Параплан радиоуправляемый

NailMan

Роман, а какой AoA у крыла сейчас выставлен? Я после перестроповки делал чтобы в нейтрали свободных концов нижняя сторона была горизонтально. Подтянул ряды как по видео для HK крыла -14° вышло. Явно много. просится -5-7°. Пока еще стропы клевант не цеплял к сервам. Думаю насчет АоА. Понятно чтго можно подтянуть туды сюды свободные концы, но придется перевешивать и подтягивать стропы клевант также, а в поле это гемор. Завтра в Московском регионе будет почти штиль. Еду облетывать к парапланеристам.

Antarius

На счет штиля зело сомневаюсь, прогноз по аэропортам по крайней мере, как и на сегодня 0-5 м/c. А то, что сегодня творилось в поле штилем назвать было трудно.
Про АоА не понял. Ряды натягивал как на видео. Собственно у меня крыло и не летало потому, что недотянул первый ряд. Когда плюнул и затянул почти до упора, оно возьми и полети 😃 В нейтрали у меня клеванты почти не натянуты, задняя кромка крыла вровень с самим крылом.
Но у меня всего одна сервомашинка, поэтому что-либо регулировать в полете я не могу.

Меня больше интересует где цеплять крыло к телеге. Раньше оно у меня было прицеплено по ЦТ, не летало. Потом я вынес точку прицепления аж за винт, где- то на сантиметр дальше защиты винта - летало шикарно, телега шла ровно, как настоящая. Но при той схеме при падении все стропы запутывались за крепление. Мне это надоело и я сделал просто в защите, примерно в плоскости винта два кольца. Теперь все вроде также летает, но при полете колбасится носом вправо-влево.

NailMan

потому надо смотреть ветер на
www.windguru.cz/ru/index.php?sc=13869

предсказывает точно, за 5 лет наврал 2 раза. гисметео показывает погоду на марсе, особенно ветер 😁

Antarius

NailMan не обманул - сегодня был хоть и не штиль, но гораздо более приятные условия для полета параплана.
С утра переделал подвеску телеги к крылу, сделав ее регулируемой, чтобы можно было изменять вправо-влево, вперед-назад относительно ЦТ точку подвеса.
Решил поехать испытать.
Ехать мне на поле минут 20, причем крайние 2 км по дороге “прощай подвеска”. В общем добрался до поля, разложил параплан, прицепил к телеге. Взлетел.
Аккумулятора хватило ровно на 2 минуты полета. Обидно, блин. Хотя дома проверял напряжение на аккумуляторе - было ровно 3.7 В на банке. И буквально через две минуты уже 2.9В. Как такое может быть? Автоматика плавно сбросила обороты и посадила параплан в травку без повреждений.

Случайно, подручными средствами снял видео. Извиняюсь за качество, но видеокамеры и видеооператора у меня под рукой не имелось. Как есть.

Гуру, посмотрите на параплан. Есть ли явные косяки в его полете, что нужно изменить, чтобы стало правильно?
Мне лично очень не нравится то, что телега летит впереди крыла. Это как-то неестественно. Наверное, стоит еще подтянуть первый ряд строп? Хоть там уже и тянуть некуда. В общем, готов услышать комментарии. Не выглядит ли телега слишком легкой. Нет ли ощущения, что не хватает тяги?
Спасибо.

NailMan

На мой дилетантский вззгляд - да, как то совсем уж черезчур впереди телега. Летает так вобщем то быстро как то, но классно 😉

А я сегодня свое крыло поднял! Правда на втором полете уе…ал его вхлам - конструкция телеги ни к черту. Буду делать из ляминиевых труб раму неубиваемую. Перестропованное крыло летит стабильно если не раскачивать вправо-влево принудительно. Пришлось раза 2 переделывать угол атаки, примерно сейчас -10° и потом полетело! взлетал в достаточно плотный ветерок 4м/с и на 1/3 газа продирался вперед. Больше было боязно делать ибо мотор 3548 - дури в нем 400вт. Черезчур. Расходов клевант хватило за глаза. В первый раз крыло остановилось как то и упало на себя на зад, но живое осталось. Второй полет увы не записался - там я пошел против ветра сначала, приноравливался, а потом вывел по ветру когда ветерок покрепчал и не убрал газ - телега вышла вперед далеко(примерно как у Вас Роман) и свалилась опять таки назад ибо был срыв как сказал парапланерист 1:1, который следил за моим вторым полетом. Вобщем зарулился по незнанию.

