2.4ГГц и общая "земля" борта и зажигания ДВС

3apw

Сегодня Бутовской командой проведены испытания по возможности использования общей “земли” борта и блока электронного зажигания ДВС на разных частотных диапазонах.

Вывод: использование общей “земли” борта и блока электронного зажигания ВОЗМОЖНО при использовании аппаратуры управления на 2.4 ГГц и НЕ ДОЛЖНО быть применено на низкочастотных диапазонах 35 и 40 МГц.

Выводы были подкреплены практически - ЯК54 с аппаратурой на 2.4 ГГц при общей “земле” борта и зажигания под управлением Aleksa сделал несколько полетов на расстояние не менее 500 м на пределе видимости. Нештатных ситуаций с радио управлением не выявлено.

Подробности здесь

Спасибо всем кто помогал при проведении испытаний, особенно Aleksу и Юре (ЮЮ).

an2an

Эти испытания не много стоят, т.к. главного теста не провели. Самые большие проблемы начинаются при обрыве массы, когда искра начинает “шить” по воздуху. Синфазная наводка на сервы такова, что они начинают дергаться в ужасных конвульсиях и 2.4GHz от этого не спасут, да и ферритовые кольца помогают лишь отчасти…

А в штатной ситуации и 149 футабий приемник не демонстрировал заметной потери дальности, когда я испытывал коллекторный спидконтроллер в качестве киллсвича.

3apw
an2an:

Эти испытания не много стоят

Много или не много - понятие субъективное. И если уж берете на себя смелость оценивать чужой труд, то полезно было бы показать свои реальные работы в данной области радиоуправления. Также рекомендуется прибавлять при оценке IMHO.

Теперь по сути вопроса. Была поставлена чисто практическая задача - установки телеметрической аппаратуры на ДВС самолет. Для измерения всех параметров требовалось иметь общую “землю”. Измерения и тесты дали решение и положительный практический результат. Задача была решена - все летает, телеметрия работает. Тот, кто использует это решение - тому, наверное, это ценно.

an2an:

Самые большие проблемы начинаются при обрыве массы, когда искра начинает “шить” по воздуху. Синфазная наводка на сервы такова, что они начинают дергаться в ужасных конвульсиях и 2.4GHz от этого не спасут, да и ферритовые кольца помогают лишь отчасти…

Изначально предполагается, что самолет собирает грамотный человек и в процессе полета “масса” не отваливается, SMD детали от приемника не отлетают, сервы сами в полете не отключаются.

“Земля” зажигания ДВС соединяется пайкой отдельным медным многожильным кабелем к точке соединения электронного зажигания и аккумулятора с одной стороны и к картеру двигателя винтом крепления к корпусу с другой стороны. “Землянная” оплетка высоковольтного провода используется только для экранировки. Как может оборваться масса?
Если же Вы говорите об обрыве высоковольтного провода к свече зажигания, то спектр излучения по характеру будет аналогичный эксперименту и принципиально нового в результатах измерений ничего не будет.

an2an:

А в штатной ситуации и 149 футабий приемник не демонстрировал заметной потери дальности, когда я испытывал коллекторный спидконтроллер в качестве киллсвича.

Если у Вас есть сомнение в моей компетентности в данном вопросе или результатах теста, то предлагаю Вам следующее. В согласованное время мы выезжаем с Вами на поле с бензиновой ДВС моделью, у которой общая “земля” борта и блока электронного зажигания ДВС. У Вас стандартная аппаратура на 35 или 40 МГц (PPM/PCM/…), у меня стандартный Spectrum на 2.4ГГц. Если Вы сможете продемонстрировать “не заметную потерю дальности” с работающим ДВС на указанной аппаратуре в диапазонах 35 и 40 МГц по отношению к Spectrum 2.4 ГГц, то я плачу любую согласованную ранее трехзначную сумму в любой валюте. Если же не сможете сделать этого, то указанную сумму платите мне Вы.
Устроит Вас такой вариант?

John63
3apw:

Если же не сможете сделать этого, то указанную сумму платите мне Вы.
Устроит Вас такой вариант?

Ого, пари! Оччень интерресно! Я ставлю на победу 2,4гГц.

NailMan

а вообще на кой хрен делать общую массу для борта и зажигалки? по моему лучше все гальванически развязывать с помощью оптопары и не иметь никаких гловных болей по чатси помех по питалову.

3apw
NailMan:

а вообще на кой хрен делать общую массу для борта и зажигалки?

Блок электронного зажигания ДВС имеет на своем разъеме два полезных сигнала - обороты двигателя и напряжение питания аккамулятора зажигания. Эти сигналы с блока зажигания используются блоком телеметрии. При этом установка оптического или магнитного датчика оборотов не требуется.

NailMan:

по моему лучше все гальванически развязывать с помощью оптопары и не иметь никаких гловных болей по чатси помех по питалову.

В случае, когда у Вас единый блок телеметрии и радиоканал телеметрии, сделать опторазвязку можно, но схемотехника будет существенно сложнее и дороже. Да и не нужно уже сейчас это.

Испытания показали, что при переходе на 2.4 ГГц помех каналу радиоуправления нет.

an2an
3apw:

Много или не много - понятие субъективное. И если уж берете на себя смелость оценивать чужой труд, то полезно было бы показать свои реальные работы в данной области радиоуправления. Также рекомендуется прибавлять при оценке IMHO.

Не вопрос, заезжайте покажу. И здесь и там сплошное IMHO, не стоит так переживать. Но еще раз повторюсь, работа в штатных условиях - не интересна, т.к. если и в них не работает, то это сразу видно и так.

