Конвертоплан V-22 Osprey (трикоптер с ПК kk 2.1.5)

sanekps12

Приветствую вас уважаемые друзья! Не нашел на нашем форуме актуальной темы по самолетам вертикального взлета и посадки (СВВП) или VTOL и потому решил создать новую.
Хочу сказать наперед, что в данной теме будет рассмотрена модель конвертоплана V-22 Osprey на примере авиамодельной копии этого самолета, приобретенной с бананахобби. Почему именно эта модель? Потому что так легче и проще. За приемлемые 300-350 $ можно получить готовый к взлету СВВП (как мне казалось на момент его покупки) кроме того по этой модели есть много материала, и запчасти по доступной цене.
Итак, в декабре 2019 года мне приехал новенький V-22 от бананового хобби прямиком из штатов. Теплилась надежда, что качество и уровень модели будет средним или даже высоким. Но как только началась сборка – сразу стало понятно, что высокое качество это не его конек. Если вас «угораздит» приобрести себе эту модель, то будьте готовы что качество самой тушки крайне низкое и комплектующие самые дешевые. Все жужжит, дребежжит, тресется. Думаешь как этот кусок г… вообще может летать, но как оказалось может.
Собрав эту модель и выполнив все настройки по инструкции, включая калибровку гироскопов и предстартовую проверку я попробовал выполнить на нем первый полет. Еле-еле набрав высоту (используя при этом новый АКБ для гоночных квадриков) этот чудоконвертоплан начало колбасить, он перевернулся пару раз в воздухе и вошел мордой в планету!!! Тут же от копийности и красоты не осталось и следа, все в лохматы – крылья в трещинах, морда в куски, винты естественно поломало. Думал что этот самолет уже не подлежит восстановлению. Однако, уже через неделю он был собран и готов к повторному облету. Выясняя причину такого поведения я пришел к выводу что у него не настроены регуляторы оборотов, т.к. при подаче газа двигатели запускались несинхронно. В итоге, настроив двигатели и склеив тушку + заменив винты состоялся повторный запуск, который особо ничего не исправил. Самолет по прежнему плохо управлялся, дергался в полете и более менее мягкая посадка закончилась в кустах со сломанным винтом. Далее я еще раз пробовал, падал, склеивал и снова пробовал, примерно 5 раз пока в один прекрасный момент контроллер просто перестал работать и все.
К тому моменту я уже был готов облить бензином этот чертов конвертоплан и сжечь его, но поломка контроллера (как я рад что это случилось) охладил мой пыл и я стал думать какие теперь поставить в него мозги, чтобы он снова ожил.
Несмотря на низкое качество модели хочу отметить ее живучесть, на текущий момент самолет пережил 3 серьезных краша и продолжает летать!
Изучая различные форумы наткнулся на обсуждение этого самолета на рцгрупс. И тут все прояснилось. Такая проблема как у меня была у всех кто приобрел этот конвертоплан с банана хобби. В качестве мозгов эти ребята используют какой то старый контроллер ZYX-M. В качестве замены требуется известный многим контроллер Hobbyking KK 2.1.5. При этом именно для самолетов СВВП под этот контроллер разработана специальная версия прошивки Openaerovtol, а так же подробное руководство по настройке различных моделей СВВП и специальная программа GUI на базе обычного MS exel, позволяющая настроить основные параметры контроллера с компьютера, загрузить в КК и потом уже по месту корректировать их в поле.
Прочитав и изучив все это я понял как можно оживить V-22. Заказав с Москвы KK 2.1.5 и получив его через 4 дня я стал изучать как же прошить его на Openaerovtol. Для этого потребовалось прикупить программатор типа USBasp и переходник с 10 на 6-пиновый разъем. Далее, следуя описанию руководства на Openaerovtol установил драйвер для компьютера (у меня windows 10) запустил программу kkMulticopterFlashTool и выбрав в ней файл прошивки OpenAeroVTOL_V1_5_KK2_1.hex обновил ее со стандартной от Хобби кинг на Openaerovtol. Правда у меня не получилось загрузить крайнюю версию прошивки 1.6, но и с 1.5 все прекрасно работает.
Далее, по идее, через программу OAV GUI, сделанную на базе экселя, можно загрузить настойки для V-22 в KK. Но у меня этого так же не получилось и пришлось 2 часа настраивать все с помощью кнопочек. Огромный плюс этого контроллера в том, что его можно запрограммировать не имея ни компьютера ни специального софта – все напрямую с помощью кнопок и экранчика. Так что даже для не особо разбирающихся в программировании этот контроллер дает возможность добиться того, что нужно. И более того каждый канал может быть настроен с любыми миксами, расходами, кривыми, ограничениями и т.д.
И вот 09.03.2020 состоялся тест V-22 с обновленными мозгами в поле! Радости не было предела, готовясь к очередному крашу я неожиданно получил стабильное и предсказуемое управление аппаратом. Конечно не все прошло гладко и есть еще что донастраивать, но в целом все стало совсем по-другому. Во-первых, самолет стал послушно управляться в вертикальном режиме, во вторых плавно и без рывков переходить в горизонтальный полет, ну и в третьих в горизонтальном полете он стал гораздо стабильнее лететь и управляться. Единственное что сейчас нужно победить это обратный переход, почему то самолет запрокидывается назад при остановке, а так же в горизонтальном полете идет снижение высоты (приходится все время работать рулем высоты) но это все мелочи. В целом он полетел!
Выкладываю видео крайнего полета:

