Параплан радиоуправляемый

gfm56

Убил целый день и оно полетело. Правда без клевант и по прямой метров по сто, четыре полета. Почувствовал работу газом. Но без клевант ,на посадке куборем. Три стропы под замену. Буду продолжать. Пока все устраивает и без перестроповки. Научусь правильно забрасывать и перестропую.

NailMan

Подумаю и поразмышляв пару дней, я тут решил следующее со своим аппаратом сделать. Есть 2 проблемы у моего крыла и аппарата в целом.

Проблема первая - очень много строп в рядах. На взрослых парапланах по три нитки к концам приходит в каждом полуряде. У меня 5-3-5 ниток на каждый полуряд. Сегодня начну проект перестроповки в 3-3-3 схему. Нужно подумать как вывесить крыло с двухметровой стропной системой на люстре так чтобы можно было настраивать арку и она не лежала на полу. Уменьшение даст меньшее сопротивление - это понятно, и в то же время чуть ухудшит жесткость системы - это минус.

Вторая проблема относится ко всем нам - я понял причину того что аппарат при даче газа на максимал даже в слабый ветер (против него) начинал заваливаться. Акслератор даже не помогал, но по ветру все было зашибись.
Виной всему пропеллер. Я использовал винт MAS 12x6 Electro. Упругий, прочный, прет нормально, но прет как оказалось с чрезмерной скоростью потока. Не секрет что 1:1 парамоторные винты имеют копеечный шаг при крайне широких лопастях и диаметрах. При диаметре 125см(почти 50") шаг в районе 6-7". Тут скорость аппарата смешная, и требуется максимальная тяга, а не некий оптимум пригодный для самолета(12х6). Так что я решил попробовать на своем киловаттном моторце винт от ДВСок, а конкретно АРС 12.25х3.75. Этот винт в свое время давал максимальную тягу для .46 калилки ОСмакс с малой скоростью полета. 11х6 дает на этом моторце 2.5кг тяги, 12х4 дает 3.1кг тяги, а 12.25х3.75 дает 3.5кг тяги. Скорее всего придется винтик подпилить до 12 ровно размерности что не повлияет особо, но переть оно должно весьма недурно. Лопасть у этого фанфлайного винта широченная, прочность и жесткость очень высокая и для парамодели как раз будет по параметрам.

Большая масса винта мне пофигу - тормоз дело делает, и вобщем то винт в ограде расположен, так что он никому не мешает. Приёмистость пофигу - параплан по газу рулится только плавными движениями, это не фанфлай. так что с погодой опробуем новшества.

8 days later
shura2000

купил телегу и крыло на ХК. Как заставить это крыло висеть в воздухе, хотя бы на руках. Нифига не выходит.

gfm56

Надо уменьшить угол атаки. Если есть время, почитай повнимательнее блог, уже все сто раз описано. Где-то есть видео по настройке ( лопатить лень ). Я сам дня четыре таращился в компутер.

shura2000

да вроде сделал, как написано. колечки выставил по инструкции. нифига. когда дернешь - взлетает,а потом заваливается. Как правильно задние стропы настроить? мож тут косяк у меня.

gfm56

Да нет все правильно. Так и должно быть. У меня тоже сомнения были, а с мотором все полетело с первого раза. Только надо правильно запускать. Выше все уже расписано. Я прищел к вываду- что конструкция не очень критична к регулировкам . Оно как нибудь все ровно летает. Главное отрицательный угол задать. У меня вообще первые полеты были без машинок на клеванты . Полеты были только по прямой метров по сто. И еще выкос мотора надо делать градуса три- четыре вправо.

NailMan

настроить угол атаки в минуса как на видеоинструкции, а лучше еще побольше в минус, потом вывесить крыло на люстре с той базой между концами что будет на телеге, расправить его чтобы висело все с примерно натянутыми стропами, и приложив палочку ровную на каждую нервюру по петелькам убедиться что задняя кромка идет по уровню палочки, а не выше или ниже ее. Я на большом своем крыле вообще все на ветру настраиваю - благо площадь 3м2 позволяет не бегать как угорелый с крылом. А вот ХК крыл требует либо сильного ветра метра 5 в секунду или движения назад чтобы поддерживалось его надутие и напряжение строп. ТОгда примерно понятно будет висят клевантные стропы иль нет. Если неровно что то с задней кромкой -> регулировать длины строп клевант.

shura2000

два дня мучался, бегал по полу, как сайгак. Не летит. уже есть мысля переделать на мотодельтаплан.

gfm56

Ну это только начало. Александр конечно Гуру в паропланах и нужно рпислушиваться его советов. Я отрегулировал угол и все полетело . Надо пробовать с мотором. С рук ничего не получиться.

shura2000

ну я так понял, что все равно надо с рук запускать. а вот с этим полная засада.
пошел еще раз ветку перечитывать…

Antarius

Невероятно, зашел вчера в модельный магазин в Ногинске - продается ХК крыло. И еще другой параплан с телегой (у него крыло из пленки).
Так что, кому надо крыло прямо сейчас без месяца ожидания из Китая - оно есть
, правда одна штука всего.

