2.4ГГц и общая "земля" борта и зажигания ДВС
Сегодня Бутовской командой проведены испытания по возможности использования общей “земли” борта и блока электронного зажигания ДВС на разных частотных диапазонах.
Вывод: использование общей “земли” борта и блока электронного зажигания ВОЗМОЖНО при использовании аппаратуры управления на 2.4 ГГц и НЕ ДОЛЖНО быть применено на низкочастотных диапазонах 35 и 40 МГц.
Выводы были подкреплены практически - ЯК54 с аппаратурой на 2.4 ГГц при общей “земле” борта и зажигания под управлением Aleksa сделал несколько полетов на расстояние не менее 500 м на пределе видимости. Нештатных ситуаций с радио управлением не выявлено.
Спасибо всем кто помогал при проведении испытаний, особенно Aleksу и Юре (ЮЮ).
Эти испытания не много стоят, т.к. главного теста не провели. Самые большие проблемы начинаются при обрыве массы, когда искра начинает “шить” по воздуху. Синфазная наводка на сервы такова, что они начинают дергаться в ужасных конвульсиях и 2.4GHz от этого не спасут, да и ферритовые кольца помогают лишь отчасти…
А в штатной ситуации и 149 футабий приемник не демонстрировал заметной потери дальности, когда я испытывал коллекторный спидконтроллер в качестве киллсвича.
Эти испытания не много стоят
Много или не много - понятие субъективное. И если уж берете на себя смелость оценивать чужой труд, то полезно было бы показать свои реальные работы в данной области радиоуправления. Также рекомендуется прибавлять при оценке IMHO.
Теперь по сути вопроса. Была поставлена чисто практическая задача - установки телеметрической аппаратуры на ДВС самолет. Для измерения всех параметров требовалось иметь общую “землю”. Измерения и тесты дали решение и положительный практический результат. Задача была решена - все летает, телеметрия работает. Тот, кто использует это решение - тому, наверное, это ценно.
Самые большие проблемы начинаются при обрыве массы, когда искра начинает “шить” по воздуху. Синфазная наводка на сервы такова, что они начинают дергаться в ужасных конвульсиях и 2.4GHz от этого не спасут, да и ферритовые кольца помогают лишь отчасти…
Изначально предполагается, что самолет собирает грамотный человек и в процессе полета “масса” не отваливается, SMD детали от приемника не отлетают, сервы сами в полете не отключаются.
“Земля” зажигания ДВС соединяется пайкой отдельным медным многожильным кабелем к точке соединения электронного зажигания и аккумулятора с одной стороны и к картеру двигателя винтом крепления к корпусу с другой стороны. “Землянная” оплетка высоковольтного провода используется только для экранировки. Как может оборваться масса?
Если же Вы говорите об обрыве высоковольтного провода к свече зажигания, то спектр излучения по характеру будет аналогичный эксперименту и принципиально нового в результатах измерений ничего не будет.
А в штатной ситуации и 149 футабий приемник не демонстрировал заметной потери дальности, когда я испытывал коллекторный спидконтроллер в качестве киллсвича.
Если у Вас есть сомнение в моей компетентности в данном вопросе или результатах теста, то предлагаю Вам следующее. В согласованное время мы выезжаем с Вами на поле с бензиновой ДВС моделью, у которой общая “земля” борта и блока электронного зажигания ДВС. У Вас стандартная аппаратура на 35 или 40 МГц (PPM/PCM/…), у меня стандартный Spectrum на 2.4ГГц. Если Вы сможете продемонстрировать “не заметную потерю дальности” с работающим ДВС на указанной аппаратуре в диапазонах 35 и 40 МГц по отношению к Spectrum 2.4 ГГц, то я плачу любую согласованную ранее трехзначную сумму в любой валюте. Если же не сможете сделать этого, то указанную сумму платите мне Вы.
Устроит Вас такой вариант?
Если же не сможете сделать этого, то указанную сумму платите мне Вы.
Устроит Вас такой вариант?
Ого, пари! Оччень интерресно! Я ставлю на победу 2,4гГц.
а вообще на кой хрен делать общую массу для борта и зажигалки? по моему лучше все гальванически развязывать с помощью оптопары и не иметь никаких гловных болей по чатси помех по питалову.
а вообще на кой хрен делать общую массу для борта и зажигалки?
Блок электронного зажигания ДВС имеет на своем разъеме два полезных сигнала - обороты двигателя и напряжение питания аккамулятора зажигания. Эти сигналы с блока зажигания используются блоком телеметрии. При этом установка оптического или магнитного датчика оборотов не требуется.
