Параплан радиоуправляемый
Чела купил на продуктовом рынке в Текстилях в лавке с детскими куклами и игрушками.
Зовется “Даниэль. Каникулы” Joy Toy Collection. Весь шарнирный, ростом как раз, Одежка, носки, боты, штаны с ширинкой, натуральный свитер. Ему только бы сделать куртец кожаный и шлем с забралом 😉
Вот чего с кольцом вышло:
Фотка
К сожалению не нашел в закромах ляминя потолще - был только 0.75, а композитный делать было лень. Сделал из этого мягкого гуана. Чуток штанги криво вышли, ну мне вобщем то все равно. Думаю потом карбоново-стекляное кольцо сбацаю и попрямей штанги поставлю.
Вес в нынешнем виде с пелотом - 1291г, с крылом 1510г. Осталось 200г на кресло(бальза), тросовые линки и пенопластовую подушку в стекле. Первый аппарат попадающий с запроектированный вес в моей практике.
господа, где бы купить маленькие карабинчики для прицепки свободных концов? Где такие мелкие применяются
Загляните в киоск “союзпечать”, там по 3 рубля за килограмм продается всякая бижутерия, вот там карабинчики. Еще можно брелочки всякие курочить.
Ну и еще апдейт на сегодня.
Самым сложным в моей конструкции параплана было сделать фейковый привод рук пелота Кена при движении качалок серв. Сначала сделал кольцом - вышло гуано. Рога немного сгибались аж, что чревато. Сделал тектсолитовые подкосы(сразу хотел сделать их, но отец сказал в баню, как показала жизнь, прав был я. Теперь конструкция рогов жесткая, не сломается надеюсь (ТТТ).
Привод рук натянутый резинкой. Руки в нейтрали - растяжение минимально. Качалки от нейтрали вверх(к максимальному качеству крыла из подтянутого) - руки на месте остаются, а при натяжке вниз серва тянет за тросовую систему через 2 блока(петельки из скрепок пропущенные через трубы конструкции). руки моего Кена все шарнирные напрочь и положения когда руки выпрямлены было очень неестественное и какое то непонятное в движении, потому руки развернул так чтобы они были согнуты в локтях. При этом резинки почти копийно имитирую сами петли клевант, а троса привода черные и почти не видны - это плюс.
Работа всей этой шняги на видео(28Мб)
nailalex.dyndns.org/hobby/…/fake_clevants.mp4
Осталось сделать пятку и линки на клеванты, зарядиться и поехать на облет.
ДА! еще сделаю на боковые соединения штанг и кольца петли для предстартовой укладки строп, как это сделано у больших телег. Проверка удержания телеги перед взлетом показала что без такой укладки чревато намоткой строп на винт.
А я вот блин сегодня полетал. Днем был сильный ветрище, да такой, что даже расстелить параплан на земле не представлялось возможным. Кое-как забросил против ветра, немножко поднявшись, параплан сам развернулся по ветру и со всей дури приложился об землю. Минус один винт.
К вечеру ветер немного стих, но тоже был неслабым. Запустил, полетел. Чуть на ЛЭП не залетел.
Покрутил его вперед-назад минут десять, думаю, хватит, слишком колбасит на ветру. И при посадке… минус второй винт.
Пришлось ехать срочно покупать винты - выходные иногда радуют просветами между дождями, я таких моментов стараюсь не упускать.
Заодно купил колесики наконец, буду колхозить шасси с подвеской.
Такс, а какова тактика заброса? Сами закидываете или с помощником? В воскресенье готовлю своего Кена в полет. Будем облетывать с отцом. Он будет делать заброс, а я рулить. Думаю на подъеме крыла в 60-70° от горизонта дать газу(не полный ибо мотор зверь) и далее по обстановке. Но как в этой обстановке себя вести? Самолет планирует при сбросе газа, параплан видимо нет. Как себя вести при первом полете при взлете вобщем интересует если что не в ту сторону сразу закосит?
Забрасываю так.
- Расстилаю параплан на земле, телегой против ветра.
- Беру телегу в руки, выбираю слабину строп.
- Свободной рукой даю примерно 60-70% газа, на глазок, чтобы почувствовать рукой, держащей телегу, что она напряглась и готова полететь 😃
- Забрасываю над головой, как гранату.