Прошу не судить строго, т.к. снималось все в попыхах на телефон. Но даже такое видео дает представление о полете.
Выкладываю основные файлы по следующей ссылке: cloud.mail.ru/public/4auS/3tRBjdxH1. Это Версии прошивок и руководств OpenAeroVTOL 1,5 и 1,6, программа для заливки прошивки kkMulticopterFlashTool, драйвер для программатора USBasp, программы GUI + файл настроек для V-22, который с помощью GUI можно загрузить в KK 2.1.5.
Вроде все, если что забыл – пишите, спрашивайте. Буду отвечать по мере возможностей.
Всем желаю успехов, а тем кто решить освоить СВВП терпения, энтузиазма и огромного желания заставить эту штуку лететь так как ты хочешь!

Игорь_Петрович

если возможно нарисовать схему подключения к контроллеру , в частности серв поворота двигателей , буду признателен , ибо малость слаб в англицком , а перевод порой выдает не совсем то

ЭРЭС

В прошлом году я купил на амайне такой аппарат. Специально для систем (к ним относятся VTOL модели) с аппаратурой AS3X я купил пульт DX8E. Настроил как в мануале. Но уже был не сезон (холодно)-не летал. Дома всё работает, как будет в поле-посмотрим. Есть небольшой опыт в полётах с моделями VTOL-X-Vert и Mini convergence.

sanekps12

Роберт, видимо вы купили мини V-22 который на горизонт хобби продаётся. У него свой контроллер, который как я понял не перепрошить. Тоже на него засматривался, но остановило то что он маловат (размах крыльев 450 мм) и то что контроллер у него совмещен с регуляторами оборотов, как на бюджетных коптерах. Но между тем это прекрасная модель, хорошего качества и управления. Буду признателен, если пришлете видео с облета

Игорь_Петрович:

если возможно нарисовать схему подключения к контроллеру , в частности серв поворота двигателей , буду признателен , ибо малость слаб в англицком , а перевод порой выдает не совсем то

Игорь, вот его внешний вид, все просто до безобразия: слева 8 входов, используются в основном первые 5 (элероны, руль высоты, газ, руль направления и трехпозиционный переключатель) и 8 выходов м1…м8, на которые можно подключать либо моторы, либо сервы. Для V-22 выходы подключаются следующим образом:
М1 - левый мотор
М2 - правый мотор
М3 - задний мотор
М4 - левая серва мотогондолы
М5 - правая серва мотогондолы
М6 - элероны
М7 - руль высоты
М8 - не используется