Телегу не жалко - я знал что она помрет смертью храбрых быстро. Посему сделаю другую - сильно помощней. Центровка в первый полет(записанном) была по точкам подвеса как на 1:1 парапланах. Как мне показалось задница опускалась, хотя по просмотренному видосу как бы и не опускалась, вобщем чуть совсем передней сделаю на новой телеге.

Теперь о приколах - как начал проводить после полетные тесты подъема крыла на руках, приехали перцы, которые и сами летают и привезли второй РУ параплан - с 7м крылом(!) 😵

Крыло кайтовое, доработанное(подтянуты ряды). Телега ляминиевая с КИТовым мотором 40сс какой у меня на полукопии Вако стоит. Схема телеги тянущая - как сказал автор, кайтовое крыло лучше себя ведет когда его тянут, а не толкают. Весит 10кг телега и пару кг крыло. Летает изюмительно на мой дилетантский взгляд. Но как говорит пилот - раскачивает его по крену, сказывается кайтовая принадлежность купола.

Видосы обеих аппаратов в обработке. А вот фотки того чуда с 7м крылом.
picasaweb.google.com/nailalex/Poletushki_071110#

После просмотра видео с этого гигателегой я понял что у меня жопа опущена ровно также была в первом полете без пассатиж в носу, так что подумаю с ЦТ чтобы изменяемый был на земле(не в полете).

На втором полете она(гигателега) чуть не въ…лася в нашу машину. Чуть коричневого не поддали с отцом в штаны.

Antarius

Александр, поздравляю с первым полетом!
Мой первый полет тоже не так давно состоялся.
Телегу надо делать только алюминиевую. Я использовал различный алюминиевый профиль. Телега без аппаратуры получилась очень легкой и совершенно неубиваемой. Я на нее однажды даже наступил, причем на самое слабое место - соединение рамы с защитным кольцом винта. Даже не погнулась. А если учесть, что почти все полеты заканчиваются падениями, иногда очень жесткими, и кажется - ну все, хана. А подбираешь телегу - только пыль смахнуть, ну иногда защитное кольцо винта руками поправить, когда совсем уж жестко падает на камни или бетон, метров с ндцати 😃 Единственный расходник у меня - это винты. Дешевого способа защитить винт от попадания предметов при пролете телеги сквозь кусты или падения на задницу на камни я не нашел. А дорогие способы - для следующей телеги.

ЗЫ. Я тоже хочу большое крыло… потом. У меня еще лежит мое синее, 3 метровое 😃 Пока боюсь его вешать, надо с ХК разобраться.
ЗЗЫ. Ну когда-нибудь может уже будет встреча RC парапланеристов? 😃

Brandvik

Александр, супер, поздравляю. По поводу первого полета, на видео обнаружил непонятный илзом во второй трети крыла по хорде, такое ощущение (если сравнивать с 1:1) что зажаты тримера (это когда подтягиваются задние ряды спец зажимами), а вид сзади и с боку дает впечатление что задняя теть крыла опущена вниз. Короче по поведению крыло у вас летит зажато, возможно нужно пересмотреть строповку заднего ряда. От того при порыве его и сорвало, на видео типичный задний свал. Может быть имеет смысл еще уменьшить угол атаки крыла и побольше затянуть клеванты в нейтральном положении что бы иметь возможность отрабатывать клевки и забросы? Вы так же пишете что клевант хватает за глаза, но ведь помимо крена нужно еще и тангажом управлять, и вот тут возможно их может и не хватать

new225
NailMan:

Видос сегодняшних полетов

Сань, хорошо получилось… Летает классно…

NailMan
Brandvik:

Александр, супер, поздравляю. По поводу первого полета, на видео обнаружил непонятный илзом во второй трети крыла по хорде, такое ощущение (если сравнивать с 1:1) что зажаты тримера (это когда подтягиваются задние ряды спец зажимами), а вид сзади и с боку дает впечатление что задняя теть крыла опущена вниз. Короче по поведению крыло у вас летит зажато, возможно нужно пересмотреть строповку заднего ряда. От того при порыве его и сорвало, на видео типичный задний свал. Может быть имеет смысл еще уменьшить угол атаки крыла и побольше затянуть клеванты в нейтральном положении что бы иметь возможность отрабатывать клевки и забросы? Вы так же пишете что клевант хватает за глаза, но ведь помимо крена нужно еще и тангажом управлять, и вот тут возможно их может и не хватать

Есть такое дело. Я в тот день на поле регулировал угол атаки, дома сделал меньший(ближе к -0) угол, но в поле мне показалось что крыло плохо идет в потоке при протаскивании, потому угол уменьшил с -7 до -10, но! клеванты я не перевязывал в точке крепления к качалкам! А так как угол стал больше отрицательным -> задняя кромка поднялась и при неизменной длине строп клевант они автоматически подтянулись вниз сделав нейтральный натяг еще больший. Я уже потом понял свой косяк. Потому и была задняя треть что у ХК крыла является рулевой, была на видео как бы подломана и крыло было фактически в режиме торможения(креванты вытянуты). А когда я пытался рулить в небе и тягал на себя я еще и к срыву приводил крыло.