NailMan
shura2000:

ну я так понял, что все равно надо с рук запускать. а вот с этим полная засада.
пошел еще раз ветку перечитывать…

не надо забывать что крыло свободное и крыло моторное суть разные вещи. Даже в 1:1 парапланах. Мой 1:1 параплан моторный и в свободном варианте летает только с затянутыми до упора триммерами(угол атаки повышается). Когда параплан летит(точнее планирует с качеством ~8) свободно(без мотора) пилот и ЦТ расположены внутри площади крыла, примерно под первой третью-половиной хорды. Параплан снижается и движется вперед под действием силы тяжести. ВОт здесь учебное пособие для парпланеристов(автор мой инструктор в парашколе) - www.firstep.ru/library/…/Tyushin_Paraplani.pdf
страница 66.

Но строповка у свободных крыльев сделана таким образом что при таком снижении не было риска подворачивания передней кромки купола и профиль был в наиболее эффективном несущем положении в потоке. Другими словами, когда крыло с пилотом планирует, профиль крыла по отношению к траектории снижения находится под некоторым положительным углом к ней. Пилот расположен по отношению к ЦД крыла(находящийся примерно на 25% хорды как и у любых крыльев такого профиля) несколько позади, потому он своим весом создает некоторый момент поворачивающий крыло в положительный угол атаки, и увеличивая тем самым стабильность(удаляя крыло подальше от фронталки). Если вес пилота мал, то этот момент недостаточен и крыло будет больше подвержено фронталке плюс крыло будет меньше нагружено и менее жестко само по себе.

Теперь если рассмотреть моторный параплан, то тут крыло не планирует, точнее планирует, но бесконечно. Телега никогда не расположена внутри площади крыла, а вырывается вперед от крыла, обгоняя его. При этом так как стропы не растягиваются и вся система под весом телеги и давления в крыле, жёсткая, то крыло при выходе телеги вперед будет поворачиваться в положительную сторону угла атаки. Чтобы при горизонтальном полете крыло не было на предсрывном режиме(задний свал или по авиационному просто срыв) и не “парусило”, моторные крылья стропуют с точкой схода строп на концах ближе к передней кромки крыла. Тогда при моторной тяге и горизонтальном движении всего аппарата, крыло будет на том же угле атаки что и свободное при снижении(к траектории снижения ака набегающего потока воздуха). У 1:1 парппланов моторных есть триммера, которые позволяют в полете увеличить или уменишить крылу угол атаки и к примеру при глушении двига успешно термики обрабатывать в безмоторном состоянии и планировать приемлемо. Если оставить крыло с убранными триммерами(крыло настроено на большие минуса и высокую скорость) то планирование будет хуже и больший риск подворачивания передней кромки.

Как стропованно крыло ХК в базе я не очень знаю - очень подозреваю что в зверский положительный угол и под свободный вариант. Потому то его и регулируют свободными концами до приемлемого угла атаки. Но пробовать его с мототелегой и настроенным на моторный полет, но без тяги совершенно неправильно - крыло будет нестабильно по вышеназванным причинам.

Вчера я ездил со своем парапланом летать в Косино и бегать с 1:1 крылом тоже. На телеге проверял ДВСный винт 12.25х3.75. Ветренно было днем очень и пришлось триммировать крыло(концы то у меня самодельные и вполне как у настоящего моторного крыла) на бОльшие минуса от нейтрали(нейтраль примерно на полный штиль рассчитана. Летало вполне приемлемо, если бы не рваный ветрило с откровенной турбулякой на высотах 20-30м где крыло даже срубало и сворачивало вихрями. А к концу дня пришло “молоко” и пришлось триммера затягивать к нейтрали и тогда все очень хорошо летало. При этом каждое триммирование сопровождалось изменением длины ниток управляющих строп, ведь при уменьшении угла атаки увеличивается длина крайнего управляющего ряда, а при увеличении угла атаки уменьшается. На моем крыле это очень простая операция и регулируется на месте.

Удалось даже крутить ground spiral несколько витков на полной тяге у самой земли(высокой травы) на высоте порядка полуметра.

