жестко зафиксированы.

У меня еще вот такое есть. Размах 2.7, взлетный два кило с лишним. Фюзом можно работать как бейсбольной битой. Элероны отсутствуют как класс.

Это он же 😃

3 months later
сандор

Взял планер 2,7 метра с мотором, хвост V, это первый опыт с планером если не считать 45 лет назад ) подскажите какие особенности с таким хвостом. летать буду с АП

msl_272
сандор:

какие особенности с таким хвостом

Лично мое: На больших расстояниях V хвост очень плохо виден. Иной раз вообще непонятно в какую сторону модель летит. Так и не смог к нему привыкнуть.
По управлению разницы нет.

сандор

Я планирую летать ФПВ так что визуально мне глядеть особо нечего, где то читал что склонен к штопору, отсюда и вопрос

msl_272

Штопор это срыв потока на крыле. К стабилизатору он никак не относится. И уж тем более, к типу стабилизатора Т или V.