по моему лучше все гальванически развязывать с помощью оптопары и не иметь никаких гловных болей по чатси помех по питалову.
В случае, когда у Вас единый блок телеметрии и радиоканал телеметрии, сделать опторазвязку можно, но схемотехника будет существенно сложнее и дороже. Да и не нужно уже сейчас это.
Испытания показали, что при переходе на 2.4 ГГц помех каналу радиоуправления нет.
Много или не много - понятие субъективное. И если уж берете на себя смелость оценивать чужой труд, то полезно было бы показать свои реальные работы в данной области радиоуправления. Также рекомендуется прибавлять при оценке IMHO.
Не вопрос, заезжайте покажу. И здесь и там сплошное IMHO, не стоит так переживать. Но еще раз повторюсь, работа в штатных условиях - не интересна, т.к. если и в них не работает, то это сразу видно и так.
Изначально предполагается, что самолет собирает грамотный человек и в процессе полета “масса” не отваливается
Грамотный или нет, не важно, если развалится свечной колпак. Мало кто соединяет массы отдельным способом, т.к. это не удобно. По той же причине производители зажиганий этого не предусматривают.
Если у Вас есть сомнение в моей компетентности в данном вопросе или результатах теста, то предлагаю Вам следующее. В согласованное время мы выезжаем с Вами на поле с бензиновой ДВС моделью, у которой общая “земля” борта и блока электронного зажигания ДВС. У Вас стандартная аппаратура на 35 или 40 МГц (PPM/PCM/…), у меня стандартный Spectrum на 2.4ГГц. Если Вы сможете продемонстрировать “не заметную потерю дальности” с работающим ДВС на указанной аппаратуре в диапазонах 35 и 40 МГц по отношению к Spectrum 2.4 ГГц, то я плачу любую согласованную ранее трехзначную сумму в любой валюте. Если же не сможете сделать этого, то указанную сумму платите мне Вы.
Устроит Вас такой вариант?
4 раза перечитал, но не смог понять сути спора. Т.е. я не утверждал, что в штатной ситуации должна случиться потеря дальности у 2.4, по-этому не понятно зачем Вы ее потащите на поле.
Я утверждал, что проводил эксперимент, со своим спидконтроллером коллекторного двигателя, перешитым под киллсвич. Он, кроме прочего, соединял земли питания борта и зажигания. На ероплане стоял 149 Футабий приемник 72MHz. Потери дальности я не обнаружил. Вы хотите оспорить это? Сожалею, но уже прошлой зимой распродал все перейдя на 2.4, повторить не удастся.
Блок электронного зажигания ДВС имеет на своем разъеме два полезных сигнала - обороты двигателя и напряжение питания аккамулятора зажигания. Эти сигналы с блока зажигания используются блоком телеметрии.
Осмелюсь спросить: это будет обратная связь с модели на какое-то дистанционное устройство? Или подсоединить дисплей и поглядеть на земле?
Осмелюсь спросить: это будет обратная связь с модели на какое-то дистанционное устройство? Или подсоединить дисплей и поглядеть на земле?
А можно для дураков на пальцах объяснить о чем идет речь? Я ничерта не понял про тему исследований. Не потому, что написано не понятно, а, видимо, по серости своей.
При наличии системы искрового зажигания, она не должна быть соединена с приёмником/сервами ни одним проводом при использовании системы управления на частотах 27-72 МГц.
При использовании 2.4ГГц - это требование отпадает.
Это доступно, а каким образом приемник с зажигаловом соединяется? И для чего?
Хотят в полёте измерять обороты двигателя и напряжение питания зажигания, а для этого нужно соединить зажигание с остальным бортом.
Спасибо.
В связи с наличием вопросов, попробую объяснить ещё раз подробнее.
3apw разработал и собрал блок телеметрии, который мы собственно и испытывали. Для упрощения и удешевления конечной стоимости данного продукта, на данный момент в него не стали устанавливать всякие преобразователи типа напряжение-частота и гальванические развязки, например для измерения напряжения аккумулятора зажигания, а просто решили проверить насколько ухудшится соотношение сигнал\шум, если соединить “земли” зажигалки и приёмника и таким образом мерить всё напрямую, в том числе и обороты с выхода зажигалки. Так вот, в диапазоне 2,4ГГц соединять “земли” можно, при этом не ухудшается приём. И в связи с этим “городить огород” в модуле не нужно, ибо не имеет никакого смысла. В диапазоне 35-40МГц я бы “земли” соединять не стал, может случиться самолёту КАПУТ!
