Модели нетрадиционных схем.

Razer007

Прошу прощения, а мог бы кто-нибудь рассказать или ткнуть в описание определения центровки на тандемных замкнутых крыльях типа того что указано в 127-ом посте этой темы? И какую принято брать центровку?

Так же вопрос есть по возможности ставить тяговитые профили типа Clark-Y на подобные схемы для увеличения нагрузки. как считаете?

dadvic

Свой ромб White DOVE сначала рассчитывал по схеме утка.
Далее экспериментально при облете.

Летом 2013 более осознанно облетывал его. И обнаружил ту же неприятность, про которую говорил Андрей -

Андрей_Курылев:

Единственный негативный момент при испытаниях был когда проверяли управление по крену на переднем крыле. Было выяснено опытным путем, что элероны спереди это зло, при превышении крена в 20-25 градусов тандем засасывает в спираль из которой он уже не выходит.

На малой скорости или когда почти стоит против ветра, делая крен вправо, мою модель постоянно закручивало в спираль. Иногда, если высота позволяла, удавалось выводить в прямолинейный полет. До переделки так и не дошло, охладел.
Здесь вот тоже обсуждалось: BoxWing тип носителя FPV. Жаль, что только на днях прочитал ту тему.

smax

Всегда делал тандемы “классически”, то есть элероны сзади, РВ спереди.
Недавно решил сделать элероны спереди.
Вот что получилось:

Мотор спереди. Летало отлично, почти как пилотажка. Никаких штопоров и спиралей не было.
А вот как летал мой “классический” тандем с элеронами сзади:

Cosh
smax:

Мотор спереди. Летало отлично, почти как пилотажка. Никаких штопоров и спиралей не было.

Макс, у тебя эта штука отличается от тандема Сергея Мягкова. У тебя крылья на одном уровне, и поток, который отскакивает от элеронов на переднем крыле, симметрично обходит заднее крыло, с той лишь разницей, что с одной стороны сверху, с другой снизу. На тандемах Сергея переднее крыло находится не на одном уровне с задним. Отсюда может возникать ситуация такая: например, если переднее крыло выше заднего и на переднем крыле элероны, то при отклонении их скажем в левый крен, получается так, что поток от отклонённого элерона вниз попадает на заднее крыло, уменьшая там угол атаки и снижая на нём подъёмную силу, в результате нейтрализуя действие от элерона. Другой элерон при этом отклонён вверх и поток от него не встречает на своём пути ни каких частей планера и работает как надо. Т.е. получается, что работает только один элерон на левой консоли крыла и он рулит вниз, что будет приводить к уходу в пикирование и спираль.

smax
Cosh:

Т.е. получается, что работает только один элерон на левой консоли крыла и он рулит вниз, что будет приводить к уходу в пикирование и спираль.

Очень может быть.
В таком случае есть смысл разнести крылья по вертикали, как, например у Flying Flea:

Я заметил, что далеко не всегда, внешне прикольно выглядящая модель хорошо летит. Приходится идти на компромис между внешним видом и летными качествами.

dadvic

Пилотажка тандем летает отлично - все верно. Еще добавлю, у моей модели скорость сваливания очень маленькая. Может не пешком, а ползком лететь.

smax:

В таком случае есть смысл разнести крылья по вертикали, как, например у Flying Flea:

Модель летает хорошо, если правильно настроена. Был у меня случай на полетушках. Взлетела “Блоха”, полетела. Стал разворачивать к себе, а она в штопор свалилась. Сильно удивился! Ничего не понял и запустил во второй полет. И все повторилось опять. Причина оказалась банальной. РВ на переднем(по конструкции все крыло поворачивается) был привязан на передатчике на трех позиционный тумблер. По невнимательности в третьей позиции он встал, это где-то +2,5 градуса относительно заднего крыла. Летал всегда на средней, это 0 градусов. Иногда переключал на пикирование в первое положение, это -1,5 градуса, если ветерок был.

PS: В свое время настоящий самолет Flying Flea оказался не таким надежным и безопасным, как считали многие.

