Ракетомоделизм

round125

Сейчас двигатели имеют заводское ТУ, это достаточно для образовательных программ, проведения соревнований, работы кружков.

aiz

Вот тут и высветилась проблема…! Официально - заводское ТУ, может “работать” только до проходной завода(!), а обращение этих моторов далее- (приобретение, продажа, хранение и использование “незаконно”…- по нынешним правилам и законам…) - необходимы сертификаты и лицензии, которых у всех, ныне применяемых МРД просто нет!
Ни покупать, ни продавать и тем более перевозить и эксплуотировать МРД без этих документов нельзя… Такова ситуация, окень тупиковая и пока неразрешённая, к сожалению…
К стати, просматриваю материалы форума АСИ - очень интересно! (спишемся!)

round125
aiz:

Вот тут и высветилась проблема…! Официально - заводское ТУ, может “работать” только до проходной завода(!), а обращение этих моторов далее- (приобретение, продажа, хранение и использование “незаконно”…- по нынешним правилам и законам…) - необходимы сертификаты и лицензии, которых у всех, ныне применяемых МРД просто нет!
Ни покупать, ни продавать и тем более перевозить и эксплуотировать МРД без этих документов нельзя… Такова ситуация, окень тупиковая и пока неразрешённая, к сожалению…
К стати, просматриваю материалы форума АСИ - очень интересно! (спишемся!)

У меня проблемы никакой нет. ТУ подтверждает соответствие изделия предъявленным техническим требованиям и требованиям взрывопожаробезопасности. Такие документы могут дать только уполномоченные на это предприятия и организации.

aiz

В 2006 году проводился в Байконуре ЧМ по ракетомодельному спорту, там, я был одним из организаторов и напрямую столкнулся с понятием МРД - как изделия или товара (со стороны официальных властей…), так вот, …официально, “их нет вообще”… В Байконур прибыло около 500 участников из 20 стран Мира…, ес-но моделисты, ес-но соревноваться и запускать модели! Как они везли МРД!? - ответ “никак”!! Они их просто не везли и всё! Просто, официально это сделать очень сложно, сложнее чем боевой танк через границу протащить!
Нет у нас сейчас закона, по которому можно перевозить МРД любым общественным транспортом!
А про статус МРД вообще путаница: - пиротехники не принимают их в “свои изделия” по ряду критериев, МРД под пиротехнику не подходит, как боеприпасы они так же не проходят…(а ведь и то и другое можно перевозить , по определённым правилам и в поездах и самолётах!).
А самое малое производство, требует обязательного лицензирования и сертификации, у полномочных представителей государства, на что нужны, по нашим меркам, “бешенные деньги”… Ну и разрешительная система, требует хранения этих МРД …в отдельно стояшем здании, оборудованным сигнализацией, проверенной пожарниками…в общем “полное АУ!!!” Вот мы и занимаемся ракетомоделизмом в России “подпольно”…
Согласны!?

round125

Абсолютно согласен, всё это я говорил ещё в 1994 году, когда первый раз показал двигатели на смесевом ТРТ с удельным импульсом более 200 сек. для сборной и федерации. Тогда всё делалось на энтузиазме, с соблюдением Закона конечно. Сразу надёжную работу получить не получалось, технология требует вложения средств, которых тогда у меня не было, а помощи никто не оказал, скорее наоборот. Основа была положена, был разработан состав топлива, который не содержал “экзотических” веществ. Рабочий вариант появился в середине 1995 года, тогда с Хохловым два раза кубок Янгеля привезли, причём все участники летали на российских двигателях. ЮГ помнит. Двигатель и воспламенитель к нему состоит из 12-ти разных составов, каждый из которых должен соответствовать своим характеристикам, всё это объединяется конструкцией и технологией. Разработка всего этого - весьма не простой и дорогостоящий процесс, выполнить такую работу в России могут очень немногие предприятия. Пороховое производство - невероятно регламентированный процесс. Это не чья-то прихоть, эти регламенты, реально написаны кровью. Ежу понятно, пока в России не будет ракетомодельных двигателей, изготовленных в полном соответствии с Законом, пока они не будут доступны всем желающим, ни о каком мало-мальски реальном развитии всего направления даже говорить не придётся. Нужны не только двигатели, но и методики организации кружков и соревнований технического направления. Чем я, собственно, и занимаюсь.