Кстати винт с мелким шагом помог бороться с мощным ветром и летать именно так как положено мотопараплану - телега теперь вперед не рвется, и в ветрило даже без акселератора пробивалась через ветер метра 4-5 в сек. Так что ставьте на свои телеги винты-слоуфлаи с большой тягой и маленьким шагом. И летайте под вечер когда “молоко” или когда небо с изотермическим слоем(читайте книгу Тюшина по ссылке выше), когда нет термиков и воздух “ровный”. В сильную турбуляку(чистое небо с кучевыми тучками, солнце, тепло или жара) лучше не пробовать - у земли и до 50ми очень колбасит и ветер на высоте совершенно другой силы чем у самой земли.

levdon

Спасибо, Александр за совет с винтом. Я тоже об этом думал, но ваш опыт уверил меня.
shura200, я в прошлом году как и вы почти полностью разочаровался в парапланах, когда пытался запустить китайское барахло (skyfly). Nailman много секретов раскрыл правильной настройки, спасибо ему. Читайте его внимательней. В предыдущем посте он абсолютно верно рассказал теорию. Свободное и моторное крыло - летят по разному и настраиваются по разному.
Прикиньте на глаз строповку: при горизонтальном положении крыла точка подвеса телеги должна быть немного впереди передней кромки. Этого вполне достаточно для первого полета. Потом научитесь запускать, это важно и требует тренировки. И оно полетит, это точно.

gfm56

Электро вариант меня совсем не устраивает. Уже писали про желание летать с двс но тема заглохла. Может кто видел информацию? Изначально, план был отрегулировать в электро варианте а потом перейти на двс. И еще вопрас Александру; правый разворот очень вялый, стропы клевант одинаковой длинны. Как настроить правильно управление и выкос мотора? Какой ход качалок?

NailMan
gfm56:

Электро вариант меня совсем не устраивает. Уже писали про желание летать с двс но тема заглохла. Может кто видел информацию? Изначально, план был отрегулировать в электро варианте а потом перейти на двс. И еще вопрас Александру; правый разворот очень вялый, стропы клевант одинаковой длинны. Как настроить правильно управление и выкос мотора? Какой ход качалок?

Электро или ДВС - никакой разницы совершенно. Электро просто безопасней как для строп, так и для кидающего аппарат. ДВС можно сделать тянущей схемой как к примеру здесь

с 3-15 начиная.

Недостатков у ДВС много: заброс более опасный кидающему так как мотор уже крутит пилу рядом с пальцами, мотор кидающего обгаживает маслом из глушака, в полете нужно максимальную тягу при манимальном шаге. Для мелких ДВСок(до .25) найти приемлемый винт почти нельзя. Для 40-46 моторов есть вариант 12х4 или как у меня фанфлайный АРСшный винт. Но крыло под такой мотор уже должно отнюдь не ХК, а кайт 2-3 кв.м. С мелким мотором и каким нить 9х6 получишь такой же говнолет как у меня был с 12х6 винтом даже с большим крылом(не говоря о том времени когда летал с ХК крылом). Телега будет убегать сильно вперед.

Кроме прочего центровка будет убегать с расходом гари. Для самолета изменение центровки на 5-6мм туды сюды совершенно непринципиально и зачастую не заметно. А для параплана, да еще мелкого это критически важно. С чуть(!) передней центровкой телега будет рваться к земле и набирать высоту очень натужно, с чуть задней будет постоянно закидываться вверх разгружая стропы и заваливая крыло назад. Нужно очень тщательно проектировать телегу на предмет изменения центровки и учитывать даже смещение топлива назад при движении вперед аппарата. Потому с электро проще, там электроны не изменяют центровку 😉

Правый поворот всегда будет вялый, у меня при даче полного газа телега прямо летит ввысь только при даче клеванты вправо даже больше 1/2 хода ручки. Что поделаешь - реактивный момент винта. Статически это никак не выправляется даже на 1:1 парамоторах. Пилот почти всегда рулит левой клевантой на компенсацию реактивного момента(у них реактивный момент в другую сторону чем у нас при использовании тянущих винтов) и часто совершают правые повороты отпусканием левой клеванты и вообще рулят одной рукой. Часто вижу это у нас в Косино.

На модели я делаю правые виражи(реактивный момент влево клонит) так: сбрасываю газ перед маневром, чтобы реактивный момент не мешал, потом даю правый крен и когда аппарат наклонится на градусов 20-30, даю газ обратно и по самолетному тяну немного ручку на себя(у 1:1 это тоже делается небольшой натяжкой клеванты противоположной повороту) - так сохраняется высота при повороте. Газ в повороте делается больший чем во горизонте, как и в самолетах собственно все.