19 days later
smax

Хочу продолжить тему тандемов. На этот раз тандем с замкнутым крылом.
На днях испытал такую штуку:

Летает очень ровно и плавно, как видно на видео. Управляется только элевонами на заднем крыле.

плотник_А
smax:

Летает очень ровно и плавно, как видно на видео.

Классный тандемчик ! Если можно размеры и начинку какую ставили ?

smax

Весь ромб вписывается в квадрат со стороной 1 метр.
Мотор KD A22-15M.
Пропеллер 9х4.5 APC.
На всякий случай сделал выступающий нос для центрирования, но оказалось, что он лишний. Аккумулятор 1500 мАч 3S прилепил прямо на переднее крыло. Центр тяжести находится чуть-чуть назад от мотора сантиметра на 3.
Вес без аккумулятора около 550 г.
И я уже придумал, как сделать его разборным.

плотник_А

Нос -это даже хорошо , различать в полёте где перед и зад .
Тоже делал тандем с замкнутым контуром .
Хотел как-то сделать такой , но пока не “созрел” .
Может пригодится кому схема .

cergey63
smax:

Весь ромб вписывается в квадрат со стороной 1 метр.
Мотор KD A22-15M.
Пропеллер 9х4.5 APC.
На всякий случай сделал выступающий нос для центрирования, но оказалось, что он лишний. Аккумулятор 1500 мАч 3S прилепил прямо на переднее крыло. Центр тяжести находится чуть-чуть назад от мотора сантиметра на 3.
Вес без аккумулятора около 550 г.
И я уже придумал, как сделать его разборным.

А какие установочные углы на крыльях.
Есть ли перепад по высотам у крыльев.
И если можно поточнее центровку в процентах. На каждом крыле откладываете 30 % от передней кромки, замеряете между ними размер и высчитываете ц.т.
Очень нужно,дети достраивают аналогичный аппарат,но мне казалось ,что она должна быть немного дальше.

smax
cergey63:

А какие установочные углы на крыльях. Есть ли перепад по высотам у крыльев.

Установочные углы примерно одинаковые - около 2-х градусов (на заднем чуть-чуть меньше).
Профиль одинаковый на обоих крыльях - нечто похожее на Clark Y (высота лонжерона внутри = 1.5 см).
Перепада по высоте нет - крылья на одной линии. Жесткость их положения по высоте обеспечивает толстое колено удочки вдоль фюзеляжа, а законцовки намертво сцеплены обычной линейкой, приклеенной в лоб к торцам крыльев.
Центровку считал в программе Winlaengs и, в принципе, она совпала с реальностью:

Хвост не управляемый, но у меня уже есть желание сделать ему руль, чтобы в полете немного можно было триммировать рысканье.

Berkut
плотник_А:

Нос -это даже хорошо , различать в полёте где перед и зад .
Тоже делал тандем с замкнутым контуром .
Хотел как-то сделать такой , но пока не “созрел” .
Может пригодится кому схема .

Хорошая схема и летать должна тоже хорошо ,желательно вертикальное оперение чуть побольше установить . У меня почти такой давно в эксплуатации, только в микроисмолнении -35 см… Еще был тандем -экраноплан , очень прикольная модель получилась . Есть видео с ним , качество отстой -должен сказать .

www.youtube.com/watch?v=oG7tmbL8Yuc

smax

Честно сказать, я смутно понимаю, зачем разносить крылья по высоте.

  1. Заднее крыло выше переднего - я слышал такое объяснение, типа чтобы переднее крыло не затеняло заднее. Но ведь получается, что на больших углах атаки (например при планировании/парашютировании) заднее крыло как раз и будет затенено передним в этом случае. То есть такая схема имеет смысл для полетов на большой скорости, так как именно на скорости переднее крыло и будет затенять заднее.
  2. Заднее ниже переднего. Это уже ближе к классическому биплану, в этой схеме, как правило, крылья очень близко друг к другу вдоль продольной оси, то есть это скорее биплан нежели тандем (пример - flying flea).
  3. Оба крыла на одной высоте - эта схема считается пилотажной, так как можно без проблем летать вверх ногами. Но, как раз на большой скорости заднее крыло и затенено передним.