Кроме всего прочего я понял свой косяк и попадание в цель с телегой - Точка ЦТ у телеги должна быть по подвесу. Это факт и подтверждают 1:1 парапланщики и то видео с большой телегой с 7м крылом. Да и мой первый и пока единственный запечатленный полет тоже - передней центровки не нужно, все и так пыхтит норм. А косяк мой в том что точка подвеса свободных концов к телеге имеет очень большое плечо к вектору тяги. У 1:1 телег и парамоторов точка подвеса почти на линии вектора тяги и чуть выше его, но не как у меня - >100мм что в моем масштабе почти за кругом винта. Тут при небольшой тяге возникает сильный момент задирающий нос вверх так как телега толкается мотором снизу вперед. При малом плече соответственно малый момент, а у меня большой был. Потому я боялся дать газу больше - меня перло вверх сильно, но сквозь порывы ветра он шел плохо. Во втором полете я очень осознал это и особенно при полете уже по ветру.

Новую телегу начертил уже. Завтра приступаем к производству. Полностью ляминиевая из мощных квадратных труб, а кольцо будет сделано по подобию здоровой воскресной телеге. Только схема все таки толкающая, хотя мона и наоборот сделать при желании. Хренатень будет неубиваемая стопроцентно, даже круг ибо он будет из гнутых трубок 8 или 10мм.

Пришло кстати второе крыло ХК - стропы выглядят получше чем на первом, много натянутых, но пробы пера поставить его на ветер было неудачным - уши машут! Вибрируют и туды сюды машутся ибо там провисшее, в отличие от середины крыла. также процентов 30 перекручено и провисшее(косые стропы в основном). Пока не буду перетягивать но в планах и с другой схемой строповки.

UPD:
также я сделаю статичные клеванты как сделано было у коллег на кайтовом параплане. Стропы клевант подцеплены(сшиты) со свободными концами жестко. Длина их не меняется и отсоединяются они вместе с ними как единый пакет. Но на некотором расстоянии от точки подсоединения к концам, на стропе клевант есть кольцо. Длдина той части что между кольцом и точкой подсоединения к концам - есть максимальный ход клевант. Длина стром отрегулирована в этом положении до прямой нижней стороны полотнища(в нашем случае при вывешивании крыла все настраиваем). Серва дергает же за небольшие троса которые подцеплены к качалке и цепляются к колечкам на стропах клевант. Таким образом вытягивая их и укорачивая. Имея такую систему по идее изменение угла атаки на рядах не приведет к тому эффекту “опускания” задней кромки что была у меня в воскресенье. Сразу будет все это заметно по провисшим стропам клевант в отпущенном состоянии. Укорачивать или удлинять придется только короткий трос между качалкой и кольцом, хотя возможно и нет. Вобщем я на такую систему перейти хочу на следующей телеге сразу.

Antarius
NailMan:

У 1:1 телег и парамоторов точка подвеса почти на линии вектора тяги и чуть выше его

Александр, вы хотите сказать, что крепить свободные концы нужно на уровне мотора или чуть выше его?

Я вчера снова полетал, причем в дождик. Мокрое крыло все равно летает 😃 Изменил натяг строп на крыле, теперь летает помедленней и управляется намного адекватней. Удалось даже довольно продолжительное время покружить низко над полем, на высоте 0,5-1 м. И набор высота вроде стал лучше. Летает отлично.

Antarius

А тогда возникает вопрос - как широко можно разводить свободные концы? Ведь если крепить их на высоте мотора, то либо они оказываются перед винтом (учитывая старт с работающим двигателем, заброс с руки, около лица, болтающиеся веровочки, хомутики и пр., - это имхо крайне опасно) либо их надо развести на ширину не менее диаметра винта - т.е. с двух сторон от защитного кольца винта. Не широковато ли? Крыло станет почти плоским.