При левом повороте в сторону реактивного момента, просто делаю ручкой влево и давлю на себя чуть, удерживая высоту.

Вообще надо привыкнуть к раскачке аппарата и использовать ее для маневрирования в любую сторону. Для поворота в любую сторону можно делать так - качнуть сначала аппарат в сторону противоположную будущему повороту заблаговременно, а портом на возвращении дать ручку в поворот, одновременно поддав газку и держа его до половины разворота. Так при качке аппарат получает дополнительный импульс движения и газом на траектории поворота(телега выйдет далеко за купол вбок и крыло будет пол 45° к горизонту-вертикали) поддерживается высота и натяжение строп(тут еще центростремительное ускорение очень участвует). Выход из силового поворота надо завершать заранее, так как параплан делает все замедленно и с очень большой задержкой. При развороте с раскачкой на 180, надо сбрасывать газ на развороте уже 90° и начинать готовиться ловить аппарат чтобы они не развернулся более чем на 180. Все нужно стараться делать заранее и предсказывать будущее движение аппарата и предотвращать его если оно нежелательно.

Так можно рулить эффективно и в сторону реактивного момента(влево) - просто в эту сторону он будет помогать пилоту.

Собственно так я вчера и делал Ground Spiral на своей телеге. И правое и левое вращение. Крыло было почти вертикально, а телега на почти полном газу вокруг крыла вращалась в горизонтали, точнее вокруг точки выше крыла метра на 2.

По ходам клевант тут спорно. Я сделал блочную систему чтобы обеспечить отклонения в 140мм, которые позволили мне весьма эффективно рулить без мотора и приемлемо справляться с реактивным моментом киловаттного мотора в моторном полете при наборе высоты. Плечо 50мм, блок и ход блока 70мм, ход конца нитки 140мм(2х хода блока). Но сервы надо очень мощные. У меня высоковольтные китайцы на 31кг усилием.

Для ХК крыла надо не меньше 14кг сервы цифры, желательно отдельное питание чистое от лифе и плечи 75мм с прямым или промежуточным приводом. У меня на всех крыльях(и ХК и ЦИррусе нынешнем) промежуточный привод - нитки крайнего управляющих рядов привязаны к концам и могут регулироваться, а нитка от качалки сервы тянется к колечку(цепляется рыболовными карабинчиками №2 к ним), которое привязано в 15-20см от точки привязки управляющей нитки к свободному концу. В моей статье на моем сайте есть рисунок этой системы управления.

shura2000

а расскажите, как правильно запускать телегу. С руки или с земли самоходом. Какие тут важные моменты и секреты?

NailMan

а вот тут на этой же странице есть
rcopen.com/forum/f38/topic15227/730

с земли бессмысленно - возможно только с асфальта и у земли крыло выходит абы как и обычно криво. Даже мое большое и даже с выводилками для строп. Проще и надежней кинуть с руки, но с помощником обязательно.

gfm56

Сегодня полностью закончил перестроповку крыла и решил облетать. Крыло стало ровнее и начало рулиться вправо. Мотор -3536 турниджи и аккомулятор 4 банки 3300 ампер . Хватает на 5 минут полета. Летает на 75 процентов газа. Ветер 5 баллов . При сбросе газа пробивает ветер со снижением. Даеш газу- начинает набор высоты ,практически вися на месте. Один раз получил складывание крыла при взлете. Пока доволен!

NailMan
gfm56:

Сегодня полностью закончил перестроповку крыла и решил облетать. Крыло стало ровнее и начало рулиться вправо. Мотор -3536 турниджи и аккомулятор 4 банки 3300 ампер . Хватает на 5 минут полета. Летает на 75 процентов газа. Ветер 5 баллов . При сбросе газа пробивает ветер со снижением. Даеш газу- начинает набор высоты ,практически вися на месте. Один раз получил складывание крыла при взлете. Пока доволен!

винт какой? имеет смысл пробовать слоуфлаи от АРС с широкими лопатами и крошечным шагом. 5 минут мало очень - жрет тока много, значит неоптимально. На моей телеге общим весом с крылом в 3440г акк в 5ач 5s на моторе Aoelian 4250-800 летает минут 10. Тяга в основном 40-50%. При этом вылетывает ампера 3 за это время.

NailMan

Пожалуй наступила необходимость в написании какой-нить очередной мегастатьи по парапланчикам, но только в части их настройки и эксплуатации. Приступил к писанине, может в течение недели доджливой рожу. А то много раз писать словами то что можно написать один раз и основательно - немного утомляет.