Еще одной причиной разнесения крыльев по высоте является возможность впихнуть между ними два вертикальных киля на законцовках крыльев. Отпадает надобность в вертикальном оперении. Однако наличие двух килей может приводить к раскачиванию по рысканью, то есть один киль по центру предпочтительнее.
Возможно, я в корне не прав по всем 3-м пунктам.

плотник_А
smax:

Честно сказать, я смутно понимаю, зачем разносить крылья по высоте.,

Я тоже не большой знаток тандемов .
Но , мне больше понравилось когда переднее крыло выше заднего .

Полётный до 800 грамм .
А как у Стратоса(заднее крыло выше), Вжик-Мутант 2 хуже полетел , на малой скорости плохо управлялся .

smax:
  1. Оба крыла на одной высоте - эта схема считается пилотажной, так как можно без проблем летать вверх ногами.

Да и пилотаж возможен .

Наверно более важно , наличие симметричного профиля .

Мне ваш тандем понравился простатой сборки и самое главное можно сделать легко разборным .
Тоже собираюсь сделать для FPV .
Можно крылья складывать “книжкой” (шарниры на законцовках) и крепить резинками к фюзеляжу-скобе .
Такая конструкция жёсткая , лёгкая , не требует усиления в отличии от “классический” тандемов (не замкнутый контур) .
Ещё раз спасибо , что подбросили идею !

smax
плотник_А:

Можно крылья складывать “книжкой” (шарниры на законцовках)

Сейчас делаю аналог своего “ромба”, но уже с размахом 1.4 метра. Остро встал вопрос разборности, но я планирую по другому его разбирать. Хочу все сделать на липучках (чтоб не мучиться с болтами и гайками). И летать с батарейкой 5000 мач 😃

Grapist

Вчера нашел на просторах интернета такую штуку:

По-моему очень интересный вариант - взлетит/сядет практически везде, можно еще сделать 2 из 4 моторов отключаемыми для времени полета сравнимого с нормальными самолетами. (или просто получить очень быстрый самолет)

Собирал кто-нибудь подобные штуки?

dadvic
cergey63:

И если можно поточнее центровку в процентах.

То же интересно. Максим, посчитай, будь добр.

smax:

Центровку считал в программе Winlaengs и, в принципе, она совпала с реальностью:

Какая именно в программе: 16% или 8%?

ps: давно не заглядывал, а тут оживление пошло.

smax
dadvic:

Какая именно в программе: 16% или 8%?

Эээээ … , ну как бы я взял центровку из той картинки, что запостил сверху 😃
То есть, я смутно представляю, что значит центровка в процентах для Тандема.

Программа Winlaengs показывает место центра тяжести от начала координат в миллиметрах. Точнее, она показывает сразу 3 центра тяжести:

  1. Красный - это теоретический центр тяжести, так сказать “истинный”, нейтральный.
  2. Два синих - это более передние центровки, так сказать с запасом устойчивости. Причем, в этой программе запас устойчивости измеряется тоже в процентах (их можно спутать с теми процентами, в которых меряют центровку от ширины хорды), в данном случае это 16-ти и 8-ми процентный запас устойчивости, или другими словами - более передняя центровка.

А у меня центр тяжести находится в 35 см от переднего края переднего крыла, то есть, как и показывает программа = 355 мм. Я взял “красный” центр тяжести и даже после испытаний чуть-чуть сместил его еще дальше назад - чтобы планировал более полого. То есть на деле получилось примерно 36-37 см.

Grapist:

можно еще сделать 2 из 4 моторов отключаемыми для времени полета

Да, а потом неожиданно забыть их обратно включить при переходе в режим висения - и получим резкий переворот вверх ногами.

Grapist
smax:

Да, а потом неожиданно забыть их обратно включить при переходе в режим висения - и получим резкий переворот вверх ногами.

Нуу. Тогда на 3х-позиционник. положение 1- квадрик. 2 - поворот. 3 - отключение моторов. Таким образом без включения не повернуть.