P.S. Пишу “с ладони” нормально отвечать смогу вечером.

round125

В пороховом производстве существует чёткая специализация. Каждый знает “своё” направление. Пиротехники, естественно, никогда не признают микроРДТТ своим, тем более, если они изготовлены неизвестно кем и неизвестно из чего. По поводу перевозки и хранения. Всё что сейчас есть, относится к классу 1.3. с соответствующими ограничениями. Сейчас проходят испытания микроРДТТ для начального моделирования, которым может быть присвоен класс 4.1. Эта вся тема глубоко специфическая, вдаваться в детали здесь смысла нет, есть кто занимается этим вопросом профессионально - пусть работают. Мы будем обсуждать результаты этой работы по фактам.

aiz

Привет! Возобновляем беседу… С моторами всё ясно - “что дело тёмно…”!(Тема неисчерпаемая и интересная!) А Ваша попытка создать универсальную программу и универсальные модели…(?), мне кажется, магко говоря, бесполезной… Программы есть и они позволяют, как резину, растягивать их или сжимать…- благо, что они есть, утверждённые Минпросом и это отпугивает от них “тупых проверяющих”! Что то новое в методике ?! Всё одно и то же, если только при сборке моделей на голову встать!?
Самой больной и глубокой темой в техническом творчестве, по моему, является полное падение интереса к технике, как таковой у “народа”, включая и власти… Падение престижа технических специальностей. Этот интерес и в советские времена был “не ахти какой”, но сейчас…полнейший упадок…
Молодые родители, да и дети постарше, кто начинает соображать видят примеры вокруг себя: кто отоваривается в крутых магазинах, кто катается на дорогих машинах, кто имеет загородные дома и летает на “Канары” ? - Ну не техники и простые инженеры!! Труд и профессия - основа дальнейшей жизни, которую планируют и дети и их родители! Президент “ляпнул”(по другому не скажешь!) …“стране нужны инженеры” !! А откуда они возмутся? Что, уколы “инженерные” сделают подросткам и они все побегут “технику лелеить”…?! Технике надо учить так же, как писать и читать!! История техники, это такая же увлекательная и богатейшая отрасль знаний как и другие! А страна скатывается к дичайшему приступу потребления этой техники, но не создания и понимания… - Просто симптомы вырождения!
Вот исходя из этих посылок и надо, как то, планировать дальнейшее “развитие”!

round125

Начну с конца, мой двухлетний опыт занятий с детьми и их родителями говорит о том, что интерес к техники и техническому образованию никуда не делся, он реально был, есть и будет. Другое дело что может предложить система дополнительного образования. Что толку от сотен программ которые были написаны, в том числе и по ракетомоделизму, которые так и остались на бумаге? Кто-то, конечно, получил зарплату, но меня интересует практический “выход” из всего этого в виде массового охвата юношества занятиями, конкретных детских проектов, проведения соревнований и конкурсов.
Я ставлю себе задачу развитие ракетомоделизма как массового вида технического творчества, и полная ясность по моторам - база всего этого.

Второй вопрос: как это всё выполнить? Какие нужны условия и возможности для этого? Какие должны быть методики? Нам бы здесь вот эти вопросы обсудить.

aiz

Вопрос конечно глубокий…, но! Подходить прийдётся из далека…из Америки, Англии, Германии, Турции и даже из далёкого (канувшего…!) СССР… То что было в СССР-ре мы более-менее знаем, но вот пришёл кап-тализм и…
Надо посмотреть, что там? В США множество клубов и секций своего, американского направления (NARAM) которые объеденены AMA - академия авиамоделизма, которая координирует все авиа и ракетные, модельные дела в США, очень авторитетная организация, основанная с благославления президента Кенеди… Ракетчиков (летающих) у них не много ок.10 000 (авиамоделистов 3000000!) Летаюших ракетчиков по правилам ФАИ ок. 30-50 человек(!).
Есть у них ещё "дикие " моделисты, которые не вступают ни в какие ассоциации, но их немного…
Какие у них условия? Кружков и клубов в нашем понимании у них почти нет(!). У них практикуются ШКОЛЫ, это наподобие практических семинаров на 1 день для малышей и родителей или для взрослых, где платные преподаватели дают курс практических навыков по сборке и регулировке моделей, как правило, готовых наборов. Там же торгуют различные фирмы и предприниматели с модельной продукцией. Мероприятия довольно частые 1-2 в месяц в различных штатах - кто хочет может узнать календарь этих сходок и адреса - приехать и участвовать, ест-но не бесплатно, цены там, к стати, не грабительские, как в нашим модельных магазинах…
Ещё, у них можно выписывать на почте любую модельную продукцию, вплоть до МРД (до 1 кг.!)
Соревнования у них проходят в виде фестивалей, с пикниками, шоу, и тд… Целая отрасль досуга!
К стати о моторах: у них для малышей делают МРД диаметром 6мм. А для взрослых даже гибридные РД на закиси азота… В инете всё это есть…

round125
aiz:

Вопрос конечно глубокий…, но! Подходить прийдётся из далека…из Америки, Англии, Германии, Турции и даже из далёкого (канувшего…!) СССР… То что было в СССР-ре мы более-менее знаем, но вот пришёл кап-тализм и…
Надо посмотреть, что там? В США множество клубов и секций своего, американского направления (NARAM) которые объеденены AMA - академия авиамоделизма, которая координирует все авиа и ракетные, модельные дела в США, очень авторитетная организация, основанная с благославления президента Кенеди… Ракетчиков (летающих) у них не много ок.10 000 (авиамоделистов 3000000!) Летаюших ракетчиков по правилам ФАИ ок. 30-50 человек(!).
Есть у них ещё "дикие " моделисты, которые не вступают ни в какие ассоциации, но их немного…
Какие у них условия? Кружков и клубов в нашем понимании у них почти нет(!). У них практикуются ШКОЛЫ, это наподобие практических семинаров на 1 день для малышей и родителей или для взрослых, где платные преподаватели дают курс практических навыков по сборке и регулировке моделей, как правило, готовых наборов. Там же торгуют различные фирмы и предприниматели с модельной продукцией. Мероприятия довольно частые 1-2 в месяц в различных штатах - кто хочет может узнать календарь этих сходок и адреса - приехать и участвовать, ест-но не бесплатно, цены там, к стати, не грабительские, как в нашим модельных магазинах…
Ещё, у них можно выписывать на почте любую модельную продукцию, вплоть до МРД (до 1 кг.!)
Соревнования у них проходят в виде фестивалей, с пикниками, шоу, и тд… Целая отрасль досуга!
К стати о моторах: у них для малышей делают МРД диаметром 6мм. А для взрослых даже гибридные РД на закиси азота… В инете всё это есть…

Я внимательно изучаю их опыт, с некоторыми переписываюсь, везде существует государственная политика, которая фактически и обеспечивает успешное развитие образовательного направления в ракетомоделизме, огромное количество частников объединяют клубы с добровольным участием, т.е. они выросли на самой прочной для любого объединения почве - по собственному желанию. FAI ветвь для творчества тупиковая по определению: очень формализовано, технические приёмы у всех практически одинаковы да и практическое приложение зависит от “Человеческого фактора”, массово не будет никогда.
В основе их успехов - доступность наборов и моторов. Собственно так же как и у наших друзей авиамоделистов, спасибо им большое за площадку. Все подходы известны, думаю начало всему - возможность организовывать кружки в школах,это одно из направлений, которое работаю.

Для наших частников сейчас пытаюсь пробить возможность участвовать в ракетных проектах исследовательского класса. Там двигатели до 5000 Н.с.
Есть вариант как это сделать, интересно, найдутся желающие?

aiz
round125:

Я внимательно изучаю их опыт,…

Ну, прямо сказать, у нас опыта не меньше, а во многом и побольше! Просто, они в этом чане с “дерм-м” (капитализьм называется! Т.е. раночная экономика и ес-но разгул демократии…) подольше нас кувыркаются и у них уже устоялось всё - более -менее… Так вот продолжу… Несмотря на свободу приобретения моторов, у них очень ограничены площадки для запуска моделей, как у нас,- вышел на пустырь и запустил, такого нет, разве что в пустыне… Вся земля “чья-то” и если не твоя, то без разрешения запуски кончаются плачевно, штрафы и наказания, как правило материальные! Если на твой участок приземлиться модель или вообще “с неба что нибудь” - то твоё и можешь с ним что хочешь делать! По этому, что бы не было приключений тамошние моделисты заранее подыскивают себе площадки для запуска, или в пустынной местности (с разрешения территориальных властей), или частные участки, поля, пастбича и т.д. за плату, на которую договорятся. Иногда, клубы имеют свои участки или в совместном пользовании, так же арендуются частные аэродромы. Если участок арендует клуб, то членам клуба делаются скидки, в отличии от приезжих с других мест.
Клубы у них не всегда имеют свои помещения - офисы или мастерские, чаще всё арендуется на время встреч, семинаров, соревнований. Но в финансировании клуба принимают все участие в виде обязательных взносов и благотворительность так же в ходу… Т.е. клуб по интересам, наподобие “партии” в масштабе штата, городка, далее структура состоит из ассациаций, конференций различного масштаба, кто как захочет объединится…могут и не участвовать в ряде мероприятий ассоциации по своему решению(!)
Да! Все члены клуба помимо взносов, обязательно застрахованы на предмет гражд. ответственности…
Мероприятия у них самые “причудливые”… “Семинар о расположении стартовых устройств праворуких и леворуких участников”, “Совещание о проблемах участия женщин в ракетомоделизме” и т.д. Самих соревнований они проводят немного 2-3 в год, но эти соревнования собирают тысячи(!) участников.
Для справедливости скажу, что “наши кружки” у них всё же есть: т.е. объединения или классы школьников, которые собираются в летние лагеря и педагоги приглашают на серию занятий волонтёров или знающих моделистов за умеренную плату, как правило, это школы для малообеспеченных детей по типу интернатов.
Остальные моделисты у них работают по другому… Более-менее обеспеченые родители имеют гараж с минимом инструментов и как правило верстак, некоторые имеют собственную домашнюю мастерскую, с небольшими обрабатывающими станками, но это редкость. Часть моделистов вкладывает средства в мастерские для того, что бы зарабатывать на подготовке моделей, изготавливают наборы для продажи (Частное предпринимательство).
Это - краткий очерк! Там, у них, ещё много всяких “нюансов”!
В Англии, например, при запуске моделей, владельцы арендованых полей требуют от ракетомоделистов собирать все(!) отделившиеся детали - бумажные чехлы, пыжи и т.д., даже было предложение от Англичан в правила соревнований ФАИ ввести требование запрета на отделение любого предмета от модели!
В Германии большая проблема с двигателями, разрешаются только "отечественного производства, которых нехватает и ассортимент слабоват.
В Турции, финансирование национального аэроклуба и всех авиационных видов спорта происходит на основании владения всеми кожевенными производствами (!) - денег говорят хватает! Вот нам-бы, на ракетчиков хотя бы одну нефтескважину кто-нить подарил бы!😒

round125

Да, Александр, согласен со всем что Вы говорите. Добавил бы только ещё, что призовой фонд TARKа в прошлом году составил 70 000 долларов. Это соревнования на ракетометание яиц (куриных) на высоту 340 метров с безопасным их спуском на время. Это такая американская народная забава.

У немцев недавно появились двигатели, но технически есть куда совершенствовать.

Турки народ древний, я с ними в Днепропетровске виделся, за двигатели торговались два дня, а я им в конце говорю: " Это подарок". Похоже обиделись …

aiz
round125:

Турки народ древний, я с ними в Днепропетровске виделся, за двигатели торговались два дня, а я им в конце говорю: " Это подарок". Похоже обиделись …

Да! “Восток дело тонкое…” - сам прожил в Байконуре 44 года(!) Унас сказочный герой Иван-дурак, а у них вор и обманщик Ходжа-Насретдин… - кто на что учился!😁
Насчёт призов, в Польше за победу на ЧМ по РМС 8000 евр… У Наших “братьев” по соц-лагерю: Чехов, Словаков, Сербов - того же порядка награды, а нашим…-“шишь с маком”, НО БОЛЬШОЙ!!(конечно ещё, разрешают ехать на ЧМ за собственные средства!)
Но к делу…
Структура доп.образования, которая сейчас дышит на ладан, конечно отомрёт, уж больно долго и упорно её толкают в могилу! Без гос.поддержки массового моделизма мы будем ждать долго…пока Россияне на Марс не слетают…а я, боюсь, уже не доживу до этого…
Рушится не только образовательный моделизм, но и спортивный так же в полном “торнадо” (идёт пересмотр структуры авиаспорта как такового - федерацию ракетомоделизма стремяться объединить с авиамодельной, колличество авиационных федераций сократят втрое…) Возможно и родится что-то новое, лучшее…но увенности ещё меньше чем надежды!..
Любительский, самодеятельный моделизм, возможно несколько “разрастётся”, как авиамоделисты домушники, радио вертолётчики, летальщики по камере и т.д. исходя из доступности радиоаппы и китайских наборов “интер-посылторга”, так возможно и ракетчиков домушников станет больше, как появятся моторы в свободной продаже… Но образовательную и спортивную роль моделизма это не поднимет…Будет только больше взрывов, стрельбы по целям и проклятия в наш адрес…

round125

Я стараюсь быть оптимистом, иначе вообще ничего сделать невозможно. Мои основные усилия сосредоточены именно на образовательном направлении. Те разработки, которые сделаны по двигателям и моделям позволяют моделировать достаточно сложные ракеты. Есть возможность в доступном для школьников и студентов варианте познакомиться с реальной конструкторской работой.