Далее, такое упрощение в подключении позволяет цеплять любые датчики к мотору, какие только в голову могут прийти, аналоговые и цифровые, ну хоть лямбда-зонд в глушак вкручивай 😃
Кроме того, к модулю можно подключить датчики тока и смотреть какой ток жрут сервы в полёте, сколько за полёт сожрало мАч ёмкости, датчики высоты и скорости, датчик расхода жидкости, короче, фантазируйте…
Самое интересное - радиоканал! Онлайн обновление данных! rcopen.com
Смотрите, в блоге всё есть. Там даже ВИДЕО есть.
Особо одарённым: “землю” надо подключать тщательнее и отдельным кабелем, чтобы не отваливалась и вообще к постройке самолёта надо относится серьёзнее, а то можно и крыло потерять в полёте и стабилизатор не дай бог…
Особо одарённым: “землю” надо подключать тщательнее и отдельным кабелем, чтобы не отваливалась и вообще к постройке самолёта надо относится серьёзнее, а то можно и крыло потерять в полёте и стабилизатор не дай бог…
Хотел ответить резко,на открытое хамство, но не буду. Хамов ведь везде хватает, к сожалению и этот форум не исключение.
Теперь по предмету, полагаю, что если бы требовалось отдельное подключение, то производители конечно предусмотрели бы это. Специально переговорил с людьми которые собрали не один десяток бензиновых самолетов, думал что я такой отсталый, тоже как-то обходятся. Видимо, компромис между надежностью и удобством находится на стороне удобства, а проблем с надежностью и так нет.
Вы правы, я излишне резко выразился. Приношу извинения…
компромис между надежностью и удобством находится на стороне удобства
Не совсем понимаю о каком удобстве идёт речь?
Если Вы имеете ввиду снятие\установку двигателя и при этом надо открутить лишний винт с заземлением от картера, то уж не знаю кому как, а мне не влом открутить лишний винтик зная, что он имеет достаточно большое значение.
Единственное что не понял из блога, так это можно ли приобрести полный комплект телеметрии, т.е. с передающим и принимающем модулем?
И еще, на сколько понял аппарат снимет данные оборотов с оптического датчика, но сами же вы говорите, что можно снимать с датчика холла, так и проще и надежнее и дешевле. Есть ли какое либо законченное изделие на продажу? Я имею в виду полный комплект. По мне так напряжение борта мне совсем не нужно, да еще и массы соединять (пользую 35 и 40МГц). а вот все что касаемо двигателя более чем полезно. В общем ждемс…
Теперь по предмету, полагаю, что если бы требовалось отдельное подключение, то производители конечно предусмотрели бы это. Специально переговорил с людьми которые собрали не один десяток бензиновых самолетов, думал что я такой отсталый, тоже как-то обходятся. Видимо, компромис между надежностью и удобством находится на стороне удобства, а проблем с надежностью и так нет.
Если надежность и безопасность при полетах Вам превыше всего, то примите следующее как аксиому.
“Земля” к двигателю подается не через оплетку высокольтного кабеля зажигания, а только через отдельный многожильный медный кабель сечением примерно от 1 кв. мм.
Кабель припаивается на клипсу, которая зажимается винтом крепления картера к мотораме.
Оплетка высоковольтного кабеля зажигания используется только для уменьшения помех, а не для работы по постоянному току.
С другой стороны “земляной” кабель припаивается к точке соединения аккумулятора с блоком электронного зажигания.
Все вышесказанное не мое изобретение - так сделано на всех автомобилях, на которых мы ездим.
Относительно удобства не сделать нормальное соединение по “земле”, а потом искать источники помех на управлении - сомневаюсь в разумности такого подхода. Не говоря уже о стоимости бензиновых моделей, подумайте о безопасности окружающих.
Это примерно как ДВС двигатель двумя винтами крепить…
Грамотный или нет, не важно, если развалится свечной колпак.
Если даже развалится свечной колпак, то ничего с каналом управления на 2.4 ГГц не произойдет (в отличии 35 и 40 МГц) - характер спектра будет такой же.
Правильные слова…
Только вот вопрос еще один: Если развалится свечной колпак притом что есть такое соединение массы как вы описали? Почему пойдет помеха на низкочастотный каналы? Только из за того что не экранирован высоковольтный провод?