- Обычно сразу же взмывает в воздух и летит от меня против ветра. Если ветер сильный, то висит на месте, как вертолет, немного поднимаясь.
- Если упусть момент, и не взять управление сразу, то ветром может развернуть телегу по ветру, и тогда она пулей пролетает мимо, снижаясь. Тут я обычно даю много, максимум газа, чтобы она поднялась и не врезалась в землю.
- Но вообще поведение параплана при старте всегда разное. И к тому же я его постоянно модифицирую, особенно место крепления строп к телеге, поэтому поведение резко отличается раз от раза. Причем последнее время все в худшую сторону.
Сегодня снова полетал.
Ветер был сильнее, чем вчера.
Попробовал винт 10х4.7 - вроде тянет лучше, а вроде и также… Разница на грани ощущений.
Против сильного ветра все равно не может лететь, в лучшем случае зависает на месте, а обычно его разворачивает и уносит на несколько сот метров. После чего не остается ничего другого, как просто сбросить газ и наблюдать как параплан красиво снижается и падает в траву. Управляемость также оставляет желать лучшего. Ход клевант у меня примерно 7-8 см. Но управление выглядит так - отклоняешь стик вправо до упора. Параплан продолжает полет без изменения, через несколько мгновений начинает плавный поворот вправо. Ускорить поворот можно почему-то сбрасывая газ. При этом параплан поворачивает со снижением, намного интенсивней и уверенней. Также иногда наблюдаю странное явление - когда в полете телега крутит носом вправо-влево. При этом ничего не делаю с управлением. Особенно часто такое явление возникает после поворота. Может клеванты слишком сильно дергают телегу?
Но ветер сейчас в поле просто ужасный. Жду штиля, чтобы проверить в нормальных условиях качества телеги и может быть снять видео.
Роман, а какой AoA у крыла сейчас выставлен? Я после перестроповки делал чтобы в нейтрали свободных концов нижняя сторона была горизонтально. Подтянул ряды как по видео для HK крыла -14° вышло. Явно много. просится -5-7°. Пока еще стропы клевант не цеплял к сервам. Думаю насчет АоА. Понятно чтго можно подтянуть туды сюды свободные концы, но придется перевешивать и подтягивать стропы клевант также, а в поле это гемор. Завтра в Московском регионе будет почти штиль. Еду облетывать к парапланеристам.
На счет штиля зело сомневаюсь, прогноз по аэропортам по крайней мере, как и на сегодня 0-5 м/c. А то, что сегодня творилось в поле штилем назвать было трудно.
Про АоА не понял. Ряды натягивал как на видео. Собственно у меня крыло и не летало потому, что недотянул первый ряд. Когда плюнул и затянул почти до упора, оно возьми и полети 😃 В нейтрали у меня клеванты почти не натянуты, задняя кромка крыла вровень с самим крылом.
Но у меня всего одна сервомашинка, поэтому что-либо регулировать в полете я не могу.
Меня больше интересует где цеплять крыло к телеге. Раньше оно у меня было прицеплено по ЦТ, не летало. Потом я вынес точку прицепления аж за винт, где- то на сантиметр дальше защиты винта - летало шикарно, телега шла ровно, как настоящая. Но при той схеме при падении все стропы запутывались за крепление. Мне это надоело и я сделал просто в защите, примерно в плоскости винта два кольца. Теперь все вроде также летает, но при полете колбасится носом вправо-влево.
потому надо смотреть ветер на
www.windguru.cz/ru/index.php?sc=13869
предсказывает точно, за 5 лет наврал 2 раза. гисметео показывает погоду на марсе, особенно ветер 😁
NailMan не обманул - сегодня был хоть и не штиль, но гораздо более приятные условия для полета параплана.
С утра переделал подвеску телеги к крылу, сделав ее регулируемой, чтобы можно было изменять вправо-влево, вперед-назад относительно ЦТ точку подвеса.
Решил поехать испытать.
Ехать мне на поле минут 20, причем крайние 2 км по дороге “прощай подвеска”. В общем добрался до поля, разложил параплан, прицепил к телеге. Взлетел.
Аккумулятора хватило ровно на 2 минуты полета. Обидно, блин. Хотя дома проверял напряжение на аккумуляторе - было ровно 3.7 В на банке. И буквально через две минуты уже 2.9В. Как такое может быть? Автоматика плавно сбросила обороты и посадила параплан в травку без повреждений.