Чуть позже выложу фото внутренностей V-22

Игорь_Петрович

благодарю , возникала путаница в месте подключения приводов поворота моторов , М4 и М5

ЭРЭС
sanekps12:

Буду признателен, если пришлете видео с облета

Саша, облёт модели, в лучшем случае, может состояться в конце апреля, по погоде. В холодное время я не рискую летать. Сейчас у меня в планах сделать фюз для конверта (трикоптерный вариант) по схеме утка. Несущие плоскости (ПГО и ЗГО) есть-они летали на другой модели. Для трикоптерной утки я приобрёл полётник от модели CONVERGENCE и приёмник AR636 AS3X. Так что, дело за малым.

sanekps12

Интересная идея в инете видос попадался с пепеделанным полярисом на трех импеллерах, очень здорово летает. Схема утка вообще для СВВП подходит как нельзя лучше. Тоже в будущем хочу что то типа конверджа сделать. Футуристичное и необычное.
Роберт, желаю удачи, терпения и успехов в реализации!

sanekps12

Выкладываю фото конвертоплана как обещал. Если что-то не сфоткал или непонятно - спрашивайте, объясню.

Игорь_Петрович

буду признателен Вам за более крупное фото поворотного узла мотогондолы , и сервы

sanekps12

Да я бы с удовольствием, но подробнее если только разбирать саму гондолу. Она жёстко соединена с валом, далее вал входит в крыло через две довольно толстых деревянных вставки в крыле и соединяется с сервомашинкой 17 грамовой.

Сделал несколько укрупненных фоток узла поворотной мотогондолы

5 months later
ЭРЭС

Долго тянул с облётом аппарата-хотел для начала влетаться на других моделях. Однако, всё пошло не по плану. Возможно уже сказывается возраст. В последнее воскресенье (6 сентября) мне его облетали. В умелых руках машина ходит хорошо. Но, как водится есть свои особенности. Акки я ставил Rhino 1050mah 3s 30c (мануал рекомендует акки 800mah). Было совершено 3-4 полёта. длительность полёта не фиксировалась. Борт этой машинки весьма прожорлив. Оценочно время полёта на моих акках было не больше двух минут. Если в процессе полёта энергии акка уже становится недостаточно, то аппарат просто падает. Мне показалось, что при невозможности бортовой системы получить необходимую для работы энергию, она просто не активизируется.
Были случаи на земле, когда борт не откликался на сигналы пульта. В последнем полёте взлёт в вертикальном режиме, потом переход в горизонтальный с реализацией системы автоматической устойчивости, т.е. положение тумблера B на пульте из положения " 0" в положение “1”. В горизонтальном полёте ходит быстро (размеры маленькие, да и удельная нагрузка на крыло тоже, наверное, не маленькая-надо посмотреть). В последнем полёте в режиме горизонтального на высоте около 30 метров перестал управляться и упал в высокую траву. Я думаю, связь прервалась из-за достижения минимально допустимого уровня энергии акка. Модель почти цела: электроника работает, трещина по центроплану крыла. Удалось снять три видеоролика полёта на смартфон. Проблема во мне-я не знаю как разместить видео со смарта на форум. Буду весьма признателен, если кто подскажет.

FFedor
ЭРЭС:

Прошу не кидать

Ну и молодец, развивай тему в том же духе. 😒

3 months later
sanekps12

Всем привет! На всякий случай оставлю здесь ссылку на страничку на рцгрупс. Там ребята провели много полезной работы и выяснили, что для нормальной работы V22 требуется заменить штатный импеллер, сервы поворота мотогондол, винты и желательно регуляторы.
www.rcgroups.com/forums/showthread.php?3290853-Ban…