И еще небольшое уточнение, провод массы кидать именно от аккумулятора зажигания на корпус двигателя, а не с выхода зажигания? Я правильно понял? Почему то все пишут про выход с зажигания, а не массу с аккумулятора зажигания.
Ну и на мой вопрос по приобретению комплекта тоже нет ответа… 😃
Заранее благодарю.
Единственное что не понял из блога, так это можно ли приобрести полный комплект телеметрии, т.е. с передающим и принимающем модулем?
И еще, на сколько понял аппарат снимет данные оборотов с оптического датчика, но сами же вы говорите, что можно снимать с датчика холла, так и проще и надежнее и дешевле. Есть ли какое либо законченное изделие на продажу? Я имею в виду полный комплект. По мне так напряжение борта мне совсем не нужно, да еще и массы соединять (пользую 35 и 40МГц). а вот все что касаемо двигателя более чем полезно. В общем ждемс…
Пока можно приобрести только сам телеметрический блок без радиоканала (в ЛС).
Радиоканал был сделан в нескольких вариантах и сейчас проходит испытания.
Полученные результаты испытаний на 2.4ГГц открывают возможность получения информации об оборотах двигателя с датчика Холла блока электронного зажигания бензиновых ДВС (вместо установки оптического или магнитных датчиков).
Изменения в блоке телеметрии для этого не требуется.
Испытания будут проведены в ближайшее время.
Оптический датчик оборотов необходим только при установки аппаратуры на модели с калильными ДВС и электрички.
Только вот вопрос еще один: Если развалится свечной колпак притом что есть такое соединение массы как вы описали? Почему пойдет помеха на низкочастотный каналы? Только из за того что не экранирован высоковольтный провод?
Помеха на 35 и 40 МГц будет иметь место, так как блок зажигания будет продолжать работать. Импульсный характер выходного сигнала блока зажигания имеет весьма широкий спектр, при этом излучение будет идти как с оплетки высоковольтного кабеля, кабелей питания, так и с корпуса блока зажигания.
И еще небольшое уточнение, провод массы кидать именно от аккумулятора зажигания на корпус двигателя, а не с выхода зажигания? Я правильно понял? Почему то все пишут про выход с зажигания, а не массу с аккумулятора зажигания.
Провод массы должен быть соединен в точке соединения “земли” аккумулятора с блоком зажигания.
Ну и на мой вопрос по приобретению комплекта тоже нет ответа… 😃
Ответил выше.
Провод массы должен быть соединен в точке соединения “земли” аккумулятора с блоком зажигания.
А это как? В смысле, на практике? ☕
Если из блока, торчит трехжильный проводок(одна жила не используется), заканчивающийся стандартным
разъемчиком как на сервах, только “папа”, потом от него идет цепь выключателя питания и индикатора,
и только потом разъем аккумулятора…
В какое место по Вашей теории надо цеплять провод массы, и главное, учитывая его сечение, в сравнении
с остальными проводами, как - ???
ЗЫ У меня блок в жестяном корпусе, и провод я припаял прямо к корпусу, недалеко от резинки, через
которую проходит свечной кабель. Внутри блока, масса на корпус запаяна с печатки в нескольких местах,
что в общем-то по всем законам радиотехники тоже не хорошо, причем, корпус токоведущий(был прецидент -
одна пайка треснула, и искры небыло, пришлось все пропаивать), но, что делать - так с завода сделано…
А это как? В смысле, на практике? ☕
Если из блока, торчит трехжильный проводок(одна жила не используется), заканчивающийся стандартным
разъемчиком как на сервах, только “папа”, потом от него идет цепь выключателя питания и индикатора,
и только потом разъем аккумулятора…
В какое место по Вашей теории надо цеплять провод массы, и главное, учитывая его сечение, в сравнении
с остальными проводами, как - ???
Стандартный разъем с блока зажигания удаляется (извините, воспитание ВПК) и к проводам припаиваются 2.5 мм золоченные разъемы с замочками.
Земляной провод от корпуса двигателя соединяется на разъеме с минусовым проводом блока зажигания.
Полученные результаты испытаний на 2.4ГГц открывают возможность получения информации об оборотах двигателя с датчика Холла блока электронного зажигания бензиновых ДВС (вместо установки оптического или магнитных датчиков).
Ну а для тех кто на низкочастотных каналах? Можно ли использовать ваше оборудование без оптического датчика? Ну понятно, что когда общая земля борта и зажигания, то там идет помеха по низкой частоте, а если не соединено? Мне например не нужно видеть по телеметрии напряжение борта, смогу ли я на 35МГц использовать телеметрия подключаемую к датчику Холла? Лично я не вижу проблем в этом плане, т.е. разницы никакой вроде бы.