NailMan

а вот это уже зависит от того на какую ширину строповалось крыло 😉

В принципе не очень важно насколько широко или узко, главное чтобы была какая то база приемлемая. Я строповал на 250-50 мм схода в свободных концах, тоесть база была 200мм в точках подвеса. Сейчас делаю телегу с 250мм в точках подвеса - строповка позволяет на 50мм развести. Диаметр пропа 280. Точки подвеса выше(пока) оси мотора на 90мм. Вобщем то это пока примерно, так как я сделал штанги рамы несколько с запасом и после выгиба труб в дуги ограждения я пойму насколько можно уменьшить высоту точки подвеса.

Телегу я делаю почти такого же конструктива что у коллег с 7м кайтовым крылом, только толкающую с небольшими изменениями из-за других размерностей(можно ее и развернуть в тянущую). Седня уже половину сделали с отцом - нарезали и насверлили 90% основы рамы. Трубки для ограждения(8мм диаметром) в субботу в ОБИ поедем покупать. Там же новые карабины присмотрю - те что были очень не нравятся.

Разнос точек подвеса(база) как у коллег с большой телегой мне не понравился - очень широко, но видимо у них так сделано из-за того что такая база была при проектировке строповки самого крыла. Меньше - арочность больше становится с горбом вверху, а больше сделаешь - появляется в середине провал.

Так что выбор базы невелик и зависит от текущей строповки.

Antarius

Ясно.
У меня свободные концы прикреплены примерно на расстоянии 150-160 мм друг от друга. Арка крыла в полете вроде красивая получается 😃
Жаль, времени почти нет заниматься телегой. А когда есть - лень.

7 days later
Brandvik

Братцы телегостроители, вот тут у меня фотка завалялась, может кому пригодится…

Телега летает с самошивным крылом кажись…

Antarius

Выглядит качественно, но вот только сколько процентов энергии тратится на преодоление сопротивления такой широкой моторамы и мелкой сеточки. Имхо они здесь лишние.
В прошлые выходные получил видео с борта своей телеги - выкладывать не буду, слишком некачественное. Но на видео видно как телега колеблется по тангажу и курсу с частотой примерно 1-2 клевка/качка в секунду.
Как бороться? Менять точку подвеса?

NailMan
Antarius:

Выглядит качественно, но вот только сколько процентов энергии тратится на преодоление сопротивления такой широкой моторамы и мелкой сеточки. Имхо они здесь лишние.
В прошлые выходные получил видео с борта своей телеги - выкладывать не буду, слишком некачественное. Но на видео видно как телега колеблется по тангажу и курсу с частотой примерно 1-2 клевка/качка в секунду.
Как бороться? Менять точку подвеса?

Сегодня доделаю новую телегу - осталось закрыть контур рамы спереди подкосами, вчера как раз нашел центровку правильную. По мощности конструкции даже посолидней той что на фото выше получилась. Ограждение не ограждал сеткой - не имею нужды такой и не вижу смысла. А вот площадка под серво и мотор даже больше чем здесь, и что касается энергозатрат - дак мотор мощный поставить чтобы при небольшом токе продавливал конструкцию и все в порядке. Сетка конечно тут лишняя и из-за веса и из-за сопротивления.

Новая телега вышла просто суперски - 4 колесная трагги. Задние колеса 100мм, передние 45мм, задница поднята
вверх на земле(как у 1:1 телег чтобы дуло поверх крыла). Неубиенная. Дуги из 8мм трубок ляминиевых(вся телега ляминиевая). В вес в целом уложился. Вечером сфоткну.

ЦТ сделал на 5мм впереди от точки подвеса свободных концов к карабинам. Карабины практически неподвижны конструктивно.

NailMan

Пока вот так оно выглядит.
nailalex.dyndns.org/hobby/gallery/index.php?spgmGa…

посмотрим как будет выглядеть после завтрашнего облета.

Крылу поменял угол атаки и сделал его порядка -5°. Клевантные стропы зафиксировал на свободных концах и в 20см от точки крепления привязал колечки на стропы эти. Выставил длину строп по ровной нижней стороне крыла(полностью отпущенные клеванты). К колечкам привязал небольшие нитки, которые оканчиваются карабинчиками на сервах. Дергая за них, серва укорачивает часть строп клевант от колечка до точки крепления на свободных концах. Вобщем как делается на триммерах и акселераторах 1:1 парапланов.

Взлетный вес 1910г. Телега весит ровно 1700г. мотор прежний - TGY 3548 900kv с пропом 11х6. моща примерно 400вт. тяга порядка весу равна