Случайно, подручными средствами снял видео. Извиняюсь за качество, но видеокамеры и видеооператора у меня под рукой не имелось. Как есть.
Гуру, посмотрите на параплан. Есть ли явные косяки в его полете, что нужно изменить, чтобы стало правильно?
Мне лично очень не нравится то, что телега летит впереди крыла. Это как-то неестественно. Наверное, стоит еще подтянуть первый ряд строп? Хоть там уже и тянуть некуда. В общем, готов услышать комментарии. Не выглядит ли телега слишком легкой. Нет ли ощущения, что не хватает тяги?
Спасибо.
На мой дилетантский вззгляд - да, как то совсем уж черезчур впереди телега. Летает так вобщем то быстро как то, но классно 😉
А я сегодня свое крыло поднял! Правда на втором полете уе…ал его вхлам - конструкция телеги ни к черту. Буду делать из ляминиевых труб раму неубиваемую. Перестропованное крыло летит стабильно если не раскачивать вправо-влево принудительно. Пришлось раза 2 переделывать угол атаки, примерно сейчас -10° и потом полетело! взлетал в достаточно плотный ветерок 4м/с и на 1/3 газа продирался вперед. Больше было боязно делать ибо мотор 3548 - дури в нем 400вт. Черезчур. Расходов клевант хватило за глаза. В первый раз крыло остановилось как то и упало на себя на зад, но живое осталось. Второй полет увы не записался - там я пошел против ветра сначала, приноравливался, а потом вывел по ветру когда ветерок покрепчал и не убрал газ - телега вышла вперед далеко(примерно как у Вас Роман) и свалилась опять таки назад ибо был срыв как сказал парапланерист 1:1, который следил за моим вторым полетом. Вобщем зарулился по незнанию.
Телегу не жалко - я знал что она помрет смертью храбрых быстро. Посему сделаю другую - сильно помощней. Центровка в первый полет(записанном) была по точкам подвеса как на 1:1 парапланах. Как мне показалось задница опускалась, хотя по просмотренному видосу как бы и не опускалась, вобщем чуть совсем передней сделаю на новой телеге.
Теперь о приколах - как начал проводить после полетные тесты подъема крыла на руках, приехали перцы, которые и сами летают и привезли второй РУ параплан - с 7м крылом(!) 😵
Крыло кайтовое, доработанное(подтянуты ряды). Телега ляминиевая с КИТовым мотором 40сс какой у меня на полукопии Вако стоит. Схема телеги тянущая - как сказал автор, кайтовое крыло лучше себя ведет когда его тянут, а не толкают. Весит 10кг телега и пару кг крыло. Летает изюмительно на мой дилетантский взгляд. Но как говорит пилот - раскачивает его по крену, сказывается кайтовая принадлежность купола.
Видосы обеих аппаратов в обработке. А вот фотки того чуда с 7м крылом.
picasaweb.google.com/nailalex/Poletushki_071110#
После просмотра видео с этого гигателегой я понял что у меня жопа опущена ровно также была в первом полете без пассатиж в носу, так что подумаю с ЦТ чтобы изменяемый был на земле(не в полете).
На втором полете она(гигателега) чуть не въ…лася в нашу машину. Чуть коричневого не поддали с отцом в штаны.
Александр, поздравляю с первым полетом!
Мой первый полет тоже не так давно состоялся.
Телегу надо делать только алюминиевую. Я использовал различный алюминиевый профиль. Телега без аппаратуры получилась очень легкой и совершенно неубиваемой. Я на нее однажды даже наступил, причем на самое слабое место - соединение рамы с защитным кольцом винта. Даже не погнулась. А если учесть, что почти все полеты заканчиваются падениями, иногда очень жесткими, и кажется - ну все, хана. А подбираешь телегу - только пыль смахнуть, ну иногда защитное кольцо винта руками поправить, когда совсем уж жестко падает на камни или бетон, метров с ндцати 😃 Единственный расходник у меня - это винты. Дешевого способа защитить винт от попадания предметов при пролете телеги сквозь кусты или падения на задницу на камни я не нашел. А дорогие способы - для следующей телеги.
ЗЫ. Я тоже хочу большое крыло… потом. У меня еще лежит мое синее, 3 метровое 😃 Пока боюсь его вешать, надо с ХК разобраться.