Жизнь сама расставит всё по местам.

Александр, кружок ведёшь? Какие условия для работы с детьми?

aiz

Кружок веду с 1974г. (75-77 армия, потом снова, до 1990)- авиамодельный. Ракетомоделизмом занялся с 1993. В Международной космической школе(Лицей в Байконуре, там структура несколько иная чем в простых школах и в во внешкольных доп.обр-х…- но суть моделизма та же! 😃) С 2007 переехал в П-Посад, с 2008 кружок веду на СЮТ…
Условия для работы с детьми!? Отличные по нынешним меркам- 3л. ПВА, 2л. ацетона, пачка бумаги -всё что могут мне выделить на уч.год(!) Зарплата 17тыров(1.5 ставки), на них и крутись… Всё остальное дети (родители ес-но…) покупают сами… Детей очень мало (постоянных) отсев очень большой - интерес “минутный”… Но и помещение конечно на 8 мест… Правда мастерская неплохая… Вот так выживаем… (есть призёры на областных и всероссийских соревнованиях…)

round125

По скромному, но развиваться можно. У меня программа по кружкам, в гости пригласишь? Посмотрим на месте что можно сделать. Ракетки привезу, пустить есть где?

aiz

Привет! Гостям всегда рады! Пустить есть где, но бегать конечно проблема по нынешней погоде…скорее всего на “улёт” только… Пиши в личку, состыкуем дни…
Немного диковато на форуме вдвоём тему “обсасывать” - нет к сожалению коллег…не высветились…
А если продолжать, то вопрос , один из важнейших, это стыковки мотиваций различных веток моделизма!
Условно поделим моделистов на:

  • любители;
  • школьники (образовательная ветка…);
  • спортсмены.
    тут, можно “разгуляться” по мотивациям и перспективам каждой группы…
    Любители, самая независимая и самая “чёкнутая” часть, может объединятся, может самостоятельно “на кухне карамель варить”… тут, объединение и организация клубов по интересам могут быть спровацированы запретами и удобствами (“кнут и пряник” - запретить всем, кроме зарегистрированых и предоставить льготы на что-то…);
    Школьники, - условная группа от детского сада до ВУЗА - могут быть под разными ведомствами и управлением, от Мин.культа, до Мин.обра. и заводских клубов… Не смотря на различия в финансировании и управлении, как правило, все молодёжные объединения “крутятся” вокруг программ Мин.обр-а и пользуются их нормативами - молодёжь отдана на их попечение! Критерии оценки работы в разных “кружках” могут отличаться значительно!
    -Школам(обычным) надо внешкольное занятие - не более, чтоб не болтались отпрыски…
    -Школы специализированные (физ., мат., тех…) претендуют на профориентацию- им надо процент поступления в ВУЗЫ…;
    -ели есть клубы ДОСААФовского направления, то тут патриотизьм выступает,
  • спортивные гнут только на спорт успехи…
    Деление условное и понятно, что есть перекрытие мотиваций, совмещение и т.д.
    Как их всех заставить “грести” в одну сторону!? По моему, хороший пример у “америкосов” - единая Академия авиамоделизма объединила бы все усилия, если ей дать полномочия “говорить, что это хорошо, или, что это плохо…” - иначе, как “лебедь, рак и щука” растащим то чего и так не осталось …
round125

Спасибо за приглашение, на неделе отпишу, договоримся. Наши на Форуме есть, только скромничают, дают возможность нам говорить.

aiz

Сегодня разговаривал с В.Н.Хохловым, вспомнил о тебе, он мне напомнил где мы могли встречаться…
В 1998 я открыл отделение ФРМС в Байконуре, начали ездить по соревнованиям, заходил и к Хохлову к к Минакову - вот там “по коридорам” возможно и сталкивались…😒 (неделю назад в Мещерино - кубок им.Гагарина, один ученик Хохлова и два моих…

round125

Раз такая тема пошла, полезу в свой архив, посмотрим, вспомним, будет эксклюзив …