3apw:

Изначально предполагается, что самолет собирает грамотный человек и в процессе полета “масса” не отваливается

Грамотный или нет, не важно, если развалится свечной колпак. Мало кто соединяет массы отдельным способом, т.к. это не удобно. По той же причине производители зажиганий этого не предусматривают.

3apw:

Если у Вас есть сомнение в моей компетентности в данном вопросе или результатах теста, то предлагаю Вам следующее. В согласованное время мы выезжаем с Вами на поле с бензиновой ДВС моделью, у которой общая “земля” борта и блока электронного зажигания ДВС. У Вас стандартная аппаратура на 35 или 40 МГц (PPM/PCM/…), у меня стандартный Spectrum на 2.4ГГц. Если Вы сможете продемонстрировать “не заметную потерю дальности” с работающим ДВС на указанной аппаратуре в диапазонах 35 и 40 МГц по отношению к Spectrum 2.4 ГГц, то я плачу любую согласованную ранее трехзначную сумму в любой валюте. Если же не сможете сделать этого, то указанную сумму платите мне Вы.
Устроит Вас такой вариант?

4 раза перечитал, но не смог понять сути спора. Т.е. я не утверждал, что в штатной ситуации должна случиться потеря дальности у 2.4, по-этому не понятно зачем Вы ее потащите на поле.

Я утверждал, что проводил эксперимент, со своим спидконтроллером коллекторного двигателя, перешитым под киллсвич. Он, кроме прочего, соединял земли питания борта и зажигания. На ероплане стоял 149 Футабий приемник 72MHz. Потери дальности я не обнаружил. Вы хотите оспорить это? Сожалею, но уже прошлой зимой распродал все перейдя на 2.4, повторить не удастся.

lyoha

Блок электронного зажигания ДВС имеет на своем разъеме два полезных сигнала - обороты двигателя и напряжение питания аккамулятора зажигания. Эти сигналы с блока зажигания используются блоком телеметрии.

Осмелюсь спросить: это будет обратная связь с модели на какое-то дистанционное устройство? Или подсоединить дисплей и поглядеть на земле?

tumbzik
lyoha:

Осмелюсь спросить: это будет обратная связь с модели на какое-то дистанционное устройство? Или подсоединить дисплей и поглядеть на земле?

rcopen.com

Alex

А можно для дураков на пальцах объяснить о чем идет речь? Я ничерта не понял про тему исследований. Не потому, что написано не понятно, а, видимо, по серости своей.

dmitryu

При наличии системы искрового зажигания, она не должна быть соединена с приёмником/сервами ни одним проводом при использовании системы управления на частотах 27-72 МГц.
При использовании 2.4ГГц - это требование отпадает.

Alex

Это доступно, а каким образом приемник с зажигаловом соединяется? И для чего?

dmitryu

Хотят в полёте измерять обороты двигателя и напряжение питания зажигания, а для этого нужно соединить зажигание с остальным бортом.

Aleks

В связи с наличием вопросов, попробую объяснить ещё раз подробнее.

3apw разработал и собрал блок телеметрии, который мы собственно и испытывали. Для упрощения и удешевления конечной стоимости данного продукта, на данный момент в него не стали устанавливать всякие преобразователи типа напряжение-частота и гальванические развязки, например для измерения напряжения аккумулятора зажигания, а просто решили проверить насколько ухудшится соотношение сигнал\шум, если соединить “земли” зажигалки и приёмника и таким образом мерить всё напрямую, в том числе и обороты с выхода зажигалки. Так вот, в диапазоне 2,4ГГц соединять “земли” можно, при этом не ухудшается приём. И в связи с этим “городить огород” в модуле не нужно, ибо не имеет никакого смысла. В диапазоне 35-40МГц я бы “земли” соединять не стал, может случиться самолёту КАПУТ!

Далее, такое упрощение в подключении позволяет цеплять любые датчики к мотору, какие только в голову могут прийти, аналоговые и цифровые, ну хоть лямбда-зонд в глушак вкручивай 😃
Кроме того, к модулю можно подключить датчики тока и смотреть какой ток жрут сервы в полёте, сколько за полёт сожрало мАч ёмкости, датчики высоты и скорости, датчик расхода жидкости, короче, фантазируйте…
Самое интересное - радиоканал! Онлайн обновление данных! rcopen.com
Смотрите, в блоге всё есть. Там даже ВИДЕО есть.

Особо одарённым: “землю” надо подключать тщательнее и отдельным кабелем, чтобы не отваливалась и вообще к постройке самолёта надо относится серьёзнее, а то можно и крыло потерять в полёте и стабилизатор не дай бог…

an2an
Aleks:

Особо одарённым: “землю” надо подключать тщательнее и отдельным кабелем, чтобы не отваливалась и вообще к постройке самолёта надо относится серьёзнее, а то можно и крыло потерять в полёте и стабилизатор не дай бог…

Хотел ответить резко,на открытое хамство, но не буду. Хамов ведь везде хватает, к сожалению и этот форум не исключение.

Теперь по предмету, полагаю, что если бы требовалось отдельное подключение, то производители конечно предусмотрели бы это. Специально переговорил с людьми которые собрали не один десяток бензиновых самолетов, думал что я такой отсталый, тоже как-то обходятся. Видимо, компромис между надежностью и удобством находится на стороне удобства, а проблем с надежностью и так нет.

Aleks

Вы правы, я излишне резко выразился. Приношу извинения…

компромис между надежностью и удобством находится на стороне удобства

Не совсем понимаю о каком удобстве идёт речь?
Если Вы имеете ввиду снятие\установку двигателя и при этом надо открутить лишний винт с заземлением от картера, то уж не знаю кому как, а мне не влом открутить лишний винтик зная, что он имеет достаточно большое значение.