ЗЗЫ. Ну когда-нибудь может уже будет встреча RC парапланеристов? 😃
Видос сегодняшних полетов
Фуллкакчество(мпег-2, 6мбит, интерлейсед, вес 267мб)
ftp://nailalex.dyndns.org/videos/my_avia/paraplan/paraplanes.mpg
Миддлкакчество(хвид, 1.4мбит, деинтерлейсед, вес 73мб)
ftp://nailalex.dyndns.org/videos/my_avia/paraplan/paraplanes.avi
Качество на Вимео(аналогично миддлу ± километр):
Александр, супер, поздравляю. По поводу первого полета, на видео обнаружил непонятный илзом во второй трети крыла по хорде, такое ощущение (если сравнивать с 1:1) что зажаты тримера (это когда подтягиваются задние ряды спец зажимами), а вид сзади и с боку дает впечатление что задняя теть крыла опущена вниз. Короче по поведению крыло у вас летит зажато, возможно нужно пересмотреть строповку заднего ряда. От того при порыве его и сорвало, на видео типичный задний свал. Может быть имеет смысл еще уменьшить угол атаки крыла и побольше затянуть клеванты в нейтральном положении что бы иметь возможность отрабатывать клевки и забросы? Вы так же пишете что клевант хватает за глаза, но ведь помимо крена нужно еще и тангажом управлять, и вот тут возможно их может и не хватать
Видос сегодняшних полетов
Сань, хорошо получилось… Летает классно…
Александр, супер, поздравляю. По поводу первого полета, на видео обнаружил непонятный илзом во второй трети крыла по хорде, такое ощущение (если сравнивать с 1:1) что зажаты тримера (это когда подтягиваются задние ряды спец зажимами), а вид сзади и с боку дает впечатление что задняя теть крыла опущена вниз. Короче по поведению крыло у вас летит зажато, возможно нужно пересмотреть строповку заднего ряда. От того при порыве его и сорвало, на видео типичный задний свал. Может быть имеет смысл еще уменьшить угол атаки крыла и побольше затянуть клеванты в нейтральном положении что бы иметь возможность отрабатывать клевки и забросы? Вы так же пишете что клевант хватает за глаза, но ведь помимо крена нужно еще и тангажом управлять, и вот тут возможно их может и не хватать
Есть такое дело. Я в тот день на поле регулировал угол атаки, дома сделал меньший(ближе к -0) угол, но в поле мне показалось что крыло плохо идет в потоке при протаскивании, потому угол уменьшил с -7 до -10, но! клеванты я не перевязывал в точке крепления к качалкам! А так как угол стал больше отрицательным -> задняя кромка поднялась и при неизменной длине строп клевант они автоматически подтянулись вниз сделав нейтральный натяг еще больший. Я уже потом понял свой косяк. Потому и была задняя треть что у ХК крыла является рулевой, была на видео как бы подломана и крыло было фактически в режиме торможения(креванты вытянуты). А когда я пытался рулить в небе и тягал на себя я еще и к срыву приводил крыло.
Кроме всего прочего я понял свой косяк и попадание в цель с телегой - Точка ЦТ у телеги должна быть по подвесу. Это факт и подтверждают 1:1 парапланщики и то видео с большой телегой с 7м крылом. Да и мой первый и пока единственный запечатленный полет тоже - передней центровки не нужно, все и так пыхтит норм. А косяк мой в том что точка подвеса свободных концов к телеге имеет очень большое плечо к вектору тяги. У 1:1 телег и парамоторов точка подвеса почти на линии вектора тяги и чуть выше его, но не как у меня - >100мм что в моем масштабе почти за кругом винта. Тут при небольшой тяге возникает сильный момент задирающий нос вверх так как телега толкается мотором снизу вперед. При малом плече соответственно малый момент, а у меня большой был. Потому я боялся дать газу больше - меня перло вверх сильно, но сквозь порывы ветра он шел плохо. Во втором полете я очень осознал это и особенно при полете уже по ветру.
Новую телегу начертил уже. Завтра приступаем к производству. Полностью ляминиевая из мощных квадратных труб, а кольцо будет сделано по подобию здоровой воскресной телеге. Только схема все таки толкающая, хотя мона и наоборот сделать при желании. Хренатень будет неубиваемая стопроцентно, даже круг ибо он будет из гнутых трубок 8 или 10мм.