Помеха на 35 и 40 МГц будет иметь место, так как блок зажигания будет продолжать работать. Импульсный характер выходного сигнала блока зажигания имеет весьма широкий спектр, при этом излучение будет идти как с оплетки высоковольтного кабеля, кабелей питания, так и с корпуса блока зажигания.
Естественно он будет продолжать работать. Но ведь и контакт земли не пропадет и не будет искрить, т.е. мы имеем постоянный контакт “земли” аккумулятора, а значит и блока зажигания на корпусе двигателя. Например слетает металлический колпачек со свечи, сам высоковольтный провод остается как был на свече. Т.е. мы все во лишь теряем небольшую часть экрана непосредственно на колпачке свечи, только и всего. Как при этом изменится работа зажигания и в частности эфирная составляющая? Понятно что без экрана эфир несколько обогатиться по помехам от потери колпачка, но на работе самого по себе зажигания я не думаю что это должно сказаться…
И еще один вопрос по теме помех, но немного в другой плоскости:
Я хочу провести некоторые испытания как раз в плане помех в эфире при слетании колпачка свечи, либо его неплотного контакта и “дребезга” контакта, при этом имея оплетку на ВВ проводе и не имея ее, а также имея стабильный контакт массы от зажигания на корпусе мотора и имея “дребезг” этого контакта. Собственно вопрос в том, могу или я с помощью цифрового переносного осциллографа каким-либо образом “снять” помеху с эфира? или не обойтись без анализатора спектра? Т.е. условно если меня интересует помеха в трого определенном канале частоты, например 35.120МГц, смогу ли я решить данный вопрос при помощи двухканального осциллографа и если да то как? возможно даже испытание без включения передатчика, т.е. не имея на данной частоте сигнала передатчика, могу ли я анализировать уровень помех на заданной частоте при разных условиях?
Прошу извинить за возможные ошибки в терминах.
Спасибо.
Ну а для тех кто на низкочастотных каналах? Можно ли использовать ваше оборудование без оптического датчика? Ну понятно, что когда общая земля борта и зажигания, то там идет помеха по низкой частоте, а если не соединено? Мне например не нужно видеть по телеметрии напряжение борта, смогу ли я на 35МГц использовать телеметрия подключаемую к датчику Холла? Лично я не вижу проблем в этом плане, т.е. разницы никакой вроде бы.
Если используются РУ на 35/40 МГц и нет необходимости измерять напряжение борта (нет общей “земли” с приемником РУ), то в этом случае телеметрию можно использовать для получения данных об оборотах двигателя, температуре двигателя, напряжении аккамулятора зажигания и др. В этом случае можно использовать как встроенный датчик Холла ДВС, так и оптический датчик для подсчета оборотов. Позже, когда Вы возможно перейдете на 2.4 ГГц, Вы сможете иметь общую “землю” и получать с телеметрии данные по напряжению и токам борта.
И еще один вопрос по теме помех, но немного в другой плоскости:
Я хочу провести некоторые испытания как раз в плане помех в эфире при слетании колпачка свечи, либо его неплотного контакта и “дребезга” контакта, при этом имея оплетку на ВВ проводе и не имея ее, а также имея стабильный контакт массы от зажигания на корпусе мотора и имея “дребезг” этого контакта. Собственно вопрос в том, могу или я с помощью цифрового переносного осциллографа каким-либо образом “снять” помеху с эфира? или не обойтись без анализатора спектра? Т.е. условно если меня интересует помеха в трого определенном канале частоты, например 35.120МГц, смогу ли я решить данный вопрос при помощи двухканального осциллографа и если да то как? возможно даже испытание без включения передатчика, т.е. не имея на данной частоте сигнала передатчика, могу ли я анализировать уровень помех на заданной частоте при разных условиях?
Прошу извинить за возможные ошибки в терминах.
Спасибо.
С помощью достаточно широкопосного осциллографа (полоса пропускния как минимум больше частоты несущей передатчика) Вы сможете составить представление об амплитудных изменениях в случае нормальной работы зажигания и в случае работы со слетевшим высоковольтным проводом.
Если Вы желаете сделать частотный анализ сигнала, то потребуется или анализатор спектра или сканирующий приемник на соответствующий частотный диапазон с индикатором RSSI. Такие приемники для проверки РУ каналов есть в RC магазинах.
Если будет возможность, то можно провести испытания Вашего решения в Бутово.