Пришло кстати второе крыло ХК - стропы выглядят получше чем на первом, много натянутых, но пробы пера поставить его на ветер было неудачным - уши машут! Вибрируют и туды сюды машутся ибо там провисшее, в отличие от середины крыла. также процентов 30 перекручено и провисшее(косые стропы в основном). Пока не буду перетягивать но в планах и с другой схемой строповки.
UPD:
также я сделаю статичные клеванты как сделано было у коллег на кайтовом параплане. Стропы клевант подцеплены(сшиты) со свободными концами жестко. Длина их не меняется и отсоединяются они вместе с ними как единый пакет. Но на некотором расстоянии от точки подсоединения к концам, на стропе клевант есть кольцо. Длдина той части что между кольцом и точкой подсоединения к концам - есть максимальный ход клевант. Длина стром отрегулирована в этом положении до прямой нижней стороны полотнища(в нашем случае при вывешивании крыла все настраиваем). Серва дергает же за небольшие троса которые подцеплены к качалке и цепляются к колечкам на стропах клевант. Таким образом вытягивая их и укорачивая. Имея такую систему по идее изменение угла атаки на рядах не приведет к тому эффекту “опускания” задней кромки что была у меня в воскресенье. Сразу будет все это заметно по провисшим стропам клевант в отпущенном состоянии. Укорачивать или удлинять придется только короткий трос между качалкой и кольцом, хотя возможно и нет. Вобщем я на такую систему перейти хочу на следующей телеге сразу.
У 1:1 телег и парамоторов точка подвеса почти на линии вектора тяги и чуть выше его
Александр, вы хотите сказать, что крепить свободные концы нужно на уровне мотора или чуть выше его?
Я вчера снова полетал, причем в дождик. Мокрое крыло все равно летает 😃 Изменил натяг строп на крыле, теперь летает помедленней и управляется намного адекватней. Удалось даже довольно продолжительное время покружить низко над полем, на высоте 0,5-1 м. И набор высота вроде стал лучше. Летает отлично.
Да, у всех настоящих парапланов я вижу одну и туже картину
picasaweb.google.com/…/Poletushki_11_09_10#5515734…
picasaweb.google.com/…/Poletushki_11_09_10#5515735…
www.paraavis.com/index1.php?id=342&secid=344&maini…
и мегателега
picasaweb.google.com/nailalex/Poletushki_071110#55…
Везде концы цепляются вблизи оси мотора.
А тогда возникает вопрос - как широко можно разводить свободные концы? Ведь если крепить их на высоте мотора, то либо они оказываются перед винтом (учитывая старт с работающим двигателем, заброс с руки, около лица, болтающиеся веровочки, хомутики и пр., - это имхо крайне опасно) либо их надо развести на ширину не менее диаметра винта - т.е. с двух сторон от защитного кольца винта. Не широковато ли? Крыло станет почти плоским.
а вот это уже зависит от того на какую ширину строповалось крыло 😉
В принципе не очень важно насколько широко или узко, главное чтобы была какая то база приемлемая. Я строповал на 250-50 мм схода в свободных концах, тоесть база была 200мм в точках подвеса. Сейчас делаю телегу с 250мм в точках подвеса - строповка позволяет на 50мм развести. Диаметр пропа 280. Точки подвеса выше(пока) оси мотора на 90мм. Вобщем то это пока примерно, так как я сделал штанги рамы несколько с запасом и после выгиба труб в дуги ограждения я пойму насколько можно уменьшить высоту точки подвеса.
Телегу я делаю почти такого же конструктива что у коллег с 7м кайтовым крылом, только толкающую с небольшими изменениями из-за других размерностей(можно ее и развернуть в тянущую). Седня уже половину сделали с отцом - нарезали и насверлили 90% основы рамы. Трубки для ограждения(8мм диаметром) в субботу в ОБИ поедем покупать. Там же новые карабины присмотрю - те что были очень не нравятся.
Разнос точек подвеса(база) как у коллег с большой телегой мне не понравился - очень широко, но видимо у них так сделано из-за того что такая база была при проектировке строповки самого крыла. Меньше - арочность больше становится с горбом вверху, а больше сделаешь - появляется в середине провал.
Так что выбор базы невелик и зависит от текущей строповки.